Холокост — история главной трагедии еврейского народа. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение.

Средняя общеобразовательная школа №97

Научная работа

«Холокост – трагедия X Х века»

Выполнил: Ученик 9 класса А

Шнейдман Евгений

Руководитель: Цилина М. А.

Нижний Новгород

«Холокост –трагедия еврейского народа»

I Вступление …………………………………………………………………………………………………

II «Холокост-трагедия еврейского народа.»

1Антиеврейская политика нацисткой Германиис1931-1945годах… ….

2Начало Второй мировой войны и вынужденная эмиграция евреев из нацистского рейха ……………………………………………………………………………………….

3Осуществление политики геноцида против еврейского народа в годы Второй мировой войны

а Еврейское гетто ………………………………………………………………………………………...

б Массовые расстрелы и концентрационные лагеря ……………………………

4 Еврейское движение Сопротивления во время катастрофы… ………..

а Восстание в Варшавском и Белостокском гетто ………………………………..

б Януш Корчак – жизнь ради детей ………………………………………………………..

5Советское еврейство в период Холокоста …………………………………………..

6 Участие мировой общественности в спасение еврейского народа..

а Праведники народов мира ……………………………………………………………………

б Рауль Валленберг… ………………………………………………………………………………

IIIЗаключение …………………………………………………………………………………………….

IV Справочный аппарат ……………………………………………………………………………

V Библиография …………………………………………………………………………………………

V Приложения

1 Терминологический словарь ………………………………………………………………...

2 Хронологическая таблица ……………………………………………………………………..

ВСТУПЛЕНИЕ

18 апреля – День памяти жертв Холокосто.В этот день в 1943 году узники Варшавского гетто поднялись на восстание против нацистов. Это был один из многих актов трагедии еврейского народа в годы второй мировой войны.

Что значит слово «Холокост.»? Эленнского происхождения, оно вкратце значит- всесожжение, так называется величайшая трагедия человечества XX века. Без знания истории Холокост не может быть понята история ХХ века в целом. Писатель Леонид Коваль 1 сказал:«Холокост- это наконечник выструганной веками стрелы антисемитизма».

Почему надо выделять среди жертв именно евреев - ведь нацизм убивал много народов? Об этом очень лаконично сказал Эли Визель 2: «Не все жертвы были евреи, но все евреи были жертвами нацистов». «Холокост»-не единственное в историческом ряду оскорбление, растаптывание достоинства и уничтожение человека. Но даже в своей не единственности явление исключительное. Это было организованное и спланированное с безумной тщательностью, исполняемое уничтожение народа. Вероятно единственного на земле, численность которого не может вернуться к отметки 39-40 годов.

Во время Катастрофы европейского еврейства было истреблено около 6 миллионов евреев. Уничтожение евреев было закодировано германской бюрократией как "окончательное решение еврейского вопроса". Европейское еврейство гибло в гетто, концентрационных лагерях, во время "маршей смерти" и в результате массовых расстрелов.

Евреи не были единственными жертвами истребления: во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек. Однако лишь евреев (а также цыган) умерщвляли только за их национальную принадлежность. Истребление евреев вытекало из идеологии расового антисемитизма. Нацистский режим придавал такое значение ликвидации евреев, что готов был жертвовать ради этого военными успехами. Более 9 млн. евреев проживало к началу войны в Европе, из них три четверти - около половины мирового еврейства - были сосредоточены в Восточной Европе. Уничтожить их и задался целью Гитлер.

Моя работа посвящена подвигам людей, спасавших евреев в годы нацисткой оккупации, мужеству выстоявших и страданиям погибших.Актуальность темы в том, что в настоящее время вновь идёт возрождение свастики, представляющей вселенную заявку, вновь возникает угроза катастрофы, прекращающей человека внутри самого себя.

Мир Холокоста- это и мир Кампучия, мир Карабаха, мир Сараева. Убийство человека человеком вновь обрело гигантскую силу, управляющую нашим существованием, силясь превратить всю планету в своё поприще. Почему Убийство стало на исходе XX века и в начале XXI века коренным пунктом всех коллизий- духовных, нравственных, политических, втягивая в себя все остальные проблемы.

