Что такое лютеранство? Основы вероучения евангелическо-лютеранской церкви Что лютеранство сохранило от католической церкви.

Лютера́нство - одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве . С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм , поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере . Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке , а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви , с одной стороны, и более радикальных протестантских движений - с другой (анабаптизм , кальвинизм , цвинглианство и т. д.).

Именование

Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым - теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане» .

История

Вероучение

Теология

Литургическая практика

Лютеране празднуют Литургию, как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie , Gloria , Sanctus, Agnus Dei).

Современное состояние

К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире . Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах - Всемирная лютеранская федерация , Международный лютеранский совет , Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек) . Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность . Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.

Либеральные деноминации

Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения . В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения - например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ) . Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию . В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.

Конфессиональные деноминации

Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами . В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и Книге Согласия . Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет . Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию .

Дискуссионные вопросы

Предметом ожесточённых споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций, как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и благословение однополых браков , которые отвергаются конфессионалами. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами .

Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями

Лютеране, как и другие протестанты, подвергались гонениям, осуществлявшимся католической церковью в период Контрреформации .

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке , благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

В советское время церковь к была уничтожена. В сентябре была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии , первая в СССР , а затем в Эстонии . В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.

Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге . Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В была создана Консистория (управляющая церковью).

  • После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз - ЕЛКРАС . Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии . Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ, с недавнего времени его обязанности исполняет Дитрих Брауэр . Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске.
  • В 1992 г. от отделилась Церковь Ингрии .
  • В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003-м году стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске . Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России .
  • Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) - лютеранская деноминация, созданная в 2006 году (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории РФ. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания - дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей . ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии.
  • Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» - одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации. Образовалась при содействии американских миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века. Является конфессиональной (консервативной) лютеранской церковью и входит в международную конференцию конфессиональных лютеранских церквей (CELC) .

Лютеранство на Украине

Распространение

Исторически лютеранство было преобладающей религией в следующих странах и регионах:

  • Северные земли Германии (Евангелическая церковь Германии)
  • Дания (Церковь Датского Народа)
  • Швеция (Церковь Швеции)
  • Норвегия (Церковь Норвегии)
  • Исландия (Церковь Исландии)
  • Фарерские острова (Народная Церковь Фарер)
  • Финляндия (Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии)
  • Эстония (Эстонская евангелическо-лютеранская церковь)
  • Латвия (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии)

Искусство

Архитектура

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх - если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях - барочном , затем классическом . С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн . Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

Музыка

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов , так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний - Иоганн Себастьян Бах . В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы .

Живопись

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придает существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи . С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме , Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.

Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим .

Графика

Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время.

Напишите отзыв о статье "Лютеранство"

Примечания

Литература

  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. - М ., 1999. - Т.1: Книги и брошюры, изданные на русском языке; Т.2: Зарубежные библиографии и справочные издания.
  • Браницкий А. Г. , Корнилов А. А. . - Н. Новгород : ННГУ имени Н. И. Лобачевского , 2013. - 305 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Соколов, И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 553–599.ISBN 978-5-905551-05-5

Ссылки

Изображение основных христианских учений . Не все христианские течения показаны.

