Меркурий, завязывающий сандалию. Меркурий, завязывающий сандалию Сандалии меркурия

Зевса и прекрасной плеяды Майи (одной из дочерей титана Атланта). Существует мнение, что имя бога связано с гермами - древними дорожными указателями колонн с бюстом человека. У Гермеса было много детей, однако самым знаменитым отпрыском эксцентричного бога является Гермафродит - двуполое существо. В римской мифологии роль Гермеса играет бог Меркурий с аналогичными функциями. В честь бога названа планета Меркурий, которая так же «мчится» по небу вслед за Солнцем, как и любил это Гермес.

Зачем крылатые сандалии

Крылатые сандалии - неотъемлемый атрибут бога Гермеса, его главная отличительная особенность. Шустрый и озорной «вестник богов», согласно древним мифам и легендам, всюду перемещался со скоростью мысли. Для этого он и использовать сандалии с крылышками. Именно с их помощью он мог переноситься с Олимпа в любой конец земли или парить как . Можно предположить, что действие крылатых сандалий аналогично принципу сапог-скороходов. Мифические крылатые сандалии Гермеса «талариии», и это самая любимая обувь жителей средиземноморских стран.

Крылатые сандалии Гермеса имели золотистый цвет и назывались таларии.

Кому покровительствовал Гермес (Меркурий)

В одном из мифов повествуется, что Гермес, будучи еще маленьким, угнал у прекрасного бога Аполлона его стадо великолепных коров. Чтобы пропажу так просто не обнаружили, он привязал к их копытам ветки. В свое время ловкий Гермес украл у Аполлона его золотые стрелы и лук, у Зевса - скипетр власти, у Ареса - меч, у Посейдона - трезубец. Поэтому неудивительно, что бог покровительствовал ворам, плутам, мошенникам и обманщикам.

Однако Гермес также защищал путников, путешественников, пастухов, был проводником душ в царство Аида (отсюда прозвище Психопомп - «проводник душ»). Он имеет собственным жезл, с помощью которого он смыкал глаза людям, погружая их навсегда в вечный сон. Почитали его и представители торговли, потому как считалось, что за обильные жертвоприношения Гермес обязательно вознаградит богатством. Считается также, что Гермес успевал еще покровительствовать магам, алхимикам и астрологам.

Широкополая шляпа и жезл - еще два атрибута Гермеса, которые также были крылатыми. Шляпа называлась петас, а жезл - кадуцей.

Среди достоинств бога-проказника примечателен дар красноречия. Гермес мог убедить кого угодно и в чем угодно, а в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве он не знал равных. Такая разносторонность характеризует противоречивую натуру бога. Возможно, именно поэтому Гермес (Меркурий) является покровителем знака зодиака Близнецы, столь же противоречивого и непостоянного.

Библиотекарь из Смоленска Эдуард Стороженко много лет занимается изучением житий смоленских святых. Об особенностях своей работы он рассказал в интервью «АиФ-Смоленск».

Необычная наука

- Эдуард Анатольевич, вы занимаетесь агиографией. Что изучает эта наука?

Агиография изучает жития святых и все письменные памятники, которые с ними связаны. Наука не очень древняя, но в современном мире из всех богословских дисциплин, которые так или иначе связаны с изучением темы святости, она наиболее востребованная.

- Почему вы начали заниматься этой наукой?

Все началось еще в юности. Я тогда увлекался чтением житий святых, особенно мне нравились произведения святителя Димитрия Ростовского. Он писал о больших тружениках и великих подвижниках. Читая эти глубокие по своему смыслу и сильные по эмоциональности повествования, я понимал, что они - плод огромного и очень интересного исследовательского труда. И именно тогда у меня появилось желание заняться когда-нибудь изучением жизни святых. Позже я стал интересоваться именно смоленскими святыми. Постепенно углубляясь в эту тему, я понял, что даже в описанные жития наших подвижников очень многие любопытные детали просто не вошли.

Сколько святых на Смоленщине?

- Биографии каких смоленских святых вы исследуете?