Эта тема интересна мне и тем, что Холокост - это трагедия моего народа, трагедия, которая долгое время была закрытой темой, хотя факты и были известны, но десятилетиями они скрывались. Нужно разговорить эту тему, не боясь остроты вопросов, возникающих при её обсуждение.

Цель работы: Показать на примере геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны к чему приводит национальная нетерпимость. Раскрыть события Холокоста,показать все ужасы тех дней,предупредить людей перед большой ошибкой, которая может повторится.

Для раскрытия темы я использую следующие задачи работы:

1 Систематизировать материал по Холокосту.

2 Проанализировать материал по еврейскому сопротивлению.

3 Показать политику геноцида против еврейского народа, осуществляемую немецким рейхом.

4Показать жизнь людей в гетто.

При создание работы я использовал различные источники. Основными источниками для меня стали журнал «Лехаим», в котором периодически печатается информация о Катастрофе(различных авторов), сайты в интернети, в них в большом количестве изложена различная информация, которая помогла мне в работе над рефератом. Также я использовал книгу Хелены Кубки, в которой подробно изложена информация об Освенциме, и книгу Самуэля Рута, в ней изложена информация обо всей истории еврейского народа в целом.

Моя работа может быть использована на уроках истории, факультативах и в качестве пропаганды Катастрофы.

АНТИЕВРЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

(1933-1939)

Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев - педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.

1 апреля того же года нацисты объявили бойкот еврейским магазинам и предприятиям. У входов в эти места были выставлены посты штурмовиков с плакатами в руках: "Не покупайте у евреев!". Цель бойкота - "доказать" немецкому народу, что евреи овладели немецкой экономикой.

В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. В огонь летели прекрасные произведения литературы. И среди этих книг были произведения Генриха Гейне, сказавшего в свое время, что "начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей". Немецкая печать была захлестнута потоком необузданных выпадов против евреев. Особенно специализировался на антисемитской клевете еженедельник "Штюрмер".

Параллельно в программы школьного обучения стали внедрять расовую теорию.

Создавались антиеврейские законы. В начале 1935 года германское правительство приступило к подготовке всеобъемлющего антиеврейского законодательства. 15 сентября были изданы так называемые "Нюрнбергские законы", лишавшие евреев гражданства и низводившие их на степень подданных, не обладающих политическими правами. В тот же день был издан закон "об охране немецкой крови и немецкой чести", согласно которому объявлялись уголовным преступлением браки между "арийцами" и евреями и запрещались внебрачные сношения между евреями и не евреями. В результате принятия "Нюрнбергских законов" расовая теория стала составной частью немецкого законодательства.

До 1937 года немецкие евреи еще могли заниматься торговлей и владеть предприятиями. Многие утешались тем, что хотя нацисты и лишили их равноправия, завоеванного в результате борьбы многих поколений, определенная роль в экономике все же еще остава­лась за ними.

Обострение гонений началось в конце 1936 года вместе с подготовкой ко Второй мировой войне. Поворотным оказался 1938 год. Нацисты приступили к систематической экспроприации еврейского имущества. Еврейские организации и учреждения были лишены всякого общественного статуса.

В том же 1938 году начинается принудительное изгнание из Германии польских евреев, живших там многие годы. Польша также не приняла их, и они вынуждены были скитаться без крова над головой по "ничейной земле" (то есть приграничной полосе).

Среди этих изгнанников находились и родители юноши Гершла Гриншпана, учившегося в то время в Париже. Возмущенный бездействием мировой общественности по поводу беспрецедентного изгнания польских евреев, он совершил покушение на жизнь советника германского посольства фон Рата и при этом смертельно его ранил.

Этот выстрел послужил поводом для массового еврейского погрома 1938 года - погрома, произошедшего в ночь на 10 ноября и из­вестного под названием "Хрустальная ночь" (из-за множества осколков стекол, усеявших улицы). В эту ночь погибли 92 еврея, по всей Германии были подожжены синагоги, свыше семи тысяч магазинов и лавок разрушены и разграблены. Около 30 тысяч евреев были арестованы и высланы в концентрационные лагеря, а на еврейство в целом был наложен штраф в миллиард марок.

После "Хрустальной ночи" большинство еврейских организаций и учреждений в Германии были закрыты.

