Педагоги делятся опытом. Обмен опытом как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности учителя

Зачем учителю нужно публиковать разработки в образовательных интернет - изданиях?

Получить признание . Учителя — творческие открытие люди, работающие для других. И мы понимаем важность получения признания и уважения не только со стороны детей и их родителей, но и коллег. Публикуя работы на нашем сайте, вы выходите к ежедневной многотысячной аудитории. Во время учебного года наш сайт посещают в среднем 50-70 тысяч человек ежедневно. Публикуя работу даже на самую "непопулярную" тему, вы всегда найдете своего читателя.

Возможность получить свидетельство о публикации . Да, в последнее время много об этом говорят, кто в позитивном ключе, кто — с пренебрежением. Но факт остается фактом: подтверждение публикаций нужно для портфолио, для прохождения аттестации, для получения стимулирующих выплат.

За что выдается электронное свидетельство о публикации?

Свидетельство о публикации выдаётся за размещение на сайте вашего авторского материала:

учебно-методические разработки;

Сценарии внеклассных мероприятий, классных часов;

Сценарии праздников, развлечений, досугов;

Статьи на педагогическую тематику;

Конспекты уроков;

Занятия с дошкольниками (конспекты);

Мастер-классы по рукоделию;

Сценарии семинаров, родительских собраний и конференций;

Подготовка детей к школе (советы родителям, тематические занятия, тесты...)

Обзоры книг по педагогике, психологии и методике преподавания;

Оформление детского сада, школы (мастер-классы, статьи);

Беседы с детьми (конспекты бесед со школьниками);

Определение понятия "передовой педагогический опыт".

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу . Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности . ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития .

Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.

Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность .

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты

Седьмой показатель ППО - репрезентативность.

Репрезентативность - это:

  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Классификация передового педагогического опыта.

  • Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
  • Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  • Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  • Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
  • Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
  • Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):

  • Определение цели изучения ППО.
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения ППО.
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками).

Изучение и обобщение опыта:

  1. Выявление объекта изучения:
    • оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
    • выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
    • первый сбор информации о деятельности педагога;
    • выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
    • определение объектов изучения.
  2. Постановка цели изучения:
    • выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
    • формулировка проблемы;
    • теоретическое обоснование опыта;
    • выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
    • формулировка цели изучения.
  3. Сбор информации об изучаемом опыте:
    • отбор методов сбора и обработки информации;
    • составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
    • реализация методов сбора информации об опыте.
  4. Педагогический анализ собранной информации:
    • расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
    • оценка идей опыта на основе критериев;
    • определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
    • выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
  5. Обобщение опыта:
    • систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
    • формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
    • раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
    • определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
    • описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Анализ и обобщение опыта.

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
  • Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Более 25 педагогов посетили РМО

Как правильно организовать коррекционную работу с детьми в дошкольных образовательных учреждениях говорили 27 апреля на районном семинаре педагогических работников.

Районное методическое объединение воспитателей детских садов на тему: «Организация коррекционно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных организациях» состоялось на базе Д/С №18 «Ягодка» станицы Новомалороссийской.

С каждым годом число детей с различными нарушениями речи увеличивается, поэтому в работе методического объединения были рассмотрены самые актуальные аспекты и выработаны конкретные решения.

Многообразие своей работы воспитатели, логопеды, психологи, музработники и инструктор по физической культуре представили презентациями, докладами и мастер-классами.

Куда прячутся страхи


"Куда уходят страхи"


"Куда уходят страхи"

Педагог- психолог Светлана Николаевна Овчинникова начала свой мастер-класс с тренинга настроения. Поделилась опытом в использовании психологических приёмов для поднятия эмоционального настроения детей.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха, который может возникнуть в любом возрастном периоде и успешно подвергаются психологическому воздействию. Детские страхи, если к ним правильно относиться, чаще всего исчезают бесследно. Одним из эффективных методов является игровая коррекция.

Игры, которые лечат, увлекательны и очень нравятся детям

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это утверждал и В. М. Бехтерев, доказав влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Работая над развитием общей моторики рук, педагоги часто используют игры с палочками, пуговицами, разные мозаики, шнуровки. В детском саду успешно используется современная здоровье сберегающая технология «Криотерапии».


Игры со льдом

Инновационные виды терапии в своей работе использует Ирина Анатольевна Котлярова. Используя нетрадиционные и креативные методы в коррекционно-развивающей работе, она добивается хороших результатов. Одним из любимых — занятия изо терапией(манкографией).


Изо терапия (манкография)


Изо терапия (манкография)

Логоритмика активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Музыкально-игровые упражнения провела музыкальный руководитель Елена Алексеевна Бурлет. Игра прошла интересно, на эмоциональном подъёме.