Вообще я поставил себе целью изучить жития всех смоленских святых. В официальном списке собора смоленских святых, праздник которого был введен в 80-е годы ХХ века, на тот момент значилось 27 имен, на сегодняшний день я насчитал более 80 человек, которых можно называть местными святыми. Значительная часть из этого списка - святые ХХ века. Сегодня я исследую биографии новомучеников и исповедников российской церкви ХХ века, которые так или иначе были связаны со Смоленском.

- Кто из смоленских святых вам наиболее близок по духу?

Я бы не сказал, что кто-то из святых мною наиболее любим, разные святые мне по-разному понятны и по-своему близки. Их поступки, как и поступки Иисуса Христа, - это проявления святости как универсального свойства Божьего: они близки любому человеческому сердцу. И каждый святой в этом смысле понятен, близок и лично мною любим.

Сандалии Меркурия не сандалии Меркурия?

- Сандалии Меркурия Смоленского, хранящиеся в Успенском соборе, настоящие или нет?

Артефакт этот специфический, ведь смоленская святость, смоленский культ святых и святынь по своему характеру очень близок к западному культу. Европейский культ святых связан с такой особенностью, что если по молитвам какого-то святого совершалось чудо, то человек, удостоенный его, мог принести в дар святому ту вещь, с которой оно было непосредственно связано.

Так называемые «сандалии» святого Меркурия - это металлическая рыцарская обувь. К XIII веку они не относятся, их возраст определяли по внешнему виду, других анализов, насколько мне известно, произведено не было. Эта обувь, вероятно, относится к XIV-XV векам. Как она стала ассоциироваться с именем святого Меркурия? Возможно, что с каким-то человеком, обращавшимся с молитвой к святому Меркурию, произошло чудо, и он в знак признательности преподнес в дар собору свою железную рыцарскую обувь, с тем чтобы ее разместили возле мощей святого Меркурия. Здесь, при мощах, эта обувь какое-то время хранилась и, естественно, называлась обувью святого Меркурия Смоленского.

- Где находятся мощи святого Меркурия?

Мощи святого изначально хранились в Мономаховом соборе, который был взорван в XVII веке, и, по свидетельству историков, эти мощи пропали. Известно, что существовали некие частицы мощей святого Меркурия, однако их идентификация усложняется тем, что основной массив мощей был утерян. Даже сейчас, при возможностях всех экспертиз ДНК, трудно было бы установить, действительно ли какие-то частицы относятся к мощам святого или нет.

- Какие интересные неисследованные тексты есть в фондах Смоленского музея-заповедника?

В нашем музее-заповеднике много рукописей, каждая по-своему интересна. Для меня особый интерес представляют работы первого историка Смоленска священника Никифора Мурзакевича. Отец Никифор перевел на русский язык Евангелие, Деяния апостолов и Псалтирь, его перу принадлежат также житие апостолов Петра и Павла и описание иконы Божьей Матери «Одигитрия», которая хранилась в Успенском соборе. Именно эти тексты наиболее ценны для исследователей истории Смоленска. Вообще, перевод Евангелия на русский язык, выполненный отцом Никифором, был самым первым на территории современной России.

Современная литература не научна

- Как вы относитесь к новой книге Владимира Мединского «Стена»?

Это художественное произведение со всеми присущими этому жанру особенностями. Одна из таких особенностей, которая лично мне мешает читать подобные книги, - это отсутствие научных примечаний. Во время чтения может возникнуть потребность понять, откуда автор взял тот или иной информационный блок - относится ли что-либо из его произведения к сфере фактов или это его фантазии. Разобраться в этом помогают сноски и примечания. Именно поэтому книгу Владимира Мединского «Стена» и не читал, ничего о ней сказать не могу.

- Возможно ли обретение утерянной древней иконы «Одигитрия»?

