Современные технологии предотвращения и разрешения политических конфликтов. Технология разрешения политических конфликтов

По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.

Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?

1. Метод избегания конфликта . Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

2. Отрицание или подмена конфликта , способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

3. Метод конфронтации . Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" - действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

6. Третейское разбирательство или арбитраж . Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

7. Переговоры , которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.

Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

Заключение

Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Раздел 1. Социально-политический конфликт: сущность и основные концепции

Раздел 2. Типология социально-политических конфликтов

Раздел 3. Технология разрешения социально-политических конфликтов

Раздел 4. Разрешение социально-политических конфликтов в условиях переходного общества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термин «Социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858--1918), который назвал именно так одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» употребляется как собирательный термин для обозначения особой области исследований. Пока что эта теория носит характер «среднего ранга». В то же время она выступает с претензиями на статус общепсихологической теории.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракции, когнитивизма, математического моделирования путем использования теории игр, графов и др.

Конфликт -- многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Конфликт на макро-, среднем и микроуровне представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном -- внутриличностный конфликт (как столкновение тенденций, сторон личности).

Не существует единого определения социального конфликта. Есть различные его толкования с позиции различных научных теорий. Впрочем» .создание универсального определения конфликта вряд ли возможно. В то же самое время по своим последствиям конфликты являются позитивными и деструктивными; последние также включают в себя и криминогенные. Естественно, что каждый тип конфликта требует к себе специального подхода и определения. Остановимся более подробно на методологии социально-политического конфликта.

Россия переживает кризис, причины которого настолько глубоки и многообразны, что их трудно однозначно оценить. В отличие от восточноевропейских стран изменения в общественных отношениях сопровождаются беспрецедентным расширением сферы появления конфликтов, поскольку в нее вовлекаются не только большие социальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этносами.

Еще несколько лет назад социальная структура общества представлялась совершенно иной. Во всяком случае, некоторые ученые еще в 70-80-е гг. руководствовались известной формулой «2+1» (рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция), признавая слои в качестве внутри- и внеклассовых элементов.

В наше время в результате глубоких экономических и социальных преобразований российского общества социальная структура выглядит по-другому -- более дифференцированно. Появились новые социальные группы, которые можно рассматривать в качестве классов. Так, открыто заявила о себе буржуазия (спекулятивно-финансовая, промышленная и т.д.), создающая собственные политические организации, кардинально изменяющая отношения собственности. Формируются новые группы маргинального типа (промежуточные, опосредующие, более поляризованные и контрастные). В целом в стране идет своеобразная «декомпозиция» социальной структуры, которой присуще все большее расхождение характера труда, размера доходов, уровня образования и престижа. Такое положение не может не быть чревато множеством конфликтов.

Класс отечественной буржуазии находится еще в стадии становления, хотя и развивается в достаточно благоприятных условиях. Ее слабыми сторонами являются весьма условное признание со стороны широких слоев населения, привязанность к международному капиталу (компрадоры), широко распространенные криминальные методы ведения дел и пр.

Однако кристаллизация интересов этого класса происходит довольно быстро. От индифферентности в реализации своих интересов буржуазия постепенно переходит к прямому и открытому вмешательству в политическую жизнь.

Ее конфликт с другими классами (группами) развертывается вокруг распределения кредитов, механизмов приватизации, налогового законодательства, правил ведения внешнеэкономических операций. В этих условиях важно рассмотреть содержание социально-политических конфликтов, а также их разрешение.

Объект работы - социально-политический конфликт.

Предмет работы - разрешение социально-политических конфликтов.

Цель данной работы - исследование технологии разрешения социально-политических конфликтов.

определить сущность и основные концепции социально-политического конфликта;

изучить типы социально-политического конфликта;

рассмотреть технологии разрешения социально-политических конфликтов, в том числе в условиях переходного общества.

Среди исследователей конфликта выделяются следующие авторы: Амелин В.Н., Варламова Н.В., Пахоменко Н.Б., Глухова А.В., Дарендорф Р., Петухов А.П., Пряхин В.Ф., Степанов Е.И., Романенко Л.М., Чумиков А.Н. и др.

Раздел 1. Социально-политический конфликт: сущность и основные концепции

Как и всякое сложное, хотя и часто встречающееся, явление, конфликт неоднозначен. Его определения также различаются в зависимости от того, с позиции какой пауки он рассматривается или какому его аспекту исследователи отдают предпочтение (не говоря уже о том, что подход к анализу конкретных конфликтов может носить сугубо конъюнктурный или идеологический характер). В социологии наиболее устоявшимся является подход, рассматривающий конфликт как столкновение интересов взаимодействующих групп (субъектов взаимодействия, а стало быть, и конфликта). Не вызывает сомнения, что составляющие социальную структуру общества группы имеют не только общие, но и специфические интересы, реализация которых может вызвать противодействие, несогласие, возражение (иначе, контрдействие) преследующих свои цели других групп. Пересечение, несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти и т. п.), создают поле потенциального столкновения, потенциальной борьбы.

Сознание противодействия собственным притязаниям, ожиданиям, стремлениям формирует образ соперника (противника, врага), приводит к пониманию необходимости мобилизации усилий и выбора адекватных ситуаций, способов борьбы с ним.

Как правило, осознание ущемленности собственных интересов и выбор способа противодействия «сопернику» осуществляются внутри общества не всей социальной группой непосредственно, а постоянно (профессиональна) выражающими ее интересы институтами (политическими лидерами). Отсюда на поверхности общественной жизни конфликт может выступать как противоборство политических институтов. Однако этот политический по1 форме конфликт остается социальным по своей сути. Анцупов А.Я. Конфликтология. М., 2002. С.45.

Разумеется, это не означает отрицания относительной самостоятельности политических конфликтов, особенно тех, которые связаны с борьбой за власть или эволюцией конфликта с микроуровня (социальное самочувствие индивидов, их неудовлетворенность и стремление к переменам) на макроуровень (взаимодействие политических структур внутри государства, отношение между государствами).

Политические конфликты как неотъемлемые элементы содержания политической борьбы (политического соперничества) могут носить как продуктивный, так и контрпродуктивный (разрушительный) характер. Общество всегда заинтересовано в том, чтобы политические конфликты протекали в определенных рамках, чтобы имелись для этого необходимые «сдержки и противовесы». При таком условии они не грозят существованию системы и сохранению важнейших «системных ценностей», групповые интересы в случае своей реализации не наносят ущерба интересам общенациональным (государственным). Конечно, наряду с политическими институтами принципиально важную роль в формировании и выражении групповых интересов играют интеллектуальные слои общества. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2003. С.54.

