Почему за свободу чаще всего приходится бороться. Сохраняя внутреннюю свободу

– Александр Иванович, что означает понятие «свобода» для вас? Ощущаете ли вы себя свободным гражданином? И почему для многих наших сограждан слова о свободе являются, увы, пустым звуком?

– Знаете, есть такая притча. На высокой скале жил слепой, для жизни у него все было - еда, питье… Но он молил бога дать ему зрение, возможность увидеть мир. Бог долго не соглашался, зная последствия. Но, в конце концов, согласился. И слепой прозрел. Что он увидел?

Он увидел, что вокруг его скалы пропасти. Страх охватил его. Красота и величие мира закрылись пеленой страха и ужаса… И он захотел вернуться назад.

Свобода. Стать свободным человеком непросто. Надо победить страх. Освободить сознание и мышление от догматов идеологических, религиозных и прочих.

За свободу надо бороться.

Свобода, обретенная в борьбе, может быть действительно оценена. Многие сограждане напоминают героя притчи. Была возможность стать свободными, но, увы…. Я считаю себя свободным человеком. Поэтому и не согласен с политикой нынешнего белорусского режима.

– Долгое время вы были лидером профсоюза, входящего в состав Федерации. И те, кто возглавлял профкомы на таких предприятиях, как МТЗ, БелАЗ, «Гомсельмаш», казались тогда единомышленниками, а сейчас те же фигуры, те же фамилии, но это уже другие лица, иные убеждения… Считаете ли вы их предателями?

– Это очень сложный вопрос. На него ответить однозначно нельзя. Придя в профсоюзное движение, осознав смысл и назначение его, я поставил перед собой цель добиться реформирования белорусских профсоюзов, сделать их независимыми самодеятельными организациями рабочего движения.

Я много об этом писал. Практически профсоюз автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, который я возглавлял с 1990 года, стал проводить независимую от государства, работодателей и администрации всех уровней профсоюзную политику. Интересы рабочего человека для нас были превыше всего. Это была целевая установка в деятельности профсоюза. И этот подход разделяли многие мои товарищи, которые возглавляли профсоюзные комитеты. Но были и те, кто не соглашался с моими идеями, и у нас в профсоюзе всегда была дискуссия, ведь профсоюз демократическая организация. Большинство всегда меня поддерживало.

Когда обострилась борьба режима с независимым профдвижением и поступило указание убрать меня из профсоюзов, началось сильное давление на лидеров профсоюзных организаций. Большинство из них вынуждены были сдаться. Некоторые приходили ко мне и говорили примерно так: мы будем с тобой, но кто прокормит наши семьи… Ряд коллег предлагали мне без борьбы уйти в отставку. Но я сказал, что борьба будет до конца. Надо защищать независимость профсоюзов от натиска диктатуры. Поэтому было мое категорическое выступление на пленуме ФПБ против назначения Козика, хотя все остальные лидеры профсоюзов промолчали, была Октябрьская площадь, когда я вышел один на пикет против нарушения прав трудящихся…

Могу ли я их считать предателями? Они не были преданы идеи независимости профсоюзного движения или не разделяли ее, поэтому перешли на руководящие должности в администрации, стали директорами заводов, другие просто не выдержали борьбы и отошли в сторону, сохранив за собой места уже в «огосударствленном» профсоюзе АСМ. Это приспособление, чтобы сохранить свое положение в жизни и достаток.

– Я хорошо запомнил, как на профсоюзном съезде АСМ один из ораторов подчеркнул, что главное качество характера Александра Бухвостова - благородство… Знаю, что ваша скромность (и это не дань лести!) не позволяет кричать о себе: мол, да, я такой благородный. Но прошу вас сказать, а что вы понимаете под благородством?

– Я думаю, это уважение к людям и к себе. Поступать в отношениях к людям так, как хотелось бы, чтобы поступали в отношении тебя.

– Мне, например, очень не нравится утверждение, что политика - это грязное дело. Вы уже давно в политике, как бы вы разделили, где грязь, а в чем ее нет. И к кому эта грязь прилипает?