Отрывок, характеризующий Лютеранство

– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.
– Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили!
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его.
– Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса.
Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым!
Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.
Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в ознаменование мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной – смотреть, как стреляют. Петя тоже хотел бежать туда, но дьячок, взявший под свое покровительство барчонка, не пустил его. Еще продолжались выстрелы, когда из Успенского собора выбежали офицеры, генералы, камергеры, потом уже не так поспешно вышли еще другие, опять снялись шапки с голов, и те, которые убежали смотреть пушки, бежали назад. Наконец вышли еще четверо мужчин в мундирах и лентах из дверей собора. «Ура! Ура! – опять закричала толпа.
– Который? Который? – плачущим голосом спрашивал вокруг себя Петя, но никто не отвечал ему; все были слишком увлечены, и Петя, выбрав одного из этих четырех лиц, которого он из за слез, выступивших ему от радости на глаза, не мог ясно разглядеть, сосредоточил на него весь свой восторг, хотя это был не государь, закричал «ура!неистовым голосом и решил, что завтра же, чего бы это ему ни стоило, он будет военным.
Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу – к обеду государя, и камер лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.
За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.
– Что ж, что смоляне предложили ополченцев госуаю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным, оно может выказать свою преданность государю импературу другими средствами. Разве мы забыли ополченье в седьмом году! Только что нажились кутейники да воры грабители…
Граф Илья Андреич, сладко улыбаясь, одобрительно кивал головой.
– И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства. Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один разврат. Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем, возьмем еще рекрут, и всем нам только клич кликни гусай (он так выговаривал государь), мы все умрем за него, – прибавил оратор одушевляясь.
Илья Андреич проглатывал слюни от удовольствия и толкал Пьера, но Пьеру захотелось также говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя одушевленным, сам не зная еще чем и сам не зная еще, что он скажет. Он только что открыл рот, чтобы говорить, как один сенатор, совершенно без зубов, с умным и сердитым лицом, стоявший близко от оратора, перебил Пьера. С видимой привычкой вести прения и держать вопросы, он заговорил тихо, но слышно:
– Я полагаю, милостивый государь, – шамкая беззубым ртом, сказал сенатор, – что мы призваны сюда не для того, чтобы обсуждать, что удобнее для государства в настоящую минуту – набор или ополчение. Мы призваны для того, чтобы отвечать на то воззвание, которым нас удостоил государь император. А судить о том, что удобнее – набор или ополчение, мы предоставим судить высшей власти…
Пьер вдруг нашел исход своему одушевлению. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узкость воззрений в предстоящие занятия дворянства. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что он будет говорить, но начал оживленно, изредка прорываясь французскими словами и книжно выражаясь по русски.
– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…