Однако и эти слои не свободны от заблуждений и предвзятости. Их результатом является формирование и распространение псевдоинтересов, которые, будучи «взяты на вооружение» политическими лидерами и партиями, могут привести к возникновению конфликтных ситуаций и конфликтов, чреватых серьезными последствиями.

Симптомами социального конфликта, позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, можно считать: проявление недовольства в той или иной форме со стороны той или иной взаимодействующей с другими группы; возникновение социальной напряженности, социального беспокойства; поляризация и мобилизация противодействующих сил и организаций; готовность действовать определенным (чаще всего радикальным) образом.

Социальное недовольство тех или иных групп, напряженность в их взаимоотношениях детерминированы определенными причинами, факторами (условиями), противоречиями, не выяснив которые невозможно понять содержание и характер начинающегося конфликта, тем более определить его интенсивность и последствия. Шабров О.Ф. Конфликт социальный и конфликт политический: проблема управления. // Политическая теория: тенденции и проблемы. Вып.2. - М., 1994. С. 151.

Антагонистическое противоречие, ведущее к социальному конфликту, отличается значительной остротой и изначальной непримиримостью позиций отстаивающих свои интересы групп.

Поскольку конфликт детерминирован антагонистическим противоречием, очень важно выяснить, насколько последнее имманентно общественной системе. Если антагонистическое противоречие не искусственно обостренное, доведенное до крайности противоречие, а генетически заложено в самом характере общественного устройства, то и социальный конфликт возникает как некий неизбежный феномен, как органический элемент общественного бытия. Он становится своеобразным механизмом, обеспечивающим движение общества от одного состояния к другому. В этом смысле социальный конфликт выступает как естественное (а порой и желаемое) явление, с помощью которого общество находит, в конечном счете, возможно и с известными издержками, пути решения накопившихся проблем и установления определенного социального порядка и общественного согласия (пусть даже на непродолжительное время). Там же.

Локальные социальные конфликты (забастовки, межнациональные столкновения, гражданское неповиновение, бойкоты и т. д.) прямо зависят от сложившейся в обществе ситуации, проводимой властями политики, степени удовлетворенности (неудовлетворенности) разных групп населения своим положением, реализацией своих потребностей и притязаний и т. д.

Иначе говоря, в исследовании конфликтов наряду с причинами и факторами, непосредственно детерминирующими конфликт, есть фоновые условия и факторы, косвенно влияющие на процесс его «вызревания».

Наиболее явно влияние фоновых факторов сказывается в условиях системного кризиса общества. Общий рост недовольства падением жизненного уровня населения, ощущение потери перспективы и уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для роста социальной напряженности и накопления конфликтного потенциала в обществе. Они серьезно затрудняют поиски путей предупреждения нежелательных для общества конфликтов и механизмов их преодоления в условиях, когда предотвратить конфликты не удается. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политический анализ). Ростов н./Д., 2002. С.123.

Непосредственно влиять на возникновение конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт могут различные факторы от демографических до духовно-нравственных. Их влияние также требует глубокого научного анализа.

Причины, противоречия, факторы, определяющие возникновение, масштабы (протяженность), интенсивность и результативность конфликта можно выявить (в той или иной мере), изучив мотивы конкретных действий участников конфликтов, направленность этих действий, ожидания, удовлетворенность, опасения (страхи) и, наконец, отношение людей к конфликту и готовность участвовать в нем с помощью конкретных средств.

Желание сохранить или изменить условия своей жизни, свой социальный статус -- необходимая предпосылка конфликтного поведения. Довольного жизнью человека не потянет «на баррикады». Это необходимое условие, но еще недостаточное. Неудовлетворенность своей жизнью не приведет людей к конфликту с другими, если сам конфликт не будет восприниматься как приемлемый способ разрешения противоречий, достижения намеченных целей.

Конечно, в возникновении конфликтов исключительную роль играет социально-психологическая составляющая. Распространение, а тем более доминирование в обществе тех или иных социальных эмоций должно быть всегда в поле зрения исследователей. Например, агрессивность массового сознания как подоплека конфликта. Массовую агрессию можно объяснить тем, что в определенных условиях может произойти «синхронизация соответствующих эмоций», вызванных состоянием общественного бытия, его неурядицами и тревогами. По мнению ряда исследователей, на формирование агрессивности влияет в значительной степени, например, феномен тревожного ожидания. Тревожное ожидание -- это не страх, это в первую очередь неопределенность ситуации, когда неизвестно, что может случиться. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политический анализ). Ростов н./Д., 2002. С.123.

Агрессивность населения в настоящее время -- во многом следствие неопределенности нынешней жизни (люди не знают, чего ожидать завтра, не верят, что власть может решить их проблемы).

Анализируя причины роста агрессивности населения, доктор медицинских наук А. Белкин ввел в научное обращение специальный термин «феномен дистинкции». Смысл его заключен в том, что любая идентификация подразумевает одновременно размежевание (дистинкцию). Идентифицируя себя с рабочим классом, субъект одновременно противопоставляет себя буржуазии и т. п. Называя себя представителем такой-то нации, человек уже тем самым отделяет себя от другой национальности. При этом происходит психологическое наделение «чужих» различными отрицательными характеристиками, то же и при идентификации политических групп, то же при делений на «наших» и «не наших». Кофликтология. / Под ред. А.С. Кармина. - СПб., 2004. С.174.

Итак, социальный конфликт есть способ отношений между субъектами социального взаимодействия, детерминированный несовпадением (противоположностью) их интересов. Последние в свою очередь обусловлены определенной системой ценностей, идеалов и потребностей, имманентных (разделяемых) социальным группам.

Среди других представлений о сущности конфликта целесообразно привести принципиально иной взгляд на конфликт, обоснованный в свое время немецким социологом Ральфом Дарендорфом, сделавшим попытку построить конфликтную модель общества и доказать, что «вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива». Такой подход к конфликтам представляется излишне расширительным, в нем присутствует некоторая абсолютизация роли конфликта и кризиса в общественной жизни. Конфликт как бы «растворяется» в общественной жизни, теряя свою качественную определенность. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. / Пер. с нем. - М., 2002. С.49.

Толкотт Парсонс -- американский социолог-теоретик, уделял анализу конфликтных явлений большое внимание, но осуществлял их исследование с позиций интеграционного процесса с целью достижения общественного согласия. С этих позиций конфликт трактуется им как социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Мн., 2002. С.73.

