Тема дружбы в художественных произведениях английских. Тема дружбы в произведениях

Примеры настоящей дружбы вдохновляют и окрыляют. Именно ради этого мы берем в руки книгу и погружаемся в выдуманный автором мир.

Далеко не всем посчастливилось познать, что такое настоящие дружеские в жизни, но буквально каждый может увидеть дружбу на шелестящих страницах и поучиться верности и отваге, искренности и сплоченности.

Дружба бывает самой разной, однако, независимо от обстоятельств, она всегда основывается на безоговорочной верности и товарищеской преданности.


Примеры настоящей дружбы в русской литературе

«Повесть о дружбе и недружбе»

Это даже не книга, это повесть, которая с самого начала была «нежеланным ребенком» у братьев Стругацких.

Однако впоследствии поучительная притча стала популярна и любима.

Если вы откроете ее страницы, то увидите чудесный пример мужественного преодоления себя и собственных страхов ради помощи другу.

Мальчик Андрей Т. вынужден провести Новый год в одиночестве, лежа в кровати с больным горлом.

Семья уехала и лишь дедушка «кемарит» возле телевизора.

Он звонит своему другу Гене-Абрикосу, тот обещает навестить его в 21:00. Но в указанное время его нет, а из динамика «Спидолы» звучит призыв о помощи.


Андрей сомневается, идти ли ему, но вспоминает, как смело бросился защищать его Генка в минуту опасности и одевается, боится спускаться в подземелье и все же идет.

За ним никто не наблюдает, он фактически остается один, потому свернуть с дороги просто. Но Андрей смелее, чем думает.

Малец упорно преодолевает преграды на пути к спасению друга. А их, скажем прямо, немало и при этом открыта возможность беспрепятственно свернуть назад.

Каждый раз, хотя и не без колебания, выбирая «путь для смелых», герой доходит до самого конца. Мрачные образы вокруг твердят, что Генка просто покинул его на произвол судьбы…

Проснувшись, он обнаруживает себя лежа в кровати, а в дверях стоящего Абрикоса.

Гость виновато оправдывается, что опоздал на несколько часов, но жаждет загладить вину и дарит нашему герою самое дорогое, что у него есть - альбом с марками.

Этот маленький рассказ является примером настоящей, большой дружбы в литературе.

Несмотря на малое количество страниц, смысл в нем заложен великий. Нужно преодолевать себя и никогда не сдаваться, если друг нуждается в твоей помощи.

Дружба между Штольцем и Обломовым

Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов - натуры совершенно разные и выглядят, как две противоположности, но если присмотреться повнимательней, становится понятно, что это стороны одной медали.

Просто два влюбленных в мир, пытливых ребенка росли в совершенно разных условиях.

Маленькому Андрею была дарована практически полная свобода действий, можно было изучать мир и готовиться к тому, ч то жизнь его «обретет другие, более широкие размеры».

Илья же был тепличным, «залюбленным» родителями мальчиком, что и подавило всякое стремление действовать. Их дружба строилась на трепетном сопереживании, они искренне хотели помочь друг другу.


Взрослый Штольц всячески пытался сподвигнуть Обломова ,

Илья Ильич наоборот, прививал стремление к спокойной, тихой, «обломовской жизни».

В итоге «победил» второй, но это не сделало Андрея счастливым.

Эти два персонажа нуждались в раскрытии собственного потенциала и .

В идеале из двух этих личностей нужно было бы слепить одно, полноценное. Это пример настоящей дружбы из русской литературы, которая, увы, закончилась трагично .

Каждому не хватало чего-то для полного счастья:

  1. Штольцу - чувственности, любви и мира в сердце
  2. Обломову - жажды к жизни и действию

Совет: если хотите найти примеры настоящей дружбы в произведениях русской литературы, рекомендуем присмотреться также к роману «Рыцари сорока островов» Лукьяненко.

Примеры настоящей дружбы из зарубежной литературы

Доктор Ватсон хотел найти дешевое жилье в «лондонской пустыне» за умеренную арендную плату.

Потому изначально знакомство и дружба с Шерлоком Холмсом строилась на финансово-выгодных условиях. Они вместе снимали квартиру.