Эту тему стараются не поднимать ни гои, ни евреи. И я ее совсем не понимал пока когда-то давно не поехал в Израиль. Я там был не долго, но мне получилось пообщаться с большим количеством людей живущих там, только тогда вся проблема была мной осознана.
Дело в том, что до той поездки мое представление об Израиле было под влиянием евразийской русско и англоязычной пропаганды, что мол проклятые жыды захватили Израиль, притесняют арабов и хотят построить Третий Храм в котором приносить в жертву русско-православных мальчиков.
То есть, сионизм и иудейские религиозные течения в этой пропаганде подавались как единое целое, однако реальность оказалась совсем иной.

В 18-19 веке в еврейской среде произошел раскол. С одной стороны образовался полюс религиозного иудейства, представленный зачастую довольно радикальными движениями типа хасидизма, а с другой - секулярное, политическое движение еврейского национализма - сионизм.

Религиозные иудеи ожидают прихода Мошиаха который должен восстановить Третий Храм, построить мировое религиозное государство, Новый Израиль со столицей в Иерусалиме и дать евреям власть над всем миром. Религиозные иудеи всячески приближают приход Мошиаха как собственно религиозными методами, так и не чураются политики. Иудеи активно сотрудничают с тайными оккультными организациями Запада. Так общеизвестный пример активного участия евреев в левых глобалистских движениях, да и что там говорить: Маркс был евреем, а его продюссер Ротшильд - был тоже евреем.

Секулярные же евреи предложили проект создания светского государства Израиль без религиозный заморочек. И когда в 1948 году государство было основано, то столицу его сионисты умышленно не создавали в Иерусалиме, где было слишком много религиозников, от которых их тошнило, но в наново основанном городе Тель-Авиве. А когда израильская армия захватила Храмовую гору, то никто храм отстраивать не стал, и ее вернули арабам.

Религиозные иудеи пошли в союз со староевропейской аристократией традиционалистов-евразийцв, тогда как сионисты - сошлись с либеральными англо-саксами - атлантистами.

После того как атлантисты выиграли у традиционалистов Мировую войну 1914-1945, сионисты получили свое государство. А проигравшие традиционалисты-религиозники взялись всячески мешать сионистам.

Так в Израиле живут на пособия и ничего не делают религиозные евреи, который ненавидят современное государство Израиль и всчески желают ему погибели (хотя и получают от него содержание). Нерелигиозные же евреи презирают религиозников.

С одной стороны секулярные сионисты, хотящие светское национальное государство, и в своем стремлении готовые пойти даже на сотрудничество с нацистами, с другой стороны религиозные иудеи типа Сороса финансируют арабов и поддерживают арабский терроризм в Палестине для того, чтобы ослаблять Израиль.
После начала контрнаступления евразийцев в конце ХХ века даже в самом Израиле начался уклон к демонтажу национального государства евреев. Продвигается идея создания общего арабо-израильского государства по модели ЮАР, все большее влияние играют религиозники.

Вот такой вот раскол. Одним евреям нужно свое маленькое светское национальное государство, а другим - нужен религиозный комлекс во главе с Иерусалимом для религиозного торжества Мошиаха над всем миром в котором собственно нет места для сионистов и других националистов.

После прихода Трампа сионисты пока получили свежую поддежку от США (после почти 20 лет предательств от проевразийских клинтонов и обам), однако в конце концов религиозный проект в Палестине должен восторжествовать.

Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом…

27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отметят Международный День Памяти Холокоста. «Холокост» (Holocaust) - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

«Холокост» - геноцид еврейского народа нацистами и их пособниками в 1933 - 1945 гг. 6 000 000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства» в указанный хронологический период.

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР. Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение. Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей, не щадя даже детей от смешанных браков. Десятки тысяч гитлеровцев и их пособников участвовали в этом неслыханном народоубийстве.

Еврейские жертвы были лишь первыми в чудовищном перечне преступлений нацистов на территории СССР – и в этом один из важнейших уроков Холокоста. По данным специально созданной Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников и их пособников, гитлеровцы и их союзники физически уничтожили около 7 миллионов мирных советских жителей. Скрывая свои чудовищные планы по уничтожению и депортации славянского населения, нацисты в первые месяцы оккупации лишь евреев декларативно объявляли «неарийцами», пытались привлечь местных коллаборационистов к унижению и уничтожению своих соседей – евреев.

