Шахматы названия фигур и расстановка. Шахматные часы, шахматная доска, начальная расстановка шахматных фигур.

В шахматы играют на 64-клеточной доске: 8 горизонтальных рядов, пронумерованных цифрами, и 8 вертикальных рядов, обозначенных латинскими буквами от A до H. Поля шахматной доски делятся на черные и белые, они окрашены соответственно в темные или светлые тона. Каждое поле имеет свой адрес — пересечение буквы вертикали и цифры горизонтали. Доска располагается между играющими так, чтобы темное угловое поле было слева от игрока, например, поле А1 для белых, поле H8 для черных.

Правила игры в шахматы. , их начальное положение

В шахматы играют двое, у каждого стартовый набор из 16 фигур, у одного они светлого цвета — белые, у другого они темного цвета — черные. В начале игры у шахматиста следующие фигуры: король, ферзь, 2 слона, 2 коня, 2 ладьи и 8 пешек. Играющий белыми размещает свои фигуры на первых двух горизонталях, черные располагаются на 7 и 8 горизонтали.

Опишу, как расставлять фигуры на примере белых: на вторую горизонталь выставляете свои 8 пешек, по углам ладьи, рядом с ними кони, за ними слоны и уже в центре первой горизонтали стоят ферзь и король. Чтобы не путать на каких центральных полях первой линии стоят ферзь с королем, есть такое правило — ферзь любит свой цвет, то есть если вы играете белыми, то ферзь идет на белое поле D1, если черными, то на черное — D8.


Шахматные фигуры. Слева направо — Король — Ферзь — слон — конь — ладья — пешка

Правила игры в шахматы. Ходы

Ход — это перемещение своей фигуры с поля, где она стоит на другое свободное поле или поле, занятое фигурой соперника. Во втором случае чужая фигура снимается с доски, на ее место ставится своя фигура и это действие называется взятие, или по-простому «съели фигуру». Ходить на поля, где стоит своя фигура, нельзя. Фигуры, за исключением коня, не могут перепрыгивать свои или чужие. Каждая фигура ходит по своим определенным правилам.

Итак, как же ходят фигуры:

Пешка ходит только вперед, если это ее первый ход, то она может сходить на два поля, в дальнейшем она может передвигаться только на 1 клетку. Ест пешка на 1 поле по диагонали, наискосок вперед.

Ход пешкой, следующим ходом — взятие чужой пешки

У пешки есть возможность съесть чужую пешку, если первым ходом пешка соперника проходит поле, остановившись на котором могла быть съедена — это называется взятие на проходе. При взятии на проходе чужая пешка снимается с доски, а ваша ставится на поле, на котором могла быть съедена пешка.


Ход пешкой, а следующим ходом — взятие на проходе

Если пешка достигает последней горизонтали (для белых — это восьмая, для черных — первая), то она превращается в любую другую фигуру, за исключением короля, по желанию играющего. Например, ваша пешка доходит до конца, вы ее снимаете с доски и на это же поле ставите ферзя.

Ладья ходит на любое поле по вертикали или горизонтали (влево — вправо, верх — вниз).


Слон ходит на любое поле по диагонали, при этом если слон изначально стоял на белом поле, то он называется белопольным слоном и он ходит только по светлым полям диагоналей. Аналогично с чернопольным слоном.


Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали.


Король — может ходить только на 1 клетку в любом направлении.


Но он не может ходить на битые поля — это такие поля, на которых может быть съедена ваша фигура следующим ходом соперника.


У короля есть особый ход во взаимодействии с ладьей, он называется рокировка. Если король не двигался с начала игры, то он может рокироваться с ладьей. Король перемещается на 2 клетки в сторону, а ладья становится рядом с ним.


Короткая рокировка


Длинная рокировка

Конь ходит русской заглавной буквой «Г» в любом направлении, то есть на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или две по горизонтали и одну вертикали. Конь — это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать, как свои, так и чужие фигуры.


Правила игры в шахматы. Цель, победа или ничья

Игроки в шахматы делают ходы поочередно, первый ход за белыми. Партия в шахматы продолжается до победы или ничьи. Вы выигрываете, если поставили мат сопернику. Чтобы лучше понять, что такое мат, начнем с рассмотрения понятия шаха.

Шах — это ход, после которого вражеский король оказывается на битом вами поле, то есть под угрозой съедания. Такой ход означает дать (объявить) шах королю. Находящийся под шахом король должен следующим ходом устранить шах, например, отойти на другое поле или защититься от шаха своей фигурой или съесть фигуру, дающую шах.


Шах слоном

Мат — это когда король находится под шахом и не может устранить этот шах, то есть игрок сделавший неотразимый шах, поставил мат сопернику.


