Разные варианты демоверсий по истории егэ. Из древнерусской литературы

  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • В задании 25 изменены условия выставления баллов по критериям К6 и К7: баллы по этим критериям выставляются только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
  • По критерию К6 может быть выставлен максимальный балл – 3, а не 2, как было ранее.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

  • Часть 1 содержит 19 заданий,
  • Часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут) .

Ответы к заданиям:

  • 1–19 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания).
  • Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы , полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

  • 1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.
  • 2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.
  • З балла - 11, 23.
  • 4 балла - 24.
  • 11 баллов - 25, которое оценивается по .

Минимальный проходной балл – 32.
Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 записан под правильным номером.

Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.

А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.

Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»
3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Стихотворения из кодификатора

В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
  14. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают

возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.

Подготовка к ЕГЭ по истории включает несколько обязательных этапов. В первую очередь необходимо ознакомиться демоверсиями.

Официальный сайт ФИПИ публикует демоверсии КИМ ЕГЭ текущего года, здесь же можно ознакомится и с демонстрационными вариантами предыдущих лет.

Открытый банк заданий поможет вести всестороннюю подготовку по каждому заданию.

Демоверсия ЕГЭ по истории 2018 год с ответами

Вариант задания + ответы Скачать демоверсию
Спецификация demo variant istoriya ege
Кодификатор kodifikator

Изменения в КИМ ЕГЭ по истории 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года отсутствуют.

Всего заданий (в скобках – включая критерии оценивания сочинения) – 25 (31); из них по типу задания: с кратким ответом – 19; с развёрнутым ответом – 6 (12); по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б – 16; П – 8; В – 7.

Максимальный первичный балл за работу – 55.

Общее время выполнения работы – 235 минут

Структура КИМ ЕГЭ 2018 года по истории

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на определение последовательности расположения данных элементов;

– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20–22 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23–25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Ответ: 321
Пояснение:
1) Крымская война – 1853 – 1856 гг. Началась война при императоре Николае I, а завершать её пришлось его сыну, Александру II.
2) Реформа патриарха Никона – 1650-е гг. Реформа привела к расколу Русской православной церкви - отвергнувшие её стали называться старообрядцами.
3) Падение Византийской империи - 1453 г. Турки-османы захватили столицу Византии, Константинополь.

Задание 2.

Ответ: 2643
Пояснение:
А) Первое летописное упоминание о Москве было при ростово-суздальском князе Юрии Долгоруком. Если мы говорим об отдельном ростово-суздальском княжестве, значит, это событие относится к периоду политической раздробленности на Руси. Классическая дата начала раздробленности - 1132 г., смерть сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого. А поставил точку в объединении русских земель Василий III, правивший в первой трети XVI в. В этот промежуток входит лишь одна дата - 1147 г.
Б) Карибский кризис - одно из важных событий Холодной войны, которая началась уже после окончания Второй мировой войны. Мы также помним, что этот кризис разразился при Хрущёве (1953 – 1964 гг.). Значит, из списка подойдёт только 1962 год.
В) Бородинская битва - сражение Отечественной войны 1812 г. Год определяется автоматически.
Г) Медный бунт - наряду с Соляным бунтом, восстанием Степана Разина, Соловецким сидением дал XVII веку наименование «бунташный». К этому веку относится только 1662 год.

Отметим события, произошедшие в оставшиеся годы: в 988 году князь Владимир принял христианство по православному образцу, а в 1939 году СССР подписал пакт о ненападении с Германией, ввёл войска в Польшу, столкнулся с Японией на Халхин-Голе в Монголии.

Задание 3.