– Я никогда не считал, что политика грязное дело. В таком случае я политикой бы и не занимался. Да, борьба за власть, реализация больных властных амбиций побуждает некоторых людей к различным поступкам и преступлениям против человека. Но эти люди - потенциальные преступники, у них такие моральные принципы. Они могут пойти на преступления, на «грязные» дела и во имя других своих целей, в том числе и меркантильных.

Не политика грязное дело. А в политику лезет много людей с «грязными» моральными принципами и намерениями.

К сожалению, сейчас многие так называемые политические технологии строятся на сомнительных принципах.

Мы создавали Белорусскую партию труда для того, чтобы через участие в политических процессах, в управлении государством защищать интересы людей труда. Грязь прилипает к тем, кто, идя в политику, готов использовать или использует принцип «цель оправдывает средства».

– Вы инициатор создания политической партии, которая бы отстаивала права трудящихся, но такое же стремление декларирует и партия коммунистов. Александр Иванович, что вас роднит с коммунистами, что вы думаете о большевиках? Возлагаете ли вы цветы к памятнику Ленина в день его рождения?

– Наша политическая партия - Партия труда, которую власть запретила, и новая Партия трудящихся, которую мы создаем, - отвергает тоталитаризм, диктатуру, подавление прав человека.

Декларации могут быть одни, а действия другие. Так собственно и повела себя Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В.И.Лениным, которая затем стала КПСС. Истоком социал-демократических организаций, в том числе и нашей партии, является рабочее и профсоюзное движение. Социал-демократия является и сейчас частью рабочего движения.

Правда, вряд ли это подходит для тех политических организаций в Беларуси, которые продекларировали себя как социал-демократические партии, но по сути имеющие к социал-демократии очень сомнительное отношение.

Большевизм, как политическое течение, чуждо нашему движению, мы не приемлем тоталитаризм и подавление прав человека. Но часто в политике берут ярлык и присваивают его совершенно противоположному по смыслу и действию движению. Так, название «коммунизм», в основе которого лежат понятия гуманизма, человеколюбия, солидарности, брали организации и режимы, совершавшие в ходе своей деятельности преступления против человечества. Я хотел бы отметить, что коммунистическое и христианское движение имеют одни социальные корни. На христианских организациях, я имею в виду церкви, не меньше крови людской. Ленин - эпохальная, историческая фигура. Но цветы к его памятнику я не возлагаю.

– Как вы оценили моральное состояние общества? Судьи лицемерят и издеваются над законом, милиционеры лгут и лжесвидетельствуют, избивают задержанных, молодежь готова вступать в «лукамол» ради каких-то копеечных льгот… А мы хвастаемся, что в нашей столице самые чистые улицы. Не смещены ли критерии?

– Я как-то написал статью «Мимикрия». В биологии этот термин соответствует понятию «приспособление к среде». Белорусское общество - общество приспособленцев. Поэтому вряд ли можно говорить о моральном состоянии нашего общества в положительных тонах. Поэтому вы в своем вопросе правильно характеризуете моральное состояние. И еще общество управляется страхом: потерять положение, работу…

Диктатура устанавливается в тех странах, где происходит деформация общественного сознания в сторону снижения моральных критериев оценки положения в стране. Улицы чистые не потому, что у нас люди настолько высоко культурны, что не мусорят, а потому что административный тоталитарный ресурс раскручен. Чистые улицы - это побочный продукт действия административного тоталитарного ресурса, который подавляет и закабаляет души. Но я уверен, и многие со мной согласятся, что чистые и свободные людские души предпочтительнее чистых улиц.

– Чем для вас является спорт? Как вы проводите выходные?

– Спорт для меня всегда был и остается самым любимым и самым увлекательным занятием. Выходные провожу не так активно, как бы хотелось.

– Какую книгу вы читаете сейчас? Считаете ли себя книгочеем?

– Долгое время, начиная с того дня, когда я научился читать, книги были моей страстью. Я много читал, собирал библиотеки. Надо больше читать в детстве, в молодом возрасте, когда формируются и закладываются основные моральные и культурные принципы и знания.