Немного времени спустя завязалась дружба, а точнее сказать - мощная этих двух персонажей.

Ватсон - жизнерадостный, но скучный человек, только что вернувшийся из Афганистана.

Он еще не нашел себе занятие, которое компенсировало бы адреналин, к которому безоговорочно привык.

И это его гнетет, хотя за маской «истинного джентльмена» этого почти не заметно.


Шерлок, наоборот, флегматик, отягощенный периодической меланхолией.

Он то активен, то пассивен, то работает без устали и днем и ночью, то не может неделями слезть с кресла и морфия.

В общем, это была артистическая натура с неустойчивой психикой.

Ватсон как бы уравновешивал его, был надежным спутником и .

Он мужественно терпел все его издевки о своем «посредственном уме» и параллельно наслаждался адреналином, сопутствующим их приключениям.

Шерлоку была очень нужна эта дружба. Порой только она объединяла его вскипевший разум с действительностью.

При этом каждый из них был искренен и помог товарищу не один десяток раз.

Дружба Фродо и Сэма

Буквально каждый из нас смотрел «Властелин колец» или читал роман. Примеров настоящей дружбы в этом произведении масса.

В принципе, буквально вся трилогия наполнена идеей дружбы и самопожертвования. Возьмем хотя бы Фродо и Сэма.

Из скромного, замкнутого садовника Сэм становится верным оруженосцем и спутником.

Он старается во всем угодить и поддержать друга, наблюдая какую ношу ему приходится нести (Кольцо Всевластия).


Это отличный пример взаимоотношений, когда только дружеские чувства Сэма спасают всю ситуацию в принципе:

  1. Попав в плен к Фарамиру, он заступается за друга
  2. Находит хлеб, единственную пищу, что выкинул Горлум в пропасть
  3. Сражается с гигантской паучихой Шелоб
  4. Вырывает Фродо из лап орков

Героем его никто не называет, ему этого и не нужно, он просто настоящий друг.

Эта дружба, по сути, неравноправна, Сэм отдает намного больше, чем получает. Зато из робкого мечтателя он становится смелым и мужественным воином и неотъемлемой частью великих событий.

Даже последние строчки романа заканчиваются словами Сэма, который как бы ставит точку в своем приключении.

Он сделал для друга все что мог и добро победило. Примеры настоящей дружбы из литературы для сочинения с легкостью находятся на страницах этого эпика.

Совет: почитайте «Три товарища» Ремарка. Это поможет возродить вашу веру в .

Дружба великих людей

Настоящим талантам всегда сложно найти себе место в реальной жизни.

И еще сложнее - искреннего товарища, готового всегда прийти на выручку. Но некоторым из них повезло больше прочих.

Когда они познакомились, Хелен было четырнадцать лет, а Марку Твену - пятьдесят с небольшим.

Девушка напоминала ему собственную дочь, поэтому они подружились и проводили много времени вместе.

Хелен после перенесенной скарлатины была слепа и глуха, каждое социальное взаимодействие давалось ей с трудом.

Твен всячески поддерживал, восхищался стойкостью и старался никогда не подчеркивать ее физические недостатки.

Келлер сама признавалась, что рядом с ним чувствовала себя свободно, а не как калека.

Благодаря его помощи , девушка получила образование в колледже и стала первым слепоглухим человеком со степенью бакалавра.


Это дало мощный толчок на пути к ее карьере, которая удалась на 100%.

Она стала писательницей, политическим деятелем и активисткой. Можно сказать, даже национальной героиней для таких же людей с физическими недостатками.

Хелен наладила процесс обучения слепоглухонемых в Америке.

Основу своей истории она изложила в пьесе «Сотворившая чудо». Ее жизнь и вправду стала чудом, благодаря искренней дружбе с М. Твеном.

Этот пример настоящей дружбы из истории говорит о том, что никогда не стоит унывать, если рядом надежное плечо.

Оказывается, тот самый переломный момент, который разделил жизнь Эллы на «до и после», пришелся на выступление в клубе «Мокамбу» в 1955 году.

Проблема заключалась в том, что хозяин заведения просто не считал подобную музыку перспективной.

