Все походы крестоносцев. Что такое крестовые походы? История, участники, цели, результаты

(1217-1221) окончился неудачно для христиан. Иерусалим остался в руках мусульман, что дало повод папе римскому призвать рыцарей Западной Европы к новой военной компании в Святую Землю. Но в этот раз церкви не нужно было искать лидера среди европейских монархов и вельмож, так как таковым изначально считался император Священной Римской империи Фридрих II (1194-1250).

Император Фридрих II и египетский султан Аль-Камиль договариваются о передаче Иерусалима христианам

Он принимал активное участие в Пятом крестовом походе, отправляя крестоносцев из Германии в Палестину и Египет. Однако сам не сопровождал армию, укрепляя свои позиции в Германии и Италии. В 1220 году римский папа Гонорий III возложил на голову Фридриха императорскую корону, и тот стал полновластным властителем самого могущественного государства в Европе. После этого император поклялся понтифику, что возглавит Шестой крестовый поход (1228-1229).

Клятву подкрепила женитьба на Иоланде Иерусалимской – дочери номинального правителя Иерусалимского королевства Иоанна Бриеннского. Свадьба состоялась в 1225 году, и у Фридриха II появилась кровная заинтересованность в расширении и укреплении земель Латинского востока.

Теперь откладывать на неопределённый срок военную компанию в Святую Землю не было никого смысла, и в 1227 году император со своими крестоносцами отплыл из Италии в Акру, которая в то время считалась столицей Иерусалимского королевства. Однако там вспыхнула эпидемия чумы, и германское войско поспешно отбыло обратно в Италию.

В том же году в марте месяце умер римский папа Гонорий III. Его заменил Григорий IX (1227-1241). Этот человек относился к Фридриху II крайне отрицательно. Можно сказать, что он был врагом императора, так как тот стремился подчинить себе земли Италии, находящиеся под абсолютным контролем католической церкви. Поэтому новый понтифик искал любой повод, чтобы досадить правителю Священной Римской империи.

Он заявил, что Фридрих II нарушил свой крестовый обет, уехав из Акры. То, что там бесчинствовала чума, не могло служить оправданием по мнению папы. После такого заявления Григорий IX отлучил императора от церкви и тем самым освободил его подданных от всех клятв и обязательств перед правителем. Фридрих II пытался наладить отношения с папой, но тот оставался непреклонным, надеясь своим решением ослабить власть императора.

Римский папа Григорий IX, отлучивший Фридриха II от церкви

Надо сказать, что Фридрих II был чрезвычайно умным и прекрасно образованным человеком. Он свободно говорил на 6 языках, в том числе и на арабском. Радел о благополучии своего государства и пользовался огромным уважением у всех слоёв германского населения. Поэтому его авторитет не был сильно подорван после отлучения.

Не сумев договориться с понтификом, император в 1228 году вновь отправился в Шестой крестовый поход, но при этом он уже не пользовался поддержкой церкви. Путь германцев лежал по морю через Кипр. На этом острове лидер очередной военной экспансии в Святую Землю попытался решить свои династические притязания на престол Кипрского королевства. Это было государство крестоносцев, созданное английским королём Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода .

В нём сидел регентом Жан I Ибелин. Германский император заявил, что его правление нелегитимно, и остров должен отойти под полный контроль Священной Римской империи. Но данная инициатива не встретила понимания у местной знати. В результате все перессорились, а главное заключалось в том, что Кипр перестал считать себя союзником германского императора.

После Кипра Фридрих II отправился в Акру, где политическая ситуация оказалась сложной и неоднозначной. Служители церкви отнеслись к прибывшему лидеру Шестого крестового похода крайне негативно. А вот рыцари разделились. Одни поддерживали императора, а другие выражали симпатию слугам божьим. Таким образом, у Фридриха в подчинении оказались только прибывшие с ним крестоносцы и рыцари тевтонского ордена. С такими силами вести действия против мусульман не представлялось никакой возможности.