Ответ: 46
Пояснение:
1) Вольные хлебопашцы - крестьяне, которых помещики могли отпускать за выкуп, согласно указу Александра I от 1803 г.
2) Министерства - ими Александр I заменил петровские коллегии в 1802 г.
3) Декабристы - представители дворянства, решившие не допустить воцарения императора Николая I после смерти Александра I. Их восстание произошло 14 декабря 1825 г.
4) Третьеиюньский переворот - 3 июня 1907 года Николай II распустил II Государственную Думу, так как в ней было слишком много оппозиционных левых сил. Роспуск Думы сопровождался принятием новых избирательных законов, благодаря которым в новый созыв не смогли проникнуть враждебные царю силы. Этот государственный переворот означал окончание революции 1905 – 1907 гг.
5) Мировые судьи - эта должность в российском судопроизводстве появилась после судебной реформы 1864 года Александра II. Тогда же появились присяжные заседатели, принцип состязательности прокурора и адвоката (присяжного поверенного), принцип гласности и равенства. Должность мировых судей была упразднена в ходе контрреформ Александра III.
6) Октябристы - это члены либеральной партии «Союз 17 октября». Именно в этот день в 1905 году Николай II подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», благодаря которому в России появились выборы и Госдума. Октябристы горячо приветствовали эти преобразования, поэтому назвали партию в честь манифеста. Другие либералы того времени - партия Конституционных демократов (кадетов) - считали, что Манифест хорош, но его не достаточно, стране нужна Конституция. Октябристов ни в коем случае нельзя связывать с октябрьским переворотом 1917 г. (Октябрьской революцией).

Задание 4.

Ответ: земщина
Пояснение:
Опричниной называют не только особый период в правлении Ивана IV (1565 – 1672 гг.), но и лучшие территории страны, конфискованные у бояр и находящиеся в этот период в личной собственности царя. Все остальные земли в стране составляли земщину - там было своё управление и войско.

Задание 5.

Ответ: 5314
Пояснение:
А) Древнерусским государством мы называем Русь от объединения Новгорода и Киева князем Олегом до начала политической раздробленности - т.е. период с 882 до 1132 гг. В этот период входит правление в Киеве Ярослава Мудрого, его сыновей и внука, Владимира Мономаха, которые сформировали единые законы для всей Руси («Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха») под общим названием «Русская Правда».
Б) Избранная рада - ближайшие сподвижники царя Ивана IV, на советы которых он опирался в первую часть своего правления (1549 – 1560 гг.). Одним из первых преобразований Избранной рады стало проведение в 1549 году первого Земского собора - сословно-представительного совещательного органа власти, т.е. состоящего из представителей всех сословий (боярства, духовенства и др.), кроме крестьянства. Помимо этого Избранная рада приняла новый Судебник (1550 г.), провела военную, приказную, церковную реформы.
В) Понятие «просвещённый абсолютизм» связано с именем императрицы Екатерины Великой (1762 – 1796 гг.). Абсолютная власть монарха опиралась на идеи эпохи Просвещения - о гуманизме, высшей ценности человека и его жизни. Екатерина состояла в переписке со многими деятелями Французского Просвещения - Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Свои воззрения Екатерина сформулировала в «Наказе Уложенной комиссии». Уложенную комиссию же она созвала для создания нового законодательства в духе «просвещённого абсолютизма». В комиссию входило более 500 человек, в т.ч. из государственных крестьян, казаков, национальных меньшинств.
Г) Первые революционные преобразования большевиков были возможны только после организацией ими октябрьского переворота 1917 г., также известного как Октябрьская революция. С марта 1917 г. (после февральских революционных событий) в России было двоевластие: после отречения Николая II от престола власть поделили Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Октябрьский переворот прекратил ситуацию двоевластия в России, ликвидировав Временное правительство и отдав всю власть Советам, где к тому времени властвовали большевики. II Всероссийский съезд Советов, прошедший сразу после октябрьского переворота, принял первые декреты - «О мире», «О земле» и «О власти». Их и относят к первым преобразованиям большевиков.

Обсудим оставшиеся варианты.
Иван III (1462 – 1505 гг.) принял Судебник в 1497 году. Этот документ положил начало закрепощению крестьян, установив правило перехода крестьян к другому помещику раз в год - за неделю до и через неделю после Юрьева дня (26 ноября).
О том, когда было создано Временное правительство, мы уже сказали.

Задание 6.