– Вспомните о своей победе на выборах в Верховный Совет в 1995 году. Что вы успели сделать, будучи депутатом? Какими были контакты с избирателями?

– Выборы в Верховный Совет ХШ созыва были последними выборами, когда еще не было жесткого контроля администрации за результатом. Практически выборы были демократическими. Если где-то и происходили какие-то фальсификации, то они имели локальный характер. Я баллотировался в Гомеле в Сельмашевском округе, где долго работал в ПО «Гомсельмаш». Основной вопрос был в явке избирателей. Активность людей уже падала.

За время работы в Верховном Совете, а это с ноября 1995 по ноябрь 1996 года, я вместе с моими товарищами по профсоюзу АСМ подготовил законопроекты об охране труда, о заработной плате как первоочередном платеже, о денежном содержании государственного аппарата, в том числе и президента, ряд законопроектов о социальной защите трудящихся, пенсионеров, но все это не удалось реализовать, хотя часть из них были приняты Верховным Советом в первом и во втором чтениях.

В конце 1996 года Лукашенко разогнал неугодный ему Верховный Совет и сформировал карманное Национальное собрание. Так завершился демократический этап в развитии белорусского государства. Была установлена диктатура, которая лишила граждан политических прав: выбирать и быть избранным в государственные органы народовластия.

За время депутатства мне пришлось много сталкиваться с проблемами наших граждан. На встречи, которые я проводил регулярно, приходило всегда много людей. Вся моя жизнь и вся моя деятельность с 1980 года - это защита интересов трудящихся и помощь людям.

– Если бы вам представилась возможность встречи с нынешним президентом Беларуси и у вас была возможность сказать ему пару слов, что бы вы сказали Лукашенко?

– Честно говоря, мне не особенно хочется с ним встречаться. Уже раньше приходилось сталкиваться. Сказать? Скорее все о том, что нехорошо так долго занимать место, надо срочно уходить и дать Беларуси нормально развиваться.

– Активно участвуя в международном рабочем движении, мне пришлось или удалось побывать во многих странах. Я так прикидываю, если взять со странами, которые организовывались после распада Советского Союза и Югославии, то будет более 40.

Все поездки были связаны с участием в различного рода мероприятиях международных профсоюзов и других организаций рабочих. Рабочему человеку везде живется непросто. Уровень жизни, конечно, разный. Рабочий в Германии, Швеции, Дании, Голландии, Японии, США, Англии, Австралии получает больше, чем в Бразилии, Тайланде, Мексике или ЮАР, тем более в Беларуси или Молдове. Но заработной платы рабочий в развитых, да и во многих успешно развивающихся странах, как Бразилия и Тайланд, добивается в борьбе, в постоянном активном «диалоге» с работодателем или правительством. Под активным диалогом я имею в виду и забастовочную борьбу. Рабочий человек живет лучше там, где он организован, добился политических и трудовых прав и ведет постоянную борьбу за свои интересы.

– Надо ли Беларуси вступать в Евросоюз?

– Сегодня я не могу ответить однозначно. Для вступления в Евросоюз надо иметь соответствующие экономические и социальные параметры и стандарты. Их достигнуть без демократизации страны и общества невозможно. Придет время, установится демократический строй, будут обеспечены демократические, справедливые выборы и референдумы, тогда народ Беларуси и решит, как быть.

– Каким вам видится союз с Россией?

– Как взаимное и тесное сотрудничество двух независимых дружественных, добрососедских государств во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

– В последнее время поступают сообщения о продаже то одного, то другого предприятия. А надо ли продавать зарубежным гражданам наши лучшие предприятия? И не ошибка ли, что у нас не появились собственные миллионеры (долларовые, публичные, открытые)?

– Для рабочего человека не имеет принципиального значения, кому принадлежит предприятие, белорусскому или зарубежному капиталу. Важно другое - перспектива сохранения рабочих мест, уровень и рост заработной платы.

А это возможно, если предприятие развивается, производит высококачественную, конкурентоспособную продукцию и продает ее на рынках. Без инвестиции подобное невозможно. Многие предприятия Беларуси нуждаются в инвестициях, так что следует продавать при условии, что новый капитал будет развивать предприятие.