Что оставалось делать императору, попавшему в немилость к папе римскому? Он ознакомился с политической ситуацией в мусульманском мире и понял, что султан Египта Аль-Камиль увяз в подавлении мятежей в Сирии и тоже не обладает достаточными военными силами, чтобы успешно противостоять крестоносцам. А отсюда следовало, что при грамотном подходе можно решить вопрос о возврате Иерусалима христианам без кровопролитных сражений.

Германский император устроил демонстративный показ якобы имеющейся у него огромной армии. Он разбил своё войско на отряды и провёл их на юг вблизи морского побережья. Для Аль-Камиля этого оказалось достаточным. Султан уверовал в мощь крестоносцев и согласился вести переговоры. Они оказались чрезвычайно плодотворными для воинов Христа. Мусульмане отдали Иерусалим христианам, а помимо этого передали им такие крепости как Вифлеем, Сидон, Назарет и Яффа.

Фридрих II с крестоносцами и мусульманами в Иерусалиме

Договор об этом и перемирие на 10 лет были заключены 18 февраля 1229 года. Уже 17 марта того же года Фридрих II торжественно въехал в Иерусалим и на следующий день провозгласил себя королём Иерусалимского королевства. Однако на коронации отсутствовал патриарх Латинского востока, а поэтому данная церемония не имела никой юридической силы. Новоиспечённого короля не утвердили ни папа, ни знатные феодалы Святой Земли. Он мог быть только регентом при своём сыне Конраде, рождённом от брака с Иоландой Иерусалимской.

В Иерусалиме германский император пробыл до середины мая 1229 года и отбыл на родину, где возникли политические проблемы местного характера. На этом Шестой крестовый поход закончился. В том же году папа отменил отлучение Фридриха II, руководствуясь интересами церкви. А в возродившемся королевстве начались распри и борьба за власть. Но самое главное свершилось: Иерусалим вернулся к христианам и находился под их полным контролем в 1229-1239 годах и в 1241-1244 годах. То же самое можно сказать и о других районах Святой Земли.

В заключении следует заметить, что крестовый поход под руководством Фридриха II показал всему миру, что важнейшие государственные вопросы можно решать путём переговоров, а не на полях сражений. Самого же императора прозвали «крестоносцем без креста», а его поход стали называть «походом без похода». Ведь воины Христа не сражались с мусульманами, но одержали полную победу над ними, чего нельзя сказать о других военных компаниях в Святую Землю .

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Шестой крестовый поход стал последней удачной акцией крестоносцев на Востоке. В ходе дипломатических переговоров был вновь взят Иерусалим (1229 г.). Но спустя 15 лет город был отвоеван мусульманами, на этот раз навсегда.

Подготовка Шестого крестового похода

Главным виновником неудачи Пятого крестового похода папа Римский Гонорий III объявил германского императора Фридриха II, который так и не принял в нем участие.

Рис. 1. Император Фридрих II.

В марте 1227 г. Гонорий III умер. Новым папой стал Григорий IX, который жестко потребовал от Фридриха II исполнения святого обета.

Германский император подчинился и в августе 1227 г. вместе с армией вышел в море. В пути Фридрих II опасно заболел и сделал остановку для лечения. Григорий IX посчитал это обманом и отлучил императора от церкви, что запрещало ему принимать участие в крестовом походе.

Ход Шестого крестового похода

Фридрих II проигнорировал свое отлучение. Летом 1228 г. он выступил в Шестой крестовый поход. В ответ Григорий IX вторично отлучил Фридриха II от церкви.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разгневанный папа Римский называл Фридриха II пиратом и “служителем Магомета”.

После короткой остановки на Кипре крестоносцы прибыли в Акру. Местная знать не поддержала отлученного императора и не предоставила военной помощи. С этого времени основные события Шестого крестового похода разворачивались в области дипломатии.

Рис. 2. Корабль у берегов Святой Земли. Фреска, XII в..

Среди мусульман также не было единства.
Державу Айюбидов делили между собой три брата:

  • аль-Камил Египетский;
  • ан-Насир Дауд Сирийский;
  • аль-Ашраф Джазирский.