Вопрос о древней иконе Богородицы «Одигитрия», которую привез в Смоленск Владимир Мономах, очень сложен. Этот артефакт всегда представлял для искусствоведов, музейных работников, историков и верующих очень большую ценность. Икона «Одигитрии» являлась и является, наверное, самой знаменитой на территории России. То, что она погибла, маловероятно. Она может находиться в каком-то частном собрании, владельцы которого не будут заинтересованы в предоставлении информации о ней. Нельзя исключать, что она хранится в запасниках какого-нибудь центрального музея, и работники музея, скорее сего, не пожелают рассказать о том, что находящаяся у них икона является той самой мономаховой древней «Одигитрией».

Вероятно, этот факт и необыкновенная силушка Меркурия послужили основой для создания о нём многочисленных православных легенд и былин. У великого русского писателя Ивана Бунина в «Суходоле» имеется такая...

Вероятно, этот факт и необыкновенная силушка Меркурия послужили основой для создания о нём многочисленных православных легенд и былин. У великого русского писателя Ивана Бунина в «Суходоле» имеется такая интерпретация одной из них: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

На самом деле Меркурий служил в дружине смоленского князя. Он вел подвижническую жизнь — был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевшей ему разыскать святого воина и сказать ему: «Меркурий! Владычица зовет тебя». Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.

Меркурий с отрядом храбрецов той же ночью отправился в татарский стан. Там он сразился с предводителем татарского войска — великаном, обладавшим громадной силой, убил его, после чего началась битва отряда с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин и его соратники истребили множество врагов. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали, как гласит летопись, «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии его именем в России назывались боевые корабли.

Кстати, некоторые историки ошибочно считают, что их называли по имени покровителя торговли Меркурия, кое-кто даже писал, что и самого воина назвали в ту же честь. На самом деле Меркурию Смоленскому родители дали имя древнехристианского святого Меркурия Кесарийского, жившего в III веке. Он тоже был воин, состоял на службе в римской армии. Участвовал в походе императора Декия против готов. В одной из битв ему явился ангел, вручивший ему меч со словами: «Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего». Меркурий принял меч и в ходе битвы убил вражеского полководца, обеспечив победу римской армии. За свою доблесть он получил награду от императора и был назначен военачальником. После этих событий Меркурий, хотя и не принял крещение, уверовал в Иисуса Христа. Свою веру он открыто исповедал перед императором, отказался принести жертвы языческим богам за что был подвергнут различным мучениям. По приговору Декия его обезглавили.

Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия Смоленского. А жители Смоленска с 1509 года называют его своим главным заступником.

Искусство часов – это художественное ремесло, где эстетика сочетается с функциональностью. Не зря коллекционеры во все времена восхищались искусной работой антикварных часов. Ведь для их создания необходим не только сам часовщик, но и мастер по дереву, гравер и позолотчик. Такими уникальными произведениями инженерного искусство обладает и Международный институт антиквариата. Один из экспонатов, который привлекает особое внимание – каминные часы «Меркурий, завязывающий сандалию», часовщика Виктора Пайарда.


Страна, время: Франция, Париж; 2 половина XIX века

Мастер корпуса: скульптура по модели Жана Батиста Пигаля («Меркурий, завязывающий сандалию», 1744, Лувр)

Мастер-часовщик: Виктор Пайард (Victor Paillard, 1805-1886 гг.)

Материал, техника: мрамор, бронза, эмаль Размеры: 99 × 60 ×37 см

Местонахождение: Казань. Выставочный центр Международного института антиквариата.

Подробное описание, клейма, подпись: Постамент часов выполнен из красного крапчатого мрамора в виде полуколонны с каннелюрами. Основание с обеих сторон украшают завитки из листьев, выполненные из позолоченной и чеканной бронзы. В центре полуколонны – белый эмалированный циферблат часов с черными римскими цифрами, подписанный Виктором Пайардом. Надпись выполнена из бронзы. В верхней части часов расположена фигура Меркурия, выполненная из патинированной коричневой бронзы. Вестник богов, Меркурий задержался на минуту в своем полете, чтобы завязать сандалию.

Экспертное заключение: Messieurs Hubert FELBACQ et Olivier de LAPYRIERE. 15, rue Taitbout - 75009 Paris. Tél. : 01 72 71 25 86 - Fax: 01 72 71 25 99. [email protected] . (Господа Юбер ФЕЛЬБАК и Оливье де ЛАПИРЬЕР.75009 Париж, улица Тэбу, 15).