Монро стала свидетельницей разговора и заступилась за талантливую артистку: «Я сяду за центральным столиком и пресса в любом случае будет заинтересована», - предложила блондинка.

После этого Элла проснулась звездой и сама выбирала, где ей выступать.

Это стало началом трепетной дружбы двух талантливейших девушек своего времени.


Конан Дойль и Гудини

Да, эти два известных джентльмена были друзьями.

Они не могли найти единого мнения только относительно вопроса, связанного со спиритизмом.

Гудини был ярым противником медиумов и мистических салонов, модных в то время.

Иллюзионист сам знал множество уловок, потому спешил разрушить ореол загадочности очередной мистической дивы, связанной с миром мертвых.

Дойль, наоборот, свято верил в подобное, после того как «смог» связаться со своим покойным сыном.

Гудини на протяжении всей их дружбы всячески старался переубедить товарища, но, судя по всему, его попытки оказались тщетными.


Совет: возможно, вам понравится историческая литература. К примеру, про приятельские отношения Вольтера и Фридриха II Великого.

Дружба в жизни - живые примеры верности и искренней любви

Примером настоящей дружбы из жизни может стать невыдуманная история о семилетнем пареньке и его больном приятеле.

Американский мальчик Дилан Сигл узнал, что его лучший друг Джона страдает от генетического заболевания печени (Гирке) и на его лечение, а точнее, изучение болезни требуется много денег.

Недолго думая, парень нарисовал маленькую книгу, которую подписал: «Плитка Шоколада».

Там он назвал оказание помощи лучшему другу «самой большой плиткой шоколада», выразив этой прекрасной детской метафорой свое отношение к проблеме.

Ему удалось продать копий этой книги на 75 000 долларов!

В итоге он собрал средств больше, чем мог любой медицинский фонд!


Они всегда были лучшими приятелями, но судьба усадила Джастина на инвалидную коляску.

Казалось, это был конец, но на самом деле это стало лишь началом их дружбы.

Они организовали совместный проект под названием «Я буду толкать тебя» («I ’ ll push you»), целью которого было пройти вместе по Пути Святого Иакова в Испании.

Это на минуточку 800 километров пешей дороги, на протяжении которой Патрик толкал Джастина вперед.

Просто в какой-то момент один почувствовал, что должен сделать это, а второй согласился ему помочь.

Их посчитали безумцами и всячески отговаривали, но в итоге все получилось и они достигли .

У ребят много планов и они верят в себя, ведь дружба способна преодолеть любое препятствие!


Пожилой Дэн Петерсон овдовел и утратил всякую страсть к жизни. Его мучила депрессия, и он совершенно не улыбался.

В супермаркете американец случайно познакомился с четырехлетней девочкой Норой, у которой был день рождения.

Она сама заговорила с ним, дружелюбно пообщалась и сфотографировалась на память.

Благодаря этой фотографии и вездесущим социальным сетям, маме девочки стало известно о печальном самочувствии мистера Петерсона, и она пригласила его в гости.

Так завязалась дружба между двумя такими разными людьми - маленькой девочкой и пожилым мужчиной.

По сути, крошка обрела второго дедушку. Они кушают сладости и дарят друг другу подарки.

Депрессия прошла, и, по признанию Дэна, он впервые за много дней перестал страдать от .

Они даже отпраздновали День Благодарения вместе. К счастью, случайная встреча обернулась в искреннюю, исцеляющую дружбу.

Совет: никогда не отказывайтесь от новых дружеских отношений, возможно, они перевернут вашу жизнь!

  • Дружба запросто может перерасти во вражду
  • У настоящих друзей нет секретов друг от друга, они готовы прийти она помощь в любой ситуации
  • Настоящие дружеские отношения ничто не способно испортить
  • Быть друзьями могут совершенно разные люди
  • Дружба не означает единство взглядов не жизнь
  • Друзья способны научить друг друга чему-то новому