Султан аль-Камил еще в 1226 г. направлял послов к Фридриху II с просьбой о помощи и предложением выгодных условий. Прибыв в Палестину, германский император продолжил переговоры и одновременно создавал плацдарм для наступления на Иерусалим. На владения аль-Камила готовил нападение хорзмшах Джелал ад-Дин, поэтому султан поспешил заключить мирное соглашение.

Завершающей датой Шестого крестового похода стало 18 февраля 1229 г. Между египетским султаном и германский императором был подписан мирный договор на 10 лет.

Главные положения договора:

  • христиане получают Иерусалим, Вифлеем, Назарет, узкий коридор между Яффой и Иерусалимом, а также Сидон;
  • В Иерусалиме под управлением мусульман остается Храмовая гора с двумя мечетями;
  • христиане могли восстановить разрушенные стены Иерусалима;
  • все пленные освобождались без выкупа;
  • Фридрих II гарантировал султану поддержку против всех врагов;
  • заключались выгодные торговые соглашения.

Рис. 3. Император Фридрих II в короне короля Иерусалима.

Значение и результат Шестого крестового похода

Захват Иерусалима мирным путем стал уникальным случаем в средневековой дипломатии. Фридрих II доказал, что с мусульманами можно договориться. Авторитет германского императора в христианском мире значительно повысился.

В 1230 г. папа Римский снял отлучение с Фридриха II и утвердил мирный договор с султаном.

После отъезда Фридриха II в Европу в Иерусалимском королевстве началась гражданская война между местными феодалами. Королевство представляло собой разбросанные города и замки, не имеющие общей границы. Поэтому вскоре мусульмане вновь овладели Священным городом.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
(1095-1291), ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот "малозначительный" исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.
Причины крестовых походов. Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.
Завоевания турок-сельджуков. Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.
Религиозные мотивы. Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в 10-11 вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в 11 в. возросло число паломничеств в Святую Землю. "Неверного турку" изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.
Экономические стимулы. Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж - все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев. По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из западного Средиземноморья в восточное.
НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову - место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы - все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: "Deus vult!" ("Бог того хочет!"). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.
Первые крестоносцы. Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
1-й крестовый поход (1096-1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню - копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.

Иерусалимское королевство. Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул "защитника Гроба Господня". Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.



Население. Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев, здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.
Прибрежные города. В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население. Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.
Духовно-рыцарские ордены. Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена - рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в 12-13 вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
2-й крестовый поход (1147-1149). Когда в 1144 Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138-1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137-1180) предпринять новый крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 специальную буллу о крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королю Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.



3-й крестовый поход (1187-1192). Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. 3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152-1190), французский король Филипп II Август (правил в 1180-1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189-1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское. Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и договременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489.



4-й крестовый поход (1202-1204). В объявленный папой Иннокентием III 4-й крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна Завоевание Константинополя - первой пространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.



Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под "Крестовым походом детей" на самом деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.
5-й крестовый поход (1217-1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского "царя Давида", не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.
6-й крестовый поход (1228-1229). Этот крестовый поход, иногда его называют "дипломатическим", возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.
7-й крестовый поход (1248-1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.
8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Однако в Средние века понятие "крестовый поход" применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте - продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.
ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.
Византийская империя. Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.
Торговля. Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши - шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.
Феодализм и церковь. В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
Культура. Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны (Estoire de la guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chanson d"Antioche), посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских землях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184 (год смерти автора).
ЛИТЕРАТУРА
Эпоха крестовых походов. М., 1914 Заборов М. Крестовые походы. М., 1956 Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI-XIII вв.). М., 1966 Заборов М. Историография крестовых походов (XV-XIX вв.). М., 1971 Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977 Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Крестовые походы

1095-1096 - Поход нищеты или крестьянский поход
1095-1099 - Первый крестовый поход
1147-1149 - Второй крестовый поход
1189-1192 - Третий крестовый поход
1202-1204 - Четвертый крестовый поход
1202-1212 - Детский крестовый поход
1218-1221 - Пятый крестовый поход
1228-1229 - Шестой крестовый поход
1248-1254 - Седьмой крестовый поход
1270-12?? - Последний крестовый поход

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа - Иерусалима и Гроба Господня.