Аукционный дом: Sas Cornette De Saint Cyr

Дата приобретения: 25.06.2010

Назначение и эволюция формы: Изображение Гермеса – излюбленный сюжет в скульптуре классической эпохи античной Греции. Фигура сидящего Гермеса как тип изображения была введена в искусство греческим мастером Лисиппом. Одна из скульптур сохранилась в найденном в Геркулануме прекрасном бронзовом экземпляре Неаполитанского музея. Гермес прервал свой полет для того, чтобы отдохнуть, сидя на скале. Но вестник богов остановился лишь на мгновение, во всей его фигуре сосредоточена потенциальная энергия, способность начать движение.

Другой тип изображения Гермеса представляет бога в виде, соответствующем эпическим описаниям: вестник богов спешит надеть сандалии, чтобы отправиться в путь; движение головы указывает на то, что Гермес выслушивает слова Зевса.

Весьма вероятно, что Ж. Б. Пигаль благодаря пребыванию в Риме, где мог созерцать классические античные образцы скульптуры, позже синтезировал, объединил два этих типа изображений и создал свой неувядаемый шедевр.

В 1827 году Франсуа Рюд (1784-1855) - французский скульптор, представитель романтизма, после возвращения из Бельгии во Францию, исполнил ряд работ, навеянных античной мифологией, в том числе и статую «Меркурий, завязывающий сандалию», бронза, 1827 г.

Часы сделаны с использованием модели французского скульптора Жана-Батиста Пигаля (26.01.1714 – 02.08.1785 гг.). Именем скульптора названы площадь и квартал в Париже.

Первоначальное художественное образование он получил под руководством Лелоррена и Лемуана, потом жил несколько времени в Италии. По возвращении на родину скульптором были исполнены: изваяние Мадонны для церкви Инвалидов и две статуи Людовика XV, из которых одна отправлена в Реймс, а другая помещена во дворце Бельвю.

В течение 1750-х годов Ж.-Б. Пигаль пользовался покровительством маркизы де Помпадур. Для неё он изваял несколько статуэток с изображением детей. Наиболее известна работа «Мальчик с клеткой для птиц» (1750 г.). С течением времени Ж.-Б. Пигаль проявил себя мастером психологического портрета («Дидро», 1777).

В 1774 г. скульптор был избран в состав Парижской академии, где впоследствии занимал одну за другой должности профессора (1752 г.), ректора (1777г.) и канцлера (1785 г.). Для дворца в Сан-Суси он исполнил статуи «Меркурий» и «Венера», а для Лувра - «Девушку, вынимающую из ноги занозу».

Ж.-Б. Пигаль известен тем, что завершил начатую Бушардоном конную статую Людовика XV. Она была установлена на площади, ныне носящей имя «Согласия». Наиболее грандиозные свершения мастера - это напоминающие театральное представление гробницы герцога д’Аркура в соборе Парижской Богоматери и маршала Морица Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге. Ряд скульптурных работ он осуществил совместно со своим родственником, скульптором Кристофом Габриэлем Аллегреном.

В середине XVIII века в развитии французской скульптуры появляются новые тенденции. В творчестве многих скульпторов можно отметить поиски более ясных и простых решений. Все большее значение приобретает в этой связи изучение античных памятников, стремление использовать достижения классического искусства. В то же время в творчестве ряда крупных мастеров французской пластики усиливается тяга к живому наблюдению натуры. Наиболее значительным произведением, отразившем данную тенденцию, в творчестве Ж.-Б. Пигаля была выполненная в 1744 году статуя Меркурия (Лувр). В изображение бога внесен жанровый мотив: при всей монументальности фигуре присущи живость и естественность. Интерпретация скульптора отличается реализмом, знанием анатомии, мастерством в передаче сложного движения. Все эти качества сочетаются с высоким техническим умением, хорошим чувством пластической формы. Меркурий Ж.-Б. Пигаля - одна из лучших обнаженных фигур XVIII века.