Элтон Мэйо - профессор Гарвардского университета, утверждал, что необходимо содействовать установлению «мира в промышленности», который провозглашается им «главной проблемой современности». Конфликт для него -- опасная «социальная болезнь», которую следует всячески избегать, стремиться к «социальному равновесию» и «состоянию сотрудничества» как верным признакам «общественного здоровья». Там же.

Американский исследователь Льюис Козер в 1956 г. опубликовал книгу «Функции социального конфликта». В ней он прямо утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Свою концепцию, получившую название «концепция позитивно-функционального конфликта», Л. Козер строил в противовес или скорее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, где конфликты были, как бы вынесены за пределы социологического анализа. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Мн., 2002. С.75.

Кеннет Боулдинг, американский социолог и экономист, автор «Общей теории конфликта», также стремился к созданию целостной научной теории конфликта, описывая в ее рамках все проявления живой и неживой природы, индивидуальной и общественной жизни. Термин «конфликт» находит здесь широкое применение в анализе физических, биологических и социальных явлений. Основы Социально-психологической теории. / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М., 1995. С.224.

Влияние на ход и возможные последствия конфликта предполагает учет того обстоятельства, что сам по себе конфликт не есть какой-то временный акт. Его, скорее всего, следует рассматривать как своего рода процесс, имеющий определенные стадии возникновения, созревания, реализации и трансформации. Для преодоления (трансформации) конфликта очень важно учитывать относительную самостоятельность и особенности той сферы общественных отношений, в которой непосредственно возник конфликт (экономическая, политическая, сфера межнациональных или межгосударственных отношений).

Таким образом, вырисовывается методология подхода к поиску механизмов преодоления конфликтов: учет общего социального фона (состояния общества и государства), специфики сферы возникновения конфликта, стадии его протекания. Одно дело соперник в стабильно функционирующем и развивающемся обществе, другое -- в условиях кризиса, одно дело локальный конфликт в сфере экономики, другое -- в политической сфере, в процессе борьбы за власть, одно дело начало конфликта (латентная стадия), когда есть еще возможность его предотвратить, другое -- его апогей, когда противоборство задействованных в конфликте сил достигает значительной остроты и на повестке дня стоят совсем иные проблемы.

Раздел 2. Типология социально-политических конфликтов

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые черты и обладает определенными параметрами, позволяющими его типологизировать. Что может лежать в основе подобной типологизации?

В первую очередь можно назвать определенное сходство причин, вызывающих конфликты. Например, социальная дискриминация (социальная
несправедливость). Конфликты такого рода, различаясь по масштабам, интенсивности и результативности, сопутствуют всей новой и новейшей истории человечества.

Конфликты могут типологизироваться и по такому признаку, как характер противоречий, лежащих в их основе. Последние в свою очередь могут быть подразделены на антагонистические и неантагонистические, на внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе). Противоречия могут различаться также по сферам их проявления (экономическая сфера, политическая, духовная, межнациональных отношений, внешнеполитическая и т. д.). Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов. // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1997. №6. С.43.

Конфликты могут классифицироваться по времени действия (затяжные, скоротечные), по интенсивности, по масштабам действия (региональные, локальные), по формам проявления (мирные и немирные, явные и скрытые) и, наконец, по многим последствиям.

Вопросам типологии конфликтов посвящена значительная литература. Западные конфликтологи уделяют этой проблеме значительное внимание. Так, Р. Дарендорф обратил внимание при классификации конфликтов на такие моменты, как условия их происхождения и развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, получили в его классификации название эндогенных, внешние по отношению к данной системе получили название экзогенных. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. / Пер с нем. - // Социологические исследования. 1994. №5. С.67.

Представляет интерес типология конфликтов, предложенная Стюартом Чейзом, обратившим основное внимание при классификации конфликтов на социальную среду, в которой они проявляются:

Внутри семьи (между супругами, между супругами и детьми);

Между семьями;

Между родами и им подобными сущностями;

Между территориальными общностями (села, города и т. д.);

Между регионами;

Между руководителями и работниками;

Между политическими партиями;

Между представителями разных конфессий (религиозные конфликты);

Между представителями разных идеологий:

Конкурентная борьба в рамках одной отрасли;

Конкурентная борьба между разными отраслями;

Расовые, конфликты;

Соперничество между отдельными народами, которое может проявляться в разных областях, в частности в борьбе за сферы влияния, рынки и т. п.;

Конфликты между различными культурами;

-- «холодная война», т. е. война без применения оружия;

Борьба между «Востоком» и «Западом» или «Севером» (развитые капиталистические страны) и «Югом» (развивающиеся страны или страны «третьего мира»). Социальная конфликтология. / Под ред. А.В. Морозова. - М.: Академия, 2002. С.108.

Одной из разновидностей конфликтов С. Чейз считает конфликты на почве антисемитизма как проявление антагонизмов религиозного, культурного и расового характера.

Американские социологи К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили свою типологию социальных конфликтов, выделив в ней следующие категории; ."

Действительные конфликты, т. е. реально происходящие в конкретной социальной среде;

Случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных по сути) факторов и противоречий;

Заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое

проявление скрытых конфликтов, т. ё. не проявляющихся на поверхности общественной жизни;

Конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»;

Скрытые (латентные) конфликты или конфликты, развивающиеся исподволь, незаметные сразу. Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом;

Фальшивые конфликты, т. е. не имеющие по сути объективных оснований. Они возникают в результате неадекватного отражения в групповом или массовом сознании существующих реальностей. (Это, конечно, не означает, что они не могут трансформироваться в действительные конфликты.) Исмуханова Г. Индустриальные конфликты: типология, содержание и методы институциализации. // Центральная Азия и культура. 1998. №1. //www. freeenet.kg.

В особую разновидность конфликтов многие исследователи выделяют те, которые связаны с процессами модернизации. При всем многообразии трактовок западными социологами понятия «модернизация» можно выделить как наиболее приемлемое понимание последней как этапа перехода от традиционного общества к современному (индустриальному). Осуществление последней нередко ставило под угрозу традиционные ценности, а иногда и суверенитет ряда молодых государств. Возникающие в этой связи конфликты носили по сути цивилизационный характер. Их участники отстаивали разные культурные ценности и ориентировались на разные социальные образцы (модели) и нормы. В этих условиях, как отмечал, например, американский исследователь Дж. Ротшильд, произошла политизация этнокультурных ценностей, проявившаяся в виде столкновения конфликтов, требующих политического согласования и урегулирования, без чего они переходят в насилие.