Белые ставят мат

Партия заканчивается вничью, если нет возможности поставить мат, например, у одного остался только король, а у второго король и слон или король и конь. Одним конем или слоном мат невозможно поставить, поэтому фиксируется ничья. Если один из игроков поставит Пат, то это тоже считается ничья.


Белые делают ошибочный ход и получается ничья, так как на доске — Пат

Пат — это когда появляется позиция на доске, при которой соперник не может сделать ход. Пат похож на мат, за очень важным исключением, при мате есть шах, а при пате его нет.

Самые распространенные заблуждения относительно правил игры в шахматы можно .

Если Вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, примите к сведению эти 5 полезных советов. Мой дед любил говаривать, что в шахматы предпочитает играть высокоразвитая интеллигенция. Это Вам не “забить козла” или постучать в домино за глотком пенистого пива. На шахматной доске Вы можете реализовать бесчисленное множество комбинаций, еще не известных противнику. Чтобы овладеть шахматной игрой с нулевыми знаниями, необходимо применить на практике перечисленные ниже советы.

  • Для начала Вам необходимо узнать как называется и ходит каждая фигура. Это основа шахматной игры и азы комбинаторного творчества.
  • Шахматная игра представляет собой поле боя, на котором сосредоточены силы партнера. Ваша основная задача- это научиться анализировать ситуацию и моделировать в мозгу все возможные ходы умелого противника.
  • Старайтесь как можно чаще играть с более подготовленным противником. В самом начале возьмите фору в виде ладьи или ферзя. Постепенно фора достигнет более низкого уровня, а Ваша практика и умение достойно проигрывать подарит Вам долгожданную ничью. Да, именно ничью. И только потом уже первую победу.
  • Научитесь разбирать уже сыгранные шахматные партии известных гроссмейстеров и чемпионов мира. Это позволит Вам внедрить в свою технику принципиально новые комбинации.
  • Непрерывно развивайте свою память и аналитические способности. Обретайте смежные знания, которые смогут помочь Вам в эффективной шахматной игре.

Это всего лишь небольшая выжимка, состоящая из пяти полезных советов. А теперь все по порядку.

Что же это за игра — шахматы

Шахматы родились в Индии 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» - это Король, а «Мат» - это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.
Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира в том числе и России.

Для начала стоит сказать, что шахматы представляют собой игру с участием двух человек. Фигуры, которыми они ходят, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов. По 64 квадратам доски поочередно двигаются разные фигуры. Начинается игра с правильной установки доски. Необходимо, чтобы нижнем углу с правой стороны у каждого из игроков был квадрат белого цвета, соответственно, с левой – черного цвета.
Шахматная доска по горизонтали помечена буквами от a до h, в вертикальном направлении – цифрами от 1 до 8. Именно с их помощью осуществляется запись текущей партии.

Герои игры — шахматные фигуры

Король. Это самая важная фигура, но довольно слабая. Если королю поставили мат, значит партия проиграна. Он может ходить на любое соседнее с ним поле лишь на одну клетку. Главной целью игры является поставить короля противника в безвыходное положение и объявить ему мат. Если это вам удалось, тогда вы победили.

Ферзь . Самая сильная фигура. Ее еще зовут королевой. Она ходит, как хочется: и по диагонали, и по вертикали, и по горизонтали, назад и вперед. Королева за один ход может пройти как все шахматное поле, так и одну клетку.

Ладья . Это вторая по силе фигура в шахматах. Она ходит практически так же, как ферзь, но только не по диагонали.

Конь . Это довольно интересная фигура. Он ходит таким образом: 2 клетки назад, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 назад, а также 2 клетки вперед, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 вперед. Конь меняет цвет поля при каждом ходе.

Слон . Эта фигура может ходить лишь по диагонали, назад или вперед. Он ходит по клетками лишь своего цвета, то есть, если конь белый, то по белым, а если черный, то по черным.

Пешка . Самая слабая фигура. Пешка ходит только вперед, и лишь на одну клетку, только с исходной позиции и один раз она может сделать двойной ход (то есть через клетку, к примеру, а2-а4). Но если у пешки получается пройти все поле, то дойдя до последнее клетки на ряду, она может стать любой шахматной фигурой, конечно, кроме короля.

Расстановка фигур в шахматах

Если вы не знаете как расставить шахматы на доске, то почитайте этот абзац. Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

Линии номер 2 и 7 – пешки;
Углы доски – ладьи;
Рядом с ладьями – кони;
Рядом с конями – слоны;
Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
Рядом с ферзем стоит король.




