Мероприятия по предупреждению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков. Предупреждение массовых беспорядков (криминологический аспект) Эффективные способы предупреждения массовых беспорядков

Арипов Э.А., адъюнкт Академии управления МВД России.

Происходящие в стране масштабные реформы и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан и правопорядка.

Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений в ходе социально-политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов. Снижается общий уровень правовой культуры населения.

Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными посягательствами, религиозный экстремизм, разжигание национальной розни. Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал и нарушают нормы не только общественного порядка, но и являются угрозой для национальной безопасности, посягают на нормальную деятельность государственного аппарата, дестабилизируют в целом обстановку в стране. Это во многом связано с кризисом в экономической, политической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов (семья, школа, вуз), нравственных ценностей. Значительная доля ответственности за превенцию указанных деяний лежит на государственных органах всех уровней, которые обязаны выступать гарантом спокойствия и правопорядка в обществе, но не должным образом выполняют данную функцию.

Начиная с 1987 г. на территории бывшего Союза ССР статистикой отмечается заметное увеличение числа случаев возникновения массовых беспорядков. Для России как многонационального федеративного государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна. При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что усиливается психологическая готовность части населения к разрешению социальных противоречий насильственными незаконными действиями, методами, в том числе вызывающими столкновения с правоохранительными органами. Не секрет также, что массовые беспорядки при всем внешне стихийном их развитии представляют заранее спланированные, скоординированные действия с четким ролевым участием. Криминальные действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, накалом эмоций, активным использованием таких ситуаций преступным элементом. Можно утверждать, что толпа (исходя из законов ее психологии) возбуждает, поддерживает и активизирует антиобщественное поведение, в ней действует эффект отрицательного психического заражения и люди становятся все более несдержанными. Чтобы умело бороться, необходимо знать механизмы, объединяющие толпу, чтобы выработать антимеры, позволяющие нейтрализовать действия такой толпы.

Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, массовые беспорядки - это деяния, совершаемые большим количеством людей, выражающие протест против общественной безопасности и общественного порядка, сопровождающиеся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки настроенными элементами и использованы ими в борьбе за власть.

Одним из условий эффективности предупреждения массовых беспорядков является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общесоциального, криминологического, охранительного и уголовно-правового предупреждений, т.е. в работе всей системы предупредительного воздействия. Реализация этого подхода на практике затрудняется тем обстоятельством, что весьма трудно определить границы указанных видов профилактики. Сложная социально-правовая природа массовых беспорядков исключает возможность абсолютно четкого разделения их превенции на изолированные участки деятельности.

В системе методов и средств борьбы с массовыми беспорядками важное место занимает использование соответствующих уголовно-правовых норм и институтов. Своевременное их применение способно уменьшить численность потенциальных субъектов данных эксцессов путем удержания от участия в них лиц, способных в силу своих криминальных ориентаций нарушить уголовно-правовой запрет. В конечном счете это приводит к снижению тяжести последствий массовых беспорядков, а в некоторых случаях и к их предотвращению.

В соответствии со ст. 2 УК РФ одной из задач действующего уголовного закона является предупреждение преступлений (предупредительная функция). Она заключается в предупреждении совершения новых преступлений лицами, совершившими преступления, путем применения к ним наказания и других принудительных мер (частная превенция) и предупреждении совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета и угрозы наказания (общая превенция). В связи с этим основным содержанием предупреждения преступлений с использованием норм уголовного закона, по мнению некоторых авторов, выступает устрашение карой. Кроме того, они справедливо полагают, что функциями уголовно-правовой профилактики являются лишение или ограничение физической возможности совершить преступление; исправление с помощью кары; недопущение более тяжких преступлений посредством установления ответственности за деяния, создающие условия для их совершения; устранение некоторых факторов отрицательного воздействия (в основном на несовершеннолетних); развитие активности граждан в борьбе с преступностью; стимулирование лиц с антиобщественной социальной установкой к добровольному отказу от совершения преступлений, к деятельному раскаянию; способствование реализации принципа неотвратимости ответственности <1>.

