Правила по русскому языку с 1. Все правила русского языка — начальная школа

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Ударение.
УДАРЕНИЕ - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок ("), показывающий такое выделение.
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ - это выделение голосом одного из слогов в слове: станция, улица, деревня.

Слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Остальные слоги безударные: банан, палатка. Ударение всегда падает на гласный звук.
В словах, содержащих букву ё, гласный звук, который ею обозначается, всегда ударный. В словах обычно бывает одно ударение: лесок, речной, денек, простая, летает.

В сложных словах выделяется также дополнительное ударение, более слабое: сенокосилка, морозостойкий. Причём основное ударение в сложных словах всегда падает на последний из корней.
В русском языке ударение нередко выполняет смыслоразличительную функцию: парить - парить, уже - уже, чудно - чудно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
Слова категории состояния 135
Служебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Все правила, 1-4 класс, Справочник, Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.


Правила русского языка 1-2 класс
УМК «Гармония»
Речь.
В речи главный работник-слово.
Правила переноса слов.
Слова чаще всего переносятся по слогам.
Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.
Нельзя переносить слог из одной буквы.
Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.
Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.
Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.
Какие бывают слова.
В речи есть слова: названия, указатели, помощники.

Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:
- кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка…)- что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)
- сколько? (количество- много, двадцать …)
- какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)
- что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)
-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?
Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.
Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собой другие слова.Собственные имена.
Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).
Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.
Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся с большой буквы. (Россия, Америка, Cаратов, деревня Богатовка, река Волга, журнал “Мурзилка” …).
Разные языки: родной и иностранные.
Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.
У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.
Язык иной (другой) страны – иностранный.
Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.
Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.
Речь устная и письменная.
Мы выражаем мысли с помощью предложений. В устной речи отделяем их друг от друга короткими остановками, паузами.
В письменной речи мы отмечаем начало предложений большой буквой, а конец-точкой, вопросительным (?) или восклицательным(!) знаком.
Когда мы выражаем мысль спокойно, без особых чувств, то ставим точку(.).
Когда подчёркиваем чувства, мы пишем восклицательный знак (!).
Когда задаём вопрос, нам нужен вопросительный знак (?).
Помни: большая буква в начале строки стихотворения не всегда показывает начало предложения.
Не забудь, что в устной речи нам помогают передать чувства голос, жесты, выражение лица (мимика).
В письменной речи знаки в конце и внутри предложений помогают нам лучше понимать друг друга.
В устной речи между предложениями мы обычно делаем короткие паузы. Между словами чаще всего таких остановок нет.
Но в письменной речи слова нужно обязательно отделять друг от друга пробелами.
Ľ _ - _ - _.
Старайся запоминать все слова-помощники, которые тебе встречаются. Их нужно научиться замечать в речи так же, как ты замечаешь на улице своих знакомых.
Помни: при перечислении перед словом-помощником и запятая чаще всего не ставится.
Всегда ставим запятую при перечислении без слов-помощников.
Чтобы узнать, есть или нет слово-помощник, надо попробовать в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова-помощника; можно - оно есть и пишется отдельно.
Звуки русского языка
Звуки в нашей речи ставят в особые скобки: .
Гласные.
Гласные буквы Гласные звуки
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. [а], [о], [у], [ы], [и], [э]
10 букв 6 звуков
Гласные
а, о, у, ы, э и, е, ё, ю, я
Показывают твёрдость предыдущего согласного Показывают мягкость предыдущего согласного
Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую: [ п" ],[ н"],[ т"].
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.
Буква е – [э] или [й"] [э]. Буква ё – [о] или [й"] [о].
Буква ю – [у] или [й"] [у]. Буква я – [а] или [й"] [а].
Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных.
е – [э] вес [в"эс] ё – [о] вёз [в"ос]
ю – [у] тюк [т"ук] я – [а] вяз [в"ас]
Два звука буквы е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:
В начале слова Ель [й"эл"]
После гласных Стоял [стай"ал]
После Ъ,ЬВьюга [в" -й"угаСъёмка [с-й"омка]

Согласные.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные
Звонкие [б] [в] [г] [д] [ж] [з]
Глухие [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Непарные
Звонкие [й"] [л] [м] [н] [р] Глухие [х] [ц] [ч"] [щ"]
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные
Твёрдые [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие [б"] [п"] [в"] [ф"] [г"] [к"] [д"] [т"] [з"] [с"] [л"] [м"] [н"] [р"] [х"]
Например: [б]-быть, [б"]-бить [в]-выть, [в"] – вить.

