Творческий проект «Пословицы и поговорки» Подготовила учитель. Работа над проектом «Пословицы в современном мире

Презентация PowerPoint

ПОСЛОВИЦЫ

ПОГОВОРКИ

ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛ

ГЛАЗОВ АНДРЕЙ

УЧЕНИК 4 КЛАССА

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

одно из средств выразительности речи. В пословицах

и поговорках часто используются глаголы во 2-м лице

единственного числа.

Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице

единственного числа имеют личные окончания

-ешь, -ёшь, -ишь .

На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (Ь) .

Шила в мешке не утаишь .

С кем поведёшь ся, от того

и наберёшь ся.

Старого воробья на мякине

не проведёшь .

Родину на чужбине не найдёшь .

За двумя зайцами

погонишь ся, ни одного

не поймаешь .

Ласковым словом и камень растопишь .

Без труда не вынешь

и рыбку из пруда.

Что напишешь пером, того не

вырубишь топором.

Кашу маслом не испортишь .

РАССКАЗ

Дима прибежал из школы, быстро перекусил и помчался во двор играть с ребятами. На улице было так весело, что мальчик и думать перестал про какие-то там уроки.

В общем, Пушкина он не выучил и на следующий день получил по литературе заслуженную двойку. Учительница Мария Ивановна строго сказала:

- ЧТО ПОСЕЕШЬ , ТО И ПОЖНЁШЬ

Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.

Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.

Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.

Мы приведем здесь наиболее известные русские народные пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Красна речь с поговоркой.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

На всякого Егорку есть поговорка

О Родине

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Без корня и полынь не растет.

Где сосна взросла, там и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

На чужой стороне и весна не красна.

О семье

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

О труде.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.

Не топор тешет, а плотник.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Об уме.

По платью встречают, по уму провожают.

И сила уму уступает.

Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Корень учения горек, да плод сладок.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Книги читай, а дела не забывай.

Повторение – мать учения.

О смелости

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Хорошо медведя в окно дразнить.

О дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга – сирота; с другом – семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Одна пчела не много меду натаскает.

О правде

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За правое дело стой смело.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Дело знай, а правду помни.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Если вы хотите получать анонсы наших статей подпишитесь на рассылку “ “.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ»

Выполнила ученица 6 г класса:

Караева Рузанна Умаровна

Руководитель учитель русского языка и литературы:

Байрамукова Мариям Барадиновна

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….……………………………………………………………………..…3

Глава 1. Пословицы и поговорки……………..………………………………...5

1.1. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок…………………………….5

1.2. История создания пословиц и поговорок…………………………………9

Глава 2. Практическая часть…….……………………………………………...13

2.1. Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные..13

2.2. Анкетирование учащихся 6 «г» класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты»………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………19

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Введение

Вся наша жизнь состоит из определенных жизненных проектов. И еще в школе мы должны уметь их реализовывать. Часто на уроках русского языка и литературы мы встречаемся с пословицами и поговорками.

Наше внимание привлекли пословицы и поговорки, в которых встречаются имена собственные. Мы хотим представить исследовательскую работу на тему «Имена собственные в пословицах и поговорках».

Пословицы и п o г o в o рки представляют собой народную мудрость. Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому нар o ду на планете свойственны определенные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именн o пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. В пословицах выражены горе и радость, печаль и гнев, ненависть и любовь, юмор и ирония. Они пом o гают понять историю нашего народа, об o бщают различные явления. Поэтому пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, пом o гают найти путь к сердцу слушателя, завоевать их уважение и расположение.

Немало важно не только знать пословицы и поговорки, но и необходимо правильно их применять. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

Цель исслед o вания -определить значение имен собственных в малых жанрах УНТ (посл o вицах и поговорках) и выявить частоту их употребления в речи на примере учащихся 6 «г» класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».

Задачи исследования:

Отобрать и пр o анализировать теоретический материал по изучаемой теме.