Для уничтожения евреев на советской земле применялись не только массовые расстрелы – десятки тысяч людей были убиты в течение одного дня в Киеве и Ростове, Бердичеве и Харькове, - но и поистине изуверские средства. Евреев топили в Западной Двине, сжигали в синагогах Риги и Белостока, бараках и свинарниках Велижа и Богдановки, замуровывали в каменоломнях Одессы, живыми сбрасывали в угольные шахты Донбасса.

Уже осенью 1941 года зловещие машины-«душегубки», в которых убивали выхлопными газами, были опробованы именно на советских евреях. Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом…

Нацистская пропаганда (более 400 периодических изданий на языках народов СССР) ежедневно «разъясняла» населению оккупированных территорий, что именно евреи, «захватившие власть в СССР», являются их истинным и главным врагом. На них списывались все преступления сталинского режима.

За спасение евреев от нацистов с 1962 г. более 22 000 человек награждены званием Праведник народов мира, а их имена увековечены в Мемориале «Яд Вашем» в Иерусалиме. Более четверти из них совершили свой подвиг на территории бывшего СССР.

Израильский музей «Яд Вашем» проводит новый проект «Увековечьте имена своих родных и земляков – жертв Холокоста (Шоа)». Руководитель проекта Борис Мафцир сообщил, что сейчас «Зал имен» этого музея располагает примерно 700 000 фамилий советских евреев. Предстоит попытаться найти имена еще более 2 миллионов жертв Холокоста – граждан бывшего СССР. Проект проходит во всех странах, где проживают евреи – выходцы из Союза. Сбор информации ведется разными способами: от потенциальных свидетелей, людей старшего поколения, из документов.

Правительство Латвии подписало законопроект о реституции (возврату) собственности, отнятой у латвийских евреев в годы Второй мировой войны. На компенсацию за собственность, которую не удастся вернуть, т.к. почти все латвийские евреи погибли в годы Холокоста, выделено около 32 миллионов латов (63 млн. долларов).

Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, дегуманизировавшая общество, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

Этой теме посвящены сотни научных монографий, сборников документов и воспоминаний, десятки документальных и художественных фильмов, завоевавших самые престижные кинопремии («Холокост», «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна», и др.). Музеи и мемориалы Холокоста созданы во всех уголках мира: в США и Европе, Аргентине и Южной Африке, Канаде и Японии. В 1998 году открыт Музей Холокоста в Москве на Поклонной горе. Ежегодно во всех странах чтят память жертв Холокоста и героев Сопротивления. В Украине национальным Днем памяти и скорби является 29 сентября – день трагедии евреев Киева, уничтоженных в 1941 году в Бабьем Яре.

27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отметят Международный День Памяти Холокоста, признавая важность памяти о нем, как гарантию против отхода от основных, элементарных человеческих ценностей, которые делают возможным само существование нашей человеческой цивилизации. Именно 27 января наши войска освободили крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим. К сожалению, в России этот день памяти официально пока не принят.

В январе 2000 года в Стокгольме состоялась конференция по Холокосту с участием 47 руководителей государств и правительств, ведущих ученых и преподавателей мира. На этой конференции была принята Декларация, соединившая идеи сохранения памяти о жертвах и необходимость борьбы с любыми проявлениями идей расовой ненависти. Однако, несмотря на все это, имеются попытки отрицания правды и наследия Холокоста. Те, кто угрожает геноцидом, стремятся отрицать Холокост, удалить само это понятие как препятствие на их преступном пути.

Опровержения Катастрофы делались в течение шестидесяти лет с целью оправдать национал-социалистический режим перед демократическими режимами. Отрицание Холокоста в России нашло своих явных сторонников в среде национал-патриотических и экстремистских движений. Несовершенство законодательства и правовой системы в России не позволяют пока реально противостоять этому негативному явлению.

Западный мир создал механизмы по борьбе с попытками опровержениями и самими ниспровергателями Холокоста, включая политические, интеллектуальные и образовательные программы (отрицатель Холокоста Д. Ирвинг был осужден и сидел в тюрьме).