Сведения о парижском мастере часовщике:

Виктор Пайард (Victor Paillard, 1805-1886). Родился в Нормандии в семье мелкого землевладельца. Художественный талант Виктора был замечен графом де Гузман, который отправил его учиться в Париж. Здесь В. Пайард становится учеником Ж.- Ф. Денье.

Мастер быстро добился признания, хотя сначала специализировался на небольших предметах: канделябрах и каминных часах. В. Пайард активно участвовал в работе многих выставок на протяжении всего XIX века. В 1851 году часы в стиле Людовика XV экспонировались на международной выставке в Лондоне. Еще в 1830 году мастер основал собственное предприятие по изготовлению мебели и интерьерных украшений из бронзы. Благодаря внимательному отбору, знанию человеческого характера у него начинают работать видные мастера: Pradier, Bayre, Carrier-Belleuse, Preault и Klaggmann. Предприятие, на котором трудилось около 100 человек, выпускавших до 400 образцов разнообразных интерьерных украшений, быстро завоевало признание покупателей.

Самым большим и удачным заказом стало оформление дворца Кэ д"Орсэ на левом берегу Сены в Париже, где размещалось Министерство иностранных дел Франции. В украшениях, сделанных для Салона Атташе, проявились и техническое мастерство, и необычайное изящество художественной формы, свойственное таланту В. Пайарда. Он создал люстры в стиле Ренессанса, украшенные арабесками и херувимами, часы из золота и бронзы, размещенные на зеленом мраморном постаменте, канделябры с фигурой трех граций, канделябры, украшенные херувимами в цветах, парой факелов в виде химеры. Все эти предметы находятся и в настоящее время в Салоне Конгрессов, как стал называться Салон Атташе в честь Парижского конгресса 1856 года, положившего конец крымской войне.

Многие произведения компании В. Пайарда экспонировались за рубежом, а в 1855 году он был введен в состав жюри Всемирной выставки в Париже. В. Пайард удостоился звания кавалера ордена Почетного легиона, Железной Короны в Австрии, а также трудился в качестве советника мэра Парижа и третьего района столицы в 1874 году.

Атрибуция: Стилистически данные часы вполне соответствуют искусству Франции 20 - 30-х годов XIX в., называемому периодом Реставрации, а точнее периодом Карла X, правившего Францией с 1824 по 1830 гг.

Сюжет произведения: Изображение «Меркурия, завязывающего сандалии» происходит от соответствующего изображения Гермеса, (греч. Hermes), сына Зевса и Майи, бога пастухов в древнегреческой мифологии и религии. Гермес является одним из древнейших и многозначных богов. Он родился на Киллене в Аркадии (отсюда его прозвище Kyllemos). Гермес пользовался особенным почитанием в гористой Аркадии (Центральной Греции), по традиции считавшейся его родиной. Считалось, что от Гермеса зависит плодовитость стад (а возможно, и людей).

Гермесу посвящались вертикально поставленные камни, или гермы. Каменные глыбы использовались как дорожные вехи, и поэтому он считался богом-покровителем странников. Гермес изображался в дорожной шляпе и с крылатыми сандалиями. Как бог торговли и рынков, он защищал купцов. С ним, как с богом счастья, связывали называемые его именем счастливые находки - гермайоны.

В 6 в. до н.э. Гермеса начинают изображать прекрасным безбородым юношей, покровителем атлетики и гимнастических упражнений. В мифологии особенно отмечалась и его функция как бога дорог и путешествий. Вместе с Иридой («Радугой»), он становится вестником богов.

Гермес был быстрым юным вестником и выполнял посольские функции. В качестве герольда он носил жезл. Этот жезл (кадуцей) являлся волшебным и служил Гермесу и для усыпления (например, Аргуса), поэтому Гермес почитался также как бог сна и сновидений. Он считался покровителем не только путешественников, торговли, купцов, но и хитрым богом воров, грабителей.