Аргументы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Дмитрий Разумихин — настоящий друг Родиона Раскольникова. Он отзывчивый, открытый, добрый человек. Именно Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым: находится рядом, приглашает доктора. Так же хорошо он относится и к сестре, и к матери друга. Разумихин до последнего не верит в то, что Раскольников совершил убийство. Он пытается оправдать друга, ссылаясь на болезнь. Но когда правда становится очевидной, герой не бросает Раскольникова. Дмитрий Разумихин женится на Дуне, его сестре, и через три-четыре года, когда накопит необходимое количество денег, собирается перебраться в Сибирь, где друг отбывает каторгу.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». История дружбы Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова проходит через все произведение. Однако спорно то, что это действительно дружба. Аркадий — последователь Базарова, в начале романа во всем с ним соглашающийся. Сам Евгений Базаров — зрелая личность с собственными взглядами на жизнь, свое место в мире. Жизненные ценности героев противоположны. Аркадий Кирсанов привязан к Базарову, а вот Евгений считает, что у него нет друзей. Между ними не может быть настоящей дружбы, потому что она не может быть основана на подчинении одного человека другому. С течением времени герои только отдаляются от друга. Разрыв их отношений полностью закономерен.

И.А. Гончаров «Обломов». Андрей Штольц и Илья Обломов — совершенно разные люди, но они тянутся друг к другу. Штольц с удовольствием приезжает к Обломову, а последний с радостью его встречает. Они пронесли свою дружбу через годы. Только на протяжении свой жизни Андрей Штольц был активен, стремился к развитию, а Илья Обломов ленился и постепенно угасал. Когда Обломов умер, Штольц взял его сына Андрюшу себе — это еще одно доказательство их настоящей дружбы.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Истинной, настоящей можно назвать дружбу между князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Они честны и откровенны друг с другом. Князь Андрей заботится о будущем Пьера: еще в начале произведения он просит друга отказаться от компании Курагина. Герои советуются друг с другом, вместе переживают самые сложные моменты их жизни. Они могут спорить, их взгляды в чем-то расходятся, но это не мешает дружбе. Не просто так князь Андрей просит Наташу Ростову в любой ситуации обращаться за помощью именно к Пьеру. Хотя сам Пьер влюблен в Наташу, он не смеет ухаживать за ней даже после отъезда друга. Герой помогает девушке пережить одну из самых тяжелых для нее ситуаций — попытку сбежать с Анатолем Курагиным. Дружба между Пьером Безуховым и Андреем Болконским — тот идеал, к которому нужно стремиться.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Многие называют отношения Евгения Онегина и Владимира Ленского дружбой, но вряд ли это на самом деле так. Онегин общался с Ленским больше от скуки, чем из интереса. Он считал себя мудрее, думал, что со временем и молодой поэт поймет истинную суть жизни. Хорошие отношения героев переросли во вражду из-за того, что Евгений на зло Ленскому весь вечер танцевал с Ольгой, его невестой. Владимир Ленский вызвал героя не дуэль и погиб от его рук в честном поединке. Однако чувства Евгения Онегина после дуэли подтверждают то, что он в глубине души считает случившееся неправильным.

А.С. Пушкин «Дубровский». Вражда между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кириллой Петровичем Троекуровым — основа сюжета знаменитой повести. Герои дружили с юности, их многое сближало, их дружбе завидовали. К вражде привела смешная, казалось бы, ситуация: слуга Троекурова своими словами ненамеренно оскорбил Дубровского. Оба героя были очень упрямы, поэтому исчерпать конфликт мирными способами не получилось. Подлость Кириллы Петровича обернулась сумасшествием и смертью Андрея Гавриловича. Могла ли настоящая дружба перерасти в смертельную вражду? Нет. Скорее всего истинной дружбы не было.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Дружба и товарищество — очень близкие понятия. Для Тараса Бульбы товарищество является огромной ценностью, включающей справедливость, совместные усилия для защиты Родины, честность друг перед другом. Перед решающим сражением герой произносит речь о товариществе, которая сильно воодушевляет запорожцев, призывая «породниться родством по душе». Отношения между казаками — проявление настоящей дружбы, проверенной делами.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Дружба с лордом Генри отрицательно сказывается на молодом красавце Дориане Грее. Именно слова Генри Уоттона побудили юношу пожелать, чтобы вместо него старел портрет, написанный Бэзилом Холлуордом. Лорд Генри постоянно подталкивает Дориана на совершение безнравственных поступков. Ценности гедонизма, которые проповедует Генри Уоттон, губят душу юноши. Вряд ли можно увидеть что-то хорошее в дружбе между этими героями.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света. Цицерон

30 июля во всем мире отмечается Международный день дружбы. Это один из самых “молодых” праздников, решение о его учреждении Генеральная ассамблея ООН приняла только в 2011 году.

