Кадры расстрела в школе американская история ужасов. Бойня в Керчи - точная копия расстрела американской школы «Колумбайн

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они - ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких […] Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги […] анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа […]»

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак» .

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

Новый случай стрельбы в американской школе. 17 погибших, и не исключено, что эта цифра может возрасти - несколько пострадавших находятся в критическом состоянии.

Все произошло во Флориде, в городе, который был признан в прошлом году самым безопасном в штате. Бойню устроил бывший ученик, которого выгнали из-за проблем с дисциплиной. В школу он вернулся с винтовкой и сделал все, чтобы убить как можно больше людей.

Подростки группами покидают старшую школу Парклэнда под надзором полицейских. Пока тележурналисты пытаются разобраться, что происходит, в «Твиттере» появляются первые видеоролики, снятые детьми в школьных классах.

Один из учеников описывает все происходящее онлайн. На его страничке – фотографии комнаты, где он прячется, с комментарием: «В моей школе стрельба, я заперт внутри и напуган». Позже мальчика эвакуировали.

Преступник, судя по всему, планировал убить как можно больше людей. Перед тем как открыть стрельбу, он включил в здании пожарную сигнализацию, чтобы выманить учеников из классов. В школу стрелок пришел в противогазе и принес с собой дымовые шашки.

Спецоперация по освобождению подростков длилась около полутора часов.

«Мы заперли детей в классах, уложили на пол. Некоторых спрятали в шкафах. Я спрятала 19 человек. Мы пережили самый страшный кошмар в нашей жизни», - сказала учительница Мелисса Фальковски.

Спустя какое-то время полицейские выводят из здания молодого человека в бардовой футболке. 19-летний Николас Круз учился в этой школе и был исключен из-за проблем, связанных с нарушением дисциплины. По словам его знакомых, он увлекался оружием и часто попадал в неприятности. В его «Инстаграме» много фотографий с пистолетами, винтовками, ножами. Пресса со ссылкой на местные власти сообщает, что у Круза могли быть проблемы с психикой.

Стрельба в Парклэнде стала одной из самых кровавых в истории Америки. Телевизионным комментаторам сложно было справиться с эмоциями.

В американских школах случаи стрельбы теперь происходят каждую неделю. Чтобы научить детей, как себя вести в таких обстоятельствах, для них стали регулярно проводить тренинги с участием спецслужб. Подобная тренировка два месяца назад состоялась и в старшей школе Парклэнда.

А в марте в учебные заведения поступят еще и симуляторы стрельбы – учиться действовать в экстремальных ситуациях школьники и учителя будут в виртуальной реальности. Программа разработана Министерством внутренней безопасности совместно с армией США и позволяет разыгрывать разные сценарии поведения стрелка.

Правда, многие американцы считают, что изменить тревожную ситуацию может только ужесточение закона об обороте оружия. У «флоридского стрелка» была с собой полуавтоматическая винтовка и множество магазинов с патронами. Где он ее купил и, главное, как пронес в школу, теперь будут выяснять следователи.

Президент США Дональд Трамп обсудил обстоятельства трагедии с губернатором Флориды и предложил ему федеральную помощь в расследовании. А также выразил соболезнования семьям погибших, отметив, что американские школы должны, наконец, стать безопасными.

В старшей школе Marjory Stoneman Douglas в городе Паркленд (штат Флорида, США) погибли 17 человек, еще 14 пострадавших госпитализированы.

Преступник, Николас Круз, оказался бывшим учеником школы, ранее его исключили за нарушение дисциплины.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию массовых убийств в учебных заведениях США. Стрельба во Флориде стала десятым случаем в этой стране за последние 20 лет, когда жертвами преступников в школах и университетах становились пять и более человек.

24 марта 1998 года двое учащихся средней школы "Уэстсайд" близ город Джонсборо (штат Арканзас) застрелили четырех школьников в возрасте 11-12 лет и учительницу. Нападавшие, 13-летние Митчелл Джонсон и Эндрю Гоулден, подали ложную пожарную тревогу и из засады открыли огонь из пистолетов и ружей по выбегавшим детям. По вердикту суда оба, как несовершеннолетние, получили сравнительно мягкие наказание: девять и семь лет тюрьмы соответственно.