Ответ: 3625
Пояснение:
А) Этот фрагмент - выдержка из документов Венского конгресса (1814 – 1815 гг.). Конгресс собрал представителей всех европейских стран, воевавших против Наполеона, который к тому времени был разгромлен. По итогам наполеоновских войн европейские страны и заключили упоминаемый в отрывке Парижский трактат. По решениям Венского конгресса довоенные границы в Европе были преимущественно восстановлены, а Россия получила Герцогство Варшавское (это герцогство было создано Наполеоном в 1807 г. из части бывших земель Речи Посполитой). Новая территория вошла на правах автономии получила название Царства Польского. В 1815 году Александр I даже даровал полякам Конституцию, но в 1831 году они подняли восстание против власти России. К этому источнику относятся характеристики 3 и 6.
Б) Этот отрывок взят из Ништадского мира, завершившего Северную войну (1700 – 1721 гг.). Эту войну вёл Пётр I против Швеции и её короля Карла XII, который умер до её завершения. В документе Швеция именуется на старинный манер королевством Свейским. Перечисленные в отрывке территории - Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия - находятся на побережье Балтийского моря и примерно соответствуют территориям современных Латвии, Эстонии и частично Ленинградской области России. К этому источнику подходят характеристики 2 и 5.

Прокомментируем «лишние» характеристики. В Берлине было подписано три важных документа, относящихся к истории России. Это Берлинский трактат 1878 г., в котором были пересмотрены положения Сан-Стефанского мира после завершения Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Второй документ - акт о безоговорочной капитуляции Германии, подписанный в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте. Третий - решения Потсдамской конференции, прошедшей в пригороде Берлина, Потсдаме, 17 июля – 2 августа 1945 г.
А.Л. Ордин-Нащокин жил в XVII в. и был правой рукой царя Алексея Михайловича, главой Посольского приказа. К его достижениям относится подписание Андрусовского перемирия 1667 г. с Речью Посполитой: по этому договору Левобережная Украина воссоединилась с Россией.

Задание 7.

Ответ: 246
Пояснение:
1) Частная собственность на землю была законодательно запрещена, допускалась лишь непродолжительная аренда земли.
2) Хозрасчёт (хозяйственный расчёт) - это самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление предприятия. Т.е. хозрасчёт предполагает закрытие убыточных, не приносящих прибыли предприятий. Это очень похоже на функционирование предприятий в условиях рынка, частичные уступки которому и предусматривал нэп.
3) Денационализация предполагает передачу национализированных предприятий обратно в частные руки. Такой возврат в период нэпа был предусмотрен для мелких и средних предприятий - мастерских, ателье и т.п., но никак не для крупной промышленности.
4) Во время нэпа биржи и банки вновь открылись, что ненадолго оживило рыночные механизмы.
5) Государственная монополия на внешнюю торговлю была очень дорога советскому руководству, поэтому даже ради нэпа её не отменили. Начало её отмены пришлось на 1987 год, а окончательно она исчезла только после распада СССР в 1991 году.
6) Концессии при нэпе - это инвестирование иностранных предпринимателей в советские государственные предприятия. Ленин рассматривал концессию как небольшую уступку рынку: он видел в ней аренду иностранными капиталистами части предприятия при сохранении государственной собственности на средства производства.

Задание 8.

Ответ: 453
Пояснение:
А) Первой конференцией стран-участниц антигитлеровской коалиции была Тегеранская (ноября – декабря 1943 г.). Главным её решением считают договорённость об открытии США и Великобританией второго фронта, в Западной Европе. Следующая конференция состоялась уже в феврале-марте 1945 г. в Ялте. А последняя встреча союзников прошла уже после окончания Великой Отечественной войны в пригороде Берлина, Потсдаме - об этом мы говорили при разборе задания 6.
Б) Ночным тараном называют приём в воздушном бое, при котором один самолёт сбивает другой в условиях тёмного времени суток. Одним из первых такой манёвр совершил лётчик В.В. Талалихин. Упомянутый в вариантах ответа Н.Ф. Гастелло прославился огненным тараном - он сбил вражеский самолёт уже подбитой и горящей машиной.
В) Крупнейшее танковое сражение в ходе Курской битвы прошло под деревней Прохоровка 12 июля 1943 г. - в нём приняло участие более 1200 танков. А вот у разъезда Дубосеково под Волоколамском Московской области в 1941 г. сражались солдаты стрелковой дивизии под командованием И.В. Панфилова. В советское время была широко распространена история о 28 героях-панфиловцев, которые якобы в течение 4 часов удерживали танки противника. В 2015 году историки доказали, что эта история была журналистской выдумкой.

Задание 9.