Конфликты между центральным правительством и периферийными национальными (этническими) группами были выделены в специальную категорию конфликтов авторами концепции «внутреннего колониализма». В ней, в частности, обосновывался вывод, что преобладающая в экономике группа стремится всеми силами сохранить свои преимущества, свой доминирующий статус, вызывая тем самым недовольство менее преуспевающих групп. Хотя один из основателей этой концепции» профессор Вашингтонского университета М. Гектер, строил свои выводы в основном на материалах национальных движений в Великобритании, эта концепция многое объяснила и в других странах, в том числе и в СССР. Например, эмпирически подтвержденное в последнее время стремление титульных наций к получению приоритетных прав, желание сохранить доминирующие позиции в различных сферах фактически сформировались в союзных республиках значительно раньше. Пугачев В.В., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С.443.

Отдельную категорию конфликтов составляют те, которые условно можно назвать «индуцированные» (от слова «индукция»), т. е. конфликты, возникающие под влиянием примера извне на основе полученной через средства массовой коммуникации информации. Под влиянием, например, этнических конфликтов в Индии, ЮАР активизируются национальные и религиозные общности в других странах. Конфликт на территории бывшей Югославии также оказал определенное влияние на повышение активности мусульман и христиан в ряде стран мира, вовлекая их в протестное движение на стороне своей национальной или конфессиональной группы. Не меньший резонанс вызвали события в югославском крае Косово весной и летом 1999 г. Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве. М., 2002. С.87.

По областям развертывания существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти - борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между властью.

По качественным характеристикам противостояний они разделяются на «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить победа одного из претендентов на президентских выборах, исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевой суммой». Там же.

По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политические конфронтации подразделяется на институционализиро-ванные и неинсштуционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных институтов это: демократия, правовое государство, гарантированная конституционными установлениями, свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие конфликты дают в себе способность индивидов, социальных групп и классов в своих политических притязаниях и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов.

По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формах политического действия - участие в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политический шантаж и т. п. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн., 2001. С.134.

По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.

По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т. п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическая революция -- массовое политическое действие, приведшее к дому прежней государственной машины и коренной трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е. угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деталях. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997. С86.

Изучению международного конфликта как самостоятельного объекта научного анализа были посвящены монография Н. И. Дорониной, труды Л. А. Нечипоренко, С. А. Тюшкевича, Д. М. Проэктора и других исследователей.

В последовавшие после окончания «холодной войны» годы внимание к проблематике международных конфликтов не ослабевало. Для этого имелись (и имеются) серьезные основания. Ликвидация СССР создала новую, весьма сложную геополитическую обстановку, которой не преминули воспользоваться в своих интересах многие страны, как на Западе, так и на Востоке. В частности, активизировались их попытки включить в сферу своего влияния бывшие республики СССР, отношения между которыми оказались тоже непростыми (особенно некоторых из них с Россией). Не прекращаются локальные конфликты на Ближнем Востоке и т. д. Там же.

Характерной особенностью исследований в 90-е годы является то, что они все больше приобретают комплексный, междисциплинарный характер. Значительное место отводится и попыткам прогнозировать и предупреждать международные конфликты.

Приведенные суждения и выводы не исчерпывают всего многообразия оснований и критериев типологизации конфликтов, но дают достаточно полное представление о возможных в этом плане подходах.

Раздел 3. Технология разрешения социально-политических конфликтов

Социально-политический конфликт рассматривается с позиции управления этим процессом. Попробуем же, подробно рассмотрев суть вопроса, показать пути и методы урегулирования индустриальных конфликтов.

Урегулирование конфликтов может происходить с применением правовых (традиционных) методов, что относится к компетенции юристов, и неюридическими (альтернативными) методами, которые, в отличие от традиционных, являются более гибкими, ресурсосберегающими и оперативными.

В конфликтологии выработан большой арсенал методов по разрешению социальных конфликтов. К последним, к примеру, относятся компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы (власти, закона, традиций). Это наиболее популярные методы решения проблемы. Интересен также опыт зарубежных стран по урегулированию конфликтов с участием посредников, который если не копировать, то учитывать надо обязательно ввиду большой его ценности. Например, в США при Министерстве труда создана федеральная служба по посредничеству в разрешении трудовых конфликтов (РМСЗ). Следует отметить, что и в странах СНГ приходит осознание на государственном уровне необходимости создания подобных структур. Так, в 1994 г. в России была учреждена Служба разрешения коллективных конфликтов при Минтруда РФ. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М., 2002. С.103.

Остается самый последний метол - применение силы, что происходит всякий раз, когда сторона уверена в том, что именно она способна навязать оппоненту свое решение. Силовая стратегия предполагает сознательное причинение ущерба оппоненту или его, ликвидацию. К уже изложенным методам регулирования производственных конфликтов добавим несколько второстепенных по принципу: чем большим арсеналом методов обладают стороны, тем эффективнее будут поиски позитивного результата в сложном процессе переговоров.

К примеру, метод ухода от конфликта, метод уступок, метод "сглаживания" используется в таких организованных структурах, которые ориентированы на коллективные формы взаимодействия, в странах с очень развитыми традициями коллективизма. Данный метод имеет смысл применять в случае несущественных расхождений интересов, когда работники привыкли" к идеологическим моделям взаимодействия. Метод "сглаживания" производственного конфликта эффективен лишь в том случае, если в наличии имеется хорошо проработанная социальная программа, если функционирует система социальной поддержки работников.

Особый акцент следует сделать на переговоры с привлечением третьей стороны, заранее выработав определенные "правила игры", в которых достаточное место займет институт посредников. Не следует пытаться подавлять конфликт насильно, а также отменять его. Практика показывает, что такие методы не ликвидируют ростки нарастающего кризиса.

Механизм регулирования проходит стадию созидания. Поэтому их развитие может резко обостриться, оказывая влияние на весь ход развития современного общества. Наиболее эффективный способ выявления интересов субъектов в трудовых отношениях, выработки взаимосогласованных решений - согласительно-договорный процесс на базе переговоров представителей сторон. Проведение переговоров на любом уровне (предприятие, отрасль, регион, страна) предполагает соблюдение участниками ряда процедур и общих правил, основанных на принципах социального партнерства. Признание государством коллективных переговоров в качестве приоритетной формы разрешения трудовых споров имеет большое значение и должны подкрепляться разработкой национального законодательства в соответствии с международными нормами в области содействия коллективным переговорам. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М., 2002. С.109.

Исследование, но проблеме социального конфликта показало, что в настоящее время существует ряд противоречий объективного субъективного порядка в производственной сфере и способы их разрешения оказались наименее изученными. Массовые трудовые конфликты - это не болезнь общества, а всего лишь симптом ее возникновения - "запущенного" противоречия, скрытого множеством других причин. Общество должно чутко отнестись к любым проявлениям социального конфликта, иначе будет упущена возможность его разрешения.

В зависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения конфликтующих политических сил, эффективности или неэффективности выбранной лидерами соперничающих движений, партий, организаций стратегии и тактики борьбы, политический конфликт рано иди поздно находит свое разрешение. Оно может быть весьма различным по своим итогам, но три главных формы разрешения политического конфликта таковы: 1) интеграция с соперником; 2) кооперация с соперником; 3) подавление соперника. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. М.: Республика, 2001. С.34.

Конфликтующие группы могут выбирать также следующие программы поведениям:

1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности;

3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта -стадия разрешения. Там же.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровнях, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка/на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на обнове взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным, условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Из всего вышеизложенного видно, что, во-первых, социальный конфликт никогда не разрешается одним махом; во-вторых, социальный конфликт только логически разрешается в двустороннем конфликте, но не социологически, так как для его разрешения необходимо преодолеть диффузные, неструктурированные социальные отношения - с одной стороны, а также включение вторичных, более или менее институционализированных отношений, подключение которых возможно всегда и в неограниченном, количестве, с другой стороны; в-третьих, решение конфликта не ограничивается простым изменением ситуации, поскольку оценка ситуации зависит от ее восприятия, т. е. ситуативные и глубинные, причинные моменты тесно переплетены между собой; в-четвертых, социальный конфликт - всегда мета-конфликт. Для решения конфликта всегда важны два вопроса:

1. Кто победитель и кто побежденный?

2. Необходимо определить, как будет выглядеть будущее распределение ресурсов, кому достанется право распределять эти ресурсы и кто должен победить с какими-либо ресурсами? Романенко Л.М. Социально-политические технологии разрешения конфликтов гражданского общества. М., 1999. С.230.

Существуют три логические возможности и реальных механизма решения конфликта, четвертого, как правило, не бывает на практике:

1. Прямой механизм: победитель базового конфликта признается в качестве такового и следует перераспределение исходных ресурсов в его пользу.

2. Косвенный механизм: победитель метаконфликта признается в качестве победителя базового конфликта, но это не ведет к фундаментальному перераспределению ресурсов. Косвенный механизм не обязательно изоморфен, т. е. базовый конфликт не обязательно трансформируется в метакон-фликт.

3. Независимый механизм: метаконфликт не приводит к победе ни одну из сторон и к перераспределению ресурсов, а также, если между базовым конфликтом и метаконфликтом не существует ясного и культурно узаконенного соединения. Решительное перераспределение ресурсов без определения победителя на этапе базового конфликта невозможно в действительности. Романенко Л.М. Социально-политические технологии разрешения конфликтов гражданского общества. М., 1999. С.235.

Для комплексных и динамических обществ все эти механизмы одновременно взаимодействуют между собой, и это воспринимается как норма. В таких обществах имеет место множественная трансформация исходного конфликта (определяемого по первоначальным конфликтующим партиям), и скорость этой трансформации очень высока. Сущность предлагаемой "конфликтной стратегии заключается в том, чтобы удержать конфликт в прежнем русле и не допустить преждевременной кристаллизации на неблагоприятной точке.

Сейчас необходимо перейти к рассмотрению путей разрешения конфликтов и их последствий. Решить конфликт можно двояко: социально-ре-дуктивным (выключение, разъединение конфликтующих партий) и социально-продуктивным способом (усиление или дифференциация социальных отношений). Исключительно силовой подход к разрешению конфликта, основанный на принципе «Если враг не сдается, то его уничтожают», большинством конфликтологов признается как крайне непродуктивный. Ориентация на ликвидацию противника в определенных случаях могла бы быть оправданной стратегией. Там же.

В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта:

1. Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого, не принимая во внимание случайностей, возникающих внутри группы или навязанных изменением внешней ситуации, а также не обращая внимания на то, что его заставляют брать на себя какие-то обязательства по изменению своих действий. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.

2. Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток - отсутствие достаточной гибкости.

3. Материальное стимулирование - используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Посредством стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которого можно выработать более или менее приемлемое решение конфликта. Преимущество этого способа - в его гибкости. Недостаток - в его малом практическом применении, относительная безрезультативность и слабая нормативность.

4. Использование власти - применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой. Преториус Р. Теория конфликта. // Политические исследования. 1991. №5. С.43.

Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.

Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия.

социальный политический конфликт участник

Раздел 4. Разрешение социально-политических конфликтов в условиях переходного общества

Десятилетний период, прошедший после вступления постсоветских стран на путь перехода к демократическому «открытому обществу» побуждает сделать вывод о переходном состоянии общества как особом типе, обладающем собственной логикой исторического развития и набором определенных отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.

Общество переходного стиля - это общество, для которого характерны нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции. Лысова Н.В. Свобода массовой информации и выборы в России: конфликт интересов. // Право и политика. 2004. №5. С.121.

В обществах переходного типа чаще всего происходят конфликты следующего рода: людям приходится осозновать себя гражданами нового государства, где прежняя общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее месте происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых идентификаций: «мы - армяне», или «мы - бедные», или «мы - православные» и т. п. В основе данного рода конфликтов лежит совокупность причин, связанных с процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такое раздробление идентификаций приводит к расщеплению прежде объединявших людей ценностей и интересов на частные, вызывающие расхождение и противопоставление интересов одной социальной, национальной и т. п.

Ярким примером переходного общества в настоящий момент является Российская Федерация. Здесь сегодня сложилась нетривиальная ситуация, хорошо иллюстрирующая неодномерность взаимосвязи между конфликтами социальным и политическим. Острого социального конфликта, вообще говоря, не наблюдается. Наемные работники не рвутся выяснять отношения с предпринимателями, нет вражды между простыми людьми различных национальностей и даже обедневшие в ходе реформ слои не ставят вопрос о "раскулачивании" новых миллионеров и миллиардеров. Чумиков А.Н. Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода. М., 2001. С.165.

Пожалуй, единственная более или менее ясно обозначенная линия социального конфликта вычленяет из общества его бюрократическую корпорацию. Ситуация эта унаследована от прежней социальной системы, и за годы реформ в ней мало что изменилось. Забвение, которому преданы сегодня антибюрократические лозунги первых лет перестройки, не должно порождать иллюзию, будто проблемы этой уже не существует. Просто теперь они были бы направлены против не только старой, но и новой правящей номенклатуры. Там же.