По своему характеру Гермес похож на всех людей «большой дороги», отличаясь находчивостью, изобретательностью, непостоянством, поэтому он не всегда заслуживает доверия. На скульптурных изображениях Гермес обычно держит в руке кошелек с деньгами, на ногах его – крылатые сандалии, на которых он в мгновение ока мог перенестись куда угодно.

Сам Гермес в младенчестве с помощью хитрости похитил коров Аполлона, причем Аполлон оставил ему стадо взамен лиры, изготовленной Гермесом из черепахового панциря (отражено в гомеровском гимне «Гермес» и в сатирической пьесе Софокла «Следопыты»). Всегда находящий выход из любого положения, Гермес считался богом красноречия и мышления и в качестве такового - богом-покровителем школ и палестр Верховный бог, Зевс, сделал его своим посланцем. Он исполнял все повеления отца-громовержца. Римляне называли Гермеса Меркурием.

Сюжет отдыхающего Гермеса, всегда готового продолжить свой бег, получил развитие в искусстве Европы XIX века. В 1744 году Жан-Батист Пигаль по аналогии с пластикой античного эллинизма создает статую «Меркурий, завязывающий сандалии», предназначенную прусскому королю в качестве подарка от Людовика XV. Скульптор, по замечанию С.Даниэля, гармонично соединил «рокайльный эллинизм» с документальной точностью римского портрета и хорошо выразил двойственный, парадоксальный дух эпохи. Благодаря успеху этого изображения на конкурсе Ж.-Б.Пигаль, приобретает покровительство мадам де Помпадур, и в дальнейшем занимается аллегорическими произведениями, предназначая их всесильной фаворитке короля.

Датский скульптор Б.Торвальдсен разрабатывает сюжет, популярный у скульпторов, который связан с поручением Зевса. Как повествует классический миф, прекрасная нимфа Ио ответила на страсть Зевса, и тот, чтобы скрыть возлюбленную от жены Геры, превратил Ио в корову. Увидев белоснежную корову, Гера потребовала, чтобы Зевс подарил животное ей. Она наняла в качестве неусыпного сторожа стоглазого Аргуса. Тогда Зевс, призвав своего сына Гермеса, велел ему похитить Ио. Изобретательный Гермес приблизился к Аргусу, разыгрывая из себя пастуха и играя на дудочке, усыпил Аргуса. Вот тут коварный Гермес выхватил свой изогнутый меч и одним ударом отрубил чудовищу голову.

С удивительным правдоподобием резец мастера передает зыбкое состояние перехода от покоя к движению. Именно в таком состоянии находится Меркурий - усыпив великана Аргуса игрой на свирели, он всё ещё держит её наготове, а свободной рукой собирается поднять меч, чтобы сразить врага. Работа датчанина снискала особую популярность среди любителей искусства. Это заставило самого скульптора выполнить ряд авторских повторений, а также породило целый ряд копий, которые, за невозможностью владеть оригиналом, охотно приобретались для своих коллекций европейскими собирателями. Так Джузеппе дель Неро изготавливает копию статуи Б.Торвальдсена «Меркурий со свирелью». (1843 .Мрамор. 170х60х60, Музей искусств. Минск).

Этот сюжет был использован в эпоху Реставрации во Франции в качестве украшения для каминных часов. Кроме работы В. Пайарда известны многие варианты изображения Гермеса (Меркурия), сочетающие стилевые приметы рокайльной и классической скульптуры, сконцентрированной на состоянии покоя и перехода к движению. Подобный вариант представлен в часах, работы неизвестного мастера «Меркурий – вестник богов» Бронза.1823 г.; З1×53 см;.Galerie de Fontaine.

Соответствие предмета истории русского искусства:

Период реставрации является промежуточным этапом между уходящим стилем ампир и периодом эклектики (историзма) во Франции. В России – это время развития последних этапов классицизма в его завершающей стадии – русского ампира. Исторический парадокс заключался в том, что гордость русского народа, идеи триумфа облекались в формы, близкие к наполеоновскому ампиру побежденной Франции. Имперский стиль отражал претензии России на диктат всей Европе после Венского конгресса 1815 г., но данная интенция складывалась под влиянием французской моды. Для этого времени характерен интерес к античности, к ее мифологическим сюжетам, к изображениям Гермеса (Меркурия).