А. А. Пастор,
Президент Генерального Синода ЕЛЦ

Сведения об основах вероучения
Евангелическо-лютеранской Церкви

Евангелическо-Лютеранская Церковь относится к западной ветви христианства. Ее вероисповедание и структуры сформировались в 16 в. (после 1520 г.) как результат Реформации, провозгласившей необходимость обновления христианской жизни на основании св. Писания и, в особенности, Евангелия, являющегося фундаментом для всех христианских Церквей. Название отражает принцип следования идеям Реформации, заложенным Мартином Лютером. Лютеранское вероисповедание получило широкое распространение, как в Европе, так и в прочих частях света. В настоящее время Лютеранская Церковь является государственной Церковью в Швеции (92% населения), Норвегии (93% населения), Дании (95% населения). Лютеранство исповедуется абсолютным большинством верующих Финляндии (90,6%), Эстонии, Латвии (80%). В ФРГ лютеранство исповедует примерно 50% верующих христиан, в особенности в северных землях. В США среди прочих конфессий лютеранство по численности прихожан занимает третье место. Всего в мире около 75 млн. лютеран.
Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI в. Первая по старшинству церковь была построена в Москве в 1576 г., вторая - в Нижнем Новгороде в 1593 г. На протяжении XVI-XVII вв. численность прихожан стабильно возрастала. Резкий рост лютеран в России произошел в результате присоединения к Империи балтийских территорий при Петре I, а также приглашения Екатериной II переселенцев-колонистов в Южную Россию и Поволжье. С тех пор Евангелическо-Лютеранская Церковь является неотъемлемой частью жизни России - лица лютеранского вероисповедания занимали ответственные государственные посты (вплоть до должности государственного канцлера). Первый Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи был принят в 1832 г. и утвержден императором Николаем I. Реорганизация церковных структур после Октябрьской революции завершилась принятием в 1924 г. нового Устава, на базе которого и был создан нынешний Устав.
Основой вероучения (так же, как для православного, католического и иных христианских вероисповеданий) является Священное Писание Ветхого и Нового Завета - единственный источник и твердая безошибочная норма Церковного Учения и деятельности, а также Никейский и Апостольский Символы Веры. Практическое вероисповедание зафиксировано в «Книге Согласия», включающей неизмененное Аугсбургское Исповедание 1530 г., Краткий и Большой Катехизисы д-ра Лютера, Шмалькальденские Артикулы и прочие символические книги.
Основой структуры ЕЛЦ является община. Руководство общиной осуществляется Советом общины. Духовное руководство общиной осуществляется проповедником или пастором. Общины крупного региона образуют Региональную Церковь (епархию). Высшим законодательным органом Региональной Церкви является Синод Региональной Церкви, который определяет также вопросы духовного руководства Региональной Церковью. Синод Региональной Церкви имеет право создавать пробства. Пробства объединяют общины, расположенные в пределах небольших регионов. Высшим руководящим органом пробства является Синод пробства, который избирает Совет пробства. Синод пробства имеет право создавать приходы, объединяющие малые соседствующие общины. Решения общецерковного значения Евангелическо-Лютеранской Церкви принимает регулярно созываемый Генеральный Синод, являющийся высшим законодательным органом ЕЛЦ и состоящий из представителей всех Региональных Церквей и пробств. Генеральный Синод избирает Президиум Генерального Синода во главе с Президентом, а также Архиепископа, осуществляющего духовное руководство Церковью. Евангелическо-Лютеранскую Церковь на территории России образуют Региональная Церковь Европейской России и Региональная Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви входят Региональные Евангелическо-Лютеранские Церкви Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также евангелическо-лютеранские общины Грузии, Беларуси, Азербайджана и Таджикистана. Руководящие и исполнительные органы ЕЛЦ во главе с Архиепископом находятся в Санкт-Петербурге.
Обучение проповедников и пасторов производится Теологической семинарией и специальными курсами.
Основой духовной жизни общин являются регулярные богослужения. Литургическое чинопоследование включает в себя молитвы, чтение св. Писания, проповедь и совершение св. Таинств. В практическую жизнь общин, и всей Церкви в целом, входит диаконическая работа, т.е. оказание помощи людям, находящимся в затруднительных обстоятельствах.
Брак и семья в ЕЛЦ - уважаемый институт. «...брачная жизнь верующих свята, потому что она освящена Словом Божьим... Ибо Христос называет брак Божественным Союзом...» (Апология Аугсбургского Исповедания, артикул 23) «...Бог почитает и превозносит это состояние (брачную жизнь), ввиду того, что Своей заповедью Он санкционирует и защищает ее... Таким образом, Он хочет, чтобы мы тоже почитали это, поддерживали и осуществляли это в жизни, как божественное и благословенное состояние. Потому что, во-первых, Он учредил это прежде всего остального и, таким образом, создал мужчину и женщину, как отдельные личности не для развратной жизни, но для того, чтобы они законно жили вместе, плодились, имели детей, растили и обучали их во славу Божию» (Большой Катехизис). Разводы допускаются, но не одобряются.
ЕЛЦ рассматривает медицину и ее услуги, как дар Божий и не знает никаких ограничений в пользовании лечебными учреждениями.
Члены и служители ЕЛЦ осознают себя гражданами своей страны и относятся с уважением к ее законам. « Об отношении к светским делам наши церкви учат, что законные государственные указы являются благими делами Божиими, и что христиане могут по праву исполнять государственную службу, быть судьями, служить солдатами, заключать законные сделки, владеть собственностью... Они осуждают также тех, кто связывает Евангельское совершенствование не со страхом Божиим и не с верой, но с отказом от мирских дел...» (Аугсбургское Исповедание, артикул 16) «...следует сказать также о повиновении светской власти... потому, что Бог дает и сберегает нам через них, как через наших родителей, пропитание, дом, и двор, защиту и безопасность. Посему... мы тоже должны чтить их и высоко ставить... Кто в сем послушен, усерден и услужлив и охотно делает все, что к оказанию чести относится, тот знает, что он угождает Богу...» (Большой Катехизис, толкование 4-й заповеди) История России показывает, что лютеране всегда являлись надежной опорой государства.