Не будучи артикулирован в партийных лозунгах и программах, этот конфликт продолжает, тем не менее существовать. Проявляется он в растущем недоверии населения к институтам власти вообще, в политической апатии и правовом нигилизме. Активных антибюрократических выступлений, казалось бы, нет, но нет и стремления к сотрудничеству с властями, нет того уважения к закону, без которого эффективность государственной власти высокой стать не может.

С этим же связана еще одна особенность политического процесса в современной России, которая никак не вяжется с догматами вульгарного материализма. Не из социального конфликта рождается конфликт политический, а наоборот: общество периодически вовлекается в выяснение отношений, между политическими элитами, лидерами, ветвями власти.

Наблюдается явный отрыв политических элит от гражданского общества, причина этого видится в его переходной структуре, не вызрела еще та корпорация, класс частных собственников, которая оказала бы мощную социальную поддержку курсу осуществляемых реформ. Но классы "ходят па* рами". Нет работодателя - нет и наемных работников. Нет, следовательно, солидной социальной опоры и у контрэлит, у оппозиции. Вот и вступают в политическую борьбу выразители интересов несуществующих пока корпораций гражданского общества. Конфликтуют, апеллируют к массам за поддержкой, суля несбыточное и теряя авторитет после очередного невыполнения обещанного. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект. М., 1996. С.95.

Политические элиты оказались сильно дистанцированными от внеэлитных групп, действуя как бы в социальном вакууме. При таком положении, в отсутствие контролирующего влияния общества на действия элит, проще принимать решения: не нужно оглядываться на его реакцию. Но настолько же сложнее принятые решения реализовывать. Так из соотношения социального и политического конфликтов вырастает проблема управления.

Связь между конфликтом и управлением многогранна. Само управление - всегда конфликт. Развиваться он может различными способами: мирно и конструктивно, обеспечивая последовательное развитие системы, либо разрастаясь до масштабов сокрушительного антагонизма. В последнем случав способ преодоления конфликта, может оказаться губительным для самой политической элиты как субъекта неэффективного управления и для всей общественной системы. Наглядный пример тому - легкость, с которой республиканские элиты опрокинули политическую элиту СССР, вышедшую из-под контроля внеэлитных групп и оплатившую полученную свободу утратой их поддержки и собственного доминирующего положения.

Социальный конфликт может носить и управляемый характер, быть своеобразным субъектом управления. Более того, в своих нормальных проявлениях, адекватный состоянию системы, конфликт необходим, приобретая значение противоречия, служащего источником ее развития. Регулирование классовых отношений в развитых странах Запада посредством механизмов социального партнерства позволяет, например, вводить конфликт между работодателем и наемным работником в конструктивное русло.

...

Подобные документы

    Конфликт как социально-политическое явление, причины возникновения. Специфические черты современных этнополитических конфликтов. Стадии развития политических конфликтов. Достижение консенсуса как наиболее благоприятный результат разрешения конфликта.

    доклад , добавлен 21.12.2011

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Ознакомление с понятием, природой происхождения и функциями политического конфликта; методы его разрешения. Роль средств массовой информации в предотвращении разногласий в межэтническом согласии. Причины перехода политического конфликта в кризис.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2013

    Понятие политического конфликта и его составляющих. Основные способы урегулирования конфликтных ситуаций. Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов. Трактовка сущности социально-политического конфликта в политологических словарях.

    контрольная работа , добавлен 06.07.2010

    Структура политического процесса, виды социально-политических взаимодействий. Технологии политического манипулирования. Значение СМИ в политическом процессе. Политический кризис, его источники, фазы развития. Политические конфликты и пути их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

    Причины и формы политического конфликта. Война как форма политического конфликта, ее социально-политическая сущность. Способы и методы разрешения конфликтов. Основные проблемы преодоления войн. Анализ влияния феномена войны на политическую систему.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Изучение сущности социального конфликта - обострения социальных противоречий, выражающегося в столкновении различных социальных общностей (классов, наций, государств). Политико-административное управление процессами разрешения социальных конфликтов.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Переговорные техники, как способ разрешения политических конфликтов. Миротворческая деятельность. Формирование установок по использованию мирных средств при разрешении конфликтов. Методы разрешения противоречий и снижения уровня противостояния стран.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Природа социального конфликта. К. Боулдинг как наиболее известный и влиятельный представитель общей теории конфликта. Классификация конфликтов по различным признакам. Специфика политического конфликта. Пути и методы урегулирования политических конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Исследование обязанностей и функций политического лидера. Понятие политического конфликта и его особенности. Политические конфликты и лидеры, учувствовавшие в них. Изучение жизненного пути и политической деятельности Махатма Ганди и Нельсона Манделы.

3. Современные технологии предотвращения политических конфликтов

Под предотвращением политического конфликта понимается деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы.
Основными направлениями предотвращения политической конфронтации являются следующие.
Во внутриполитической жизни: социальное маневрирование - перераспределение определённой части общественного продукта; политическое маневрирование - широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнообразных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существующей политической власти; политическое манипулирование - целенаправленное воздействие на общественное сознание и, прежде всего, через каналы массовых коммуникаций; создание «образа врага» - перекладывание ответственности за нерешённые актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач; интеграция контрэлиты— персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты либо приобщение к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты; силовое давление - от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе (в т.ч. физического истребления его носителей) до применения косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т. п. Во внешнеполитических отношениях: дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах и, прежде всего, хозяйственно-экономической, политической и культурной; строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния, то есть непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений и, прежде всего, оружия массового поражения; усиление роли системы международных межправительственных организаций в области правового регулирования взаимоотношений между странами и народами; осуществление вооружённой «стратегии сдерживания» других государств от военных методов разрешения возникающих споров.
Особую значимость в процессе урегулирования политических конфликтов играют применяемые методы урегулирования. Как показывает политическая практика, широко применяются следующие методы:
- «избегания», то есть уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны;
- «откладывания», своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций;
- «социального исключения», уничтожения (подавления) противника (наиболее распространённые формы этого метода - вооружённое насилие, применяемое как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене и законодательное (юридическое) запрещение, т.е., когда одна из сторон (а возможно и обе) вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её «вне закона»);
- компромисс между конфликтующими сторонами (может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес).
В современных условиях наиболее распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях управления конфликтом являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения.
Американские специалисты М.Дойч и С.Шикман считают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон повышаются, если последовательно отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре людей; фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях; вырабатывать несколько возможных вариантов решений; учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения сил, а не партийные или идеологические позиции. Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс в «замороженное» состояние.
Таким образом, из множества стратегий разрешения политического конфликта именно переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность действий соперника.