В дальнейшем, в эпоху модерна произошло, своего рода «смещение акцентов», в частности, в тематике лепных украшений, особенно ярко проявившееся в архитектуре Петербурга. Аполлона все больше вытеснял Гермес. Его сложный образ, ставший воплощением обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое, как нельзя лучше соответствовал переменам в обществе.

Владельцам новых роскошных особняков пришелся по нраву античный персонаж, который был воспринят преимущественно как бог торговли. Гермес начал завоевывать петербургские фасады, будучи всегда хорошо узнаваем. Еще в эпоху золотого века античности сложился его канонический тип атлета, безбородого юноши с коротко остриженными курчавыми волосами, в сандалиях с маленькими крылышками. В руках он держал кадуцей - жезл в виде палки, симметрично обвитой двумя змеями.

В лепном декоре эклектики и модерна в Петербурге чаще всего встречаются рельефные изображения лица этого бога, (фасад дома № 14/21 на углу ул. Пестеля и Литейного, архитекторы Е. Диммерт и Ю.О. Дютель) Реже можно увидеть объемные скульптурные головы (например, на крыше здания Азовского коммерческого банка - Невский пр. д. 62, архитектор Б. И. Гиршович, 1896 - 1898 гг.). Рядом, на знаменитом доме Елисеева находится великолепная статуя Гермеса, пожалуй, наиболее интересная в северной столице. Иногда, в качестве элемента рельефа, отдельно используется жезл-кадуцей.


Меркурий. Петергоф (Петродворец)

Отдельного упоминания заслуживают изображения Меркурия в оформлении европейских садов и парков. В августе 1723 года в Петергофе состоялся торжественный пуск фонтанов. Хотя Большой каскад начал действовать, работы на нем продолжались под руководством Н. Микетти. Вскоре на его ступенях появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия. На вершине фонтана «Золотая гора» среди многих античных фигур находится статуя Меркурия. Изображение Меркурия можно увидеть и в парке «Софиевка» под Уманью.

Сан-Суси́ - самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745-1747 годах по проекту самого короля. Практическая сторона осуществления королевского замысла была поручена близкому другу короля - архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу. Скульптура «Меркурий» по модели Ж.-Б.Пигаля установлена в парке дворца Фридриха Великого - Сан-Суси (от фр.sans souci - без забот) в Потсдаме.

Аналоги в крупных музеях, на аукционах:

Известны следующие работы В. Пайарда.

Публикации:

1. Réau L., Jean-Baptiste Pigalle, P., 1950.; Drouot H., Une carriиre. F. Rude, Dijon, 1958.

2. Brummer, Hans Henrik, 1970. The Statue Court in the Vatican Belvedere (Stockholm).

3. Haskell, Francis, and Nicholas Penny, 1981. Taste and the Antique: the Lure of Classical Sculpture 1500-1900 (Yale University Press), cat. no. 4, pp 141–43.

4.Helbig, Wolfgang, 1963-72. Führer durch die öffentlichen Sammlungen der klassistischer Altertümer in Rom, (Tübingen) 4th ed., I, pp 190–91.

5.Петрова Е.Н. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л., 1961.

6.Люлина Р.Д., Раскин А.Г., Тубли М.П. Декоративная скульптура садов парков Ленинграда и пригородов XVIII-XIX веков. Альбом. Л., 1981

7.Даниэль С. Рококо:от Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика.-2007. – С.162-164.

8.La pendule française, Les Édition de l’Amateur, 1997., Paris

9.Словарь сюжетов и символов / Дж. Холл; Пер. с англ. А. Майкапара. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004.

10. Streichhan A., Knobeisdorff und das friderizianische Rokoko, , 1932.

Ссылки:

1. Даниэль С. Рококо:от Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбука-классика.- 2007. – С.162-164.