Непарные
Твёрдые [ж] [ш] [ц] - всегда твёрдые
Мягкие [й"] [ч"] [щ"] – всегда мягкие
Например: [ж] – жир [щ"] - щука

Буквы русского языка.
Алфавит.
Все буквы языка, расположенные по порядку, - это алфавит.
Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка “альфа” (α) и “вита” (β).
Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образо-валось от старых названий русских букв “аз” и “буки”.
Учёные располагают все слова в словарях в алфавитном порядке (по алфавиту), чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.
Помни!
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинакова, то по третьей.
Как работают буквы?
Обозначаем мягкость согласных звуков.
Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.
_ O = O Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного
а я пишу буквы …
о ё
у ю Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного
э е пишу буквы …
ы и


Приложенные файлы

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а- , в корнях с чередующимися е (и ) пишется и , а в корнях -лож- (-лаг- ) и -кос- (-кас- ) пишется а .

В корне гор- (гар- о . Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон- (клан- ), твор- (твар- ) в безударном положении пишется о .

В корне зор- в безударном положении пишется а . Исключение: зоревать .

В корне -рос- (-раст- ) перед ст и щ пишется а . Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино .

В корне -скоч- (-скак- ) перед ч пишется о , перед к пишется а . Исключения: скачок, скачу .

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок- (-мак- ) и -ровн- (-равн- ):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а : плавать, плавучесть . Исключения: пловец, пловчиха, плывун .

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц ) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о (ё ) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё , если в родственных словах оно чередуется с е ; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о .

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и . Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц .
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция ).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о , без ударения – е .

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться , в форме повелительного наклонения: поставьте , в форме 2 л. ед.ч.: умываешься .

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс , а также после начального пан .

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь .

После приставок меж- , сверх- сохраняется и , так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы .

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер- ).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный .
– доведение действия до конца: пристукнуть .
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать .

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный .
– «пере-»: преградить .

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова - это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

о , если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е , если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц .

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся -
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад ;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место . Исключение - трудодень ;
– названия некоторых растений: Иван-чай ;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс- .
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же - палатка ).

Слитно пишутся сложные слова -
с глаголом на и в первой части: сорвиголова . Исключение - перекати-поле ;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный . Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний) ;
названия жителя города: алмаатинец ;
сложносокращённые: вещмешок .

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные :
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый ;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский ;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж , если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик .

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т : раздача – раздатчик .

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л : кровельщик .

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка , но: ключик – ключика .

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец , -иц- - в существительных ж.р.: красавица .

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн- .