Логоритмика


Логоритмика

Подводя итоги, Методист Управления дошкольного образования Выселковского района Анна Викторовна Воронцова от имени всех участников методического объединения отметила, что встреча была содержательной, насыщенной и продуктивной! Учитель-логопед РПМПК Майя Омаровна Алёхина поблагодарила организаторов: заведующую дошкольного учреждения Любовь Николаевну Евтушенко и его педагогов за высокий уровень подготовки и проведения мероприятия.

Использование интерактивных форм и методов в работе с педагогическим коллективом.

Широкова Л.И., старший воспитатель МБДОУ д/с № 60

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно - образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей , как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

5. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОЙ РАБОТЫ?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно одно - образной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих , приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Интерактивные формы и методы подразделяются:

  1. традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • коллективные просмотры педагогической деятельности
  • педагогические советы
  1. инновационные:
  • проектная деятельность
  • Педагогический ринг
  • Деловая игра
  • Круглый стол
  • Дискуссия
  • Мозговой штурм
  • СИМПОЗИУМ, ДЕБАТЫ
  • мастер-класс
  • создание банка инновационных идей
  • Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • музыкально – литературная гостиная
  1. Новейшие интерактивные методы:

Кейс – метод;

Квик – настройка

КРУЖКИ КАЧЕСТВА

Коучинг - сессия

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Педсоветы различают и по формам организации :

  • Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и с принятием решений по ним;
  • Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его подготовка требует написания сценария, разделение участников на команды и распределение ролей.

Нетрадиционные педагогические советы:

  • Педсовет - деловая игра;
  • Педсовет – конференция;
  • Педсовет – круглый стол;
  • Педсовет – дискуссия;
  • Педсовет – диспут;
  • Педсовет – научно-практическая конференция.

Семинары – это групповые занятия по определённому плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Руководителем семинара могут быть заведующий или старший воспитатель, приглашённые специалисты (преподаватели вуза, педколледжа, научные работники и др.). Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы.

Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения.

В практике детского сада используются также семинары-практикумы , направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат (можно устроить выставку работ воспитателей, родителей). Итогом работы также могут быть наглядные материалы, подготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию (например, этапы обучения рисованию, использование разной техники аппликации, конструирования из бумаги и т.д.), которыми могут воспользоваться все педагоги.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью используется наставничество .

Конкурс педагогического мастерства , который является мощным фактором, позволяющим сплотить педагогический коллектив, определить зону его ближайшего развития и создать условия для самореализации, способствует выявлению и распространению передового педагогического опыта и инновационного потенциала педагогов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

Общая эрудиция;

Профессиональные знания, умения, навыки;

Умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

Педагогический ринг предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».

Деловая игра : способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.

Таким образом, метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Но! Ни в коем случае не раздавайте роли тем, кто на них более всего подходит. Фишка в том, чтобы дать пессимисту побыть Жёлтой шляпой, а «зелёную шляпу» отвлечь от запускания самолётиков из бумаги и научить вести толковый протокол. Человек раскрывается тогда, когда выступает в необычном для себя амплуа. Да и к тому же, думая про человека, что он, скажем, «черная шляпа», Вы можете просто наклеивать на него несправедливый ярлык.

Круглый стол : тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? ».

Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.

Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.

Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.

Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Ведущий задает проблемный вопрос, педагоги голосуют карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем ведущий объединяет в группу педагогов с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.

Мозговой штурм : группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.

СИМПОЗИУМ - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

ДЕБАТЫ - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений пред-ставителей двух противостоящих групп.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, ЭКСПРОМТ - метод активизации педагогиче-ского познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Например: ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь бу-дет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

МАСТЕР – КЛАСС, его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер –класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города и области.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Выставки – ярмарки педагогических идей : публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.

Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художествен-ной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«КОУЧИНГ– СЕССИЯ» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ).

Это сотрудничество , помогающее человеку чётко определить свои цели и задачи и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Это искусство , способствующее развитию человека. Это создание среды , облегчающей движение к заветным целям. Слово " коучинг " произошло от англ. " coach " - наставлять, тренировать, воодушевлять. Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы, приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения.

Примерные этапы работы:

Приветствие (Коуч сообщает тему, цели коучинга)

Разминка (Налаживание эмоционального настроя, знакомство)

Деление на группы

Выполнение заданий: Дать определение понятию, составить структуру, сделать выводы. Выявить разницу между понятиями, разработать критерии, выводы.

Рефлексия.

КРУЖКИ КАЧЕСТВА организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Структура кейса

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

Комментарий ситуации, представленный автором

Вопросы или задания для работы с кейсом.

Этапы разработки кейса

Определение места кейса в системе образовательных целей

Поиск системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

Построение, или выбор модели ситуации

Создание описания

Сбор дополнительной информации

Подготовка окончательного текста

Презентация кейса, организация обсуждения

Требования

Хороший кейс рассказывает.

Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес . Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы педагог забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.

Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, педагоги воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие.

Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.

Хороший кейс включает цитаты из источников. Цитаты добавляют реализма и позволяют педагогу толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят.

Хороший кейс содержит проблемы, понятные педагогам. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию).

Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.

« КВИК – НАСТРОЙКА»:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно - образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития.


Обмен опытом как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности учителя

Сегодня учитель делает очень многое, для того чтобы: урок был интересным, доступным; для того чтобы заинтересовать ребят, привлечь их внимание к изучению своего предмета.

Такой современный урок требует от учителя большой подготовки: поиск интересной информации, создание цифровых образовательных и методических ресурсов.

И в итоге у каждого из нас накапливается большое количество авторских разработок, конспектов, пособий и т.д. Что же делать со всем этим?

Есть одна мудрость, она гласит: «Не бойся, что украдут, бойся, что никому не потребуется». Это о нашем педагогическом опыте.

И я решила своим опытом делиться.

Один из доступных, для нас учителей, способ распространения педагогического опыта это участие в профессиональных конкурсах.

  1. В 2003 году «Инновации в преподавании гуманитарных дисциплин» я представила методическую разработку урока «Деревенское подворье» для учащихся 3 класса . Выиграла грант в размере 250 долларов США. В рамках конкурса проходила конференция. По итогам конференции создан справочник информационных материалов «Образовательный потенциал Северо-Запада» Санкт-Петербург, в который вошли тезисы моей работы. А методическая разработка урока была опубликована в газете «Сельская школа», №7 апрель 2003 г.
  2. В 2004 году на всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации» представила первое свое методическое пособие «Вырежи, согни и склей сказку для своих друзей» . Когда я только пришла работать учителем труда в школу, я мечтала о таком пособии, здесь программа, тематическое планирование, программное содержание уроков, конспекты уроков и т.д. За это пособие меня наградили медалью Януша Корчака.

3. 2005 год - время, когда мы стали активно использовать компьютерные технологии: прошли курсы повышения квалификации, научились делать презентации.

4. И создав коллекцию электронных материалов к циклу занятий «Народные художественные промыслы» в 2006 году приняла участие в республиканском конкурсе «Коллекция электронных материалов по предметам регионального и школьного компонентов» по направлению «Поддержка процессов информатизации общего и начального профессионального образования в регионе, районе, школе». Я не стала победителем этого конкурса, но я проделала огромную работу.

5. По данной теме разработала второе методическое пособие «Знакомство с народными художественными промыслами. Цикл занятий для учащихся начальных классов» (пособие для учителя с электронным приложением) и представила его в 2007 году на всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации» . Диплом 1 степени.

6. За лето мое пособие пополнилось новым материалом и в начале учебного 2007-2008 года обновленным я отправила его на ежегодный всероссийский конкурс «Учитель-учителю 2007» в номинацию «Портфель учителя». 2 место, Почетная грамота, премия 7000 рублей. И школа, где работает победитель, получила комплект методической литературы.

7. Потом я приняла участие в конкурсе вариативных (элективных) модулей дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации) работников образования Республики Карелия. На конкурс я представила образовательный модуль «Разработка содержания и методика преподавания курса «Секреты Мастеров». На эту программу я получила сертификат, и он должен быть включен в план-проспект курсовых мероприятий.

8. В начале 2008 года я закончила работу над третьим методическим пособием «Красочная и разнообразная наша пластика бумажная». Конечно же, я его отправила на всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации». Жду в конце мая результатов.

9. Участвуя в республиканских, всероссийских конкурсах мою работу заметили и московская редакция «Глобус» предложила мне заключить с ними договор на издательство моих пособий. Я подписала договор и в конце мая мое пособие выйдет в печать.

10. Ну и конечно, сегодня нельзя не говорить о возможностях виртуального пространства. Это региональная коллекция цифровых ресурсов , где я тоже разместила свои ЦОРы.

11. Я являюсь членом сообщества «Сеть творческих учителей», это сообщества «Уроки творчества: искусство и технология в школе» и «Классный руководитель XXI века». У меня нет классного руководства, но мне очень нравиться рубрика «Мастерская», где можно разместить свои разработки по темам «Мастерская Деда Мороза», «Мастерская 8 Марта», «Мастерская 9 Мая».

Я не останавливаюсь на достигнутом, только недавно закончила курсы дистанционного обучения в РК. Они дали мне новый толчок для творчества.

В начале мая подала заявку на участие во Всероссийском Интернет - конкурсе для педагогов, посвященный использованию ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (2008). Надеюсь на удачу.

Но по большому счету не важно, стал ты победителем или нет.

Участвуя в конкурсах, распространяя свой педагогический опыт, я получаю большой заряд энергии, приобретаю новые знания, обучаюсь новым технологиям, повышаю профессиональную компетентность, развиваю творческую любознательность.

Именно это дает мне возможность приходить на уроки к ребятам с большим желанием творить. И я получаю огромное удовольствие от результатов, которыми меня радуют дети.

Спасибо работникам ИПК и работникам нашего Костомукшского БММЦ и ЦРО, за то, что они дают нам возможность получать новые, необходимые знания.