Первый ход в партии достается игроку с белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Смысл игры в шахматы

Когда имеет место начало партии, на обеих сторонах стоит по 16 фигур. Основной целью игры является мат короля противника. Мат в данном случае представляет собой ситуацию, при которой король противника не может уйти от шаха. Такая ситуация имеет место быть лишь тогда, когда вокруг все клетки заняты своими фигурами, либо они расположены под ударом соперника. Также мат возможен, если невозможно закрыться от шаха другой фигурой либо вы сами не можете взять фигуру, которая объявила шах.

Как правильно играть в шахматы?

Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.

Давайте посмотрим на примере:



Справа и слева от белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.

Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.

Есть еще 2 исключения из правил шахмат

  1. Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
  2. Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.

Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.

Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация – это обозначения фигур на доске. Новички и дети, которые хотят всерьез заниматься этой игрой должны обязательно научиться этому. Для описания шахматной партии есть своеобразный шахматный язык. Он довольно прост. Все клетки шахматного поля обозначаются латинской буквой и цифрой. Горизонтали обозначаются цифрами, вертикали – буквами.

Счет ведется от левого поля белых фигур. К примеру: а1, с2, d3, h4,f8. При записи фигуры обозначения делаются сокращенно: королева – Ф, король – Кр, конь – К, слон – С, ладья – Л, пешка – не обозначается.

К примеру: а2-а4 цифра обозначает порядковый номер хода, пешка стала с поля а2 на поле а4.

Можете записывать ход сокращенно, указывая лишь “пункт прибытия”. К примеру: а4.

Ход черных записывается тремя точками перед записью. К примеру: …а5 - черная пешка прошла с а7 на а5.

Взятие фигуры записывается “:”. К примеру: Ф: а7 – ферзь взял пешку а7.

Шахматы: правила игры. Шах и мат.

Чуть ранее было сказано, что главная цель шахматной игры состоит в том, чтобы поставить королю соперника по игре мат. Для этого король должен попасть в шах, однако он может выбраться из него при помощи одного из трех способов:

  • Обеспечить безопасность, уйдя на другой квадрат доски (рокировка в этом случае не допускается);
  • Самому взять фигуру, при помощи которой соперник собирается сделать шах (если это возможно);
  • Защититься от атакующей фигуры другой, своей фигурой.
    При невозможности избежать мата, игра подходит к концу. В этом случае король остается на доске, но партия считается оконченной.

Также, если вы хотите узнать, как играть в шахматы, изучить основные правила, понадобиться знать, в каких случаях объявляется ничья. Существует 5 правил:

  • Если игрок должен ходить следующим, но не может сделать этого из-за положения фигур;
  • Согласие со стороны обоих игроков;
  • Отсутствие достаточного количество фигур на доске, позволяющего поставить противнику мат;
  • Было осуществлено 50 последовательных ходов, однако ни одним из соперников не было сделано ходов пешками, а также взятие пешки либо фигуры противника;
  • Игрок может объявить ничью в том случае, если был трехразовый повтор одинаковых позиций.

СОВЕТЫ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Вышесказанного достаточно, чтобы вы сели играть в шахматы – с другом, с ребенком или же просто с компьютерной программой. Но, чтобы играть успешно, требуется как минимум учитывать кое-что еще.

Во-первых, всегда думайте: почему противник пошел так или иначе? Что он замышляет? Если вы разгадаете его замысел, то с большой вероятностью сумеете найти защиту.

Во-вторых, старайтесь разработать свой план. К примеру, нет смысла просто так ставить «шах», просто чтобы гордо произнести это слово, если соперник легко может защититься от вашего одиночного выпада. А вот если вы начнете атаковать вражеского короля сразу несколькими фигурами вашей «армии», то это будет иметь куда больший эффект.

В-третьих, знайте ценность каждой фигуры. Глупо «съесть» чужую пешку, чтобы тут же потерять своего ферзя. При размене фигур учитывайте их условную цену: конь и слон стоят примерно трех пешек, ладья – шесть, ферзь – девять. Король, как вы понимаете, бесценен.

В-четвертых, стремитесь контролировать центр доски, как минимум центральные четыре клетки. Фигуры в углах и на краях менее поворотливы, они меньше вовлечены в игру. Именно поэтому, кстати, не тяните с вводом в игру значимых фигур – одними пешками инициативу не выиграешь!

В-пятых, помните, что «сдвоенные» пешки (то есть стоящие на одной линии, после того как вы «съели» фигуру противника с помощью одной из них) не могут защищать друг друга. Особенно важно это в конце игры.

В-шестых, всегда думайте о безопасности короля! Как бы уверенно не выглядело положение ваших фигур на доске, все это будет бесполезно, если ваш король окажется под ударом и не сможет его избежать.

И самое главное – получайте удовольствие!