<1> См.: Устинов В.С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика: Учебное пособие. М., 1983. С. 45; Саркисова Э.А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. Минск, 1975. С. 143.

Профилактические возможности отмеченных функций реализуются как путем законодательного определения системы уголовно-правовых средств, так и через правоприменительную практику. Результатами уголовно-правового предупреждения здесь выступают устранение, нейтрализация, локализация соответствующих криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений.

Эти цели достигаются проведением комплекса взаимоподкрепляющих друг друга видов деятельности <2>. Механизм их осуществления можно представить следующим образом.

<2> Подробнее см.: Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений против личности. М., 1989. С. 8.

  1. Законотворческая деятельность государства по установлению уголовной ответственности за организацию и активное участие в массовых беспорядках. Право как регулятор общественного поведения на сегодняшний день должно стать одним из основных источников стабильности, порядка, спокойствия в обществе. В целях повышения эффективности борьбы с массовыми беспорядками и смежными с ними преступлениями важно не только устранять пробелы законодательства, но и находить пути оптимального применения его действующих норм.
  2. Широкая пропаганда и разъяснение населению положений законодательства об ответственности за организацию и участие в массовых беспорядках и практики его применения. При этом освещаются как карающие аспекты закона, так и его возможности по стимулированию общественно полезного поведения.
  3. Предупреждение преступлений на стадиях приготовления и покушения.
  4. Выявление и привлечение к уголовной ответственности организаторов, подстрекателей, пособников массовых беспорядков.
  5. Гласное судебное рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе массовых беспорядков. Приговор суда о виновности (или невиновности) и вся правоприменительная практика в целом являются одним из действенных средств формирования у граждан убеждения в неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление.
  6. Профилактическая работа среди подростков и молодежи, своевременное применение нормы об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность <3>.
<3> Подробнее см.: Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 1994. С. 68 - 80.

Аннотация Статья содержит анализ существующих проблем, возникающих при рассмотрении вопросов, касающихся правовых основ и задач действий правоохранительных организаций в условиях массовых беспорядков не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Ключевые слова: массовые беспорядки, правоохранные организации, противодействие преступности, профилактика преступности.

Среди основных направлений действия правоохранительных организаций значимое место занимает упреждение массовых беспорядков. Профилактика – один из основных способов предупреждения массовых беспорядков, которая должна непосредственно и непременно должна рассматриваться должностными лицами правоохранительных органов как основной элемент действия по поддержанию общественного порядка и общественной безопасности . Важно отметить, что значительная роль в организации массовых беспорядков XXI века принадлежит социальным сетям. В нашей стране количество людей, регулярно пользующихся системой Интернет, непрерывно растет.

По оценкам Минкомсвязи, количество пользователей всемирной сети интернет в России за последний год выросло на 2,5 миллиона человек. По окончанию прошлого года возможностями Всемирной паутины пользовались 62 % населения нашей страны. Сегодня принято выделять следующие виды подходов к самому процессу профилактической работы: долгосрочный, кратковременный и текущий (непосредственный). При долгосрочном подходе особое внимание уделяется на установление и поддержание нормальных взаимоотношений с населением. Она осуществляется силами специальных структурных подразделений, работающих напрямую с населением. Проводятся предупредительно – профилактические операции, рейды, операции по изъятию незаконно хранящегося оружия, наркотиков.

Проводятся профилактические беседы с лицами, кто ранее попадал в поле зрение правоохранительных организаций. Кратковременная профилактическая работа предполагает проведение оперативных мероприятий с целью того, чтобы снять напряженность, возникающую среди населения, которая может привести к массовым эксцессам. В рамках кратковременной профилактической работы важное место занимает умело организованный и проведенный сбор сведений, в том числе методами оперативно – розыскной работы, а также анализ всех собранных сведений. Все это относится и к работе по сбору сведений о готовящихся массовых высказываниях или уже происходящих эксцессах .