20 апреля 1999 года в старшей школе "Колумбайн" (округ Джефферсон, штат Колорадо) двое учеников этого учебного заведения - 18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клиболд - застрелили 13 человек и ранили еще 37, после чего покончили с собой. Трагедия получила широкий общественный резонанс и вызвала в США дискуссию об ужесточении контроля над распространением огнестрельного оружия.

21 марта 2005 года 16-летний ученик школы "Ред-Лейк" из одноименной индейской резервации в штате Миннесота Джеффри Уиз застрелил своего деда-полицейского и его сожительницу, завладел оружием деда. После этого он приехал в школу, где убил еще семь человек и ранил пятерых. Получив ранения в перестрелке с прибывшими силами правопорядка, преступник покончил с собой.

2 октября 2006 года в школе в коммуне амишей (консервативное религиозное движение в США) Вест Никель Майнз в штате Пенсильвания произошла стрельба. Водитель - развозчик молока Чарльз Карл Робертс - захватил в заложники 10 учениц в возрасте от 6 до 13 лет и учительницу. После этого застрелил пять девочек и тяжело ранил остальных и совершил самоубийство. Нападавший оставил несколько предсмертных записок, в которых сознался в совершенных ранее изнасилованиях несовершеннолетних.

16 апреля 2007 года в Виргинском политехническом институте (город Блэксбург, штат Вирджиния) страдавший шизофренией 23-летний студент из Южной Кореи Чо Сын Хи застрелил из нескольких пистолетов 32 и ранил еще 25 человек в общежитии и учебном корпусе, после чего покончил с собой. В промежутке между убийствами преступник отправил в адрес телевизионной службы NBC News открытое письмо и видеоманифест, в которых сравнивал себя с Иисусом Христом.

14 февраля 2008 года в Университете Северного Иллинойса (город Де-Калб, штат Иллинойс) бывший студент этого вуза, Стив Казмерчак, открыл огонь по студентам и преподавателям, убив пятерых. После приезда полиции он покончил с собой.

3 апреля 2012 года . в христианском колледже города Окленд (штат Калифорния) 43-летний американец корейского происхождения Уан Ко ворвался в одну из аудиторий и открыл хаотичную стрельбу. В результате погибли семь иммигрантов из Южной Кореи, Непала, Филиппин и Нигерии - шесть женщин и один мужчина. Нападавший сдался полиции в соседнем городе Аламеда. В 2015 году он был признан невменяемым.

14 декабря 2012 года в начальной школе "Сэнди хук" в городе Ньютаун (штат Коннектикут) 20-летний Адам Лэнза, страдавший легкой формой аутизма и вооруженный двумя пистолетами и винтовкой, открыл стрельбу. Жертвами стали 20 детей в возрасте 5-10 лет и шесть взрослых. Перед тем как отправиться в школу, он застрелил свою мать. Преступник покончил с собой.

1 октября 2015 года в лабораторном корпусе колледжа Умпква близ Роузбурга (штат Орегон) мужчина открыл стрельбу по сотрудникам учебного заведения и студентам, в результате погибли девять человек, еще семь получили ранения. Подозреваемый, 26-летний Крис Харпер Мерсер, был застрелен сотрудниками полиции. По сообщениям очевидцев, преступник заставлял некоторых из учащихся говорить, кем они являются по вероисповеданию, и стрелял в тех, кто отвечал, что исповедовал христианство.

В нашей подборке представлены случаи массовых убийств в школах, совершенных подростками. Жестоко и бессмысленно..

Утром 5 сентября в подмосковной Ивантеевке произошло чудовищное происшествие: ученик 9 класса ворвался в кабинет информатики с воплем: «Я пришел сюда сдохнуть», после чего напал на педагога, нанеся ей удар по голове кухонным топориком. На этом спятивший подросток не остановился, он открыл стрельбу из травматического пистолета и принялся разбрасывать по классу дымовые шашки. Его испуганные одноклассники, пытаясь спастись, выпрыгивали из окон.

Преступник был схвачен школьной охраной и передан приехавшей полиции. Учительница и несколько учеников, получивших переломы при прыжке из окна, были госпитализированы, сейчас их жизни ничто не угрожает.

Удалось выяснить, что школьник уже давно готовился к атаке. Судя по его страничке в соц. сети, он вовсю интересовался массовыми убийствами и был фанатом Дилана Клиболда – подростка, устроившего жестокую бойню в школе «Колумбайн» в 1999 году.

