Из-за чего в России утилизируют атомный ледокол «Советский Союз»? Россия утилизирует атомный ледокол "советский союз" из-за санкций Российский атомный ледокол советский союз.

Решили утилизировать российский атомный ледокол "Советский Союз". Его не будут восстанавливать, хотя раньше были планы использовать его в проектах по освоению Арктики или задействовать в интересах .

Читайте также

  • В Великобритании проживают 35 тыс. исламистских фанатиков, - больше, чем в любой другой стране Европы. Об этом сообщает The Telegraph со ссылкой на координатора ЕС по вопросам борьбы… 15:51
  • В бельгийской столице Брюсселе запретили распространение пластиковых пакетов на кассах торговых точек. Об этом сообщает RTBF. Запрет вступает в силу с 1 сентября. До 30 ноября можно… 15:34
  • Федеральный судья Майами разрешил выдать экс-президента Панамы Рикардо Мартинелли, которого на его родине подозревают в коррупции и организации политического шпионажа. Об этом сообщает… 15:24
  • Чтобы преодолеть дефицит топлива, возникший вследствие спровоцированного ураганом "Харви" затопления нефтеперерабатывающих заводов на юге США, власть решила открыть стратегические… 14:59
  • Число жертв урагана "Харви", который обрушился на американский штат Техас 26-27 августа и вызвал наводнения, возросло до 44 человек. Об этом сообщает NDTV со ссылкой на Министерство… 14:48
  • Окружная прокуратура в Ольштыне на севере Польши расследует дело о падении 29 августа большого беспилотника с надписями на русском языке примерно в 30 км от границы с РФ на частное… 14:27
  • Верховный суд Кении отменил результаты выборов президента, которые состоялись в августе, и приказал провести новые в двухмесячный срок. Как сообщает BBC, это первый подобный случай… 14:12
  • Петицию за признание американского миллиардера Джоржа Сороса террористом подписали более 72 тыс. человек. Об этом сообщается на сайте Белого дома в петиции под названием "Объявить… 14:01
  • В результате самоподрыва террориста-смертника вблизи отделения полиции на западе Алжира погибли двое полицейских, еще один получил ранения. Об этом сообщает агентство Рейтер со ссылкой… 12:26
  • Число погибших в результате обрушения шестиэтажного здания в индийском городе Мумбаи возросло до 33 человек. Об этом сообщает агентство Рейтер. По данным агентства, на момент обрушения… 12:12
  • В Румынии сотрудники Управления по борьбе с коррупцией провели обыски в Национальной кассе медицинского страхования, сотрудники которой выписывали медицинские полисы и лекарства фиктивным… 11:58
  • Лучи Эйфелевой башни, которые по вечерам освещают Париж с 1999 года, погаснут до 10 октября из-за ремонта. Об этом уведомляет общество эксплуатации Эйфелевой башни (SETE), передает… 11:43
  • Президент США Дональд Трамп недоволен работой госсекретаря Рекса Тиллерсона. Об этом сообщает газета The Washington Post со ссылкой на источники, близкие к Белому дому. Собеседники… 11:22
  • Рост населения Земли и его влияние на окружающую среду представляют самую большую угрозу для человечества. Об этом заявили треть опрошенных изданием Times Higher Education (THE) лауреатов… 11:01
  • В Европейском Союзе c 1 сентября запрещается продавать пылесосы мощностью боле 900 ватт. Об этом сообщает Би-би-си. Отмечается, что уровень шума, который издает пылесос при работе… 10:38

"Ледокол "Советский Союз", к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ", - сообщил РИА Новости генеральный директор предприятия госкорпорации "Росатом" ФГУП "Атомфлот" ("Росатомфлот") Вячеслав Рукша .

"Советский Союз" - российский атомный ледокол класса "Арктика". Был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность этого атомохода в том, что он был спроектирован так, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 МВт. Эксперимент прошел успешно, но был признан нерентабельным.

Снижение объемов работ в Арктике в свое время привело к тому, что "Советский Союз" остался без загрузки, был выведен из эксплуатации и стоял у причала. В 2014 году руководство "Росатома" приняло решение к 2018 году восстановить атомоход, чтобы обеспечить новые российские арктические проекты. Предполагалось, что после продления ресурса реакторной установки "Советский Союз" мог бы прослужить еще 20 лет.

Ранее сообщалось, что "Росатом" предлагал Министерству обороны создать на ледоколе "Советский Союз" плавучий командный пункт для арктической группировки Вооруженных сил России.

"Это немного не так. Когда вставали вопросы обеспечения тех баз, которые Минобороны восстановило в Арктике, то мы делали такую оценку. К сожалению, ледокол избыточен по мощности, и (в его использовании для нужд Вооруженных сил. - Прим. ред.) нет экономической целесообразности", - сказал Рукша.

Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» (вошло в состав Росатома в 2008 году) являются: ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты РФ; оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; ледокольное обеспечение научных экспедиций в Арктике; техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения; безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. и 5 судов технологического обслуживания. В настоящее время в Санкт-Петербурге строится серия из универсальных атомных ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Урал» и «Сибирь») мощностью 60 МВт каждый. Новые ледоколы будут обладать переменной осадкой, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа «Арктика»), так и мелкосидящих (типа «Таймыр») атомных ледоколов.