Ответ: 4356
Пояснение:
А) Ледовое побоище, или битва на Чудском озере, состоялась 5 апреля 1242 г. между войсками Ливонского ордена и отрядами новгородцев под предводительством князя Александра Невского. Биться с немцами пришлось за завоёванные ими Изборск и Псков. А своё прозвище Александр Ярославич получил двумя годами ранее за битву на реке Неве со шведскими воинами.
Б) В Ливонской войне (1558 – 1583 гг.), которую вёл Иван IV за выход к Балтийскому морю, одним из ведущих полководцев был князь Андрей Курбский. Правда, в 1564 г. Курбский предаёт Ивана Грозного и переходит на сторону главного врага России - Великого князя Литовского Сигизмунда II Августа.
В) Полтавская битва 1709 г. - одно из ключевых сухопутных сражений Северной войны (1700 – 1721 гг.), которую вёл Пётр I. Командовал войсками в это время один из ближайших сподвижников Петра А.Д. Меншиков.
Г) Во время Гражданской войны одному из представителей белого движения П.Н. Врангелю удалось надолго закрепиться в Крыму и даже провести там некоторые реформы. Разгромить его удалось только силами М.В. Фрунзе к ноябрю 1920 г. Это событие считается окончанием основного этапа Гражданской войны.

Рассмотрим оставшихся деятелей: А.А. Брусилов - командующий Юго-Западным фронтом, совершивший в мае – сентябре 1916 г. Брусиловсикй прорыв: успешную операцию по захвату территорий в Галиции. В мае 1917 г. Брусилов на несколько месяцев стал Верховным главнокомандующим Русской армии. Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого, великий князь Владимирский (1157 – 1174 гг.), захвативший и разоривший Киев в 1169 г.

Задание 10.

Ответ: Хрущёв
Пояснение:
Фраза «…я критиковал Сталина…» сразу даёт нам понять, что дело происходит уже после его правления. Фамилия Булганина прочно ассоциируется с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущёва. И сам Хрущёв - единственный советский руководитель, который занимал должность не Генерального, а Первого секретаря ЦК КПСС.

Задание 11.

Ответ: 862951
Пояснение:
А) Отмена крепостного права произошла в ходе крестьянской реформы Александра II в 1861 г.
Б) Владимир Мономах стал киевский князем в 1113 г., а Третий крестовый поход прошёл в 1189 – 1192 гг., т.е. в XII в.
В) Василий III присоединил Псковскую землю к Московскому княжеству в 1510 г., т.е. в XVI в.
Г) В XVI в. Мартин Лютер выступил с 95 тезисами с критикой католической церкви, что положило начало Реформации и распространению новой ветви христианства - протестантизма. Это выступление произошло в 1517 г.
Д) Во время правления Екатерины II в 1783 г. Крымское ханство вошло в состав Российской империи.
Е) Конституция США - самая старая в мире, её приняли через несколько лет после получения американскими колониями независимости от Великобритании в 1787 г.

Разберём оставшиеся элементы: гражданская война в Англии - длительный процесс, состоящий из нескольких больших этапов, проходивший в XVII в.; Столетняя война между Англией и Францией длилась 116 лет и завершилась в 1453 г.

Задание 12.

Ответ: 346
Пояснение:
1) Корниловский мятеж, о котором в отрывке идёт речь, произошёл в августе 1917 г. - между февральскими и октябрьскими революционными событиями.
2) СНК - Совет народных комиссаров появился только после октябрьского переворота 1917 г. В отрывке речь о Временном правительстве под председательством А.Ф. Керенского.
3) Фраза «И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны» свидетельствует о том, что автор сторонник продолжения войны.
4) Фраза «…генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, <…> считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране» свидетельствует о положительном отношении автора к действиям Л.Г. Корнилова.
5) Выступление Л.Г. Корнилова во многом было направлено против прихода к власти большевиков, поэтому их поддержки у него точно не было.
6) Корнилов не смог получить и поддержки председателя Временного правительства А.Ф. Керенского, и не сумел самостоятельно осуществить запланированные «решительные меры» - милитаризацию, запрет революционных организаций, введение смертной казни. Его мятеж провалился.

Задание 13.

Ответ: десятый
Пояснение:
На карте обозначены походы князя Святослава Игоревича (см. пояснение к заданию 14), унаследовавшего престол в 945 г. и правившего по 972 г., т.е. в X веке.