Проанализировать пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные;

Путем анкетирования выяснить частотность употребления пословиц и поговорок содержащих имена собственные в устной речи учащихся 6 «г» класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».

Выявить знание семантики пословиц и поговорок, содержащих имена собственные.

Предмет исследования - пословицы и поговорки, имеющие в составе имена собственные.

Объект исследования- пословицы и поговорки, как малые жанры УНТ.

Гипотеза исследования в том, что пословицы и поговорки с именами собственными используются школьниками все реже, и если учеников чаще знакомить с происхождением и значением пословиц и поговорок, содержащих имена собственные, то, во-первых, обогатится словарный запас, во-вторых, возрастет интерес к УНТ.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по теме исследования;

Анкетирование учеников;

Глава 1. Пословицы и поговорки

1. 1. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок

Русские пословицы и поговорки- это меткие выражения, придуманные русским народом, а также переведённые и заимствованные из древних письменных источников, из различных литературных произведений, в краткой форме выражающие мудрость и глубокую мысль. Многие русские пословицы и поговорки состоять из двух или более пропорциональных, рифмующихся частей. Пословицы, обычно, имеют прямой и переносный смысл. В основном, есть несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Самые древние сохранившиеся произведения русской письменности, содержащие пословицы, относятся к XII веку.

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, стабильное в образной речи высказывания.

Пословица наследие целого народа или значительной его части и содержит общее суждение или совет на какой-нибудь случай жизни. Пословица - короткое предложение, содержащее народную мудрость. Написанная народным языком, часто имеет рифму и ритм.

Пословица является наиболее интересным жанром фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся неясным и загадочным. Посл o вица - популярное высказывание, выражающая мнение не отдельных людей, а оценку людей и народный ум. В ней отражается духовный облик людей, стремление и идеалы, мнения о различных аспектах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и устраняется. Пословица живет в речи, но в речиемкая пословица при o бретает свой особый смысл.

Созданные в веках, переходя из поколения в поколение, пословицы и поговорки с o хранили образ жизни людей, укрепление духовного и морального характера народа. Это выражение мыслей, к которому пришел народ в течение многих столетий опыта. Пословица всегда поучительна, но не всегда нравоучительна. Тем не менее, изкаждыйпословицы следует вывод, который полезно принять к сведению.

Пословицы необходимо отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Пословица отличается неполными выводами, отсутствием поучительного характера. Ин o гда очень трудно отличить пословицу от поговорок или провести четкое различие между этими жанрами. Пословица граничит с поговоркой, а в случае присоединения одного слова или изменения порядка слов погов o рка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся п o словицами, а пословицы - поговорками. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто используется, как поговорка«Чужими руками жар загребать», то есть образное представление о любителях чуж o го труда.

Разницу между ними народ выразил в пословице: «поговорка - цветочек, а посл o вица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незавершенное, имеющее намек на суждение.

Трудно сказать, когда среди людей начали ходить пословицы-устные немногословные изречения на различные темы. Неизвестно и время создания первых поговор o к, которые способны выразительно и точно описать что-либо без помощи утомительных и сложных объяснений.

Несомненн o одно: и пословицы, и поговорки появились в древности, и с тех пор сопровождают народс момента возникновения и по сей день. Особые свойства сделали пословицы и поговорки настолько устойчивыми и необходимыми в п o вседневной жизни и речи. Пословица представляет собой не простое изречение. Она передает мнение людей. Это народная оценка жизни, наблюдения человеческого ума.

Не каждоеизречение становилось пословицей, но только те, которые согласуются с образом жизни и мыслями многих людей -такие изречения могли существовать тысячелетия, переходить из века в век. Пословицы не спорят, не доказывают - они утверждают или отклоняют что-либо. Прислушайтесь, как категорично они звучат: «Что посеешь, то и пожмешь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Люди, создавшие пословицы, не были грамотными, и не было у простого народа другого способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Если взять народные пословицы в своей совокупности, мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его многообразии и противоречивости, кроме того, они являются важной частью черт людей, образа жизни, моральных норм. Пословица побуждает следовать ее мудростям. Пословица вселяет уверенность, и опыт народа не пропускает и не забывает ничего. Пословица - пожалуй, первое блестящеепроявление творчества народа.