Сегодня необходим полный комплекс мероприятий, который предусмотрен как российским законодательством, так и соответствующими планами обеспечения порядка в обществе. Непосредственно при возникновении опасности перехода массовых выступлений населения в акции насилия или изменении мирного характера течения акций сотрудники правоохранительных организаций могут применить различные превентивные меры, предотвращающие возникновение масштабных беспорядков. Проводятся режимные мероприятия, представляющие собой комплекс действий ОВД по частичному или полному ограничению передвижения транспорта и пешеходов на определенном участке территории, в конкретное время.

Досмотр транспортных средств и участников с целью обнаружения и изъятия предметов, используемых в качестве орудия в борьбе при возникновении массовых беспорядков. Ограничения массовых сборов граждан в общественных местах могут быть временными (в указанное время) либо постоянными (несколько суток, недель). Усиленное патрулирование нарядами патрульно – постовой службы, в районе возникновения массовых беспорядков. При этом особое внимание необходимо обратить на группы молодых людей, находящихся в состоянии опьянения, проявляющих активность. Незаметно пресекать незначительные хулиганские действия и незамедлительно пресекать факты хулиганских поведений и быстро проверять сигналы граждан о подготавливающихся, возможных массовых нарушениях общественного порядка и массовых беспорядках, и быстро действовать при изъятии зачинщиков .

При возникновении случаев конфликтной ситуации сотрудник правоохранительных организаций обязаны качественно давать оценку данной обстановке, оценивая их степень и опасности, принятие незамедлительных мер к устранению неправомерного поведения в начале событий, сообщив об этом дежурному по ОВД сведения о характере конфликта, времени, месте и причине его возникновения или назревания, контингенте и количестве участников, количестве людей, их непосредственном отношении к инциденту, причем отдельные субъекты могут находиться в состоянии внутреннего конфликта по поводу выбора стиля поведения в конкретной ситуации . Нередко нетактичное, грубое общения (обращение) сотрудников полиции с гражданами в массовых мероприятиях реально способно провоцировать массовые беспорядки. В процессе осуществления охраны общественного порядка нередко встречаются случаи противозаконных действий сотрудников правоохранительных органов по отношению к участникам массовых мероприятий, которые получили широкий резонанс в обществе.

Психологической мерой препятствия массовым беспорядкам является умение всех сотрудников правоохранительных организаций противостоять провокациям со стороны наиболее агрессивных участников мероприятия, что в прежде всего должно на деле обеспечиваться проведением специальных занятий по подготовке по вопросам психологии . Тактически грамотные действия нарядов правоохранительных организаций позволяют в определенных случаях предотвратить начало массовых беспорядков, а в условиях начавшихся массовых беспорядков позволяют выполнять свой служебный долг с минимальными жертвами. Изучение отечественного и международного опыта борьбы с массовыми беспорядками, а также анализ практики правоохранительных организаций крайне необходимы для совершенствования профилактической работы в указанном направлении.

Литература

1. Кузьмин Ю.А. Виктимологическая профилактика преступлений // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики сборник материалов VI международной научно – практической конференции, посвященной 25 – летию юридического факультета. 2016. С. 370 – 374.

2. Левушин А.Н. Современный гуманизм и экологизм: конфликт и взаимодействие двух стилей мышления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2010. 24 с.

3. Маслюк И.А., Кузьмин Ю.А. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики Сборник материалов III Международной научно – практической конференции. 2013. С. 339 – 342.

4. Саливаров В.Я., Кузьмин Ю.А. Диспозитивность, а также вопросы прекращения уголовного дела и уголовного преследования в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики сборник материалов 4 – й Междунар. науч. – практ. конф. 2014. С. 440 – 444.