Борис КАБЫЛИНСКИЙ

МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена специфике разрешения политических конфликтов в современной России. Рассматриваются основные тенденции и закономерности эволюции его технологий, приводится характеристика национальной модели разрешения политических конфликтов и перспективы ее развития.

The article is devoted to the specificity of political conflicts solving in the modern Russia. Main tendencies and regularities of evolution in its technologies are considered; characteristic of national model of political conflicts solving and prospects of its development are given.

Ключевые слова:

политический конфликт, модель разрешения политических конфликтов в современной России, технологии разрешения политических конфликтов; political conflict, model of political conflicts solving in modern Russia, technologies of political conflicts solving.

Разрешение политических конфликтов в современной России можно разделить на 2 основных этапа. 1- й этап - разреше -ние конфликтов в кризисно -реформируемом социуме. 2 - й этап - регулирующее воздействие на политические конфликты в относительно стабильной современной российской политической системе. Политические конфликты и их разрешение на каждом из этих этапов имеют свою характерную специфику.

Политические конфликты на 1 - м этапе развития современной российской государственности нередко принимали форму полити ческого кризиса, что проявлялось в борьбе исполнительной и за -конодательной властей, особенно в 1992-1993 гг., отставках главы кабинета министров или самого кабинета, угрозах президента рас пустить Государственную думу и встречных мерах по инициации процедуры импичмента и т.д. Особо следует отметить открытое вооруженное противодействие федерального центра сепаратист ской и экстремистской активности на Северном Кавказе, массо -вые протесты российского населения ввиду неудовлетворительных социально экономических условий жизни и конфликт ценностей, в ходе которого во время выборов президента РФ в 1996 г. фактиче -ски решался вопрос о том, будет ли в России развиваться демокра -тия или произойдет разворот в обратном направлении, к советской политической системе.

Политические конфликты на современном этапе разви -тия российской государственности частично воспроизводятся теми же факторами, что и в кризисно реформируемом социуме. Серьезные проблемы сохраняются в социальной сфере. Так, рос -сияне склонны винить власть в некачественных условиях жизни, в частности в наличии проблем в сфере здравоохранения (67 % россиян считают, что ответственность за некачественное меди цинское обслуживание лежит на федеральной власти)1. Прецедент в городе Пикалево наглядно продемонстрировал конфликтный

1 Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Роль социальной политики в повышении конкурентоспособности России на международной арене // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / отв. ред. М.К. Горшков. - М. : ИС РАН, 2008, с. 20-21.

КАБЫЛИНСКИЙ

Васильевич -

аспирант

философского

факультета Санкт-

Петербургского

государственного

университета

boris_kаbytinskiy@

потенциал социальной напряженности в современной России: недовольство рабочих условиями жизни и оплатой труда проявилось в виде недоверия политиче скому руководству регионального уровня и предъявления требований к высшему руководству страны принять меры для урегулирования ситуации1. Конфликты между субъектами и центром федерации в современной России частично утратили актуальность во многом благодаря кон струированию в стране вертикали власти. Отметим, что во взаимоотношениях субъ -ектов РФ периодически возникают очаги конфликтного напряжения, например, политические элиты Санкт - Петербурга и Ленинградской области вели длительную напряженную борьбу за объединение в один субъект2. Напротив, логика разви -тия межпартийной борьбы в современной России вполне предсказуема3, в значи -тельной степени контролируется правя щей властью и редко принимает форму острого конфликта в Государственной думе, во многом благодаря успешной практике применения лоббистских тех нологий4. Отдельно следует отметить принципиально новые виды полити ческих конфликтов, не актуальные для кризисно реформируемого социума, но угрожающие стабильности современной России: это конфликты, возникаю

щие вследствие «цветных революций»5. В результате применения технологий информационно- психологической войны в некогда братских отношениях России и Украины, России и Грузии воз -никла конфликтность, а на территории российского государства периодически актуализируется конфликт политических культур, наиболее ярким проявлением

2 Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно практической конферен ции с международным участием. Санкт- Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 270.

3 Добрынина Е.П. Российское общество и власть накануне выборов // Политические иссле дования, 2012, № 1, с. 162.

4 Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в по -литике. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006, с. 102-103.

5 Манойло А.В. «Зеленая революция» в Иране: практика применения западных технологий цветных революций в исламском мире // Национальная

безопасность, 2009, № 5.

которого является так называемая «рево -люция белых ленточек».

Разрешение политических конфликтов в кризисно реформируемом социуме и в современной России отличается, по нашему мнению, несистемным, спон танным характером реагирования на возникающие угрозы на 1- м этапе и применением специальных технологий в рамках формирующейся националь ной модели разрешения политических конфликтов - на современном. В ходе разрешения политического кризиса в 1992-1993 гг. применялся совокупный инструментарий, в частности проведе ние всенародного референдума 25 апреля 1993 г.; попытки обоюдной дискредитации противника и завоевания поддержки населения; использование юридического инструментария, в т.ч. законодательный запрет КПСС и подготовка проекта новой Конституции, а также силовые меры - разгон Верховного совета и т.д. Но принятые меры по разрешению дан ного политического конфликта нельзя оценить как технологию, применяемую в рамках определенной модели, ввиду не последовательности, противоречивости и недостаточной взаимосвязи между эле ментами принятого комплекса мер регу лирующего воздействия.

Появление универсальных закономер ностей в практике разрешения политиче ских конфликтов в современной России позволяет выдвинуть гипотезу о формиро вании национальной модели разрешения конфликтов.

Модель разрешения политических кон -фликтов в современной России имеет следующую специфику. Во первых, дан ная модель претендует на повсеместное аксиологическое признание на россий ском политическом пространстве консер вативных ценностей6, в первую очередь стабильности. Во вторых, приоритетным требованием к модели конфликторазре шения в современной России является успешное применение превентивных технологий разрешения политических

6 Черняк Т.В. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования социально-трудовых конфликтов. Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия». Санкт-Петербург, 30 сентября - 2 ноября 2004 г. - СПб., 2004, с. 199-200.

конфликтов. В -третьих, существует тяго -тение к силовым методам, причем высо -кие технологии освоены в недостаточной степени, особенно в сфере управления конструктивным потенциалом кон -

фликта. В четвертых, предел применения технологий, качественно новых по отно шению к силовым методам, определяется особенностями национального ментали тета, политической традицией, опытом конфликторазрешения в транзитивном обществе. В пятых, существующей модели свойственна недостаточная цельность и продуманность применяемых технологий, некоторая противоречивость, наличие в ней зачастую взаимоисключающих тен денций.