одно из направлений протестантизма, названное по имени основоположника протестантского движения Мартина Лютера. Наибольшее распространение получило в Германии, позже Скандинавии, прибалтийских государствах, США.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮТЕРАНСТВО

одно из осн. направлении протестантизма, возникшее в ходе Реформации 16 в. в Германии на основе учения М. Лютера. Как и др. протестантские религии, Л. отрицает папскую власть, а единств. авторитетом и источником веры признает "Свящ. писание" - Библию. Символич. книги Л.: Аугсбургское исповедание (1530) и его "Апология", составленные Ф. Меланхтоном, Большой и Малый катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (1537, составл. Лютером), Формула согласия (в 1580 все символич. книги Л. были объединены в т. в. Книгу согласия). Осн. отличие Л. от католицизма в вероучении составляет протестантский тезис об "оправдании только верой", даруемой человеку непосредственно богом, без решающего посредства церкви; от человека требуется только смирение перед "спасающей" его милостью бога, отсюда перемещение в Л. внимания с обрядов на проповедь, отличное от католич. церкви понимание роли духовенства (священник - пастор рассматривается не как "посредник" между богом и верующими, а лишь как "толкователь" "Священного писания", помогающий верующему превратить религиозность во "внутр. убежденность"). Отрицая в католич. культе и церк. организации только явно противоречившее "Свящ. писанию" (сложную церк. иерархию, монашество, культ святых, почитание икон и др.), Л. значительно менее решительно, чем цвинглианство и кальвинизм, порывало с католицизмом, сохранив ряд положений, близких католицизму (толкование двух сохраненных протестантизмом таинств - крещения и причащения, приближающееся к католическому, нек-рые элементы обрядности и др.). Компромиссный характер Л. явился отражением того, что оно возникло как религия нем. бюргерства и окончательно оформилось в условиях разгрома нар. движения (Крест. войны 1524-25) и капитуляции нем. бюргерства перед князьями. Это нашло отчетливое выражение в прямом подчинении лютеранских церквей светским властям (герм. князьям) - светский государь стал главой лютеранской церкви. Официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом) Л. было признано в Германии по Аугсбургскому религиозному миру 1555 (что было подтверждено Вестфальским миром 1648). Л. было использовано в 16-17 вв. герм. князьями для укрепления своей власти, проведения секуляризации; оплотом ортодоксального Л. стали кн-ва Саксония, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг. В 30-40-х гг. 16 в. Л. распространилось также в сканд. странах, где стало орудием укрепления королев. власти и где до сих пор остается гос. религией. Лютеранская церковь не образует единой церк. организации, как католическая, а распадается на множество отд. церквей. Организация лютеранских церквей, догматика и т. д. претерпевали в ходе ист. развития значит. изменения. История Л. полна борьбы с нар. движениями (анабаптисты), протестантскими сектами, а также борьбы между различными направлениями в самом Л. В 17-18 вв. против ортодоксального Л. выступал пиетизм, в 18-19 вв. - рационализм, стремившийся обосновать церк. догматы с позиций идеалистич. философии. В нач. 19 в. существовавшие и ранее тенденции к сближению Л. с реформатскими церквами возобладали (в то время, как в 16 в. течение в Л., близкое к кальвинизму, - т. н. криптокальвинизм, рассматривалось ортодоксальным Л. как своего рода ересь), что привело к созданию в Пруссии и нек-рых др. герм. гос-вах унированной церкви (ее противники, державшиеся буквы "старого" Л., получили назв. старолютеран). В 60-х гг. 20 в. насчитывается ок. 70 млн. лютеран, из них более всего в ФРГ и ГДР (ок. 40 млн.), крупнейшая лютеранская церковь - Объединенная евангелич. лютеранская церковь Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands), Швеции (ок. 7 млн.), Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, США (в США лютеране, объединенные в неск. самостоят. церквей, занимают 4-е по численности (ок. 8,4 млн.) место после католиков, баптистов и методистов). В 1923 возник Лютеранский всемирный конвент, реорганизованный в 1947 в Лютеранскую всемирную федерацию (объединяет большинство лютеранских церквей мира). В Россию Л. проникло еще в 16 в. (было распространено среди жителей иноземных слобод); тогда же широко распространилось в Прибалтике. В СССР существуют эст. и латв. евангелически-лютеранские церкви, возглавляемые каждая своим архиепископом. Во главе каждой лютеранской церкви - епископ, избираемый верующими. Управление отд. церк. провинциями осуществляется супер-интендантом; во главе каждой церк. общины стоят пасторы, приглашаемые общинами, но не сменяемые ими. Источн.: Die Bekenntnisschriften der evangelisch-lutheranischen Kirche, Bd 1-2, G?tt., 1930. Лит. см. при ст. Лютер.