Во французском городе Лион проходит суд над одним из лидеров радикально правого движения и членом Европарламента Бруно Гольнишем. Гольниш обвиняется в том, что публично подверг сомнению Холокост. В октябре 2004 года в ходе пресс-конференции он заявил, что сомневается в том, что нацисты использовали газовые камеры для уничтожения евреев. Кроме того, по его словам, данные о жертвах фашизма сильно завышены. Европейская ассамблея лишила Гольниша депутатской неприкосновенности. Если суд признает Гольниша виновным, ему грозит тюремное заключение сроком до одного года.

11-12 декабря 2006 года в Иране Тегеране состоялась международная конференция, рассмотревшая вопросы отрицания существования Холокоста в свершившихся масштабах. В конференции приняли участие представители 30 стран, включая Россию.

Адекватным ответом отрицателям Холокоста в России должно быть присоединение нашей страны к 24 государствам мира, которые ввели Национальный День Холокоста – 27 января. Честная политика и раздел мира не должны приводить к гибели невинных людей и тем более отрицание содеянного уничтожения наций не должно находить в сердцах людей оправданий.

Международное сообщество должно действовать, чтобы воспрепятствовать намерениям, направленным на повторение геноцида. Пока мир помнит Холокост, он будет сопротивляться любой новой попытке совершить геноцид против евреев или другой группы людей.

  • Январь 1933 - август 1939 - с момента, когда Гитлер стал рейхсканцлером Германии, и до нападения на Польшу;
  • Сентябрь 1939 - июнь 1941 - с момента включения западной Польши в состав рейха и создания «Генерал-губернаторства» до нападения на СССР;
  • Июнь 1941 - осень 1943 - с момента нападения на СССР до ликвидации гетто на его территории;
  • Зима 1943 - май 1945 - с начала массовой депортации евреев Западной Европы в лагеря смерти и до конца войны.

Предыстория

Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии - первого президента Израиля), мир разделился надвое: на места, где они не могли жить, и места, куда они не могли попасть. Практика запрета большинства западных стран на въезд еврейских беженцев отражала глобальный климат протекционизма с оттенком ксенофобии и откровенного антисемитизма. Международная конференция по беженцам в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину .

В 1933-1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около &&&&&&&&&0110000.&&&&&0 110 000 еврейских беженцев уехали из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.

В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции.

В 1940 - начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар » (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

Положение евреев во время войны

Изоляция евреев

Все евреи подлежали регистрации и должны были носить на одежде спереди и сзади особые отличительные знаки - так называемые «латы ». Чаще всего они делались в виде шестиконечной звезды .

Основной инфраструктурой изоляции евреев были гетто , концентрационные лагеря и лагеря смерти .

  • Облегчение предстоящей ликвидации евреев.
  • Предотвращение потенциального сопротивления.
  • Получение бесплатной рабочей силы.
  • Приобретение симпатий остального населения.

Гетто

В крупных городах (намного реже - в городах небольших) создавались еврейские гетто , куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве , в нём содержалось до &&&&&&&&&0480000.&&&&&0 480 000 евреев.

На оккупированной территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

Массовые расстрелы

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen ) СС , а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами . Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» - естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Первая массовая акция произошла 24 июня 1941 года: члены зондеркоманды «Тильзит», состоявшей из полицейских Восточной Пруссии, расстреляли около 100 евреев в литовском местечке Кретинга .

В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. 27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней - ещё несколько тысяч. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто (создано 20 июля 1941 г.). До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска , Гомеля , Бобруйска и Могилёва . 12 из 23 гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области), были ликвидированы до конца 1941 г., а ещё шесть - в первые месяцы 1942 г.

На Западной Украине немцы и местное население устроили погромы уже в конце июня - начале июля 1941 г. Во Львове 30 июня - 3 июля было убито &&&&&&&&&&&04000.&&&&&0 4000 евреев, а 25-27 июля - около &&&&&&&&&&&02000.&&&&&0 2000. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито до &&&&&&&&&&&02000.&&&&&0 2000 евреев; из &&&&&&&&&&027000.&&&&&0 27 000 евреев ровно 21 тысяча была убита в ноябре 1941 года.

Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей (см., например, Бабий Яр , Дробицкий яр в Харькове). Наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий СССР привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий (например, в 1942 г. на Кубани). Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из 70 еврейских центров довоенной Украины, судьба которых известна, 43 были уничтожены ещё в 1941 года, а остальные - до середины 1942 года.

Пленных евреев-красноармейцев также убивали, иногда сразу же после взятия в плен.

После занятия немцами в конце октября 1941 г. почти всего Крыма было убито при активном содействии местного населения около &&&&&&&&&&&05000.&&&&&0 5000 крымских евреев (крымчаки) и ещё около &&&&&&&&&&018000.&&&&&0 18 000 еврейских жителей.

«Окончательное решение еврейского вопроса»

Поспешно были ликвидированы почти все гетто и лагеря, ещё остававшиеся на территории Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы (так, например, после подавления восстания в вильнюсском гетто последние несколько тысяч евреев были 23 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии); началась массовая отправка еврейского населения из Италии, Норвегии, Франции, Бельгии, Словакии и Греции в Освенцим, продолжавшаяся до октября 1944 г. К уничтожению евреев Венгрии приступили уже после того, как советские войска завладели восточными областями этой страны .

Преследование в Северной Африке

С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка (Алжир и Тунис) находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши . В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать в точности так, как это происходило в оккупированной нацистами Европе - лишили гражданских прав и возможностей заработка, заставили прикрепить к одежде жёлтые звезды, создали юденраты, погнали на принудительные работы, загнали в концентрационные лагеря и гетто, наложили контрибуции, начали готовить к депортации в лагеря смерти. Хотя потери евреев Северной Африки несравнимы с потерями европейского еврейства (там погибло около пяти тысяч человек), однако их тоже считают жертвами Катастрофы.

Здесь я буду говорить с вами совершенно откровенно об особенно трудной главе… Между собой мы будем говорить открыто, хотя никогда не сделаем этого публично… Я имею в виду изгнание евреев, уничтожение еврейского народа…

Лишь немногие из присутствующих знают, что это значит, когда лежит груда трупов, - сто, пятьсот, тысяча трупов… Выдержать всё это и сохранить порядочность, - вот что закалило наш характер. Это славная страница нашей истории, которая никогда не была написана и никогда не будет написана.

Сопротивление и Праведники мира

Сопротивление самих евреев

Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто пытались выполнять требования оккупантов, стремясь выжить (см. Юденрат , Еврейская полиция). Печальную известность получила речь главы Лодзинского гетто Хаима Румковского с требованием отдать нацистам еврейских детей в надежде спасти остальных обитателей.

Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания: наиболее известны восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года , а также восстание в лагере уничтожения «Собибор » - единственное успешное восстание в концлагере за всю историю Второй мировой войны. Активным центром сопротивления было Минское гетто . Гетто в Белостоке (ныне Польша), содержавшее вначале &&&&&&&&&&050000.&&&&&0 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боёв с еврейским подпольем.

Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые, как правило, поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто. Среди выживших в катастрофе - те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители (неевреи, названные «Праведниками мира» , спасли от гибели десятки тысяч евреев); те, кто ушёл в партизанские отряды. В Белоруссии среди партизан воевали по разным данным от 8 до 30 тысяч евреев. Известен крупный еврейский партизанский отряд, созданный братьями Бельскими . Евреи воевали также в партизанских отрядах в Литве и Северной Украине.

Помощь евреям

В Польше было казнено свыше &&&&&&&&&&&02000.&&&&&0 2000 человек, спасавших евреев или помогавших им. . Польское правительство в изгнании создало специальное подпольное агентство «Жигота» (польск. Zegota ) - Совет помощи евреям на оккупированной территории Польши (1942-1945), чтобы организовать спасение евреев. Во главе его стояла Зофия Козак.

Также на сайте Яд ва-Шем сказано: «Количество Праведников в той или иной стране не обязательно свидетельствует о фактическом количестве историй спасения, а лишь отображает случаи, о которых известно Яд Вашем».

Жертвы Катастрофы

Традиционно жертвами Катастрофы считаются 6 миллионов евреев Европы . Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем » в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 4 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Из общего числа погибших значительная часть была уничтожена на территории СССР , куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших как о советских гражданах, не акцентируя внимание на национальности.