Почему такое вообще происходит? Почему с виду благополучные подростки хватаются за оружие и идут убивать своих учителей и одноклассников?

Возможно, мы сможем ответить на эти вопросы, если вспомним самые резонансные массовые убийства в школах.

3 февраля 2014 года. Школа № 263, Отрадное, Москва, Россия


Десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный винтовкой и карабином, ворвался в кабинет географии и двумя выстрелами убил учителя Андрея Кириллова.


Когда к зданию школы прибыла полиция, Гордеев открыл огонь по полицейским, в результате чего старший сержант Сергей Бушуев получил смертельное ранение.


Гордеев был задержан и доставлен в следственный изолятор. На суде его адвокат настаивал, что подросток психически болен:

«Он думает, что он выдумал всех нас, что сейчас он закроет глаза, и все те, кто ему неинтересен, исчезнут. Он говорил собственной маме, что она его иллюзия»

По мнению адвоката, его подсудимый совершил убийство, чтобы доказать теорию солипсизма – учения, которое утверждает, что весь окружающий мир существует лишь в вашем воображении. Гордеев планировал также покончить с собой.

По решению суда Сергей Гордеев признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу.


20 апреля 1999 года. Средняя школа Колумбайн, город Литлтон, штат Колорадо, США


Одно из самых ужасных массовых убийств в истории США произошло в школе Колумбайн.

В 11:10 два вооруженных до зубов старшеклассника Эрик Харрис и Дилан Клиболд на своих автомобилях припарковались у здания школы и заложили в школьной столовой две бомбы с таймером.


Юнцы планировали дождаться взрывов на улице, а затем расстреливать всех выбегающих из здания людей. Школьники надеялись таким образом уничтожить около пятисот человек, однако бомбы, заложенные в столовой, не сработали. Тогда разочарованные преступники ворвались в школу и начали стрелять по всем, кто попадал в их поле зрения. Они убили одного учителя и 12 учеников, самому младшему из которых было 14 лет. Более 20 человек были ранены. После бойни убийцы покончили с собой: каждый выстрелил себе в голову.


Харрис и Клиболд - выходцы из обеспеченных добропорядочных семей. Оба не пользовались популярностью в школе и были увлечены компьютерными играми. Как следует из их личных дневников, подготовку к бойне они начали за год трагедии.

14 декабря 2012 года. Начальная школа «Сэнди-Хук», город Ньютаун, Коннектикут, США


Это преступление особенно чудовищно, потому что его жертвами стали маленькие дети.

Утром 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил свою спящую мать, вооружился несколькими пистолетами и винтовками из ее коллекции оружия, сел в машину и направился к начальной школе «Сэнди-Хук».

В 9-35 он ворвался в здание и в течение 11 минут расстреливал детей и учителей. Затем, услышав, что приближается полиция, застрелился. Это произошло между 9-46 и 9-53.

Жертвами 10-минутной бойни стали 26 человек: 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет и шестеро женщин. Директриса и школьный психолог были убиты при попытке остановить убийцу, 4 учительницы погибли, пытаясь спасти детей и прикрывая их своими телами.


погибшие дети





Мотивы жестокого массового убийства остались невыясненными. Адам Лэнза родился в благополучной семье, его мать была учительницей и коллекционировала оружие. Именно на нее было зарегистрировано все оружие, из которого ее сын стрелял в своих жертв. У Адама был диагностирован синдром Аспергера – легкая форма аутизма, которая, впрочем, не характеризуется агрессивным поведением. Он отличался повышенной тревожностью, увлекался компьютерными играми и не ел мясо, не желая быть причиной страдания животных…

11 марта 2009 года. Училище Альбертвиль-Реальшуле, город Винненден, Германия

Бывший ученик училища, 17-летний Тим Кретчмер устроил стрельбу из отцовского пистолета, в результате которой погибли 15 человек. Сначала он действовал в здании училища, а затем переместился на улицы города, где убил еще нескольких человек. Оказавшись в окружении полиции, Кретчмер застрелился.

Мотивом зверского преступления стал отказ девушки, за которой ухаживал Кретчмер, встречаться с ним. Эта девушка училась в училище, где произошла бойня, и была убита одной из первых.