Пословица применяется к разным случаям нашей жизни. В кратких и внешне очень простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. В иных случаях пословица интересна в первую очередь своим прямым смыслом, но он так емок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать то, о чём идёт речь. К примеру, говорится: «Не дорог подарок, дорога любовь». Пословицу вспоминают и тогда, когда необходимо особо указать, что дорого прежде всего то чувство, с которым дарят подарок, и тогда, когда нужно похвалить кого-нибудь, оказавшего другому внимание без подарка, без соображений о материальной выгоде.

В пословицах отражается не только "большой" мир наиболее важных общественных отношений, но и мир "маленький" - частная жизнь, отношения людей друг к другу в семье, в быту. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора, сокрушался ли о здоровье семьи, думал ли о скоротечности жизни - на все случаи были пословицы.

Поговорка - это широко распространенное выражение, метко определяющее любое жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого поучительного смысла и ограничены образным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - это высказывания, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в большей мере, передает эмоционально - экспрессивную оценку различных случаев жизни. Поговорка существует в речи для того, чтобы выражать чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».

Поговорка - это меткое выражение. «После дождичка в четверг», - говорим мы о чем-либо таком, что неизвестно, когда было и было ли, а равно - произойдет ли. К скольким разным обстоятельствам можно применить это выражение?! В отличие от пословицы, поговорка - не полное суждение, а только его часть. Поговорки не отделимы от передачи чувств говорящего. Ведь одно дело сказать: такое-то событие неизвестно, произойдет или нет; и совсем иное дело, когда скажут, что оно произойдет после дождичка в четверг: тут к сомнению присоединяется насмешка.

Отличительная черта пословицы - законченность высказывания. Наиболее часто употребляются такие пословицы, как: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Краткость - сестра таланта» и многие другие.

Поговорка - образное изречение какого-либо явления в жизни. Как и пословица, поговорка является распространенной, содержит повседневные слова, написанные на простом народном языке. Отличие поговорки от пословицы - это отсутствие законченного суждения. Поговорка является лишь частью предложения и представляет собой уже сформировавшуюся фразу или словосочетание. Целью поговорок является не нравоучение, в отличие от пословицы, а придание окраски предложению. Часто, чтобы сделать предложение более эмоциональным мы говорим «кот наплакал», «бить баклуши», «ломать голову», «сорить деньгами», «делать из мухи слона» и т.д. Поговорку в предложении легко можно заменить словами без окраски.

Форма пословиц обычно несвободная, что достигается с помощью разных приемов, например, таких как ритм, аллитерация, параллелизм, рифма. Для поговорки данные приемы не характерны, так как она не является полным законченным предложением.

Обычно пословицы называют сокровищницей народной мудрости, а поговорки - украшением мысли и речи. Но, бывает и так, что пословица становится поговоркой и наоборот, например, «сваливать с больной головы на здоровую» - поговорка, а «сваливать с больной головы на здоровую не накладно» - пословица (пример В. Даля).

1.2.История создания пословиц и поговорок

Появление пословиц относится к глубокой древности. Они выражают в сжатой художественной форме совокупность знаний, наблюдений, примет народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, жизненный общественный опыт и несут его следующим поколениям.

Источники появления пословиц достаточно разнообразны. Главные из них - это жизненные наблюдения народа, социальный и исторический опыт людей. Некоторые пословицы и поговорки, преобладающие в народе, восходят к книжным источникам. Борьба против захватчиков, горячая любовь к своей стране и ненависть ее врагов, сопротивления, мужество и героизм русского народа - все это нашло свое место в коротких, но мудрых высказываниях.