Мы уверены, что для кого-то этот день станет повод позвонить старым друзьям или встретиться с другом, которого давно не видел или собраться большой и шумной компанией. Этот день также хорош тем. что дает возможность вспомнить, какое количество прекрасных книг посвящено дружбе.

В нашей сегодняшней подборке – на наш взгляд, 7 самых лучших произведений. Большую часть из них мы все прочитали в юности, но от этого они не стали менее актуальными. А кого-то наш список, возможно, подтолкнет взять с полки книгу, чтобы узнать о настоящей дружбе.

Александр Дюма. Три мушкетера

Одна из самых экранизируемых книг во всем мире. Книга о любви, дружбе, верности и принципах. Похождения отважного гасконца Д’Артаньяна и его друзей – мечта любого юноши.

Достаточно сказать, что общий тираж книги – более 70 миллионов экземпляров!

“Пора-пора-порадуемся!”

Дж. Р.Р. Толкин. Властелин колец

Роман-эпопея английского писателя Дж. Р. Р. Толкина – самое известное произведение жанра фэнтези. «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля».

Приключения Фродо и его друзей стали одной из самых известных и популярных книг ХХ века. Впоследствии история неоднократно использовалась в настольных и компьютерных играх, а также была экранизирована Питером Джексоном.

Среди прочего, «Властелин колец» занял первую строчку в списке «200 лучших книг по версии BBC».

Эрих Мария Ремарк. Три товарища

История о дружбе трех школьных, а затем и фронтовых товарищей – Роберта Локампа, Готтфрида Ленца и Отто Кестера. именно военное братство сплотило трёх товарищей: Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца.

Отношения главных героев, а также возлюбленной Роберта на фоне послевоенной Германии покорили чердца миллионов читателей.

Герои романа готовы на всё ради дружбы. Несмотря на пропитавшую его смерть, роман говорит о жажде жизни.

  • Читайте также:

Джек Лондон. Сердца трех

Роман, написанный Джеком Лондоном незадолго до его смерти, стал для него юбиленым, пятидесятым.

Роман начинается с предисловия, в котором Джек Лондон пишет, что взялся за эту работу по причине отсутствия свежих сюжетов для кинематографа.

Молодой потомок пирата Моргана, который оставил ему богатое наследство, отправляется на поиски сокровищ своего предка. На пути он знакомится со своим дальним родственником - Генри Морганом. Их ждут опасные приключения, неведомые земли и любовь.

Аркадий и Борис Стругацкие. Повесть о дружбе и недружбе

Данное произведение асболютно нехарактерно для Стругацких, так как его целевая аудитория – подростки. Данная книга стала единственной, созданной ими в качестве детской литературы.

Нужно отметить, что сами авторы низко оценивали «Повесть о дружбе и недружбе». “Главной побудительной причиной послужило то обстоятельство, что ничего серьёзного в те поры опубликовать было невозможно. Поэтому мы и решили переделать старый сценарий в сказку для детей старшего школьного возраста. Соответственно так к этой сказке всегда и относились: как к нежеланному и нелюбимому ребенку.” – Вспоминал позже Борис Стругацкий.

Тема дружбы в произведениях.

Цель урока: Выявить, как проявляется дружба между героями произведений, какими чертами характера должен обладать друг, по мнению писателей.

Актуализация: Урок разработан для учащихся 6 классов . Это возраст, когда ребята учатся быть друзьями, стремятся найти себе настоящего друга. Тема дружбы детям очень интересна. У многих из них уже сложилось своё понятие друг. Каждому ребёнку, без сомнения, хочется знать, а что думают по этому поводу другие люди. Сопоставив, исходя из своего опыта, своё мнение с мнением другого, взрослого человека, учащиеся могут изменить своё мнение или расширить своё понятие о дружбе, о друге. Ученики учатся выделять тему в произведении, расширяют свой словарный запас, учатся выражать своё мнение и объяснять, почему так считают. Развивают свои коммуникативные способности, расширяют свой кругозор, учатся анализировать, слушать и слышать.