7 ноября 2007 года. Лицей Йокела, город Туусула, Финляндия


18-летний ученик Эрик Аувинен устроил стрельбу из пистолета в своей школе. Погибли 8 человек: 6 учащихся, директор школы и медсестра. После бойни Аувинен скрылся в мужском туалете и выстрелил себе в голову.


Накануне трагедии Аувинен выложил на YouTube видео под названием «Бойня в школе Йокела – 7.11.2007». Фильм содержал фотоснимки школы и самого Аувинена с оружием, а также отрывки из любительских видео Клиболда и Харриса, устроивших бойню в школе Колумбайн. Аувинен был тихим и застенчивым подростком, над которым издевались сверстники, при этом он сам издевался над учениками младших классов. Убийца увлекался компьютерными играми, интересовался оружием и хотел оставить о себе память. Он ненавидел геев, одиноких родителей и влюбленные парочки. Массовое убийство он начал планировать еще в марте.

24 марта 1998 года. Школа Джонсборо, штат Арканзас, США


В этот роковой день ученики школы Джонсборо 11-летний Эндрю Голден и 13-летний Джонсон Митчелл открыли огонь по детям в школьном дворе. Оружие было похищено Митчеллом у собственного деда. В результате стрельбы погибли четверо детей в возрасте от 11 до 12 лет и учительница, которая заслонила учеников своим телом. Более 10 человек были ранены.


ученики и учительница, погибшие при стрельбе

Полицейские, прибывшие на место происшествия, задержали подростков-убийц.

Голден и Митчелл так и не смогли объяснить, что стало мотивом преступления. По некоторым данным, они увлекались оккультизмом. Преступники получили по 8 и 10 лет лишения свободы и в данный момент находятся на воле.

21 марта 2005 года. Школа Ред Лейка, штат Миннесота, США

16-летний подросток Джеффри Уиз застрелил 9 человек, а затем покончил с собой. Первыми жертвами Джеффри стали его дед, отставной полицейский, и его подруга. Расправившись с ними и вооружившись двумя пистолетами и дробовиком, принадлежавшими деду, Уиз отправился в свою школу, где убил еще семерых человек: пятерых учеников, учителя и охранника. По воспоминаниям очевидцев, во время убийств с лица Уиза не сходила улыбка.

После перестрелки с приехавшей полицией, подросток заперся в одном из кабинетов и выстрелил из дробовика себе в голову.

Уиз был тихим и застенчивым парнем, который подвергался издевательствам одноклассников. Он плохо учился, был одержим компьютерными играми и восхищался Гитлером. За 4 года до трагедии покончил с собой его отец. Через некоторое время мать Джеффри, страдающая алкоголизмом, погибла в аварии, поэтому воспитанием подростка занимался дед, с которым Уиз конфликтовал.

5 октября 2017, 22:33


Эрик Дэ́вид Ха́ррис (англ. Eric David Harris , 9 апреля 1981 - 20 апреля 1999) и Ди́лан Бе́ннет Кли́болд (англ. Dylan Bennet Klebold , 11 сентября 1981 - 20 апреля 1999) - два одиннадцатиклассника, которые устроили массовое убийство в школе «Колумбайн». 13 человек были убиты и 23 ранены. Три человека были также ранены, когда попытались убежать. В конечном итоге 18-летний Харрис и 17-летний Клиболд совершили самоубийство на месте преступления.

Эрик Дэвид Харрис родился в Уичито в Канзасе у Уэйна Нельсона Харриса и Кэтрин Энн Пул. У него был старший на три года брат Кевин. Отец был пилотом транспорта Военно-воздушных сил США, мать - домохозяйкой. Из-за профессии Уэйна Харрисы часто переезжали, и в июле 1993 Харрисы переехали из Платтсбурга, штат Нью-Йорк, в Литлтон, штат Колорадо, когда Уэйн Харрис ушёл в принудительную отставку из-за сокращений штата.

Здесь в течение первых трёх лет Харрисы жили в арендованном помещении. Уэйн тогда устроился на работу в Корпорацию услуг безопасности полётов Энглвуда, а Кэтрин начала работать поставщиком ейтеринга. Старший брат Эрика Кевин пошёл в Колорадский Университет в Боулдере, а сам Эрик пошёл в среднюю школу «Кен-Кэрил», где в седьмом или восьмом классе встретил Дилана Клиболда. В 1996 Харрисы наконец купили за 180 000 $ дом к югу от Старшей школы «Колумбайн», которую Эрик начал посещать за год до этого. Недалеко от Харрисов жил Брукс Браун, с которым Эрик познакомился в школьном автобусе, и который с первого класса дружил с Диланом Клиболдом.