За всё время этот материал просмотрело: 8 758, в том числе сегодня: 12

Краткое содержание шахматных уроков для детей первого года обучения.



УРОК № 1.

Тема: Шахматная доска, шахматные фигуры

История шахмат
Краткая историческая справка о том, где и как появились шахматы.
Шатрандж. Табии. Рокировка. Ход ферзя. Ход слона. Ход пешки.

Слово «шахматы» обозначает содержание и цель шахматного творчества (шах и мат). Оба слова восточного происхождения: шах - царь (угроза), мат - с арабского «умер».


Шахматные фигуры

Король . Главная фигура. В каждом королевстве по одному королю.

Ферзь . Тяжёлая фигура. Относительная ценность ферзя - 9 очков.
У каждого игрока по одному ферзю. Это самая сильная фигура.
Сначала думали, что это искажённое слово «визирь» - первый министр шаха, но потом выяснилось, что оно является переделкой арабского слова «ал-фирзан», что значит «учёный», «мудрец». Немцы и французы называли эту фигуру «дамой», англичане - королевой.
Активный ферзь 10-12 боевых единиц.

Ладья. Тяжёлая фигура. Относительная ценность ладьи - 4,5 очка.
Древнерусское слово. У каждого партнёра по две ладьи.
В Испании, Франции, Германии эту фигуру называли «башня».

В дореволюционной России - «тура».
Активная ладья 6-8 боевых единиц.

Слон. Лёгкая фигура. Относительная ценность слона - 3 очка.
Арабы называли эту фигуру «слон», англичане - «епископ», французы - «шут», немцы - «скороход». В дореволюционной России - «офицер». Каждый игрок имеет по 2 слона.
Активный слон - 4 боевые единицы.

Конь . Лёгкая фигура. Относительная ценность коня - 3 очка.
Общеславянский, специфически русский термин. Это древняя фигура, прыгающая по доске как кузнечик.
Арабы называли эту фигуру «всадник», французы, англичане - «рыцарь», немцы - «скакун». У каждого по 2 коня.
Активный конь - 4 боевые единицы.

Пешка. Относительная ценность пешки - 1 очко.
Русское наименование. У каждого игрока по 8 пешек.
Пешка - пехотинец, рядовой воин, солдат. Любая пешка в течение партии, если ей повезёт, может стать ферзём.
Пешка на 7-й (2-й) горизонтали - до 7 боевых единиц.

Начальное положение фигур
Расположение шахматной доски. Левый нижний угол должен быть чёрным.

ПРАВИЛО : ФЕРЗЬ «ЛЮБИТ» СВОЙ ЦВЕТ.

Порядок игры
Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. Ходы делаются по очереди.

Повторение изучаемой темы
Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме до 2 мин.

Перерыв

10 мин

Практика.

Тренировочные партии. ПРАВИЛО: «ВЗЯЛСЯ - ХОДИ» .



УРОК № 2.

Тема: Шахматная доска

64 поля (клетки) - 32 белых и 32 чёрных. Линии шахматной доски: вертикаль, горизонталь, диагональ. Вертикаль и горизонталь по 8 полей. Диагональ - от 2 до 8 полей.
Упражнения.


Демаркационная линия (граница). Центр состоит из 4-х полей. Расширенный центр.
Фланги: ферзевый и королевский.
Упражнения.

Расположение шахматной доски.

ПРАВИЛО: ЛЕВЫЙ НИЖНИЙ УГОЛ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁРНЫМ.


История с покупкой шахматного стола.

Обозначение шахматных полей
Каждая горизонталь обозначается цифрой. Каждая вертикаль буквой.
Вертикали: a b c d e f g h.
Горизонтали: 1 2 3 4 5 6 7 8.
Диагонали: a3-f8; h1-a8; e1-h4.

Диаграмма - печатное изображение доски (с фигурами и без фигур).
Упражнения.

История со Стейницем

В 1890—1891 годах между чемпионом России Чигориным и Стейницем, проживавшим в то время в Америке, состоялся по телеграфу матч из двух партий. Стейниц, пользовавшийся при передаче шахматных ходов специальным шифром, был однажды арестован нью-йоркской полицией как русский шпион, передававший секретные сведения... Но вскоре он доказал свою невиновность. «...При обыске у известного шахматиста Хотимирского (мастера Ф.И. Дуз-Хотимирского — Сергей Гродзенский) арестовано пятьсот корреспонденций, относящихся к шахматному турниру, принятых полицией за шифрованные письма нелегального характера». (Из-за метки «Преступный шифр», «Утренняя почта», 1906 г., 28 октября). Ему было предложено покинуть Киев в течение 48 часов.