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.

Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех - это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.

В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким обра¬зом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.

Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение. Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Хри¬ста, отказ от того, чтобы самому спасать себя, - полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, праведный или неправедный - принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, пра¬ведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А дос¬таточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.

Верить - значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.

Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, - на распятого Христа и только на Него.

Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосре¬доточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим - Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет боль¬шинство традиционных догм христианства.

ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу - верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя - на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение - заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.
Рассказ (возвещение) о спасении осуще¬ствляется в разных формах, прежде всего - в проповеди.
Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь - это возвещение Евангелия в живой и сво¬бодной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.
Второй центр - это Таинство Причастия (Евха¬ристии), которое совершается на лютеранских богослу¬жениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, явля¬ется столом для этой священной трапезы. Таинство При¬частия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь ма-териальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозгла¬шенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэто¬му на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древ-нейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.
Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, неза¬висимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.
Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.
В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Под-ниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.
Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.

Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных ве¬рующих. Пастор - это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.

Сосредоточенность на многообразном провоз¬глашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви - вот главные черты лютеранского богослужения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в сво¬их грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние доста¬точно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Ско¬рее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Цер¬кви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и про¬поведь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала пропо¬ведь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ
Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с предста¬вителями Православия.

Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман - вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.
Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи свя¬зывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.
Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.

Евангелическо-лютеранская Церковь - это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это традиционная Церковь, признающая и принима¬ющая основные христианские вероучения:
- о троичности Бога
- о Божественности Иисуса Христа
- о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).
Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.
Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.
В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.
Члены Евангелическо-лютеранской Церкви -это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

В силу определенных причин христианство как изначальная религия разделилось на несколько ветвей, которых друг от друга отличают догматические и культовые особенности. К ним относят православие, католицизм и протестантизм. Именно о последнем направлении мы и поговорим, а точнее о лютеранстве как о его подвиде. В этой статье вы найдете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” - а также узнаете об истории возникновения этого верования, отличиях от католицизма и других подобных религий.

Как возникло лютеранство?

XVI век в Европе - это время религиозной революции, которая положила начало новым ответвлениям от основной Все началось с того, что некоторые верующие начали отрицать учение и проповедовать свои собственные догматы. Они хотели реформировать религию согласно Библии. Так возникло реформаторское движение, которое на тот момент затронуло не только религиозную сферу средневековой Европы, но и политическую, и общественную (ведь в то время церковь не была отделена от других областей жизни человека).

Первым, кто высказался против существующего католического курса веры, был Именно он выступил с публичным осуждением индульгенций, которые якобы гарантировали жизнь в раю, а также написал “95 тезисов”. В них он изложил свое видение новой, реорганизованной, веры. Конечно, его осудили, назвали еретиком, но начало было положено. Протестантство стало распространяться, и конечно, начали появляться разные течения.