Дилан Беннет Клиболд родился в Лэйквуде в Колорадо у Томаса Эрнста Клиболда и Сьюзен Френсис Яссенофф. У него был старший на четыре года брат Байрон Джейкоб. Как и Байрон, Дилан был назван в честь известного поэта (Байрон был назван в честь английского поэта-романтика Джорджа Байрона, а в случае Дилана это был валлийский поэт Дилан Томас). Отец Дилана был геофизиком, занимающимся недвижимостью, мать работала в Колорадо с инвалидами. Оба посещали Лютеранскую церковь, и Дилан вместе с Байроном прошли конфирмацию в соответствии с Лютеранской традицией. Дома семья соблюдала некоторые ритуалы в соответствии с еврейским происхождением Сьюзен, чей дедушка, Лео Яссенофф, был влиятельным строителем и филантропом (и даже построил еврейское помещение для проведения культурных и общественных мероприятий в Коламбусе в Огайо, откуда Томас и Сьюзен были родом). Родители Томаса Клиболда умерли рано, и он был воспитан братом, старшим его на 18 лет.

В 1990 семья Клиболд поселилась в Каньоне Дир-Крик на юге Лейквуда, где Дилан ходил в Начальную школу «Норманди» с первого по второй класс, а затем перешёл в Начальную школу «Говернёрс-Ранч», где он входил в группу «CHIPS» («Challenging High Intellectual Potential Students » - группа высокоодарённых и способных учеников). Где-то в этот период он встретил Брукса Брауна. Позже, во время следствия, его родители вспоминали, что в «Говернёрс-Ранч» Дилан чувствовал себя несколько забитым, и поэтому они полагают, что переход в среднюю школу «Кен-Кэрил» (где Дилан встретил Эрика Харриса) оказался для Дилана весьма трудным, так как он был тихим и застенчивым и поэтому не сумел прижиться в новом коллективе.

Но поскольку переход из начальной школы в среднюю является трудным для большинства американских подростков, то Томас и Сьюзен не заостряли на этом особого внимания. Все друзья и знакомые семьи Клиболд всегда описывали Дилана только с положительных сторон: тихий одиночка, застенчивый парень, имеющий хорошее чувство юмора. В сценах домашнего документального видео, на котором юноши разрабатывали свои предполагаемые теракты, видно, что Клиболд всё время обрывает свои реплики из-за того, что не может удержаться от смеха. Его родители вспоминали, что Дилан никогда при них не проявлял никаких признаков агрессии.

В 1995 году Дилан, Эрик, Брукс и их четвёртый друг Натан Дайкмен (с которым Эрик познакомился на уроке испанского) пошли в старшую школу «Колумбайн», в которой незадолго до этого был проведён ремонт за пятнадцать миллионов долларов, и ребята стали первыми девятиклассниками, увидевшими новую отделку школы, в том числе и отремонтированный кафетерий.

Старшая школа

В «Колумбайн» Клиболд активно работал в школьном театре как осветитель и звукооператор, и одновременно был помощником в компьютерном классе, где помогал поддерживать школьный сервер.

Согласно ранним отчётам расследования, Харрис и Клиболд не были в «Колумбайне» особо популярными и довольно часто подвергались задиранию. В конечном счёте они сами начали запугивать других учеников - из их дневников известно, что это были ученики младших классов и те, кого подозревали в нетрадиционной ориентации. Согласно некоторым свидетельствам, Харрис и Клиболд были членами школьный группы, которая называла себя «Trenchcoat Mafia», хотя какой-либо специфической связи с группой они не имели и на групповой фотографии «Mafia Trench Сoat» в ежегоднике «Колумбайн» за 1998 год не запечатлены. Тем не менее отец Харриса 20 апреля 1999 в звонках 9-1-1 упомянул, что его сын действительно был «членом того, что они называют „Trenchcoat Mafia“», хотя, как уже было сказано, их связь с группой была в целом поверхностной.