Богатые люди есть везде, это неплохо. Беларусь не может быть исключением. Вопрос в честности и открытости бизнеса, своевременной уплаты налогов, справедливого распределения прибыли и т. д. Но нельзя допускать, чтобы одни утопали в роскоши, а другие умирали от голода, влачили жалкое существование.

– В чем главная беда белорусского чиновника?

– Мне кажется, что беда белорусских чиновников в том, что они лишены возможности работать творчески, брать на себя ответственность за решение серьезных вопросов. Они не свободные граждане, не свободные люди. Боятся говорить то, что думают и делают то, что не хотят.

– Кто ваши друзья?

– Есть еще со студенческой скамьи. Есть те, кто вместе со мной борется за наше общее дело - независимое профсоюзное движение.

– Что бы вы хотели пожелать трудящимся Беларуси?

– Солидарности. Учиться солидарности, учиться вместе, плечом к плечу защищать свои интересы и права. И тогда уйдет страх и безразличие к своему нынешнему положению.

– Свобода относится к культовым ценностям современного общества. При этом свободу все понимают по-разному – что такое свобода, и как ее добиться. Например, многие считают, что деньги дают свободу, другие считают, что больше свободы у бедного, третьи считают, что религия уменьшает степень свободы. В чем, на самом деле заключается свобода, что делает человека свободным?

– Свобода – это возможность делать то, что нас радует, что нам по душе. Однако многими людьми свобода воспринимается как возможность удовлетворять любые свои страсти, прихоти, слабости. Нам это пытаются навязывать: «раз я свободен, то я могу делать все, что я хочу». Но на самом деле как раз это нас полностью порабощает – наши страсти и наши не всегда благие желания.

Деньги сами по себе свободу не дают. Всё зависит от отношения человека к деньгам. Если деньги и богатство являются самоцелью, то в конечном счете человек становится их рабом, и такого человека свободным назвать нельзя. Потому что все его действия мотивированы накоплением, а затем удержанием этого богатства и возникающим страхом его потерять.

Одним из аспектов свободы, в понимании многих молодых людей является «свободная любовь», то есть отношения без обязательств. Это просто безответственное удовлетворение своих каких-то плотских потребностей и страстей. И если смотреть в суть, конечно, это свободой нельзя назвать, потому что такие люди полностью подвластны своей похоти, то есть мы становимся здесь просто рабами. Причем чем больше мы удовлетворяем какую-то страсть – любую, будь то деньги, плотские удовольствия, слава, тем больше мы становимся ее рабом. И если в суть не смотреть, то «свободу» утоления постоянно нарастающих в своем болезненном накале страстей можно воспринимать за настоящую свободу. Но это подлог.

Недаром, удовлетворяя какую-либо страсть, нас часто потом мучают угрызения совести, мы не чувствуем удовлетворения. Настоящая свобода приходит тогда, когда мы освобождаемся от этих страстей.

Это всецело духовный вопрос – свобода от рабства страстям. И говорить что религия уменьшает свободу человека – это, конечно же, величайшее заблуждение. Но, опять же, смотря какая религия, ведь существуют и секты. Но мы можем с уверенностью сказать о православии – оно делает человека по-настоящему свободным. Оно дает человеку возможность увидеть свои страсти и им противостоять. У Церкви есть в борьбе со страстями такие лекарства как таинства исповеди, причастия. Готовясь к исповеди, мы начинаем в себе копаться, узнавать, что мотивирует наши поступки. Почему я негативно поступил, что этому способствовало? Мы начинаем зреть в корень. И здесь, как и в лечении телесных заболеваний, очень важно установить диагноз. Само уже осознание болезни побуждает нас к борьбе с ней.

– Прозвучала такая мысль, что страсти приводят к отрицательным последствиям. Действительно, эта мнимая свобода оборачивается несвободой. Допустим, девушка следует своим страстям, называя это «свободной любовью», а потом оказывается перед очень ограниченным выбором: рожать ребенка и растить его без отца или убивать ребенка. То же самое и мужчина, который в этом участвует, он, когда ребенок появляется во чреве, становится перед выбором: жениться ему на нелюбимой или бросить своего ребенка или убить его. Свободы у них в этой ситуации гораздо меньше, чем если бы они не удовлетворяли свои страсти. И так практически по всем.