Предпосылки и начало походов

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Первый крестовый поход

В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101) - т. н. поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.


Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 - началу 1097 они собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня - Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул «защитник Гроба Господня» (его преемники носили титул королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это «арьергардным походом»); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124.

Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.

Второй крестовый поход

После того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.

В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города - Тир и Триполи.

Третий крестовый поход

29 октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход (1189-1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии - Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры - города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.

Четвертый крестовый поход. Взятие Константинополя

В 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя. В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции - Генуи - снова заняли Константинополь.

Крестовый поход детей

Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов).

Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Пятый крестовый поход

Пятый крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта.

Шестой крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1244 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.

Седьмой и Восьмой крестовые походы

Седьмой крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.

В 1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра - последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков и против турок в 14-16 вв., но они не включаются в общее число крестовых походов.

Урок 29: «Крестовые походы. Причины и участники

крестовых походов, их последствия».

Цель урока: Раскрыть основные причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Показать роль церкви как вдохновителя и организатора этих походов. Способствовать формированию представлений учащихся о захватническом и колониальном характере крестового движения.

План изучения нового материала:

    Причины и участники крестовых походов.

    Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.

    Последующие походы и их результаты.

    Духовно-рыцарские ордена.

    Последствия крестовых походов.

В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся о роли католической церкви в жизни средневекового общества.

Переходя к изучению новой темы, учитель уделяет внимание раскрытию истинных причин крестовых походов:

    Желание римских пап распространить свою власть на новые земли;

    Желание светских и духовных феодалов приобрести новые земли и увеличить свои доходы;

    Стремление итальянских городов установить свой контроль над торговлей в Средиземном море;

    Стремление избавиться от рыцарей-разбойников;

    Глубокие религиозные чувства крестоносцев.

Крестовые походы – военно-колониальное движение западно-европейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья в XI - XIII веках (1096-1270гг).

Повод для начала крестовых походов:

    В 1071 году Иерусалим был захвачен турками-сельджуками и был прекращен доступ к Святым местам.

    Обращение Византийского императора Алексея I Комнина к папе с просьбой о помощи.

В 1095 году папа Урбана II призвал к походу на Восток и освобождению гроба Господнего. Девиз рыцарей: «Так хочет Бог».

Всего было совершено 8 походов:

Первый – 1096-1099 гг. Второй – 1147-1149 гг. Третий – 1189-1192 гг.

Четвертый – 1202-1204 гг. ……. Восьмой – 1270 год.

Используя возможности компьютерной презентации, учитель может предложить учащимся ознакомиться с социальным составом участников крестовых походов, их целями и достигнутыми результатами.

Участники крестовых походов и их цели:

Участники

Цели

Результаты

Католическая церковь

Распространение влияния христианства на Восток.

Расширение земельных владений и увеличение числа налогоплательщиков.

Земли не получила.

Короли

Поиски новых земель в целях расширения королевского войска и влияния королевской власти.

Усилилась тяга к красивой жизни и роскоши.

Герцоги и графы

Обогащение и расширение земельных владений.

Изменения в быту.

Включение в торговлю.

Заимствование восточных изобретений и культур.

Рыцари

Поиски новых земель.

Многие погибли.

Земли не получили.

Города (Италия)

Купцы

Установление контроля за торговлей в Средиземном море.

Интерес к торговле с Востоком.

Оживление торговли и установление контроля Генуи и Венеции над торговлей в Средиземном море.

Крестьяне

Поиски свободы и собственности.

Гибель людей.

В конце работы с таблицей учащиеся самостоятельно должны сделать вывод о характере крестовых походов (захватнический).

Традиционно на уроках истории подробно рассматриваются первый, третий и четвертый крестовые походы.

Первый крестовый поход (1096-1099 гг.)