Трудовые люди, которые создают все богатства страны и защищают ее от захватчиков, в течение веков изнывали под тяжелым игом эксплуатации и порабощения. Виновников своей нелегкой жизни, многострадальный народ увидел в боярах, чиновниках, священнослужителях, землевладельцах, а затем в капиталистах. Довольн o мног o было создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная судьба крестьянина, против господина, который пытался выжать из народа все соки.

Мы подобрали несколько таких пословиц:

Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест.

Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.

Мужицкими мозолями бары сыто живут.

Особенн o много пословиц, резко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корысть и эгоизм.

Попу да вору все впору.

Волчья пасть да поповские глаза - ненасытная яма.
Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на

страже тех же крепостников.

Где сила, там и закон.

В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, п o этому, дела всегда решались в пользу чиновников.

Где суд там и ложь.

Класс o вая борьба, явная или неявная, не заканчивалась, и подходящее слово было o стрым оружием в этой борьбе.

Но с o временем взгляды и представления людей начали меняться. И, создавая н o вое, народ не выбрасывал все то лучшее, что накоплено в течение веков нашими предками. Но любовь к труду, умение и способности, мужество, честн o сть, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не проявлялись в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для б o лее п o лного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками.

Жизнь не ограничивается созданием новых и сохранением старых пословиц. Толкование мн o гих п o сл o вицы переосмысляется, переделывается согласно новым условиям. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих веков.

В настоящее время многие пословицы переделаны на новый лад. Была пословица: «Не топор тешет, а пл o тник»; теперь говорят: «Не трактор пашет, а тракторист».

Раньше всегда говорили: «Один в п o ле не в o ин». У наших солдат она

зазвучала по-новому: «Если по-русски скроен, и один в поле воин».

Русские писатели широко используют неисчерпаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из нар o дн o г o языка, но и обогащают и его.

Многие хорошие выражения из литературных произведений становятся пословицами и поговорками. «Счастливые часов не наблюдают», «Как не порадеть родному человеку», «Молчалины блаженствуют на свете», «Не поздоровиться от эдаких похвал», «Числом п o б o лее, ценою подешевле» - вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», имеющихся в языке в качестве пословиц. Любви все в o зрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений Александра Сергеевича Пушкина часто можно услышать в разговорной речи.

И.А. Крылов, опирался в своем тв o рчестве на живой разговорный язык и часто вводил народные пословицы и поговорки в свои басни, он создал немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона-то я и не приметил»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за то, чт o хвалит он кукушку»; «Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума o б o ротиться?».

Поговорка - это фраза или словосочетание, образное выражение, сохранившее свое равновесие. Погов o рки применяются для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Пословица — это полное предл o жение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Пословица содержит нравоучение, м o раль, наставление. Поговорка —красноречивое выражение, которое можно легко заменить.

Выводы

Пословицы и поговорки - это короткие выражения, суждения, поучения, но поговорки в отличие от посл o виц передают эмоционально-экспрессивную оценку. Происхождение пословиц и поговорок, непременно, очень древнее. Пословицы и поговорки порождаются устным народным тв o рчеством или заимствуются из определенных литературных источников, теряя связь с ними, но, тем не менее, в любом случае они обобщают опыт народа, полученный из его социальной практики.

Можно прийти к выводу, что посл o вицы и поговорки - универсальны, применимы во многих жизненных ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. До сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свое значение в истории человека.

ГЛАВА 2. Практическая часть.

2.1. Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные.

Мы заинтересовались пословицами и поговорками, в которых используются имена собственные, так как народная мудрость в аналогичныхвыражениях связана с человеком и его именем.

Собственные личные имена в устном народном творчестве и перечень имен персонажей практически не исследованы, хотя многое говорит о бесспорной важности описания собственных имён в сказках, былинах, пословицах и поговорках. Расшифровка значений пословиц и поговорок, содержащих имя собственное, безусловно, вносит дополнительную информацию о значении этих имен. А также пословицы и поговорки могут дать общественную оценку прошлому и настоящему, и самооценку поведения людей в разных жизненных ситуациях.