Вскоре после того, как они стали друзьями, Харрис и Клиболд связали их персональные компьютеры в одну сеть и играли в множество игр по Сети. Харрис создал ряд уровней для игры «Doom», которые позже стали известны, как уровни Harris. В Интернете Харрис пользовался ником «REB» (сокращённо от «Мятежник» (англ. Rebel )) и другими псевдонимами, включая «Rebldomakr», «Rebdoomer» и «Rebdomine». Клиболд же использовал такие ники, как «VoDKa» и «VoDkA» (где буквы «DK» были инициалами). У Харриса были различные веб-сайты, на которых он создавал самодельные уровни «Doom» и «Duke Nukem 3D», в которые можно было играть в онлайновом режиме. Постепенно на этих сайтах появились открытые угрозы Харриса для людей его сетевого окружения и мира вообще. Когда Клиболд и Харрис начали экспериментировать с самодельными бомбами, они стали выставлять результаты взрывов на этих веб-сайтах

За три дня до стрельбы в субботу 17 апреля Клиболд посетил вечерний школьный бал, где его спутницей была их одноклассница Робин Андерсон (с которой Дилан познакомился за несколько лет до этого на Рождественской вечеринке), однако она присутствовала с ним не как его девушка, а как его друг. Позже Андерсон похвасталась одному знакомому парню:

«Я уговорила моего друга Дилана, который ненавидит танцы, спортсменов и никогда не имел свиданий, не говоря уже о девушке, пойти со мной! Или я действительно симпатична или просто очень настойчива.

Натан Дайкмен позже вспоминал, что Дилан вёл себя в тот вечер более, чем нормально, и даже строил неплохие планы относительно своего будущего. В частности, он говорил, что собирается поступать в колледж в Аризоне (25 марта Клиболды ездили туда, чтобы посмотреть Дилану комнату в университетском общежитии). Харрис в тот вечерний променад остался не у дел. Его знакомые вспоминали, что он попытался пригласить нескольких девочек, но все отклонили его приглашение. В конечном счёте он запланировал провести это время со Сьюзен Дьюитт. Она пришла к нему домой, где они посмотрели кино, после чего он пригласил её на послепроменадную вечеринку, но она тоже отказалась и ушла к себе домой, а Харрис встретил своих друзей на вечеринке один. О его отношениях с девушками так же известно то, что в первый же год в «Колумбайн» он познакомился в немецком классе с Тиффани Тайпер и в первый же день знакомства вызвался проводить её до дома. Это была их единственная встреча и когда она в следующий раз отказалась пойти вместе с ним, он разыграл ложное самоубийство, расплескав вокруг себя бутафорскую кровь. Позже в её ежегоднике он напишет по-немецки «Ich bin Gott» (рус. Я - Бог ).

анкета Харриса

В первый год в «Колумбайн» ребята начали работать в «Блэкджек Пицца», месте, где их коллега Филипп Дюран позже представит их Марку Мейнсу, у которого они купят часть оружия, используемого в перестрелке. Вместе с ними там работал друг Эрика Крис Моррис, которого после перестрелки арестуют за подозрения в соучастии, но позже оправдают.

Харрис был поклонником музыкальных групп, таких как «Rammstein», «KMFDM», «Orbital», и «The Prodigy». Вскоре после перестрелки «KMFDM» опубликовали на своём веб-сайте статью, в которой осуждали насилие Харриса и Клиболда и отрицали, что их музыка имела какое-либо отношение к этому.

Теракт

Утром 20 апреля 1999 года Эрик Харрис и Дилан Клиболд пронесли в школу Колумбайн сумки с самодельной взрывчаткой и полуавтоматическим оружием. Открыв стрельбу еще на улице, подростки продолжили свою жестокую охоту в классах и коридорах. Их кровавый путь завершился в школьной библиотеке, в которой как раз занимались ученики. Здесь ребята в упор расстреляли и добили еще несколько своих жертв. Кого-то они выискивали специально и направленно, сводя счеты, однако в целом они убивали всех подряд. При этом Эрик и Дилан перебрасывались шутками и весело смеялись. Окончив свое страшное дело, оба друга, побродив по опустевшим коридрам и помещениям школы, вернулись в библиотеку, где совершили свои последние выстрелы, застрелив сами себя.