Инструментарий: интерактивная доска, карточки с кратким содержанием текста, карточки со стихами.

План урока:

1. На интерактивной доске тема урока и эпиграф. Учащиеся знакомятся с темой, с целью урока, с эпиграфом. Объясняют значение эпиграфа.

3. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. Представители группы через 15 минут делают сообщение.

4. Учащиеся, которые желают, читают стихи о дружбе с выражением. Ребята рассуждают, каким должен быть друг, по мнению поэтов.

5. Делаем вывод. Какой должна быть идеальная дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг.

6. Просмотр презентации о дружбе с музыкальным сопровождением.

7. Заключение. «Чтобы приобрести настоящего друга, надо самому стать настоящим другом».

Дружба – величайшая ценность, доступная человеку. Эта аксиома , не требующая никаких доказательств и, тем не менее, в каждом поколении находится масса мыслителей, старающихся узнать об этом таинстве как можно больше.

Только верный друг везде

Будет верен и в беде

Ты скорбишь – и он скорбит,

Ты не спишь – и он не спит.

Всё, чем твой покой смущён,

Близко к сердцу примет он,

И узнаются лишь так

Верный друг и льстивый враг.

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага. (

Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия, завядшее из-за того, что его не поливали водой дружбы и не ухаживали за ним. (

Друг - это одна душа, живущая в двух телах. (

Счастье - это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Настоящие друзья роднее, чем родственники. (

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Цицерон)

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты,

Врага обнимешь - друга обретешь. (Омар Хайям)

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить. (Публий)

Задание для работы в группах : 1) знакомство с текстом, 2) на основе текста написать, как проявляется дружба у героев, какие поступки доказывают, что герои – друзья, 3) какими качествами должен обладать настоящий друг.

Кавказский пленник

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием выкупа. Костылин написал, а Жилин специально написал другой адрес, так как знал, что выкупить его некому (старушка мама и так бедно жила). Жили они так целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка девочка Дина, она носила ему тайком лепешки и молоко, а он делал для нее куколок. Жилин стал думать как им с Костылиным сбежать из плена, начал копать подкоп в сарае.

И однажды ночью они сбежали. Убежали в лес, но Костылин стал отставать и ныть, так как ему сапогами ноги натерло. И так из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил один татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников и их быстро догнали с собаками. Пленникам надели кандалы и больше не снимали даже ночью, а также посадили их в другое место в яму аршин пяти. Но Жилин все равно не отчаялся. Все думал, как ему убежать. И спасла его Дина, она ночью принесла длинную палку и спустила её в яму, по ней и вылез Жилин наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошел подальше от деревни и хотел снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепешек, а потом стала плакать, прощаясь с Жилиным: она к нему очень привязалась, так как он был очень добр с ней. И Жилин стал уходить все дальше и дальше, хоть колодка и очень мешала, когда силы закончились он полз, так он дополз до поля, за которым были уже свои русские. Но Жилин боялся, что его заметят татары, когда будет пересекать поле. Только подумал глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы! Выручай! Братцы! Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары не доезжаючи стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин, как с ним все было, и говорит: Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

В дурном обществе

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася - так звали мальчика - был сыном городского судьи. Ребенок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне еще кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырехлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

У Васи есть сестра, четырехлетняя Соня. Она, как и ее брат, - веселый и резвый ребенок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своем отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья - очень справедливый и честный человек. Валек - мальчик очень серьезный и смышленый. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невеселая». Валек говорит, что «серый камень высосал из нее жизнь».

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжелое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы - ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед - по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде… Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет… Вася оставляет ей куклу.

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе… И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несет куклу.

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражен. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передает через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вскоре почти все «темные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда дает работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.

III группа

Гайдар и его команда.

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче.

Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поет, она строгая, серьезная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждет Женю, но сестры все нет.

А Женя в это время, приехав в дачный поселок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом - ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура.

Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут веревочные провода. Женя, сама того не зная, подает кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки. Ольга думает, что Тимур - хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну. Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки - бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне. Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер). Тимуровцам удается освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» - яблочные воры. В парке - шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне . После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против нее, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур - его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей. Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми. А к Жене на дачу приходит знакомая - вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву - встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку - для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве). Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трем, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро - полковнику Александрову надо ехать на фронт. Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют. Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передает «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

В. Распутин. Уроки французского.

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка , ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. , чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ?

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но... если друга надо звать –

То вряд ли это друг... Валентина Кошелева

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ЕСТЬ ДРУЗЬЯ!

Как здорово, что есть друзья на свете,

Когда есть с кем смеяться и шутить,

Есть с кем играть, дурачиться, как детям,

И есть с кем по душам поговорить!

Когда тебя прекрасно понимают

Без лишних слов и без красивых фраз,

Когда с тобой и любят, и страдают,

И проживают жизнь с тобой подчас!

Как здорово, что есть на свете дружба,

Что не подвластна ни ветрам, ни вьюгам...

Мы вместе – что ещё нам нужно?

Быть рядом и поддерживать друг друга! Марина Гаврина

ОГОНЬ ДРУЖБЫ

Мой друг в беде меня не бросит.

Всегда он выслушать готов.

Себе же вряд ли что попросит,

Но защитит от всех врагов.

Со мною любит он общаться,

Свои секреты скажет мне.

Я честно вам могу признаться,

Что лучше друга нет нигде.

Он самый добрый, самый милый,

Ко мне внимательный такой...

А как душа его красива!

Мне дарит радость, мир, покой.

Его я очень уважаю,

Ведь он мне самый близкий друг.

Его проблемы понимаю.

Пусть все завидуют вокруг!

Хоть далеко мы друг от друга,

Но дружбы той огонь горит.

Ей не грозят мороз и вьюга,

Ничто её не устрашит! Ольга Чернышёва

В русской литературе тема дружбы распространена и представлена во многих произведениях.
  • В романе Ивана Гончарова “Обломов” показано единство двух друзей: Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. Эти отношения завязались еще в детстве и прошли через всю жизнь. Автор противопоставляет неповоротливого и ленивого Обломова активному и деятельностному Штольцу, но это не мешает им радоваться общением друг с другом. Каждый из них не отказывается от помощи. Обломов помогает Андрею Ивановичу разобраться в своих чувствах, а тот, в свою очередь, не дает засидеться, и постоянно “вытаскивает” товарища из дома.

Рис. 1. Пьер Безухов, Андрей Болконский и на балу

  • Верными друзьями оказываются и герои романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” . очень лестно отзывается о своем друге . Их дружба перетерпела проблемы, которые не мог бы выдержать человек без поддержки друга. Это и предательство супруги Безухова - Элен, и смерть жены Болконского - Лизы, война, ранение, разочарование в жизни. Они оставались верными товарищами и всегда приходили на помощь друг другу.
  • “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Еще одним примером можно пополнить список товарищества связью Аркадия Кирсанова и . показывает не только проблему отцов и детей, но и раскрывает перед нами художественное сочинение на тему дружбы. Это - один из тех примеров, когда все же жизненная позиция героев, их моральные принципы становятся причиной прекращения дружбы, которая исчислялась годами. Базаров - человек нового времени, нигилист, верит в науку и считает себя учителем Кирсанова. Аркадий - романтик, живущий в мечтах о хорошей жизни, пытается подражать Базарову. Такую дружбу нельзя назвать настоящей, так как больше идет зависимость одного героя от другого. Это больше проявление наставничества.
Важно! Большинство отечественных писателей используют в своих работах героев-антагонистов, то есть противопоставление двух совершенно разных личностей.