Российский атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют. Об этом сообщил РИА Новости генеральный директор предприятия госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) Вячеслав Рукша .

Атомный ледокол «Советский Союз» в порту г. Мурманска. Фото: РИА Новости / Сергей Субботин

«Ледокол «Советский Союз», к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ», — сказал Рукша.

В чём причина?

Рукша пояснил, что причиной такого решения стали санкции западных стран против России. «Из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», — сказал глава «Росатомфлота».

Он также сообщил, что изучался вопрос об использовании ледокола арктической группировкой ВС РФ. Но для этой цели он оказался избыточен по мощности и в его использовании нет экономической целесообразности, пояснил Рукша.

Чем занимался ледокол?

С 2010 года «Советский Союз» не эксплуатировался. Он был выведен из состава флота из-за снижения объемов работ в Арктике.

Однако в 2014 году руководство «Росатома» приняло решение к 2018 году восстановить атомоход и задействовать его в новых шельфовых проектах. Предполагалось, что он будет способен передвигаться во льдах со скоростью 12-14 узлов (22-26 км/ч). После продления ресурса реакторной установки «Советский Союз» мог бы прослужить еще 20 лет.

В чём особенности ледокола?

Российский атомный ледокол класса «Арктика» «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность ледокола в том, что он был спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.

«Советский Союз» использовался для арктического туризма и в научных целях. В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, которые участвовали в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Атомный ледокол «Советский Союз» был спущен на воду в 1989 году, с 2008 года он находился в «холодном отстое». По данным ФГУП «Атомфлот», когда было принято решение о восстановлении атомохода, планировалось провести продление ресурса реакторной установки до 150 часов, что позволило бы ему проработать еще как минимум восемь лет.

Восстанавливать «Советский Союз» планировалось для обеспечения проектов «Роснефти» и американской ExxonMobil на шельфе Карского моря, однако из-за санкций атомоход остался невостребованным.

«Мы планировали ледокол к восстановлению. «Советский Союз» как раз мог быть востребован под шельфовые проекты», — цитирует генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукшу РИА Новости . — Но из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы».

Известно , что в 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование для проведения работ по восстановлению судна. Однако представители «Атомфлота» не смогли объяснить «Беллоне.Ру», какой объем работ был произведен, и сколько это стоило. Отметили только, что «Работы по продлению срока службы реакторной установки судна не проводились».

Неясным пока остается вопрос и о сроках начала утилизации атомохода. Приказ об утилизации «Советского Союза» подписан, но в настоящее время на СРЗ «Нерпа» ведутся работы , на очереди уже выведенные из эксплуатации «Арктика» и «Россия».

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно было дооборудовать в боевой корабль.

Судно использовалось и для арктического туризма, с его борта устанавливали метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

В начале 2016 года даже была озвучена идея его переоборудования в подвижный командный пункт арктической группировки вооруженных сил России. Однако, по словам Вячеслава Рукши, ледокол избыточен по мощности, а значит такое применение нецелесообразно.

«Конечно, грустно прощаться с заслуженным ледоколом, но вопрос экономической целесообразности решил его дальнейшую судьбу», — прокомментировал ситуацию «Беллоне.Ру» и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

С другой стороны, по его словам, «Советский Союз» много лет стоял у причала, что вызывает вопрос о рисках его дальнейшей эксплуатации.

Директор ООО "Гекон" Михаил Григорьев Photo: Photo: Gekon

Директор ООО «Гекон» Михаил Григорьев рассказал «Беллоне.Ру», что решение об утилизации ледокола «Советский Союз вызвано не тем, что для него нет работы в Арктике.

«Реконструкция ледокола старой серии на четвертом десятке лет, с непродленным ресурсом энергетической установки и необходимостью капитального ремонта, для которого, в том числе, потребуются зарубежные комплектующие, в текущих условиях нецелесообразна», — рассказал он.

«Ресурс энергетической установки ледокола выработан. Нельзя забывать, что «Советский Союз» был своеобразным «донором» запчастей для сестринских ледоколов серии «Арктика», когда «Атомфлот» всеми силами старался спасти оставшиеся действующие ледоколы. Да, этот атомоход собирались восстанавливать, но это было до », — рассказал Григорьев.

Напомним, что ожидаемым сроком ввода в эксплуатацию первого строящегося атомного ледокола «Арктика» является май 2019 года, второго – «Сибирь» — ноябрь 2020 года, и «Урал» — ноябрь 2021 года.

Стоимость строительства одного серийного атомохода серии ЛК-60 на сегодняшний день составляет порядка 42 млрд рублей.

По словам Григорьева, экономически выгоднее строить новые ледоколы, чем восстанавливать старые.

«С точки зрения ремонтной базы, подготовки плавсостава, комплектующих и т. д. целесообразнее строить и эксплуатировать серию судов».

Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

«Сибирь»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

«Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

«Арктика»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

«Россия»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

«50 лет Победы»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.
В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.
Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.