Ю.А. Кузьмин

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Для успешного обеспечения общественной безопасности при предотвращении и пресечении массовых беспорядков необходимо эффективное взаимодействие нарядов, групп, подразделений. Для его обеспечения требуется организованное управление.

Организацию управления силами и средствами органов внутренних дел при предотвращении и пресечении массовых беспорядков подразделяют на три этапа (см. приложение 21).

Первый (предварительный) этап включает деятельность руководителя (оперативного начальника) по заблаговременному планированию и подготовке командного и всего личного состава к любому виду специальной деятельности.

Второй этап предполагает деятельность руководителя (оперативного начальника) по управлению силами и средствами при подготовке их к конкретным действиям в случае возникновения чрезвычайной обстановки (например, при возникновении массовых беспорядков).

Третий этап – работа руководителя (оперативного начальника) по управлению силами и средствами в ходе их деятельности по восстановлению общественной безопасности в любых условиях обстановки.

Рассмотрим эти этапы подробнее, принимая во внимание некоторые условности и обобщенность данной деятельности руководителя (оперативного начальника) вне зависимости от занимаемой должности.

Под организацией управления специальной деятельностью органов внутренних дел на первом (предварительном) этапе понимают комплекс действий руководителя по подготовке документов планирования и уточнения исходных данных в случае возникновения чрезвычайной обстановки, на последующих этапах – постоянное управленческое воздействие на подчиненных в ходе выполнения плана.

Организация управления начинается с планирования специальной деятельности, на основании которой проводят обучение всего рядового и начальствующего состава сил ОВД.

Перед началом планирования специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков начальник УВД обязан провести определенную работу по выработке решений на предполагаемые (возможные) действия подчиненных в зависимости от условий чрезвычайной обстановки. В данном случае решение является алгоритмом возможного способа действий в определенной обстановке (какие массовые беспорядки могут произойти, какие действия необходимо предпринять для их предотвращения).

Рассмотрим в общих чертах эту работу, относящуюся к процессу выработки решения для планирования специальной деятельности УВД субъекта Российской Федерации, хотя это применимо и для любого горрайоргана. Следует учесть, что решение принимается начальником УВД, но в его выработке может принимать участие руководящий состав УВД (штаб сводного отряда УВД). В то же время окончательное решение по всем вопросам планирования деятельности сил и средств принадлежит только руководителю УВД.


Работа начальника УВД и оперативного штаба сводного отряда по выработке решения для планирования деятельности сил и средств по предотвращению и пресечению массовых беспорядков строится в следующей последовательности: уяснение задачи, производство необходимых расчетов времени и сил, оценка предполагаемой (возможной) обстановки. При необходимости для расчета сил и средств на определенных местах возможных действий органов внутренних дел проводят их рекогносцировку (см. приложение 4).

В результате данной работы принимают решение по планированию специальной деятельности сил и средств УВД в целом (в том числе и тактические действия сводного отряда УВД), для проведения специальных операций. Проводят работу по уяснению предстоящих задач при возможных действиях ОВД. Определяют возможный замысел планируемых специальных операций.

Конечной целью специальной деятельности сил и средств УВД является обеспечение общественной безопасности. Это может быть достигнуто проведением отдельных мероприятий, а при усложнении оперативной обстановки – проведением специальной операции при участии сил сводного отряда УВД, что и отражают в плане.

В этой связи ставят конкретные задачи нарядам, группам и подразделениям для их действий на любом этапе развития событий. На плане (схеме) города или на демонстрационных схемах мест, где может возникнуть необходимость применения сил и средств органов внутренних дел, определяют места сосредоточения, исходные районы, рубежи развертывания и исходные рубежи, рубежи начала действий для подразделений, групп и нарядов. Все задачи уточняют уже по ходу событий. Необходимо учитывать, что силы и средства должны быть готовы к выполнению и других задач по обеспечению общественной безопасности.