Повторение изучаемой темы
Ответы на вопросы обучающихся по изучаемой теме.
1. Какого цвета поле b4?
2. Какая вертикаль проходит через поле d3?
3. Какая горизонталь проходит через поле f5?
4. Какие диагонали проходят через поле e4?
5. Назвать поля, на которых стоят в начальном положении белый ферзь, чёрный король.
6. Назвать центральные поля (е4, е5, d4, d5).
7. Какие линии шахматной доски одного цвета?


Домашнее задание по изучаемой теме.

Нарисовать шахматную доску в тетради и заштриховать поля карандашом.

Тренироваться быстро и правильно находить названные шахматные поля, как со стороны белых, так и со стороны чёрных.

УРОК № 3.

Тема: Мат королю .

Повторение. Проверка домашнего задания.
2. Линии на шахматной доске.
3. Центр, фланги.

Разминка
Игра ладьи против 5 пешек. Белые: Лh1. Чёрные: пп. а7, в7, с7, d7, e7.


Правила:
1. Ладью надо ставить на ту горизонталь, где находятся пешки.
2. Ладья должна нападать на проходные пешки с тыла.

Задание с ладьёй
1. Обойти ладьёй 64 поля шахматной доски, побывав на каждом поле только один раз.
2. Придумать позиции на двойной удар, когда ладья атакует сразу две неприятельские фигуры.
3. Сколько ходов надо сделать ладьёй, чтобы с поля а1 попасть на g2?


1. Что такое шах?
2. Какие фигуры могут дать шах королю?
3. Какие есть защиты от шаха?
4. Чем отличается шах от мата?

Шахматные задания на мат королю в 1 ход. Примеры.

Во всех позициях белые дают мат в 1 ход


Повторение. Домашнее задание по изучаемой теме. Тренировочные партии.


УРОК № 4.

Тема: Шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Повторение. Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Линии на шахматной доске.
3. Центр, фланги.
4. Расположение шахматной доски.
5. Начальное положение фигур на доске, положение Ферзя.
6. Чем отличается мат от шаха?

Разминка
1. Сколько ходов необходимо пешке для того, чтобы из начального положения превратиться в ферзя?

2. Сколько ходов необходимо Ладье, Слону, Ферзю, Королю, Коню, чтобы добраться из начального положения до последней горизонтали (задание даётся на шахматной доске без фигур).
3. Белый Конь стоит на а1. Сколько ходов кратчайшим путём надо сделать конём, чтобы попасть на: b2, затем на c3 и далее на: d4, e5, f6, g7, h8.
3. От нападения какой фигуры король не может защититься?

Сокращённая запись шахматных фигур.
Кр - король, Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь. Пешка обозначается буквой п или пп (если их много) при записи позиции.

Упражнения на мат королю в 1 ход. Самостоятельная работа на составление задач на мат в 1 ход.

Ход белых Ход чёрных

Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Т ренировочные партии.

УРОК № 5 .
Тема: Мат королю.

Повторение . Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Показать диагональ на шахматной доске, например а3-f8.
3. Показать ферзевый фланг.
4. Как узнать правильное расположение шахматной доски?
5. О какой фигуре говорят, что она «любит свой цвет». Почему?
6. Какие есть защиты от шаха?

Разминка
1. Назвать чёрные поля на пятой горизонтали.
2. Поставить позицию на шахматной доске, чтобы белая пешка d2 имела выбор из четырёх разных ходов.
3. Может ли ладейная пешка «а» оказаться на вертикали «е»? Объяснить.
4. Может ли получиться такое положение в партии, чтобы белые пешки стояли на g2, h2, h3? Объяснить.

Решение задач на мат в 1 ход. «Скрытые батареи ».

Ход чёрных Ход белых Ход белых


Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Тренировочные партии.


УРОК № 6.

Тема: Ничья в шахматной партии.

Повторение . Проверка домашнего задания
1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Как обозначается мат?
3. Как обозначается шах? Двойной шах?
4. Краткая запись шахматных фигур.

Разминка
1. Когда партия заканчивается вничью? Что будет, если чёрный слон пойдёт на с3, на g3?

Ход чёрных

Пат - такое положение, когда у одной из сторон нет ни одного хода, но король не атакован (не находится под шахом).

«Когда никакою шашкою тронуться нельзя и король также не может сойти с места, тогда игра пат» А.Д. Петров («Шахматная игра, приведённая в систематический порядок», 1824).
В случае пата партия считается законченной вничью.

Самостоятельная работа : придумать позиции на «пат» с разными фигурами.

Упражнения

Ход чёрных Ход чёрных 1…Л:g7 . Какой результат? Ход чёрных - ничья


Повторение изучаемой темы. Домашнее задание. Практика .

УРОК № 7.