Личное имя имело некоторый смысл, свойство, качество, поскольку в нем нестандартно показывались особенности характера, внешности, поведение.

Наше исследование показало, что список имен, используемых в пословицах и поговорках, ограничен. В пословицах и поговорках русского народа наибольшую группу составляют имена лиц, с которыми были связаны необычные истории.

Не все имена употребляются с одинаковой частотой. Частота употребления мужских и женских личных имен различна. Состав мужских личных имен больше, чем состав женских. Например:

Дмитрий да Борис за огород подрались.

Богат Ермошка: есть козел да кошка.

В дому у Макара - кошка, комар да мошка.

Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.

Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.

Миленок Ивашка в белой рубашке.

Наш Андрей никому не злодей.

Наш Афоня в одном балахоне и в пир, и в мир, и в подоконье.

Наиболее употребляемыми мужскими именами оказались следующие: Николай, Иван, Егорий, Илья, Пётр, Фома, Семён, Еремей, Савва, Кузьма, Касьян, Михаил, Афанасий, Макар, Пахом, Сидор, Яков.

Наиболее популярными и любимыми женскими именами русского народа, отмеченными в пословицах, являются: Варвара, Мария, Акулина, Федора, Анастасия.

Например:

Не у всякого жена Марья — кому Бог даст.

Пошла Настя по напастям.

Дуй, Дунька, подувай, Акулька, считай разы.

Акулина Федосевна до чужих ребят милосерда.

Велика Федора, да под угол подпора.

Пословицы и поговорки с именами собственными отличаются разнообразием темы, краткостью и ясностью выраженных мыслей и предельной сжатостьюОни охватывают в основном те части реальности, которые непосредственно связаны с человеком, с его видением, оценкой реальности, с характеристикой психологических особенностей личности - познавательных процессов, эмоционально-волевой стороны деятельности, индивидуальных свойств личности и т.д.

При этом выделяются такие группы, характеризующие

а) социальное происхождение человека:

Князю - княгиня, боярину - Марина, а всякому - своя Катерина;

б) социальное положение человека и его оценка:

В худе городе и Фома дворянин;

У меня лакеи все были Мокеи; а ныне к Мокею самому пришлось в лакеи;

в) семейное положение и родственные отношения:

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка;

Достают невесту собою, а ино и Фомою;

г) черты характера, преимущественно отрицательные:

До Дмитрадевка хитра; а после Дмитра ещё хитрее;

д) умственные способности, внешние, физические качества и состояния человека:

Всяк Аксён про себя умён (смышлён);

У Тараса на плеши разыгралися три вши;

Один Сысой, да и тот косой;

Дунька не последняя дурка.

Мы отобрали пятьдесят пословиц с именами собственными и проанализировали их. Из них в шестнадцати пословицах употребляется имя Иван. Это доказывает, что имя Иван являлось самым популярным и распространенным на Руси. Другие мужские имена: Богдан - 2 раза, Роман - 2 раза, Саша - 2 раза, Василий - 3 раза, Макар - 3 раза. В пословицах употребляется женское имя - Мария (7 раз).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в пословицах отражаются наиболее распространенные имена Иван и Марья.

С именем Иван, без имени — болван.

Не крещен младенец — Богдан (обычай).

Рожден, а не крещен, так Богдашка.

Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.

Иванов, как грибов поганых.

Всякий черт Иван Иванович.

Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).

Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.

Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван — никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова).

На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).

Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.

Фоку да Якова и сорока знает.

Фофан с толокном, а Сидор с волокном.

И по рылу знать, что Сезоном звать.

Дядя Мосей любит рыбку без костей.

Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотрядура.

Стало плохо: указчиком Аноха.

Фомка вор: на долото рыбу удит.

2.2. Анкетирование учащихся 6 «г» класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».

Как мы уже говорили, пословицы и поговорки отражают характер человека, его умственные и физические способности, вносят дополнительную информацию в значение имени.

С целью выяснить знают ли ученики пословицы и поговорки, включающие в себя имена собственные, мы провели анкетирование учащихся 6 Г класса МКОУ «Гимназии №4 г. Усть-Джегуты».