Место действий сил ОВД зависит от развития событий и возможного места возникновения массовых беспорядков. Поэтому планирование производят относительно возможных мест противоправных действий, которые классифицируют по определенным признакам и разделяют на несколько групп. Например, первую группу составляют места, имеющие большую площадь (площади, скверы, части улиц и др.), вторую группу – места на улицах, проспектах, перекрестках улиц; третью – места с массовым скоплением граждан (ж/д и речной вокзалы, автовокзал, аэропорт, рынки и др.); четвертую – места спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий (стадионы, дворцы спорта и другие места сосредоточения зрителей); пятую – места, ограниченные различными строениями, небольшие по площади, с небольшим количеством подходов и подъездов; шестую – места возможных первоначальных сборов толпы для последующего движения к намеченным объектам (пустыри, различные площадки).

После тщательной классификации производят расчет сил и средств, а также времени на их сосредоточение по каждой группе. Для этого из каждой группы выбирают место с таким условием, чтобы оно имело большинство особенностей, свойственных данной группе. На основании такого места проводят расчет сил и средств для проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков. При расчете необходимо учитывать возможный размер толпы, а также реальное количество сил и средств сводного отряда УВД, необходимое для проведения всех возможных мероприятий. Кроме того, далеко не всегда удается собрать все планируемые силы и средства сводного отряда УВД: сотрудники могут находиться в отпусках, на излечении, в командировках и т. п. Поэтому рассчитывают усредненное количество личного состава, а затем определяют реально, сколько сотрудников должно быть выделено каждым горрайорганом, подразделениями аппарата УВД, специального батальона, дивизиона, учебных учреждений и внутренних войск МВД РФ.

ОВД выделяет 60 % списочного личного состава, внутренние войска и учебные заведения – 75 % реального количества. Целесообразно планировать выделение сотрудников в составе подразделений со своим командиром.

При оценке общей обстановки учитывают предполагаемые (возможные) места массовых беспорядков, оперативную обстановку, свои силы и средства, местность, время года и суток, погодные условия.

При оценке предполагаемых (возможных) массовых беспорядков учитывают: общую социально-экономическую обстановку в районе (городе), наличие острых социальных конфликтов, в которые может быть втянуто большое количество граждан, и порядок их разрешения; причины и условия, которые могут способствовать возникновению массовых беспорядков; наличие учебных заведений, общежитий, частного сектора, самостроя, социальный состав населения (рабочие, служащие, учащиеся, школьники), занятость населения (в государственном, частном производстве и др.) (см. приложение 5).

При оценке общей обстановки особо учитывают оперативную обстановку и перспективы ее развития; состояние преступности и ее виды; преобладание насильственных преступлений и тенденцию к увеличению их числа; количество и место жительства условно осужденных и досрочно освобожденных, ранее судимых за опасные насильственные преступления, неоднократно судимых (рецидивистов) за хулиганство, грабежи, разбои и другие умышленные преступления; наличие безработных и не желающих работать преступных групп; наличие лиц, склонных к распространению наркотиков, ложных слухов, включая неформальные организации; наличие групп населения, враждебно относящихся к новым экономическим изменениям; наличие объектов, на которые могут быть направлены преступные посягательства и др.

При оценке своих сил исходят из их количества, степени подготовки, опыта в подобных действиях, наличия специального снаряжения и техники. Делают вывод об их способности восстановить правопорядок, своевременно применить необходимые меры, правильно организовать и специализировать личный состав. Готовность сил и средств проверяют на проводимых командно-штабных и общих учениях.

Основной вывод из оценки обстановки при планировании специальной деятельности должен быть однозначен – способны ли силы и средства УВД выполнить задачу в любом районе города, в любом расчетном месте. Если этого сделать невозможно, то определяют причины и проводят работу по их устранению. Это может быть неподготовленность личного состава, плохая его экипировка, отсутствие достаточного количества транспорта и людей (в том случае изыскивают возможность привлечения региональных сил и средств).