Те верующие, которые пошли вслед за Мартином Лютером, стали называться лютеране. Это были первые протестанты. Они сохранили те догматы, которые написал еще Мартин. Далее появились кальвинисты, анабаптисты и многие другие. Каждый находил свой правильный способ почитания Бога, молитвы к нему и так далее. Что примечательно: в каждом течении появились и свои ответвления, которые разнились лишь некоторыми догмами и способом понимания Библии. Конечно, каждый считал, что он прав.

Отличие лютеранского вероисповедания от католицизма

Итак, теперь рассмотрим, насколько велика разница между лютеранством и католицизмом, из которого оно, собственно, и вышло. Тут можно сформулировать несколько тезисов:

  1. Лютеране не признают священников как наместников Бога на Земле. Именно поэтому проповедниками этой веры могут стать даже женщины. Также священнослужители лютеран могут вступать в брак (даже монахи, чего нет в других религиях вообще).
  2. Из таинств католицизма у лютеран осталось лишь Крещение, Причастие и Исповедь.
  3. Библия - это главная книга верующего. В ней находится истина.
  4. Лютеране веруют в (Отца, Сына и Святого Духа).
  5. Верующие этого течения знают, что судьба у каждого человека предопределена с рождения, но ее можно улучшить добрыми делами и сильной верой. Следует заметить, что именно это положение способствует стремлению к личному обогащению верующих, и в этом нет ничего плохого. Помимо этого, сильная вера способствует искуплению грехов, а не дела верующих, как это происходит в католицизме.

Как видим, разница между этими двумя ветками религий довольно велика. Несмотря на то что лютеранство (протестантизм) и вышло из католицизма, но в конечном итоге с течением времени появились определенные догматы, а также различные направления в нем самом. Отличия были незначительны.

Также следует знать, что лютеране и протестанты (разница между которыми довольно тонкая) не одно и то же. Протестантизм - это более глобальное течение, оно включает в себя все, что откололось в свое время от католицизма. Далее же пошли различные подвиды верований, и лютеранство - одно из них.

Таким образом, лютеранин - это верующий, который полностью уповает на Бога. Он не думает о себе, не думает о том, что он сделал, он живет во Христе и думает только о нем. В этом фундаментальная суть этой религии, в отличие от других, где принято работать над собой и улучшать свои качества.

Распространение этой религии в мире

Теперь рассмотрим, насколько распространена в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена.

Итак, самые многочисленные это, конечно, немцы-лютеране, также достаточно крупные конфессии находятся в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, США, Эстонии и Латвии. Общее количество верующих протестантов - около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию.

Обучение церковнослужителей и их отличие

Также следует заметить, что пастор у лютеран - это обычный человек, который был публично утвержден на ежегодном собрании Синода. Таким образом, получается, что происходит назначение человека на должность, а не рукоположение в сан, как это принято у католиков и православных. Лютеране уверены в священстве всех верующих, и чем сильнее вера, тем лучше. Тут они ссылаются на одну из евангельских истин. Также, как было сказано выше, лютеранская церковь не запрещает становиться проповедниками женщинам, а также вступать в брак.

Подвиды лютеранства

Итак, лютеранин - это верующий, живущий глубоко во Христе. Он знает о его жертве и уверен, что она совершена не напрасно. И это единственное, что присутствует во всех подвидах лютеранства, некоторые из которых будут перечислены ниже (а вообще их несколько больше):

  1. Гнесиолютеране.
  2. Конфессиональное лютеранство.
  3. Лютеранская ортодоксия.
  4. Евангелистическо-лютеранская церковь и др.

Заключение

Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” Также вполне понятна суть этого направления религии, а также его возникновение и современное распространение в мире. Несмотря на то что существуют подвиды лютеранства, основная идея сохраняется и в них, остальные отличия существуют только в некоторых деталях. Именно они и позволяют сохраняться этим направлениям.