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн- , при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС 1) Речь. С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят. Устная речь­ это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной. Письменная речь­ это речь написанная. Для письма используют буквы. 2) Звуки. В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра ­ду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом. а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы. я ё ю и е ­ обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы. н м л р й" ­ непарные звонкие согласные х ц ч" щ" ­ непарные глухие согласные б в г д ж з – парные звонкие согласные п ф к т ш с ­ парные глухие согласные ч" щ" ­ всегда мягкие шипящие согласные и й" ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные ь – показатель мягкости согласных. Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и твёрдый знак. Лента букв. Всегда Всегда Согласный, звонкий, Согласный, звонкий, мягкий, непарный, твёрдый, парный Гласные буквы, обозначающие твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие стоящей согласной непарные парные а о у ы э н м л р й" б в г д ж з я ё ю и е ъ п ф к т ш с х ц ч" щ" ь Гласные буквы, обоз­ Согласные глухие Согласные глухие начающие мягкость, парные непарные рядом стоящей согласной Всегда Всегда Всегда Всегда Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный 3) «Волшебные буквы ­ е ё ю я ». Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука. обозначают, когда стоят после согласных. Один звук Например: мячик –мя­чик ­2сл. люди – лю–ди ­2сл., м­[м"]согл.,зв.,мягк.,непарн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. я­ [а]глас.,уд. ю­[у]глас.,уд. ч­[ч"]согл.,гл.,мягк.,непарн. д­[д"]согл.,зв.,мягк.,парн. и­[и]глас.,безуд. и­[и]глас.,безуд. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. 4б.4з. 5б.5з. клён – 1 сл. река – ре – ка – 2сл. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. р­[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[и]глас.,безуд. ё­[о]глас.,уд. к­[к]согл.,гл.,тв.,парн. н­[н]согл.,зв.,тв.,непарн. а­[а]глас.,уд. 4б.4з. 4б.4з. обозначают, когда стоят: Два звука 1. в начале слова юбка – юб – ка – 2сл. ямка – ям – ка – 2сл. ю –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. я –[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. \[у]глас.,уд. \[а]глас.,уд. б – [п]согл.,глух.,тв., парн. м­ [м]согл., зв.,тв., непарн. к –[к]согл., глух., тв., парн. к ­[к]согл., глух., тв., парн. а –[а]глас.,безуд. а –[а]глас.,безуд. 4б.5зв. 4б.5зв. енот – е – нот – 2сл. ёлка – ёл – ка ­ 2сл. е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. \[э]глас.,безуд. \[о]глас.,уд. н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн. л­[л]согл., зв.,тв., непарн. о–[о]глас.,уд. к­[к]согл., глух., тв., парн. т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. а­[а]глас.,безуд. 4б.5з. 4б.5з. 2 . после гласных: моет – мо–ет–2сл. поют – по–ют–2сл. м –[м]согл.,зв.,тв.,непар п –[п]согл.,глух.,тв., парн. о ­ [о]глас.,уд. о– [а]глас.,безуд. е ­ [й"]согл.,зв.,мягк.,непарн ю­[й"] согл.,зв.,мягк.,непар. \ [э]глас.,безуд. \[у]глас.,уд. т – [т]согл.,гл.,тв.,парн. т –[т] согл.,гл.,тв.,парн. 4б.5зв. 4б.5зв. клюёт – клю–ёт­2сл. София – Со–фи–я­3сл. к –[к]согл.,гл.,тв.,парн. С–[С]согл.,глух.,тв.,парн. л–[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. о–[а]глас.,безуд. ю–[у] глас.,безуд. ф–[ф"]согл.,гл.,мягк.,парн. ё–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн и–[и]глас.,уд. \[о]глас.,уд. я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. т–[т]согл.,гл.,тв.,парн. [а] глас.,безуд. 5б.6зв. 5б.6зв. 3. после ь знака: Марья ­ Марь–я­2сл. вьюга – вью–га­2сл. М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн в–[в"]согл.,зв.,мягк.,парн. а ­[а ]глас.,уд. ь ­[­]звука не обозначает р–[р"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ю­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ь –[­ ]звука не обозначает \[у]глас.,уд. я–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. г–[г]согл.,зв.,тв.,парн. \[а ]глас.,безуд. а–[а]глас.,безуд. 5б.5зв. 5б.5зв. здоровье – здо­ро­вье­3сл. польёт –по­льёт­2сл. з­[з ]согл.,зв.,тв.,парн. п­[п]согл.,гл.,тв.,парн. д­[д]согл.,зв.,тв.,парн. о­[а ]глас.,безуд. о­[а]глас.,безуд. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. р­[р]согл.,зв.,тв.,непарн. ь­[­ ]звука не обозначает о­[о]глас.,уд. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. в­[в"]согл.,зв.,мягк.,парн., [о]глас.,уд. ь­[­]звука не обозначает т­[т ]согл.,гл.,тв.,парн. е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. 6б.6з. [э]глас.,безуд. 