Для предотвращения массовых беспорядков планируют специальные мероприятия: оперативные, следственные, разъяснительные, профилактические, организационные, социально-бытовые и др.

В некоторых случаях проводят режимные мероприятия и отдельные войсковые (тактические) действия, например оцепление района (места) возможных беспорядков, усиленное патрулирование.

Для пресечения массовых беспорядков планируют проведение комплексных войсковых (тактических) действий по блокированию толпы, ее рассеиванию.

При планировании специальной деятельности учитывают время года. Отсюда определяют форму одежды и дополнительное обмундирование для привлекаемого личного состава. Например, для несения службы зимой целесообразно личный состав (патрульные наряды, оцепления, блокирования, рассеивания) одеть в куртки, валенки, полушубки, бушлаты. Продовольственная служба ХОЗО обеспечивает личный состав горячим чаем. В холодное время готовят места обогрева личного состава (например, в автобусах). Летом, в зависимости от погоды, форма одежды должна быть предельно облегченной, чтобы она не стесняла движений. При температуре выше 25 градусов целесообразна полевая форма одежды. Например, при планировании проведения операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков с использованием щитов, для того чтобы не наносить травмы друг другу и для смягчения удара, сотрудники готовят специальные подкладки на руку, поддерживающую щит. Для защиты ног целесообразно заранее приобрести щитки.

В темное время суток личный состав должен иметь фонари (патрульная группа, группа оцепления, ограничения движения, блокирования, охраны важных объектов, применения технических и специальных средств).

Таким образом, планирование является составной частью организации управления органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки. Заблаговременные действия по общей подготовке командного и всего личного состава органов внутренних дел к специальной деятельности по предотвращению и пресечению массовых беспорядков являются важным управленческим элементом.

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

Глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряженностей, в т. ч. в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них заинтересованных органов;

Сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях, деятельность которых имеет целью пропаганду приоритета и исключительности одной нации над другой. Внесение предложений заинтересованным органам о запрещении их функционирования. Использование в этих же целях официальных предупреждений лидерам таких организаций о недопустимости нарушения законов, о разжигании межнациональной розни;

Сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению экстремистских движений, объединений и их лидеров; по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности в межнациональных отношениях; по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений и массовых беспорядков;

Выявление и привлечение к ответственности лиц, разжигающих межнациональную рознь, распространяющих ложные слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

Наступательную, систематическую работу по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности;

Выбор организационных и тактических схем действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков осуществляется с учетом конкретных обстоятельств. На этапе ранней профилактики органы внутренних дел решают свои задачи с помощью обычной организационной структуры, используя традиционные, обычные формы и методы работы. На этапе пресечения задействуется специальная организационная структура (оперативный штаб), специальная группировка сил и средств (сводный отряд), применяются специальные приемы и способы действий, в том числе специальные операции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с массовыми беспорядками, анализ практики органов внутренних дел дают возможность предложить следующий перечень мер по совершенствованию профилактической работы:

Установление непосредственной связи с коллективами предприятий, учреждений, организаций, их руководителями, лидерами общественных организаций и неформальных движений;

Участие в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин и т. д. при возникновении конфликтных ситуаций;

Развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

Незамедлительное реагирование на заявления и сообщения граждан, должностных лиц, средств массовой информации о фактах разжигания национальной или религиозной розни, попытки силового давления на органы государственной власти и управления, о сборищах элементов экстремистского толка, уголовно-воровских авторитетов и других обстоятельствах, негативно влияющих на оперативную обстановку;

Быстрое и объективное реагирование на факты нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Как отмечалось выше, групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки исходят, как правило, из стихийно собравшейся толпы. При проведении предупредительных мероприятий необходимо сделать все возможное, чтобы избежать разгула страстей и столкновений, влекущих за собой применение силы. Знание различных видов поведения толпы есть необходимый элемент для осуществления стратегии и тактики поддержания порядка.