Весна 1096 года Осень 1096 года

(поход крестьян) (поход рыцарей Европы)

поражение победа

1097 г. 1098 г. 1099 г.

Никея Эдесса Иерусалим

Антиохия

Работа с картой в рабочей тетради Е.А.Крючковой (задание 98 сс.55-56) или задания по контурной карте «Западная Европа в ХI-ХIII вв. Крестовые походы» (указать государства крестоносцев и обозначить их границы).

Государства крестоносцев

Иерусалимское Эдесское Антиохское Трипольское

королевство королевство королевство королевство

(главное государство

в Восточном Среди-

земноморье)

Значение Первого крестового похода:

    Показал насколько влиятельной силой стала католическая церковь.

    Переместил огромную массу людей из Европы на Ближний Восток.

    Усиление феодального гнета местного населения.

    На Востоке возникли новые христианские государства, европейцы захватили новые владения в Сирии и Палестине.

Причины непрочности государств крестоносцев:

    вместе с феодальными отношениями сюда неизбежно переносились феодальная раздробленность и междоусобицы;

    удобных для обработки земель здесь было немного, а следовательно желающих за них бороться становилось меньше;

    покоренные местные жители оставались мусульманами, что приводило к двойной ненависти и борьбе.

Последствия завоеваний:

    разграбление;

    захват земель, привнесение феодальных отношений;

    огромные налоги (от 1\3 до 1\2 урожая + налоги королю + 1\10 - церкви);

    создание духовно-рыцарских орденов.

Причины начала второго крестового похода:

Итоги первого Борьба Освобождение Призыв к новому

крестового покоренных Эдессы крестовому

похода народов от крестоносцев походу

Второй крестовый поход (1147-1149 гг.) – возглавили германский

император Конрад III и французский король Людовик VII .

Поход на Эдессу и Дамаск закончился поражением крестоносцев.

Третий крестовый поход (поход трех королей) (1189-1192 гг.)

Фридрих Барбаросса за Иерусалим Салах-ад-Дин (Саладин)

Ричард Львиное Сердце (объединил Египет, Месопо-

Филипп II . тамию, Сирию, вернул

Иерусалим)

2-летняя осада Акры

Перемирие.

Иерусалим не вернули, но добились согласия Салах-ад-Дина

на допущение христианских паломников к иерусалимским святыням.

Причины поражения Третьего крестового похода:

    смерть Фридриха Барбаросса;

    ссора Филиппа II и Ричарда Львиное Сердце, уход Филиппа в разгар сражения;

    недостаточно сил;

    нет единого плана похода;

    крепли силы мусульман;

    нет единства среди государств крестоносцев в Восточном Средиземноморье;

    огромные жертвы и трудности походов, уже нет столько желающих.

Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.) - организовал папа

Иннокентий III

Захват Задара Захват Константинополя погромы и грабеж

Распад Византийской империи

Борьба с христианами

Образование Латинской империи (до 1261 г.)

Вскрыта грабительская

сущность походов

Утрата религиозной

сущности походов

В этом походе наиболее ярко проявились захватнические, грабительские цели крестоносцев.

Постепенно крестоносцы теряли свои владения в Сирии и Палестине. Уменьшалось количество участников походов. Пропал душевный подъем.

Наиболее трагичным в движении крестоносцев являлся организованный

в 1212 год детский крестовый поход.

Вопрос:

Почему католическая церковь поддержала призыв отправить освобождать гроб Господний детей?

Ответ:

Церковь утверждала, что взрослые бессильны освободить гроб Господний, поскольку греховны, и Бог ждет подвига от детей.

часть детей вернулась домой;

В результате часть умерла от жажды и голода;

часть продана купцами в рабство в Египет.

Восьмой крестовый поход (1270 год)

в Тунис и Египет

Поражение.

Потеря всех своих земель в мусульманском мире.

В 1291 году пала последний оплот крестоносцев - крепость Акра.

История крестовых походов – это история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу, о том, как взошли семена ненависти.

Одним из главных последствий завоеваний крестоносцев на Востоке явилось создание духовно-рыцарских орденов.