2. Кастри да, герцог Маркиза де Помпадур. – М.:ТЕРРА - Книжный клуб,1998 г. – С.106,

3. http://www.symbolarium.ru/index.php/Гермес

4. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st015.shtml

5.La pendule française, Les Édition de l’Amateur, 1997., Paris

6. Словарь сюжетов и символов / Дж. Холл; Пер. с англ. А. Майкапара. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004.

7. http://manekineko.ru/articles/?id=23 8. http://lifeglobe.net/entry/4564 9. http://dpholding.ru/museum/?action=vmphoto&id=174 10. ttp://ru. wikipedia.org 11. http://www.liveauctioneers.com/item/17118990_victor-paillard.

Римма БАЖАНОВА

Давно собирался побывать в Смоленске. Четверть века планировал. Даже дольше. Смоленск всегда казался мне этакой Террой Инкогнита на русский лад. Хотел узнать город поближе. Хотя познакомился я с ним еще, кажется, в 1990 или 1991 году. Вернее с его вокзалом. Точнее даже – с перроном. Когда бежал зимой в майке, шортиках и пляжных тапочках на босые ноги за уходящим в сторону Москвы поездом. Был такой эпизод в моей трэвел-биографии. Ехали мы себе из Варшавы, никому не мешали: беседовали, дегустировали славную польскую «Житную». При подъезде к Смоленску, ощутили острую нехватку сами догадываетесь чего (этого всегда не хватает, сколько ни возьми)– все ведь были молодые, да горячие… А времена тогда на политической и экономической "повестке дня" стояли такие, что современной молодёжи вообще ни понять, да и не объяснить толком. Ничего не было. Спиртного в особенности. Потому и ездили мы частенько на выходные в Варшаву или в Белосток – пивка попить, по магазинам прошвырнуться, в общем – подышать свободой и соприкоснуться с реальной рыночной экономикой, которая у нас была тогда ещё в совершенно зачаточном состоянии. В итоге некую спиртосодержащую жидкость за десятиминутную стоянку поезда в Смоленске я приобрёл в нужном количестве. Но к тому времени поезд уже тронулся, я в припрыжку побежал за ним и до сих пор помню, как народ в окнах «болел» за меня, а проводницы кричали благим матом. Догнал, запрыгнул как раз в последний вагон. Именно тогда мимолётом я и заметил купола храма и фрагмент крепостной стены с башнями. И было в них что-то загадочное и манящее…
Наконец, свершилось: «Et in Arcadia Ego». Я в Смоленске, осень 2018 года. Но что такое всего полдня в этом чудесном городе, да ещё если день октябрьский, короткий, в четыре уже сумерки наступают? "Прилетел" на «Ласточке» в 11 утра, а в шесть вечера уже назад. Да еще и некоторая деловая составляющая этой поездки отнимает два-три часа…Но опытный путешественник может даже из такой ситуации извлечь выгоду.
…Если вы окажитесь в Смоленске – первым делом поспешите в Свято-Успенский кафедральный собор. Оцените, как трудно было Наполеону въезжать в карете на высокий пригорок, чтобы попасть под своды этого величественного сооружения, внутри которого смешалось всё: православие, католицизм, униатство. Увидите замечательную резьбу, иконы, легендарные сандалии святого Меркурия. Поклонитесь Смоленской Богоматери – тому её списку, что изготовлен был по распоряжению несчастного Бориса Годунова.
Лопатинский сад – просто чудо! Здёсь тоже всё смешалось – архитектурные стили, люди, легенды. Поражает своей мощью чугунный памятник, напоминающий о грозных событиях 1812 года, памятник самому создателю этого парка, различные скульптуры и композиции. И, конечно, могучие башни и фрагменты крепостных стен, которые так много видели и пережили.
Смоленск - воистину город памятников. Памятник полководцу и масону Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову-Смоленскому, памятник замечательному композитору Михаилу Ивановичу Глинке, памятник… Да что это я отнимаю хлеб у замечательных смоленских гидов? Пусть они вам сами покажут и расскажут о городе, в который просто невозможно влюбиться. Я – влюбился. И обязательно приеду сюда ещё раз. «Я сюда ещё вернусь, мне бы только выбрать день…».