Опыт показывает, что скопление народа может предстать в двух аспектах:

а) неорганизованная толпа – пассивная. Взаимное расположение в ней индивидов таково, что они друг на друга не реагируют. Эта толпа обычно покорная, легко управляемая;

б) организованная толпа состоит из индивидов, которые обладают уже иной психологией. Здесь появляется коллективное сознание, которое одерживает верх над чувством личной ответственности. Такая масса людей может стать нервозной, нетерпимой, непримиримой и не боящейся угроз.

Тактика проявления уверенности есть одно из основных средств контроля за поведением толпы. В этом случае руководитель органа внутренних дел, ответственный за обеспечение общественного порядка, предпринимает следующие действия соответственно развитию поведения толпы:

Ведет диалог с ее главарями (неформальными лидерами, организаторами), в ходе, которого убеждает их в недопустимости противоправного поведения, предупреждает об ответственности;

Утверждает свой авторитет ответственного за общественный порядок, пытается внушить уважение к себе. При этом он должен быть терпимым к легким беспорядкам и не провоцировать с помощью применения силы более серьезный конфликт;

Метод убеждения, как правило, позволяет успокоить большую часть толпы. Но если метод убеждения не возымел своего действия, толпа продолжает возбуждаться и ведет себя угрожающе можно продемонстрировать силу, например, показать группировку сил правопорядка, имеющиеся на вооружении специальные средства и т. д.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно разделить на контактные и неконтактные .

При неконтактном способе главное – введение непосредственно в толпу специальных группировок сил правопорядка с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания. Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на несколько частей.

При сосредоточении организаторов и активных участников массовых беспорядков в головной части толпы выдвижение групп разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) рекомендуется осуществлять сразу с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и отделении активных участников беспорядков от основной массы толпы одна часть колонны блокирует правонарушителей, а другая вытесняет пассивных участников в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия и их прикрытия, которые задерживают нарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группа документирования фиксирует преступные действия участников массовых беспорядков, собирает доказательства их вины.

Следует иметь в виду, что направления вытеснения и рассеивания толпы должны выбираться с таким расчетом, чтобы она не была загнана в тупик, который бы мешал ее участникам покинуть место массового беспорядка. Необходимо избежать возможности индивидуальных действий сотрудников сил правопорядка или позволить им замыкаться на цикле «провокация-репрессия».

Неконтактный способ – это воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии путем использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газовых облаков, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль и др.).

В процессе применения таких средств силы правопорядка вытесняют толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно проводится фиксация противозаконных действий (с использованием кино-видеозаписи, фотосъемки), документирование и сбор доказательств виновности нарушителей и их задержание.

Преимущество неконтактного способа состоит в том, что конечный результат достигается меньшими потерями среди гражданского населения и сил правопорядка.

Решение о применении того или иного способа пресечения массовых беспорядков должно приниматься с учетом конкретных условий складывающейся обстановки и наличия необходимого количества сил и средств.

После прекращения массовых беспорядков необходимо организовать усиленное патрулирование силами органов правопорядка, провести разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых по недопущению подобных бесчинств.

Делая вывод по лекции, можно сказать, что большое значение охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности приобретают в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима.

Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, обеспечивая личную безопасность граждан и общественную безопасность, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

Задача 5.1. Дайте определение понятию «социальная группа».

__________________________________________________________________

Задача 5.2. Чем, на ваш взгляд, различаются такие социальные роли, как лидер и руководитель группы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____

Задача 5.3. Охарактеризуйте основные стили руководства коллективом

Авторитарный _______________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Либеральный
Демократический ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________

Задача 5.4. Напишите стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задача 5.5. Используя схему, охарактеризуйте структуру социальной группы.


Задача 5.6. Придумайте эффективные способы предупреждения массовых беспорядков, прекращения паники и распространения слухов в представленных ниже проблемных ситуациях.