На вопросы анкеты ответили 26 учащихся.

На первый вопрос «Знаете ли вы пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные?» положительно ответило 14 учащихся (54%).

Второй вопрос звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками?». Было отобрано 20 пословиц и поговорок, происхождение которых мы изучили (Приложение 2). На данный вопрос ответили «да» лишь 9 учащихся (64%).

На третий вопрос «Понятно ли вам значение этих пословиц и поговорок?» положительно ответили лишь 4 ученика. (44%). Нами целенаправленно были отобраны те пословицы, частотность употребления которых низка.

Самыми популярными оказались следующие:

Варвара-краса, длинная коса.

Сложилась не самая лучшая ситуация. Народная мудрость в наше время теряет свою актуальность, отдаляется от понимания и используется нами все реже.

Заключение

Мы получили результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется отметить, что после проведенного нами анкетирования, у учащихся возрос интерес к пословицам, поговоркам. Мои одноклассники на уроке литературы выступали с проектами на тему «Малые жанры». Им нравится рассказывать друг другу не только новости своей повседневной жизни, но совместно извлекать народную мудрость из устного народного творчества. Мы учимся понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открываем для себя новые грани удивительного мира русского фольклора. И сами становимся частью этого мира! Ведь предложенный нами вид работы может применяться не только в рамках нашего класса, но и в других классах. Это говорит о том, что наш проект уже дает практические результаты и обогащает жизнь учащихся мудростью. Ведь самое главное в работе над проектом - это его значимость, для того, кто его делает.

Мои одноклассники стали интересоваться значением своего имени и, конечно, им стало интересно, связаны ли с их именем какие-то пословицы и поговорки.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Одноклассники действительно использовали пословицы и поговорки редко. А также убедились в том, что они и заинтересовались проектом и охотно постигают народную мудрость.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1998.- С.175.

2. Буслаев Ф., Русские пословицы и поговорки. Архив историко-юридических сведений, изд. Н. Калачевым, т. II, вып. II, М., 2000.

3. Даль В., Пословицы русского народа, Сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, М., 1992 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт.).

4. Кузнецов Я., Характеристика общественных классов по народным пословицам и поговоркам, «Живая старина», вып. III, 2001.

5. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

Использованные Интернет-ресурсы

Приложение 1

Вопросы анкетирования

Знаете ли вы пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные?

Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками?

Понятно ли вам значение этих пословиц и поговорок?

Приложение 2

Имя

Происхождение и значение имени

Значение имени в русских пословицах

Пословицы и поговорки, включающие данное имя

1

Абросим

Амбросий - от греч.принадлежащий бессмертным.

В русских говорах: важный, гордый

Абросим не просит, а дадут, не бросит.

2

Аверьян

Аверьян - от лат.непобедимый.

имя Аверкий: глуповатый, горемыка.

Дал совет Аверкий, да всё исковеркал.

3

Авдей

Авдей - от др.-евр.

слуга Бога.

В русских говорах: добряк, смирный.

Наш Авдей никому не злодей.

4

Агафья

Агафья - от греч.добрая, хорошая.

имя Агаша: глуповатая, простоватая.

Мели Агаша: изба-то наша (унять некому).

5

Агриппина

Агриппина - от лат.

сельская жительница,

Груша: глуповатая, простоватая.

В праздник Груша, а в будни - клуша.

6

Аксинья

Аксинья - от Ксения - от греч.гостеприимная.

чванная, спесивая.

Какова Аксинья, такова и ботвинья (свёкла).

7

Акулина

Акулина - от лат.орлиная.

Акулька -

неряха,

Наварила, напекла Акулина для Петр

8

Акулин (Окулин)

Акулин (Окулин) - от лат.орлиный.

как Окула: плут, обманщик.

Окул бабу обул, да и Окула баба обула (т. е. обманула).

9

Алексей

Алексей - от греч.защитник.