Тема: Ничья.

Повторение. Проверка домашнего задания.

1. Шахматная нотация (латинские буквы). Определение полей.
2. Придумать позицию на мат королю.
3. Придумать позицию на пат королю.

Упражнения . «Бешеная» фигура .


Во всех позициях ход белых

Упражнения. Вечный шах

Ход чёрных Ход чёрных Белые поторопились 1. b8Ф? (1. Фе3+)

МИРОНОВ А. - КРЮКО В МИТЯ

1988 год (1 год обучения)

Ход чёрных. Ничья

Повторение по изучаемой теме. Домашнее задание. Практика.

УРОК № 8.

Самостоятельная работу по теме «Пат».




УРОК № 9.

Тема: Самостоятельная работа по изученным темам .

Повторение. Проверка домашнего задания

Черепянский Савва


Упражнения для самостоятельной работы

1. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и ферзь, у чёрных - король.
2. Придумать патовую позицию и записать: у белых король и ладья, у чёрных - король.
3. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных - король.

4. Придумать матовую позицию и записать: у белых король и два слона, у чёрных - король.
5. Вечный шах.


Ход белых.

По каким полям белый конь нападает на чёрного короля? Записать решение.

Домашнее задание. Практика.

УРОК № 10.

Тема: Рокировка.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Историческая справка . Для чего нужна рокировка. Короткая (на королевском фланге) и длинная (на ферзевом фланге) рокировки.

Правом рокировки каждая сторона может пользоваться в течение партии лишь один раз.

Короткая рокировка - 0-0. Длинная рокировка - 0-0-0.

Если рокировка сделана с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежнее место и делается ход королём или рокировка в другую сторону. Если ход короля или рокировка в другую сторону невозможны, то ошибка остаётся без последствий.

ПРИМЕРЫ, КОГДА РОКИРОВКА ВОЗМОЖНА

Пример 1

Если король или ладья ещё не двигались.
В данной позиции, если одна ладья уже ходила, а другая нет, то рокировка за белых возможна лишь на королевском фланге (0-0).

Самостоятельная работа на составление шахматных позиций, когда рокировка невозможн а.


Домашнее задание


Практика.

УРОК № 11.

Тема: Рокировка , Упражнения.

Повторение. Проверка домашнего задания.

№ 1



№ 2

№ 3


Практика.

УРОК № 12.

Тема: Пешка. Превращение пешки. Проведение пешки


Повторение
1. Когда рокировка невозможна.
2. Нахождение полей на шахматной доске.
3. Повторение дебютных правил.

Проверка домашнего задания.

Разминка
1. Какое наименьшее число белых пешек нужно, чтобы поставить мат чёрному королю в центре доски?
2. Как быстро пешка е2 дойдёт до 8 горизонтали?
3. Как белая пешка может напасть на двух чёрных коней?
4. Белая пешка а2, чёрная пешка h7. Какая пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали?
5. Сколько можно в шахматной партии иметь Ферзей? Ладей? Слонов? Коней? Королей?


Упражнения
Во всех позиция белые начинают и выигрывают благодаря правильному превращению пешки.

Практика.

Урок № 13.
Тема: Взятие пешки «на проходе».

Повторение. Проверка домашнего задания.

Правило о взятии пешки «на проходе» ведено в практику в конце 15 века.

Какие ходы чёрными пешками можно сделать в ответ на ход белых 1.d2-d4?

Пешка сделала двойной ход, прошла через поле d3, на которое нацелились чёрные пешки. Перебежка под огнём для пешки не всегда безопасна. При желании чёрные могут побить эту пешку, как говорится «на проходе»: снять её с доски, а свою пешку переместить на поле d3, как будто пешка d2 пошла на одно поле.

Как записать ход полной и краткой нотацией?

На проходе может бить только пешка пешку и притом немедленно. Решать надо сразу. Сейчас или никогда! Пешка как бы пробежала поле, которое было на мушке вашего стрелка. Выходит, что обдумывая, брать или не брать «на проходе», шахматист решает особо ответственную задачу.

Упражнения


Пример на взятие пешки «на проходе» из партий детей, занимающихся в «Шахматной школе».

Шахматные позиции на тему «Взятие пешки «на проходе», составленные детьми.

Князев Тимофей (3 разряд) Заяц Андрей (3 разряд) Скорюкин Александр (3 разряд)
1998 год 1998 год 1998 год
Чёрные сыграли 1... d5+ Чёрные сыграли 1... с5+ Чёрные сыграли 1... b5+
Кожаринов Филипп (2 разряд) Савинков Илья (3 разряд)
1998 год 1998 год
Чёрные сыграли 1... g5+ Белые начинают и выигрывают

Практика.