Признаки духовно-рыцарских орденов:

    возглавлялись магистрами;

    подчинялись Римскому папе, не зависели от местных властей;

    их члены отказывались от собственности и семьи – становились монахами;

    но – имели право на ношение оружия;

    создавались для борьбы с неверными;

    имели привилегии: освобождались от десятины, подвержены только папскому суду, имели право принимать пожертвования и дары;

    им запрещались: охота, игра в кости, смех и лишние разговоры.

Три основных рыцарских ордена

Тамплиеры

Госпитальеры

Тевтонцы

Орден рыцарей храма («тампль» - храм) – «храмовники».

Создан в1118-1119 гг.

Резиденция в Иерусалиме.

Символ – белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Орден поддерживал еретиков.

Занимались ростовщичеством и торговлей.

В 1314 году магистр ордена де Мале сожжен на костре, а орден прекратил своё существование.

Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского – иониты.

Создан в XI веке в Иерусалиме.

Основан госпиталь купцом Мауро.

Символ – белый восьмиконечный крест на черной мантии, позднее – на красном плаще.

Позже поселились на острове Родос (родосские рыцари), затем на острове Мальта (мальтийские рыцари).

Мальтийский орден существует поныне. Резиденция в Риме.

Орден дома святой Марии Тевтонской.

(«тевтонец» – немец)

Создан в XII веке в Иерусалиме.

Основан госпиталь немецкоязычных паломников.

Символ – белый плащ с черным крестом.

В XIII веке объединился с Ливонским орденом.

Разбиты в битве при Грюнвальде в 1410 году.

От них фашисты позаимствовали крест.

В Германии Тевтонский орден существует до сих пор.

В качестве домашнего задания учащимся может быть предложено заполнение таблицы:

Положительное

Отрицательное

    бедствия народов Востока;

    распад Византийской империи;

Последствия крестовых походов:

Положительное

Отрицательное

    оживление торговли между Западом и Востоком;

    толчок к развитию европейской торговли, переход контроля над торговлей в Средиземном море к Венеции и Генуе;

    с Востока пришли в Европу новые культуры (арбузы, сахарный тростник, гречиха, лимоны, абрикосы, рис);

    на Восток распространились ветряные мельницы;

    европейцы научились изготовлять шелк, стекло, зеркала;

    произошли изменения в европейском быту (мытье рук, баня, смена одежды);

    западные феодалы еще больше потянулись к роскоши в одежде, еде, оружии;

    расширились знания людей об окружающем мире.

    бедствия народов Востока;

    огромные жертвы с обеих сторон;

    уничтожение памятников культуры;

    усиление вражды между православной и католической церковью;

    распад Византийской империи;

    еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом;

    ослабли влияние и власть папы римского, не сумевшего осуществить столь грандиозные планы.

Последствия крестовых походов:

Положительное

Отрицательное

    оживление торговли между Западом и Востоком;

    толчок к развитию европейской торговли, переход контроля над торговлей в Средиземном море к Венеции и Генуе;

    с Востока пришли в Европу новые культуры (арбузы, сахарный тростник, гречиха, лимоны, абрикосы, рис);

    на Восток распространились ветряные мельницы;

    европейцы научились изготовлять шелк, стекло, зеркала;

    произошли изменения в европейском быту (мытье рук, баня, смена одежды);

    западные феодалы еще больше потянулись к роскоши в одежде, еде, оружии;

    расширились знания людей об окружающем мире.

    бедствия народов Востока;

    огромные жертвы с обеих сторон;

    уничтожение памятников культуры;

    усиление вражды между православной и католической церковью;

    распад Византийской империи;

    еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом;

    ослабли влияние и власть папы римского, не сумевшего осуществить столь грандиозные планы.

Домашнее задание:

Учебники:

А - §§ 22, 23; Б - §§ 25, 27; Бр - § 24; В - § 17; Г - § 4.4; Д - §§ 22, 23; К - § 30;

КнЧ – сс.250-264, 278-307.

Заполнение таблицы: «Последствия крестовых походов».