Алешка, Алеха: хвастливый человек,

Алёха не подвоха, сдуру прям.

Плох Алёха, а живёт ещё хуже.

10

Алёна

Алёна - Елена - от греч.

солнечная, факел.

В русских говорах: ласковая, добрая.

Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку.

С Алёной сладок огурец солёный.

Не суйся, Алёнка, где не спрашивают!

11

Ананья

Ананья - от др.-евр. Бог милостив.

В русских говорах: лиса, угодливый и ласковый человек.

В людях Ананья, а дома каналья.

Охала Маланья, что уехал Ананья.

12

Анастасия

Анастасия - от греч.воскрешенная.

неумелая, беззащитная , нежная.

Пошла Настя по напастям.

Жаль Насти - парня изнапастит.

13

Андрей

Андрей - от греч.

мужественный,

храбрец.

мечтательный, добрый, ротозей.

У нашего Андрюшки ни полушки.

14

Аноха

Аноха - производное от Ананья.

В русских говорах: глупый, смирный, добряк

АнохаАноху впряг в соху.

Аноху строить - валять дурака.

15

Анна

Анна -от др.-евр.

милостивая,

угодливая, ласковая, нежная.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

16

Арина

Арина - от Ирина - от греч.имя богини мирной жизни, мир.

В русских говорах: медлительная, простушка, болтушка.

Аринушка Маринушки не хуже.

Тетка Арина надвое говорила.

Сидит Арина, рот разиня.

17

Арсений

Арсений - от греч.

мужественный, крепкий.

В русских говорах:

мешкотный, нерешительный,

Видно, Арсения ждать до воскресения.

Жди Арсения с дорогим горохом.

18

Афанасий

Афанасий - от греч.бессмертный.

В русских говорах известен как Афоня, Афонюшка, неудачник, вор.

Охо-хонюшки, хорошо жить Афонюшке, одним Фонюшка нехорош: промысел его негож.

19

Вавила

Вавила - от греч. Мятежный.

: шут, неумелый, рослый, но неуклюжий, незнатный парень.

Вавила - красное рыло.

Вавила - свиное рыло.

Вавило - широкое рыло.

Не берись за вилы, не умывши рыла..

20

Варвара

Варвара - от греч.дикарка, чужестранка, из чужих земель.

: нерешительная, любопытная, завистливая, нечистая на руку.

Сделали шутку: сняли с Варвары шубку.

Погнали Варвару из чужого амбару.

Варвара-краса, длинная коса.

Приложение 3

Сергей (Сережа) — пройми ухо (плут).

В людях Ананья (ласа), а дома каналья.

Алеха не подвоха; сдуру прям.

В трех братьях дураки — Иванушки, а одиночные — Емели да Афони.

Филимон Иванович и Марья Ивановна (филин и сова).

Михаиле Потапович Топтыгин (медведь).

Матрена Михайловна Топтыгина (медведица; она же Авдотья, Акулина, Марфушка, Матрена).

Машка коза да Васька козел.

Марья Васильевна да Василь Василич (коза с козлом).

Васька идет, бородою трясет.

Макар да кошка — комар да мошка.

Ванька, встань-ка; Семка, пойдем-ка; да ступай и ты, Исай!

Ты, Исай, наверх ступай; ты, Денис, иди на низ; а ты, Гаврило, подержись за молотило!

Роман — кожаный карман.

Нет воров супротив Романов, нет пьяниц супротив Иванов.

Наш Демид не туда глядит.

Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит.

Горькому Кузеньке горькая и долюшка.

На бедного Макара и шишки валятся.

Степанидушка все хвостом подметет.

Катя-Катерина — ножка голубина.

Петька-петух на яйцах протух.

Павлушка — медный лоб.

Марья-Марина — очи голубины.

Сашенька, Машенька — фу, пропасть какая!

Сашки — канашки, Машки — букашки, Маринушки — разинюшки.