8б.8з. 4. после ъ знака: Подъезд ­под–езд­2сл. съёжился – съё–жил–ся–3сл. п–[п]согл.,гл.,тв.,парн. с­[с]согл.,гл.,тв.,парн. о–[а]глас.,безуд. ъ­[­]звука не обозначает д–[д]согл., тв.,зв.,парн. ё­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ъ–[­]звука не обозначает [о]глас.,уд. е–[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. ж­[ж]согл.,зв.,тв.,парн. \[э ] глас.,уд. и­[ы]глас.,безуд. з–[с]согл.,гл.,тв.,парн. л­[л]согл.,зв.,тв.,непарн. д–[т] согл.,гл.,тв.,парн. с­[с"]согл.,гл.,тв.,парн. 7б.7зв. я­[а]глас.,безуд. 8б. 8зв. Объявление­объ­яв­ле­ни­е­5сл. о­[а]глас.,безуд. б­[б]согл.,зв.,тв.,парн. ъ­[­]звука не обозначает я­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. [а]глас.,безуд. в­[в]согл.,зв.,тв.,парн. л­[л"]согл.,зв.,мягк.,непарн. е­[э]глас.,уд. н­[н"]согл.,зв.,мягк.,непарн. и­[и]глас.,безуд. е­[й"]согл.,зв.,мягк.,непарн. [ э ]глас.,безуд. 10б.10з. С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ:  Имена, отчества, фамилии людей,.  Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень.  Клички животных, Начало предложения. ЖИ­ШИ пиши с буквой И. (жизнь, ширма,) ЧА­ЩА пиши с буквой А. (часто, пищать) ЧУ­ЩУ пиши с буквой У. (чулан, прощу) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА ­ Слова переносятся по слогам, например: кро­вать. ­ Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль­чик, подъ­ езд, ко­лье. ­ Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай­ба, лей­ка, лей­ся. ­ В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс­са, ван­на. ­ Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь. ­ Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при­сказка, над­пись. Слушание, говорение, чтение, письмо – это РЕЧЬ. УСТНАЯ РЕЧЬ ­ это речь, которую мы слышим или произносим. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы читаем или записываем. ТЕКСТ ТЕКСТ – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой. ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте. У текста есть заголовок, тема, главная мысль. ЧАСТИ ТЕКСТА 1. Вступление (начало, завязка, зачин). 2. Основная (главная) часть. 3. Заключение (окончание, концовка, развязка). ВИДЫ ТЕКСТА 1. Повествование. (Что произошло?) 2. Рассуждение. (Какой?) 3. Описание. (Почему?) ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких человек. В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится тире. ВСЁ О ПРЕДЛОЖЕНИИ 1. Предложение выражает законченную мысль. 2. В предложении о ком­то или о чём­то говорится. 3. Слова в предложении связаны между собой. 4. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой). 5. На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаками, многоточием. 6. По цели высказывания предложения бывают: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (содержат сообщение) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу или приветствие) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (содержат вопрос). 7. По интонации предложения бывают невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?). ПРЕДМЕТО СЛОВА­НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ДЕЙСТВИЙ В (предметов и явлений) (предметов и явлений И ЯВЛЕНИЙ КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? КРАСНАЯ СТРОКА ­ строка в тексте, начинающаяся с отступа (1 пальчик). Новая мысль в тексте и выполнение нового задания начинай с красной строки В СЛОВЕ СТОЛЬКО СЛОГОВ, СКОЛЬКО В НЁМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Слог может состоять ­ из одного гласного звука: И­горь, ­из одного гласного и одного согласного звука: де­ре­во, Из одного гласного и нескольких согласных: маль­чик. УДАРЕНИЕ ­ это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие – УДАРНЫЙ. Другие слоги или слог – БЕЗУДАРНЫЕ. УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ­ это гласные звуки в ударных слогах слов. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – это гласные звуки в безударных слогах слов. Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так чтобы безударный звук стал ударным. ПРОВЕРЯЕМОЕ СЛОВО – это слово, в котором надо проверить написание безударной гласной буквы. ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак не пишется. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА (1 КЛАСС) Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, работа, ребята, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, учительница, хорошо, язык.

Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., стер. - М.: 2012. - 192 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Формат: pdf

Размер: 3,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
(-лона категории состояния 135
(1лужебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172