– Безусловно, страсти обманывают нас. Во всех страстях, если глубже посмотреть, кроется обман. И многие люди это понимают, когда в погоне за утолением своих страстей сталкиваются с неминуемыми проблемами. Но часто люди не понимают, или только догадываются, почему это с ними происходит. Или не хотят прилагать усилия, потому что их свободы не хватает на то, чтобы начать бороться со своими страстями. Ведь мечтать о том, что ты свободен, и быть на самом деле свободным, – совершенно разные вещи.

Например, человек, который отдался сильной страсти к наркотикам, может считать себя абсолютно свободным. Но на самом деле его жизненный выбор ограничивается только тем, на одной «точке» взять наркотик или на другой – больше у него никакой свободы нет. Это пример крайнего отдания человека страстям, его видят все остальные, но не пытаются этот пример перенести на свою собственную жизнь и провести аналогии.

– Стремясь к свободе, нужно ли бороться за свою свободу с другими людьми?

– Смотря за какую свободу. Борьба за свободу страны, Великая Отечественная война – это тоже борьба за свободу.

Если же говорить о свободе личности, то напомню такую фразу: наша свобода заканчивается там, где начинается несвобода для другого человека. Удовлетворением наших страстей мы провозглашаем свободу свою собственную, которая порой противоречит свободе других людей. Потому что все негативные поступки в отношении других людей как раз мотивируются удовлетворением нами своих страстей, будь то обида, зависть, злоба, гнев. Бесстрастный человек никак не ущемит права другого.

– В семье ситуация, что надо вынести ведро с мусором. И если один человек скажет, что «я хочу быть свободным от этого», то получается что другому придется вынести это ведро с мусором. И его свобода будет ограничена. А если он примет свободно решение вынести это ведро с мусором, то тот человек тоже будет свободен.

Какой интересный пример. А можно по-другому сказать: свобода от долга – это не есть свобода. Если мы живем в семье, в обществе, у нас есть определенные обязанности.

Исполнение долга является тяжелым, скучным только если мы исполняем его без любви. Любовь делает нас свободными. Испытывая любовь к этому человеку, ты делаешь свободным и его и себя. Ты любишь – и поэтому выносишь ведро. Ты любишь Родину – и поэтому свободно отдаешь жизнь за нее. То есть, свобода сопряжена с любовью.

И это вполне согласуется с тем, о чем мы говорили раньше – со свободой от страстей. Поскольку известно, что чем больше у человека страстей, тем меньше любви. И наоборот.

Ваши отзывы

Станислав Цепелев, 21 год, студент Санкт-Петербургского университета информационных технологий, Санкт-Петербург:

Самую тяжелую борьбу человек ведет с самим собой, со своими слабостями и пороками. И вести ее приходится ежечасно. Остановился, чтобы отдышаться, – сорняки в твоей душе превратились в огромные баобабы. Древние философы говорили, что, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Поэтому для меня в жизни главное определить нравственные ориентиры, которые несут Добро, Любовь и Мир. Вот за это стоит бороться в жизни.

Григорий, 40 лет, водитель, г. Краснодар:

У меня есть очень мощный пример борьбы. Знакомый моего близкого человека ездил в Чечню, чтобы найти своего сына, попавшего в плен. Я не знаю, какими путями, какими жертвами, но он его нашел, выкупил и привез домой. Страшно даже представить, что пережил этот человек, что выстоял.

Алена Лось, 21 год, студентка Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск:

Думаю, бороться стоит в первую очередь со своими недостатками, они проявляются в сознательной жизни и преследуют человека до последних дней. Бороться нужно против жестокости и равнодушия, против убийства нерожденных детей. За что бы я не стала бороться? За материальное, пожалуй.