Практика применения технологий раз -решения политических конфликтов в современной России ориентирована на претворение в жизнь основных прин -ципов модели конфликторазрешения. Фактически партийная борьба в совре-менной России часто является закамуфли рованной борьбой лоббистов1. В большей степени развиты технологии предупре ждения эволюционистских политических конфликтов, т.е. технологии воздействия на условия жизни населения с целью предотвращения проявлений протест ных настроений в политической сфере. В основном данные технологии сводятся к реализации социальной политики - сово -купности идеологических представлений гражданского общества и государства о целях социального развития и мер, на правленных на достижение этих целей2. Основные принципы социальной поли -тики реализуются такими институтами, как социальное партнерство и социальная работа.

Инновационные технологии разреше -ния политических конфликтов развива ются в России достаточно медленно, хотя следует отметить попытки преодоления отчуждения институтов гражданского общества от процесса принятия полити ческих решений за счет активного диалога власти с лидерами мнений и управления

1 Современный федерализм: российские про блемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно практической конферен ции с международным участием. Санкт- Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 64.

2 Холостова Е.И. Социальная политика. - М., 2001, с. 20-21.

информационным фоном при использо вании новейших технологий. В первую очередь, это интернет-технологии, т.е. создание и тиражирование информации в рамках персонального контента (блоги, микроблоги, чаты, форумы, сайты) и рассылка ее сторонникам или в адрес политико административных структур; участие в блогах, чатах, форумах и теле конференциях некоммерческих организа ций, органов и представителей публичной власти и т.д.3

Перспективный облик модели и со -ответствующих технологий разрешения политических конфликтов в совре менной России представляется возмож ным спрогнозировать следующим образом. Во первых, эволюция интернет технологий будет способствовать раз решению политических конфликтов в современной России. При этом повы шение степени участия граждан в разре шении политических конфликтов за счет активности в виртуальном политическом пространстве маловероятно. Наивысшие показатели идентификационных пред почтений россиян относятся к сфере частных, а не публичных отношений: близость с семьей (89,2%), с друзьями (83,9%). Готовность участвовать в реше нии публичных дел выражает лишь 6,2% опрошенных, нести ответственность за происходящее в стране и обществе -9,7%4. Во - вторых, модель разрешения внутриполитических конфликтов в со временной России может развиваться, не повторяя опыт других цивилизаций и культур, но двигаясь в собственном на правлении, как это происходит в сфере разрешения международных конфлик тов5. В третьих, темпы внедрения инно вационных технологий конфликторазре шения в современной России не могут быть высокими. В четвертых, неизбежно освоение качественно новых технологий с целью обеспечения национальной бе зопасности России. В 2004, 2006, 2007 гг. 34% респондентов неизменно подтверж-

3 Войнов Д.А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России: автореф. дис. ... к.полит.н. - М. : РАГС, 2007, с. 16.

4 Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Информационное общество, 2002, вып. 1, с. 17-18.

5 Манойло А.В. Ценностные основы управления конфликтами: российская модель // Мир и политика, 01.05.2012, с. 4-5.

дали свое желание видеть страну в каче стве мировой сверхдержавы1. В феврале 2008 г. уже более половины (51%) россиян заявили, что сегодня от Д.А. Медведева ожидают, в первую очередь, усилий по закреплению за Россией статуса великой державы2. Оправдать надежды населения для правительства современной России фактически означает необходимость освоить и применять информационно политические технологии, особенно для укрепления международного политиче ского имиджа российского государства и противодействия попыткам разжечь на территории России конфликт политиче ских культур. В -пятых, намечается актуализация в российском политическом процессе конструктивных конфликтов и становление практики управления ими. Как отметил В.В. Путин, реактивные формы вступления в конфликт и участия в нем должны уступать место активным формам конфликтного взаимодействия, инициируемым самим населением, в т.ч. «между разными интересами уровней власти - порою остроконфликтными. Это касается как споров федеральных и

2 Хамраев В. Россияне готовы к двоевластию //

региональных органов власти между со -бой, так и споров о различных способах устройства местного самоуправления»3. Можно спрогнозировать перспективу развития в современной России органи заций, специализирующихся на разреше -нии политических конфликтов, и внедре -ния в политический процесс практики арбитража и иных форм посредничества.

Модернизация технологий разрешения политических конфликтов может быть эф -фективной только в случае соответствия принимаемых мер национальной специ фике модели разрешения конфликтов. Не менее важное условие эффективной модернизации технологий разрешения политических конфликтов - применение комплексного подхода, подразумевающее изменение системного, функционального и адаптационного характера в существую щей практике конфликторазрешения. Совершенствование технологий разреше ния политических конфликтов - важное условие стабильного экономического и социально -политического развития со -временной России.

3 Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 2007, № 90, 27 апр.

Под предотвращением политического конфликта понимается деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы. Основными направлениями предотвращения политической конфронтации являются следующие. Во внутриполитической жизни: социальное маневрирование - перераспределение определённой части общественного продукта; политическое маневрирование - широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнообразных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существующей политической власти; политическое манипулирование - целенаправленное воздействие на общественное сознание и, прежде всего, через каналы массовых коммуникаций; создание «образа врага» - перекладывание ответственности за нерешённые актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач; интеграция контрэлиты - персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты либо приобщение к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты; силовое давление - от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе (в т.ч. физического истребления его носителей) до применения косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т. п. Во внешнеполитических отношениях: дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах и, прежде всего, хозяйственно-экономической, политической и культурной; строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния, то есть непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений и, прежде всего, оружия массового поражения; усиление роли системы международных межправительственных организаций в области правового регулирования взаимоотношений между странами и народами; осуществление вооружённой «стратегии сдерживания» других государств от военных методов разрешения возникающих споров. Особую значимость в процессе урегулирования политических конфликтов играют применяемые методы урегулирования. Как пока зывает политическая практика, широко применяются следующие методы: «избегания», то есть уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны; «откладывания», своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций; «социального исключения», уничтожения (подавления) противника (наиболее распространённые формы этого метода - вооружённое насилие, применяемое как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене и законодательное (юридическое) запрещение, т.е., когда одна из сторон (а возможно и обе) вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её «вне закона»); компромисс между конфликтующими сторонами (может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес). В современных условиях наиболее распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях управления конфликтом являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения. Американские специалисты М.Дойч и С.Шикман считают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон повышаются, если последовательно отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре людей; фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях; вырабатывать несколько возможных вариантов решений; учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения сил, а не партийные или идеологические позиции. Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс в «замороженное» состояние. Таким образом, из множества стратегий разрешения политического конфликта именно переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность действий соперника.