а) На встречных путях друг к другу приближаются две непримиримые группировки футбольных фанатов. Они идут по одной из центральных улиц Москвы. Столкновение группировок может привести к жертвам и многочисленным пострадавшим как со стороны конфликтующих «фэнов», так и случайных прохожих;

б) Во время рок-концерта из-за короткого замыкания звукоаппаратуры загорелись декорации. Возник пожар на сцене и в дальнейшем огонь перебросился на боковые стены зрительного зала. В публике, состоявшей преимущественно из несовершеннолетних, возникла паника;

в) Среди членов жилого кооператива муссируются слухи, что их дом в престижном районе центра Москвы будут сносить, а на месте него правительство города планирует построить автостоянку для легковых автомобилей, чтобы «разгрузить» основные дорожные магистрали центра Москвы.

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задача 5.7. Впишите основные признаки организованной преступной группы.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ

Задача 5.8. Малые группы могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными). Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными. Назовите основные различия между ними.

Батальон солдат __________________

Школьный класс __________________

Группа детей, играющих в песочнице __________________

Рабочая бригада __________________

Группа детей, убирающих улицу __________________

Группа туристов, совершающих поездку за границу __________________

Учебный взвод __________________

Учителя, работающие в одной школе __________________

Задача 5.9. Ответьте на вопрос: чем определяется принятие личностью определенной социальной роли и статуса в группе.

Задача 5.10. К какому типу преступной группы относится данная общность людей, совершивших преступления.

В городе участились случаи нападений на коммерческие фирмы с целью завладения ценным имуществом и денежными средствами. Преступления совершались группой лиц, хорошо вооруженных, действующих согласовано и отлажено, быстро и жестоко. Потерпевшие сообщили, что преступники появлялись внезапно и мгновенно исчезали.

____________________________________________________________________

Задача 5.11. По представленному шаблону опишите структуру примитивной преступной группы и охарактеризуйте функции, которые выполняют члены примитивной группы.





_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задача 5.12. Для описания основных явлений, характерных для малых групп, используются понятия: «статус», «роль», «подражание», «коллективизм». Приведенные описания иллюстрируют соответствующие внутригрупповые явления. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь.

Постоянная забота членов коллектива о его
успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.

________________________________________________________________

Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.

__________________________________________________________________

Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.

_______________________________________________________________

Осознанное или неосознанное следование поступкам и действиям других людей.

_________________________________________________________________

Задача 5.13. Проанализируйте фабулу уголовного дела, определите статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется.

Сведения из уголовного дела. Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю «групповой девочкой». Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа «поставила его на счетчик». За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет «опущен». Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив «на стреме» общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей.

Сведения о членах криминальной группы. Сергей Р. - возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до I4 лет, затем - в спецПТУ - до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который «держит» данный микрорайон.

Дима В. - возраст 16 лет, находился на перевоспитании в спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина.

Миша Б. - возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает, бродяжничает, иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей. Следующие два члена преступной группы: Виктор К. - возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, «рвется» в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей - Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, «качает» мышцы. Не курит и не пьет, парень «себе на уме». Что касается Саши Н., то возраст его - 15 лет, и данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Основная литература

1. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

2. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Караяни А.Г., Цветков В.Л., Шевченко В.М. и др. Психология оперативно-разыскной деятельности – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

4. Цветков В.Л. Юридическая психология: учеб. пособие для вузов в схемах и коммент. – М.: Щит-М, 2012.

5. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Актуальные проблемы психологии управления в органах внутренних дел: учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2013.

Дополнительная литература

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов – М. Издательство «Омега-Л», 2011.

2. Еремеев С.Г. Юридическая психология: учеб. пособие - М.: ДГСК МВД России, 2011.

3. Мальцева Т.В., Хрусталева Т.А. Юридическая психология: основные вопросы и проблемы: справ. - М.: МосУ МВД России, 2011.

4. Смирнов В.Н. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Психология» – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

5. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я.Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.


Похожая информация.