Денис Тянутов, 19 лет, артист циркового коллектива, г. Троицк, Челябинская область:

Мне бороться в жизни приходится часто. Я боролся за то, чтобы на работе платили достойную зарплату, добился небольшого повышения. Боролся за то, чтобы маме (а она у меня инвалид) дали новую квартиру. Увы, не дали, и никто не помог. Сегодня у нас в стране идет борьба с терроризмом, происходят мятежи, и почти вся страна борется против этого. Я бы не стал. Почему? Бороться надо не против войны, а за мир, не против терактов, а за спокойную и счастливую жизнь. Мы порой тратим свои силы, время и здоровье на то, с чем должны бороться профессионалы. Бороться надо не против плохого, а за хорошее.

Василий Алешин, 24 года, студент Троицкого филиала Челябинского государственного университета, г. Троицк:

Бороться нужно за свою жизнь, за ее благополучие. Когда в ней воцарится порядок, можно подумать и о высоких целях. Но для того, чтобы бороться за мир во всем мире, нужно твердо стоять на ногах. Не стоит спасать корабль, находясь за его бортом. А рубежи, которые должен защищать человек, известны всем: любовь, семья и Родина.

Семен Рожнов, 19 лет, студент Коломенской духовной семинарии:

Бороться надо не за земные блага, место в обществе, политические свободы, а в первую очередь – за свободу духовную и за правду. У нас есть замечательный пример – земная жизнь Христа. Он не пришел бороться за освобождение еврейского народа от римского гнета, как этого ждали книжники и фарисеи, а пришел спасти людей от рабства греха и вечной погибели. Хорошим примером в истории нашего Отечества служит святой князь Александр Невский. У него был выбор: с помощью Рима получить независимость от Орды, но подчиниться другой вере, или дальше оставаться под ордынским игом (Орде был нужен только кошелек Руси) и оставить за собой выбор веры. Выбор князя известен.

Борьба – это труд. Но бывает сложно определиться даже с целью: ради чего стоит бороться? Стоит ли эта цель затраченных на нее сил, и нужно ли вообще мне это? Начинается борьба уже между тем, за что бороться важнее.

Василий, 30 лет, историк, Санкт-Петербург:

За что стоит бороться? За свой город. Когда я узнал, что в моем родном Питере хотят построить гигантскую «дулю» газпромовского Охта-центра, для меня выбор был очевиден: я против, и буду бороться. Я участвовал в митингах, в интернет-дискуссиях и голосованиях. И мы, очень разные люди, которые просто любят свой город, победили. Хотя расслабляться не стоит…

Каштенкова Екатерина, 19 лет, студентка Калужского гидромелиоративного техникума, г. Калуга:

По моему мнению, нужно бороться за Царствие Небесное, это самое тяжелое. Приходится постоянно быть как на войне. За деньги, власть, благополучие, комфорт не стоит бороться –пройдет...

Наталья, 32 года, многодетная мама, Москва:

Думаю, надо бороться с теми новыми законами, которые нам предлагает ювенальная юстиция. Если они вступят в силу, то дадут чиновникам массу возможностей для изъятия детей из семей. Не стоит думать, что вас это не коснется. Перед этим законом будут беззащитны даже благополучные семьи. Надо просто не дать ему шансов на существование.

Дионисий Ермолов, 24 года, штатный клирик храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, г. Саратов:

Нужно бороться за любовь (но не за любовь к себе или за то, чтобы отбить любимого человека у другого).

За справедливость, и не столько по отношению к себе, сколько по отношению к другим. Не абстрактную, наподобие мира во всем мире, а реальную, ту, которую непосредственно в этот момент мы видим попираемой, и где мы реально можем помочь.

Бороться приходиться и со своей инертностью или со своими желаниями, которые не дают нам видеть нужду другого, а если и дают видеть, то мешают помочь...

Вся жизнь – борьба. Не зря это латинское выражение стало крылатой фразой. Но для нас, верующих людей, это борьба не с конкурентами – потому что у каждого свой путь. Хотя, к сожалению, и среди христиан почему то так получается, что мы настолько стремимся ко спасению, что готовы в этом стремлении затоптать соседей.