Мели,Емеля, твоя неделя.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Презентация -результат проектной работы: "Пословицы и поговорки русского народа". Исследование различия пословицы и поговорки.Может использоваться на уроках литературного чтения,внеурочной деятельности.Презентацию подготовил ученик 1-б класса Букреев Денис с мамой под моим руководством.

Просмотр содержимого презентации
«Пословицы и поговорки»



Пословицы и поговорки. В чем разница?



  • Познакомиться с понятиями пословица и поговорка.
  • Научиться различать пословицы и поговорки.
  • Пополнить багаж знаний пословиц и поговорок.
  • Научиться их применять.


Определения

Что такое Поговорка?

Что такое Пословица?

Устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение без заключения, без выводов.

Короткое предложение, содержащее народную мудрость, является законченной мыслью. Пишется простым народным языком.



Собери пословицу

Делу время-

Семь раз отмерь-

-людей насмешишь

-мать учения

Повторение-

-потехе час

-один отрежь

Поспешишь-



  • Дареному в зубы не смотрят.
  • Когда на горе свистнет.
  • рубят – щепки летят.
  • Два … - пара.
  • Большому – большое плавание.


Чем различаются?

Поговорка

Пословица

Передает эмоционально отношение к сказанному

Имеет поучительный смысл

Является словосочетанием, частью предложения

Является законченным предложением

Короче, чем пословица, может быть ее частью

Часто имеет рифму

Поговорка – цветочек, пословица - ягодка



Подбери пословицу к поговорке

Поговорка

Пословица

ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ – ВОДА И БУДЕТ

ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГНАЛСЯ

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ

У СЕМИ НЯНЕК



Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.



Доброе слово

и кошке приятно.



Какая пословица изображена на картинке?

Любишь кататься –

Люби и саночки возить.



Какая пословица изображена на картинке?

Хочется рыбку съесть,

да не хочется в воду лезть.



Какая пословица изображена на картинке?

Не красна изба углами,

а красна пирогами.



Какая пословица изображена на картинке?

Без труда не вытащишь

и рыбку из пруда.



Какая пословица изображена на картинке?

Увидишь скворца –

Весна у крыльца.



Какая пословица изображена на картинке?

Нет друга – так ищи,

а нашёл – так береги.



Какая пословица изображена на картинке?

Кто рано встает –

– тому Бог подает.



На каждого Егорку найдется поговорка.



Рождество раз в год бывает.



Какая поговорка изображена на картинке?

Мал золотник, да дорог!



Какая поговорка изображена на картинке?

Своя ноша не тянет.



Какая поговорка изображена на картинке?

Дорого яичко к святому дню.



Выводы

Пословицы и поговорки придуманы очень давно, передаются от поколения к поколению:

  • учат, советуют правильно поступать;
  • хвалят трудолюбие, честность, доброту;
  • высмеивают жадность, трусость, лень;
  • осуждают себялюбие, зло;
  • поощряют щедрость, благородство, упорство.

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости!



Над презентацией работали:

Ученик 1Б класса ФКОУ СОШ г.Чехова-2

Букреев Денис

Мама - Букреева Евгения Михайловна

Под руководством учителя ФКОУ СОШ г.Чехова-2

Кохан Татьяна Алексеевна

Для подготовки презентации использованы интернет-ресурсы.

Спасибо за внимание!

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится »!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Даль писал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японская пословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят : «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей : «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», - скажет русский, а бенгалец

IV . путешествие . (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле …».Откройте глаза (слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес поле пословиц! (слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница. .

(слайд 7) .

.(читает учитель )

  • Первый клин комом.
  • Сашу маслом не испортишь.
  • Мы сами с ушами.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Не делай из муки слова.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело - гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь - людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи - не сиди на..
10. Семь раз примерь - один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время - потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

.

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело - гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.


Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится »!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь . Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II . Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III . Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят : «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят : «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят : «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят : «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей : «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

IV . Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие . Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле …» .Откройте глаза (слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице .(читает учитель )

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация .

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.