По критериям израильского Института Катастрофы и героизма Яд ва-Шем , жертвами Шоа считаются те, «кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и был уничтожен/погиб в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления (организованного или нет), как участник партизанского движения, подполья, восстания, при попытке нелегального пересечения границы или бегства, от рук нацистов и/или их пособников (включая местное население или членов националистических группировок)». Кроме того, в их число входят те, «кто находился на захваченных территориях и убит/погиб в результате прямого столкновения с вооруженными силами Германии и её союзников, в результате бомбежек, побега, во время эвакуации в 1941-42 гг.»

Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства - сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Балтии), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч - Румынии, 140 тысяч - Германии, 100 тысяч - Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч - Чехии, 70 тысяч - Словакии, 65 тысяч - Греции, 60 тысяч - Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Попытка установить точное число жертв «окончательного решения» сопряжена с чрезвычайными трудностями как из-за отсутствия проверенных данных о масштабах геноцида на ряде территорий (особенно Восточной Европы), так и по причине различного определения границ государств и понятия «гражданство».

Даже при определении числа жертв Освенцима , где вёлся частичный учёт узников, называются разные цифры: четыре миллиона (Нюрнбергский процесс главных военных преступников, 1946); два-три миллиона (по данным лагерных эсэсовцев П. Броада и Ф. Энтресса); 3,8 млн (чехословацкие учёные О. Краус и Э. Кулька); один миллион (Р. Хильберг) ; два миллиона (Люси Давидович, М. Гилберт); 1,1-1,5 млн (Ф. Пипер, Польша); 1,4-1,5 млн (Г. Уэллерс, США, И. Бауэр, Израиль).

Тем более невозможно установить число жертв массовых казней, охватывавших, наряду с местным еврейским населением, множество жителей-неевреев. Меры секретности, предпринятые в ходе реализации «окончательного решения», недостаток статистических данных (например, о количестве евреев, погибших во время бегства с оккупированных территорий, или евреев-военнопленных, убитых по расовым мотивам), а также многолетнее замалчивание Катастрофы европейского еврейства в СССР усложняют уточнение его общих масштабов.

Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое в 1949 г. Всемирным еврейским конгрессом, привело к выводу, что число погибших в Катастрофе составляет шесть миллионов человек; это число закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса главных военных преступников, процесса Эйхмана и признано большинством участников Международного совещания учёных по вопросам статистики Катастрофы (Париж, 1987), где обсуждались цифры от 4,2 млн (по Г. Рейтлингеру) до шести миллионов (по М. Маррусу и другим).

Л. Поляков приводит германские данные времен войны, на основании которых, с учётом демографических последствий расовой политики нацистов (падение рождаемости преследуемых евреев и уничтожение детей), он оценивает общие потери еврейского народа примерно в восемь миллионов. Немецкий учёный Р. Руммель в 1992 году опубликовал демографическое исследование, в котором оценил число погибших евреев от 4 млн 204 тысяч до семи миллионов, считая наиболее вероятной цифру 5 млн 563 тысяч. По подсчёту Я. Робинзона погибло около 5 млн 821 тысяч евреев.

Статистика

Уничтожение евреев в странах Европы по данным справочника «СС в действии»:

Страна Еврейское население на сентябрь 1939 Уничтожено нацистами То же в %
Польша 3 300 000 2 800 000 85,00
СССР (оккупированные районы) 2 100 000 1 500 000 71,40
Румыния 850 000 425 000 50,00
Венгрия 404 000 200 000 49,50
Чехословакия 315 000 260 000 82,54
Франция 300 000 90 000 30,00
Германия 210 000 170 000 80,95
Литва 150 000 135 000 90,00
Нидерланды 150 000 90 000 60,00
Латвия 95 000 85 000 89,47
Бельгия 90 000 40 000 44,44
Греция 75 000 60 000 80,00
Югославия 75 000 55 000 73,33
Австрия 60 000 40 000 66,67
Италия 57 000 15 000 26,32
Болгария 50 000 7 000 14,00
Другие страны (Дания , Эстония , Люксембург , Норвегия …) 20 000 6 000 30,00
Итого 8 301 000 5 978 000 72,00

Оценка разными историками численности жертв по странам :