Мария Гладкова, 28 лет, учитель биологии и химии, Москва:

Я думаю, что нужно бороться за правду! Очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей понимали настоящую ситуацию в стране и в жизни, и открыто выражали свое мнение: против новых прививок, которые делают женское население бесплодным и неспособным родить здоровых детей, против беспорядков в столице. Сейчас есть проблемы в каждой области: медицина, образование, армия. Наше государство, великая русская держава, разваливается, а большинство людей пьет пиво по вечерам и смотрит телевизор. Разве может православный человек смотреть на это равнодушно?

Свобода есть реальная власть делать определённые вещи. Поэтому требование свободы – это требование власти.
Джон Дьюи

Сила и свобода – вот что делает человека прекрасным. Слабость и рабство никогда не создавали никого, кроме злых.
Жан Жак Руссо

Только тот исполняет свою волю, кто не нуждается для этого в чужих руках: отсюда следует, что первое из всех благ не власть, а свобода. Истинно человек хочет только того, что может, и делает то, что ему угодно.
Жан Жак Руссо

Свобода означает, что мужественные, воинственные и победоносные инстинкты господствуют над другими инстинктами.

Высший тип свободных людей следует искать там, где приходится преодолевать самые сильные препятствия; в пяти шагах от тирании, у самого источника грозящего рабства.
Фридрих Ницше

Свобода расковывает безудержную волю к равенству и таит в себе семя самоотрицания и самоистребления.
Николай Бердяев

Когда перед свободой преклоняются, когда свободу воспринимают как нечто высшее и мистическое, а не как просто необходимое условие человеческого существования, она превращается в рабство.
Джеймс Фулбрайт

Свободу причисляют к самым возвышенным чувствам, поэтому и ложь о свободе считается возвышенной.
Франц Кафка

Люди нелепы. Они никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
Сёрен Кьеркегор

Человек свободен, как птица в клетке: в известных границах он может свободно двигаться.
Иоган Лафатер

Степень свободы зависит от размеров клетки.
Владимир Колечицкий

Зависимость от людей неизбежна. Разница лишь в длине и прочности уз.
Вильгельм Фишер

Чем длиннее цепь, тем больше хочется свободы.
Александр Галаганов

Определяя свободу, мы её ограничиваем, ограничивая её, мы её убиваем.
Уилл Роджерс

Свобода без независимости, что банковский счёт без вклада.
Артур Васильев

Свобода - единственная вешь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами.
У. Уайт

Свобода - ни к чему не привязан,
Никому не обязан,
Ни на что не пригоден,
Потому и свободен.
А. Чудинов

Помните: цена, которую приходится платить за свободу, уменьшается, когда растет спрос.
Е. Лец

Совершенство природной свободы состоит в ее беспредельности, совершенство же гражданской свободы – в ее ограниченности.
Ф. Гентц

В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать.
Т. Маколей

В нужде люди закаляются и живут о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.
М. Пришвин

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.
Цицерон

Вполне доволен самим собою человек может быть только тогда, когда он один. Поэтому не любить уединения, значит, не любить свободы, так как свободным человек бывает, только когда он один.
А. Шопенгауэр

Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич.
Д. Бойд-Орр

Замечено, что те, кто кричит громче всех, требуя свободы, не очень охотно терпят ее.
Ф. Честерфилд

Иному только дай свободу слова, так он начнет каждому рот затыкать.
Б. Крутиер

Когда проблему свободы берутся решать практически - льются потоки крови.
В. Эрн

Кто не любит свободы и истины, может стать могущественным человеком, но великим он никогда не будет.
Вольтер

Милостью божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим.