Тема дружбы в зарубежной литературе

В зарубежной литературе есть не меньшее количество интересных примеров дружбы:
  • Первое, о чем мы думаем и ставим в пример настоящей дружбы, конечно, произведение А. Дюма “Три мушкетера” . Верные друзья, мушкетеры, готовые умереть друг за друга. Дюма даже гиперболизирует героев, придавая им способности “супергероев”. Например, Д`Артаньян и его три друга, вчетвером, с легкостью справились с гвардейцами, число которых намного превышало количество друзей. Друзья познаются не только в беде, но и в радости. Автор показывает как искренне радуются любовным успехам Д`Артаньяна его товарищи - Атос, Портос и Арамис. На протяжении всей книги Дюма ставит друзей в различные истории, и они выходят из них победителями.
  • Если в “Трех мушкетерах” автор “кричит” о мужской дружбе, то в произведениях Артура Конан Дойла про гениального сыщика Шерлока Холмса и его верного товарища доктора Ватсона мы не видим явного проявления дружеских отношений. Они дополняют друг друга - Холмсу тяжело жить в реальном мире, и ему помогает Ватсон, который не так гениален, но способен уловить желания своего друга. Взамен тот ему дает материал для написания статей. С одной стороны может показаться, что эта дружба основана на коммерции, но мы видим, что Ватсон настолько привязывается к Шерлоку, что даже ценой собственной жизни спасает гения сыска.

  • Пример истинной дружбы наблюдается в произведении Э.М. Ремарка “Три товарища”. Трое друзей, прошедшие войну, пытаются выжить в мире без убийств и оружия. Отто, Роберт и Готфрид держатся за свою дружбу, организовывают общее дело и вместе открывают автомастерскую. Их даже не разлучила влюбленность Роберта в Патрицию, друзья с радостью приняли девушку в свою компанию. В этом произведении показано, на что может пойти верный товарищ для помощи. Отто Кестер продает свою машину “Карла”, чтобы помочь друзьям, тем самым продлевает жизнь Патриции во время ее болезни. После трагической смерти Готфрида Ленца и Патриции, Роберт почти отчаялся в жизни, но его вновь поддержал верный друг Отто.

Тема дружбы в детской литературе

Через что еще, как не через детские произведения показать смысл настоящей дружбы, ведь именно в детские годы мы находим друзей на всю оставшуюся жизнь. И рассказы для детей отлично говорят о дружбе мальчиков и девочек, о дружбе человека и четвероногих друзей, о дружбе между животными.

Вот несколько достойных внимания примеров:
  • “Тимур и его команда” Аркадия Гайдая - одно из самых ярких произведений о дружбе между подростками. Тимур является неким предводителем тайной организации, вокруг него образовывается круг добрых и отзывчивых детей. Команда помогает не только другим людям, они помогают себе - постигают вместе основы дружбы, понимают, что только вместе они - сила. Но эта сила добрая и бескорыстная. Тимуровцы дают понять взрослым, какой должна быть настоящая дружба, ведь они забыли об этом и пытаются оградить от всех “приключений” своего ребенка. Друг в детстве является точкой опоры, Гайдар и пытался показать это при помощи своего произведения.
  • В пример дружбы людей и животных, безусловно является “Каштанка” Антона Павловича Чехова , где главный герой взял бедную измученную собаку, выкормил ее, обучил трюкам. Произведение является примером преданности и верности, однако, не считать эти качества для построения хороших дружеских отношений нельзя. Без доверия можно ли говорить о дружбе вообще?
  • Вспомните рассказы Эдуарда Успенского про друзей из Простоквашино. Дядя Федор, пес Шарик и кот Матроскин - три друга, которые без помощи взрослых справляются с бытом, их жизнь наполнена приключениями. Пусть в некоторых моментах они и ссорятся, но дружба помогает им преодолеть непонимание.

  • Крокодил Гена бескорыстно помогает Чебурашке, дает ему кров и работу, таким образом мы видим, что дружба - это взаимопомощь. Детские рассказы направлены на принятие ребенком постулатов, которые необходимы для создания крепких товарищеских отношений.
  • учат нас, что необходимо говорить другу о его ошибках, учить его познавать этот мир. Лис говорит с маленьким принцем об основах не только пребывания на планете, но и учит дружить, доверять и помогать другим.
Тема дружбы представлена в литературных произведениях многих писателей, поэтов, романистов. И надо с ними знакомиться, вдумываться в смысл при чтении книг, чтобы учиться правильной жизни “на чужих ошибках” и иметь правильное представление о взаимоотношениях людей в обществе. Еще несколько примеров предлагаем вам посмотреть в видео.