Страна Райтлингер Хильберг Гутман и Розетт Бенц
Польша 2 350 000 - 2 600 000 3 000 000 2 900 000 - 3 000 000 2 700 000
СССР 700 000-750 000 900 000 1 211 000 - 1 316 500 2 100 000
Венгрия 180 000-200 000 ~ 180 000 550 000-569 000 550 000
Румыния 200 000-220 000 270 000 271 000-287 000 211 214
Германия 160 000-180 000 ~ 120 000 134 500-141 000 160 000
Чехословакия 233 000-243 000 260 000 146 150-149 150 143 000
Нидерланды 104 000 ~ 100 000 100 000 102 000
Франция 60 000 - 65 000 75 000 77 320 76 134
Австрия 60 000 ~ 50 000 50 000 65 459
Югославия 58 000 60 000 56 200 - 63 300 60 000 - 65 000
Греция 57 200 60 000 60 000 - 67 000 59 185
Бельгия 25 000 - 28 000 24 000 28 900 28 518

ХОЛОКОСТ– всесожжение, уничтожение огнём. Термин, который вошёл в историю и литературу 60-х годов как обозначение трагедии еврейского народа в период Второй мировой войны. ГЕТТО – в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. ДЕПОРТАЦИЯ – принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали ЮДЕНРАТЫ – советы старейшин, назначенные немецким комендантом гетто. ЛАГЕРЯ СМЕРТИ – особые концентрационные лагеря, в которых проводилось физическое уничтожение нежелательных лиц и «неполноценных» народов. БАБИЙ ЯР – лощина на окраине Киева, где 29–30 сентября 1941 года были расстреляны более 30 тысяч евреев. Место уничтожения киевлян и советских военнопленных. ЗМИЁВСКАЯ БАЛКА – рвы близ посёлка 2-я Змиевка на северо- западной окраине города Ростова-на-Дону.


Холокост (с греч. яз. Holocaust «всесожжение») - обозначение массовых убийств евреев, цыган, славян в гг. фашистами.


"Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизм а…" (Л. Коваль).




"Антисемитизм - это международный язык фашистов" (И. Эренбург).


Юдофобия - дословно "страх перед евреем" - нетерпимость к евреям, синоним антисемитизма.












«Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории....К концу XIX века евреи практически завершили экономическое покорение Европы, а теперь принялись за осуществление политического контроля над ней. Первые попытки на этом направлении проявились в намерении искоренить интеллигенцию других народов с помощью революционных переворотов. Беспощадная борьба еврейства за власть идет в наше время в Германии. Однако национал- социалистическое движение разгадало замыслы евреев и выступило против них. Наша национал-социалистическая партия - единственная в мире сила, которая взяла на себя эту борьбу с гнусными и преступными замыслами против человечества».


Закон о защите немецкой крови и немецкой расы от 15 сентября 1935 г Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. 2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена. 3. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин - государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет Евреям разрешено ношение одежды еврейских цветов. Это право охраняется государством.


ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА ОТ 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА 4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях Чиновники-евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы "Митлинг", который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.






Тогда погибли около евреев. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.








Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, Как самому еврейскому народу. Мне кажется, что Дрейфус - это я. Мещанство - мой доносчик и судья. Я за решеткой. Я попал в кольцо. Затравленный, оплеванный, оболганный. И дамочки с брюссельскими оборками, Визжа, зонтами тычут мне в лицо. Мне кажется - я мальчик в Белостоке. Кровь льется, растекаясь по полам. Бесчинствуют вожди трактирной стойки И пахнут водкой с луком пополам. Я, сапогом отброшенный, бессилен. Напрасно я погромщиков молю. Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"- Насилует лабазник мать мою. О, русский мой народ! - Я знаю - ты По сущности интернационален. Но часто те, чьи руки нечисты, Твоим чистейшим именем бряцали. Я знаю доброту твоей земли. Как подло, что, и жилочкой не дрогнув, Антисемиты пышно нарекли Себя "Союзом русского народа"! Мне кажется - Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по- судейский. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, Я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный крик, Над тысячами тысяч погребенных. Я - каждый здесь расстрелянный старик. Я - каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне про это не забудет! "Интернационал« пусть прогремит, Когда навеки похоронен будет Последний на земле антисемит. Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой Я всем антисемитам, как еврей, И потому - я настоящий русский!