Урок № 14.
Тема: Как правильно провести пешку в ферзи
.

Повторение. Проверка домашнего задания.

Суждения о пешках и пешечных структурах:
Центральная пешка часто бывает весьма эксцентричной.
Отсталая пешка требует самых дорогих лекарств.
Проходная пешка большей частью не имеет права на проход.
Изолированная пешка распространяет уныние на всю доску (защита Тарраша).
Сдвоенная пешка подобная кающемуся грешнику (Испанская партия).
Строенная пешка не верит ни во что доброе на свете.
Пешка, становящаяся ферзём, мстительна, кровожадна и дика.
Гибнущая пешка уверена в победе.
Крайняя пешка подобна провинциалке.
Пешка, напавшая на две фигуры, считает себя самым важным творением природы.
Пешка, оказывавшаяся в гуще борьбы, обычно дрожит всем телом.

Правило : начинать надо с той пешки, напротив которой нет неприятельской, то есть с пешки-кандидата.
1. c5-c6!

Начинают игру белые. 1. g6! (нападение на две пешки) fg 2. h6!

Правило при выборе хода : делать надо тот ход, в котором больше угроз.

Позиция для разыгрывания.


Начинают игры белые. Выигрывает тот, чья пешка быстрее дойдёт до последней горизонтали.

Суждения о пешках.
Пешка, по Филидору - «душа шахматной партии»
По Морфи - главный инструмент победы
По Стейницу - основная причина поражения
По Нимцовичу - тактический козырь в каждой шахматной (партии) баталии.


Высокая награда ожидает пешку, если ей посчастливится добежать до последней горизонтали: скромная пешка превращается в фигуру.

ЧИГОРИН - БЛЕКБЕРН

1898 год


У Чигорина лишние ферзь и ладья. Последовало 45. Фf-d4??

И Чигорин сдался после 45... Ф:a5+ ввиду неизбежного мата:
46. Ла2 Фе1+!

ЛАСКЕР - ЛЮБИТЕЛЬ

Сеанс одновременной игры, 1920 год

1. Лс8+ Л:с8 2.Фа7+! Кр:а7 теперь белые могут взять ладью и превратить свою пешку в любую фигуру. Но в какую?

«Пешка, стремящаяся к продвижению, - это опасный преступник, который недостаточно оставить под наблюдением, а необходимо взять под стражу - блокировать» . А. Нимцович

Конь не может остановить пешку, напавшую на него на 7-й (2-й) горизонтали.
Чемпион мира нашёл комбинацию, главная роль в которой отведена превращению пешки.

Ход белых

К. ШЛЕХТЕР - Ю. ПЕРЛИС

Позиция после 6... С:b1 . В партии чёрные разгадали комбинацию и ответили 7. K:с6 . Упорная защита чёрных привела их к ладейному окончанию, которое закончилось победой Шлехтера.

Вариант из партии, который мог быть после хода чёрных 7... Се4??

Последовало бы 8. Л:а7! Л:а7 9. с7.

Самое красивое окончание из шахматной партии

ОРТУЭТА - САНЦ, 1934 год


Практика.

Любая шахматная партия начинается с одного и того же. Игроки расставляют фигуры на доске и проводят жеребьёвку, кто каким цветом будет играть. Давайте посмотрим, как делается расстановка шахматных фигур на доске.

Поле боя

Игровое поле в шахматах представлет собой квадрат, разделённый на 64 маленьких ячейки, окрашенных в белый и черный цвет. Именно отсюда пошло выражение "в шахматном порядке". Стоит заметить, что называть цвета "белыми и черными" - это скорее дань традиции. изготавливаются из самых разных материалов - дерева, кости, гранита, мрамора, янтаря... Поэтому правильнее будет назвать стороны - светлая и тёмная.

Любительская игра обычно проходит на неразмеченном поле, а вот профессиональные партии записываются. Поэтому для фиксирования ходов игроков используется разметка, аналогичная игре в морской бой. С одной стороны идут цифры от 1 до 8, с другой - латинские буквы от "А" до "Н".

Расстановка шахматных фигур на доске начинается с ячейки А1. С этого угла выстраиваются ряды "белых". Черные фигуры устанавливаются точно напротив. Здесь нужно уточнить. В любительских партиях не суть важно, на какой стороне доски играть. В официальных же матчах выстраиваются точно так, как указывают правила расстановки шахматных фигур.

Рассмотрим все фигуры по отдельности.

Пешка

Простейшая и слабейшая фигура на доске, способная при этом стать любой другой, но только если дойдёт до конца доски. Пешки ходят только по прямой. Они совершают движение на одну клетку вперёд. Исключением является первый ход пешки, стоящей на своей стартовой линии, однако она не может "перепрыгнуть" фигуру, загородившую её дорогу. Бьют пешки исключительно по диагонали на одну клетку.