Народ, победивший в борьбе за свободу, редко получает что-либо, кроме новых господ.
Д. Галифакс

Не скроешь подлинной природы
Под слоем пудры и сурьмы,
И как тюрьма - отель свободы,
Свобода – копия тюрьмы.
И. Губерман

Нигде деспотизм не находится в такой безопасности, как под внешностью и вывеской свободы.
У. Лендер

Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
Ф. Достоевский

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
Ф. Бэкон

Чем больше свободы, тем больше требуется мест лишения свободы.
А. Давидович

Демократические свободы вообще и свобода слова в частности вредоносны по той причине, что они открывают широкие возможности для невежд и дураков. Когда культурный человек получает право высказываться перед соотечественниками о наболевшем – это одно, и тут нечего возразить. Когда же такое право принадлежит каждому словоохотливому шалопаю с незаконченным начальным образованием, это уже социальное бедствие, пандемия, от которых спасаться затруднительно.
В. Пьеиух

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
Демокрит

Не существует способа добиться того, чтобы люди были одновременно свободными и равными.
У. Баджот

Слуги, не имеющие господина, не становятся от этого свободными - лакейство у них в душе.
Г. Гейне

Там, где газеты не свободны печатать всякую чушь, люди у власти свободны делать всякую чушь.
Л. Террнуар

Вольтер учил: «Чем люди просвещеннее, тем они свободней». Его преемники сказали народу: «Чем ты свободнее, тем просвещенней». В этом и таилась погибель.
А. Ривароль

Где все равны, там никто не свободен.
П. Буаст

Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.
Г. Гегель

Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны.
Г. Спенсер

Для того чтобы свободно , нужно быть независимым, а для этого нужно быть очень богатым или нищим.
В. Зубков

Иные немеют от восхищения, когда у них вынимают кляп изо рта.
Е. Лец

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет.
Ф. Достоевский

Страшен кляп, намазанный медом.
Е. Лец

Вольности, которые иногда разрешают народу, служат только испытанием, хорошо ли еще держат цепи. Так случается, что уже закрытую дверь открываешь снова, чтобы убедиться, хорошо ли она заперта.
К. Берне

Свобода - плод ограничения желаний.
Эпикур

Свобода - это всегда свобода тех, у кого другая точка зрения.
Р. Люксембург

Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить.
О. Бисмарк

Свобода есть право на неравенство.
Я. Бердяев

Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна. Она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Всё в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.
Н. Бердяев

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу .
М. Ганди

Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого.
В. Гюго

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее.
Б. Шоу

Свобода опасна, но только она обеспечивает нам безопасность.
Г. Фосдик

Свобода печати гарантирована лишь тем, кто владеет печатью.
А. Либлинг

Свобода подобна : для одного вредна, для другого полезна.
Новалис

Свобода прессы означает, что нельзя освободиться от прессы.
Г. Келли

Свобода, в том числе и слова, вешь полезная, но, как и всякая полезная вещь, она продается и покупается.
В. Зубков

Величайший плод ограничения желаний - свобода.
Эпикур

О Свобода, скольких свобод нас лишают во имя твое!
Д. Джордж

О свобода, сколько преступлений творится во имя твое!
Ж. Ролан

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода». В этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.
А. Линкольн

Так с наиболее высокой судьбой сопряжена наименьшая свобода, таким людям нельзя ни выказывать свое расположение, ни ненавидеть, а более всего – предаваться гневу.
Ю. Цезарь

Увидев свет, некоторые наши политики закричали: «Свобода, свобода!» А оказалось, что это просто с клетки сдернули тряпку.
Г. Явлинский

Что ни век, нам ясней и слышней
Сквозь надрыв либерального воя:
Нет опасней и нету вредней,
Чем свобода совсем без конвоя.
И. Губерман

Что такое свобода, знают лишь те, кто готов за нее.
Ж. Сталь

Свободу нельзя симулировать!
Е. Лец

Свободу чаще всего теряют те, кто к ней стремится.
Е. Лец

Чтобы обладать свободой, необходимо ее ограничивать.
Э. Берк

Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят.
Ф. Честерфилд

То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью.
Квинтилиан

То, что яснее всего характеризует истинную свободу и ее истинное применение, - это злоупотребление.
Г. Лихтенберг

Одни стремятся к свободе, другие бегут от нее.
Новалис

По мере того как все больше народов получает свободу, на душу населения ее становится все меньше и меньше.
А. Опольский

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
В. Ленин

Поклонение героям наиболее развито там, где наименее развито уважение к человеческой свободе.
Г. Спенсер