Известно, что еще во время кровавой расправы, школа была оцеплена полицией, спецназом и рейнджерами. Сведения, которыми располагали власти, были слишком разноречивы для правильной оценки боевой обстановки – так, полисмены были уверены, что в школе орудует хорошо обученный и настолько же хорошо оснащенный террористический отряд. Это мнение еще более утвердилось после короткой перестрелки через оконные проемы.

Итогом того страшного утра стали 15 убитых, вместе с Эриком и Диланом, и 21 раненый.

После этих событий звучало множество версий мотивов этого, не укладывающегося в головах обычных людей, преступления. Обвинениям подверглись и жестокие компьютерные игры, и тяжелая музыка, которой увлекались оба парня. Обвинялись и антидепрессанты, которые были прописаны Харрису, и даже собственно законодательство, которое сделало возможным саму доступность оружия для двух подростков. Отдельным мотивом шел и "школьный апартеид", разделивший всех учеников на "спортсменов", "отличников-зубрил" и остальных, оставшихся за пределами популярности.

Однако, многочисленные версии мотивов преступления так и остались версиями - объяснить поступок Эрика Харриса и Дилана Клиболда оказалось попросту невозможно. Каким образом и когда души двух американских подростков оказались настолько безнадежно изуродованными, не смогли объяснить ни родители, ни друзья, ни школьные учителя.

«Наёмные убийцы »

Неза­дол­го до тер­ак­та Эрик и Дилан сняли ви­део­фильм для школь­но­го про­ек­та, где сами пред­ста­ли в об­ра­зе на­ём­ных убийц, стре­ля­ю­щих из под­дель­но­го ору­жия, и уче­ни­ков-нар­ко­ма­нов. В твор­че­ском пись­ме их про­ек­та было опи­са­но сплош­ное на­си­лие. 17 ян­ва­ря 1999 Эрик на­пи­сал рас­сказ, ос­но­ван­ный на игре «Doom», от­но­си­тель­но ко­то­ро­го его учи­тель ска­зал: «Твой уни­каль­ный под­ход и твой ужас­ный по­черк - это хо­ро­шая вещь для под­ня­тия настроения.»

В день стрель­бы их од­но­класс­ник Брукс Браун в на­ча­ле обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва встре­тил Хар­ри­са у его ма­ши­ны. Они толь­ко недав­но по­ми­ри­лись, после того, как Эрик бро­сил в ма­ши­ну Брук­са ле­дя­ной бу­лыж­ник и попал в вет­ро­вое стек­ло. Браун уди­вил­ся, что Хар­рис вышел из ма­ши­ны со спор­тив­ной сум­кой, ведь он от­сут­ство­вал всё утро и про­пу­стил важ­ные тесты. Но ре­ак­ция Хар­ри­са на недо­уме­ние Бра­у­на была без­раз­лич­ной. Эрик ска­зал ему: «Брукс, ты мне сей­час нра­вишь­ся. Ва­ли-ка от­сю­да. Иди домой». Через несколь­ко минут уче­ни­ки, по­ки­да­ю­щие школу на ланч, ви­де­ли Брук­са на «Саус Пирс Стрит» рядом со своим домом. Отой­дя от школы на неко­то­рое рас­сто­я­ние, он услы­шал вы­стре­лы и по­зво­нил в по­ли­цию с со­то­во­го его соседа.

Приобретение оружия

По­сколь­ку Хар­рис и Кли­болд были несо­вер­шен­но­лет­ни­ми в то время, то по­куп­ку двух дро­бо­ви­ков и Hi-Point ка­ра­би­на для них осу­ще­стви­ла по­дру­га Ди­ла­на Робин Ан­дер­сон, ко­то­рой тогда уже было восемнадцать. Позже Ан­дер­сон не была об­ви­не­на за её уча­стие в этом деле, по­то­му что ни­ка­ких за­ко­нов она в этом месте не на­ру­ши­ла, а сама она ак­тив­но со­труд­ни­ча­ла со след­стви­ем. По­лу­чив Stevens 311D, Кли­болд от­пи­лил у него ствол, со­кра­щая его тем самым до длины в при­бли­зи­тель­но 23 дюйма, что, со­глас­но На­ци­о­наль­но­му за­ко­ну об Ог­не­стрель­ном ору­жии, уже счи­та­лось уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем. Хар­рис же со­кра­тил ствол сво­е­го дро­бо­ви­ка при­бли­зи­тель­но до 26 дюймов.