Задание 14.

Ответ: Святослав
Пояснение:
Все обозначенные походы начинаются в Киеве: на север - в земли вятичей, на северо-восток - в Волжскую Булгарию, на юго-восток - в Хазарский каганат и далее к Тмутаракани, на юг - в Дунайскую Болгарию против Византии. Такое большое количество походов по разным направлениям было совершено князем Святославом Игоревичем, который был славен своей воинственностью и страстью к завоеваниям.

Задание 15.

Ответ: 146
Пояснение:
1) Рядом с цифрой «5» на карте находится союз ильменских словен. Их название связано с расположенным неподалёку озером Ильмень. Новгород же стоит на реке Волхов, которая вытекает из этого озера.
2) Перемышль был завоёван сыном Святослава, Владимиром, в 981 г.
3) Цифрой «6» на карте обозначена столица Византии, город Константинополь (Царьград). Там, согласно летописи, приняла крещение бабушка Владимира, княгиня Ольга. Сам Владимир был крещён в Корсуни, что в Крыму.
4) Столица древлян, Искоростень, обозначена на карте. Искоростень получил известность после сожжения в 945 г. княгиней Ольгой в отместку за убийство её мужа, князя Игоря.
5) Цифрой «4» на карте обозначен Итиль - столица Хазарского каганата. Столица Волжской Булгарии - Булгар - тоже расположен на Волге, но севернее.
6) По «Повести временных лет» князь Олег совершил в Византию морской поход, обозначенный на схеме цифрой «2» в 907 г. Согласно летописи, Олег пришёл к Царьграду с 2000 кораблей. Результатом стал выгодный торговый договор Руси и Византии.

Б) «Домострой» - руководство по обустройству быта и семейной жизни, с религиозными и иными наставлениями было создано протопопом Сильвестром в XVI в. на основе более ранних сборников правил поведения. Считается, что он обобщил эти сведения для молодого царя Ивана IV.
В) Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» повествует о церковном расколе, вызванном реформами патриарха Никона в XVII в. Не принявшие реформы старообрядцы, в частности, признавали совершение крестного знамения не тремя, а только двумя пальцами. Именно этот жест демонстрирует боярыня Морозова на картине.
Г) Роман-эпопею «Тихий Дон» М. Шолохов писал с 1925 г. по 1932 г. В нём рассказывается о жизни донских казаков в период Первой мировой войны, революционных событий 1917 г., Гражданской войны. Шолохов получил за этот роман Нобелевскую премию по литературе, правда, только в 1965 г.

2) Указанный на марке год рождения М.Н. Тухачевского - 1893 г. Правление Николая II продолжалось с 1894 г. по 1917 г. Значит, Тухачевский родился ещё в правление Александра III.
3) В июне 1919 г. во время Гражданской войны М.Н. Тухачевский прославился Бирской операцией, проведённой недалеко от Уфы. Благодаря ей Красной армии был открыт путь к Южному Уралу. Первая мировая война для России завершилась 3 марта 1918 года подписанием Брестского мира, что было намного раньше Бирской операции.
4) Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г., т.е. до её начала Тухачевский не дожил около 4 лет и быть её участником не мог.
5) Год выпуска марки указан на ней - 1963 г. Н.С. Хрущев управлял Советским Союзом по 1964 г., и марка была выпущена в это время.

Задание 18.

Ответ: 34
Пояснение:
1) Монета «Победа над фашистской Германией. XX лет» посвящена победе в Великой Отечественной войне, завершённой 9 мая 1945 г., т.е. после смерти Тухачевского.
2) Монета «170 лет Российским железным дорогам» посвящена открытию первой железной дороги страны в 1836 г. - Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск. Это было задолго до рождения Тухачевского.
3) Монета «100-летие парламентаризма в России» посвящена началу работы I Государственной Думы в апреле 1906 г. - это событие входит в годы жизни Тухачевского.
4) Монета «Союз Советских Социалистических Республик. 60 лет» посвящена подписанию союзного договора от 30 декабря 1922 г., по которому РСФСР, Закавказская СФСР, Белорусская ССР и Украинская ССР объединились в Советский Союз. Это событие произошло при жизни Тухачевского.