Расстановка пешек очень проста. Если говорить о профессиональном матче, то белые пешки выстраиваются в строку "2", а черные - в строку "7". Пешки огораживают ваши основные "войска".

Ладья


Для того чтобы расстановка шахматных фигур на доске была правильной, мы начнем размещать фигуры с самого угла доски. В ячейки A1 и A8 ставятся белые ладьи. Другое название - тура, или в простонародье башня. Таким образом они являются своего рода опорами ваших войск по флангам. Ходит и бьёт ладья только по прямой и не способна перепрыгивать через другие фигуры. При правильном использовании эта фигура станет основой вашей обороны.

Конь

Пожалуй, самая универсальная фигура. В умелых руках конь вносит беспорядок в ряды противника. За счет его неожиданных ходов можно заставить соперника сделать грубую ошибку и полностью повернуть исход матча. Не зря же есть крылатое выражение "сделать ход конём". В начале партии кони располагаются на полях, следующими за ладьями. По официальным правилам, это будут ячейки B2 и G2.

К слову, конь - это единственная фигура, способная перепрыгивать другие. То есть в самом начале партии, когда пешки еще загораживают ему дорогу, он может выйти за пределы стана. Конь ходит буквой "Г", то есть чтобы определить место, куда его можно поставить, отсчитайте в нужном направлении по прямой три клетки, а после этого одну вправо или влево.

Слон

Зоопарк продолжается. На самом деле для этой фигуры существует множество названий. В различных странах его называют по разному - шут, бегун, офицер, единственная фигура, которая претерпевала изменения с момента создания шахмат. Изначально она ходила только на две клетки и, как конь, была способна перепрыгивать через фигуры. Сейчас слон ходит на сколько угодно клеток по диагонали, однако не прыгает, а останавливается или бьёт фигуру, до которой дойдёт. Правильная расстановка шахматных фигур предполагает, что слон стоит сразу после коня на ячейках C1 и F1.

Ферзь

Или королева. Называть можно по-разному, но эта фигура является самой ценной на доске, если не считать короля. Ходит ферзь во всех направлениях и является своего рода смесью ладьи и слона. Прыгать через фигуры он не умеет, и, как любят хитрить умеющие играть дети, подкалывая своих друзей, не умеет бить фигуры, мимо которых прошел.

Порядок расстановки шахматных фигур подразумевает, что белый ферзь ставится на клетку D1. Для детей хорошим способом запомнить это является выражение "королева любит свой цвет". Глядя на доску, можно увидеть, что белая королева ставится на белую клетку, а черная - напротив неё, на черную.

Король

Наконец, мы дошли до центральной фигуры в шахматном матче. Король - самая неповоротливая и бесполезная в плане атаки фигура. Хотя иногда и может выступать в роли "подталкивающего" фактора. Он ходит, как и ферзь, во всех направлениях, но только на одну клетку. Есть еще один способ переместить короля, но только в том случае, если он и ладья еще не перемещались и между ними нет других фигур. Рокировка осуществляется за 1 ход в 2 этапа. Сначала ладья справа/слева "доезжает" до короля, затем король перепрыгивает через неё и становится рядом. Получается два варианта:

  1. Король G2, ладья F2.
  2. Король C2, ладья D2.

Расстановка шахматных фигур на доске указывает, что белый король ставится на клетку Е1.

Вот и всё. Мы закончили расставлять белые фигуры на доске. Черные же располагаются на противоположной стороне поля зеркально.


Шахматы в интернете

Пожалуй, это всё, что вам стоит знать о шахматах. Играйте в своё удовольствие и помните, что это не просто настольная игра, а настоящая стратегическая баталия, проверяющая ваш ум, хладнокровие и способность не поддаваться панике в трудных ситуациях.

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.
Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от «А» до «Н». Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали.
Доска во время игры располагается так, что бы у каждого партнера справа находилось белое угловое поле. Если это требование нарушено, возникшая позиция считается невозможной. Игру следует прервать. Исправляется положение доски. Затем на нее переносится создавшаяся позиция. После этого партия продолжается.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед началом игры. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном.В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.
Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходитна любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат — вы победили и партия окончена.


Ферзь. Самая сильная фигура. В народе ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.


Ладья. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.



Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?


Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед (в народе говорят буквой Г).


Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.


Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.




Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример.


При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

В этой статье мы ознакомили вас с основными правилами шахмат, которые нужно знать начинающим. Самих правил намного больше. Ознакомится с ними более подробно, вы можете в другом разделе нашего сайта, для этого нажмите