Аксельрод павел. Аксельрод Павел Борисович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Член марксистской группы «Освобождение труда ». С 1900 один из редакторов газет «Искра » и «Заря ». Впоследствии - один из лидеров партии меньшевиков , идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм .

Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым ) родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ Почепа . По сословному положению - мещанин . Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев », названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова , оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина .

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ » в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община », в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский , Дейч , а также Клеменц . Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно изменялись, становясь из народнических социал-демократическими . Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвящённые в то время преимущественно «рабочему вопросу».

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Аксельрод принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность IV Государственной думы и Государственного совета , высказался за контакт с министрами - делегатами партии, за их отчёт перед ОК. Аксельрод был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП на третью Циммервальдскую конференцию . По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) он выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) объединительный съезд РСДРП заочно избрал его председателем ЦК и главой зарубежного представительства партии.

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921 года. В России до 1999 года письмо было опубликовано лишь однажды - весной 1923 года петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП ещё в 1917 году, поскольку он всегда оставался членом РСДРП и не желал вносить свою лепту во внутрипартийный разлад.

Аксельрод Павел Борисович (1850-1928), российский деятель революционного движения. С нач. 1870-х гг. народник, член кружка «чайковцев». В 1883 один из основателей группы «Освобождение труда». С 1900 член редакции «Искры». С 1903 один из лидеров меньшевизма. Октябрьскую революцию 1917 встретил враждебно; эмигрировал. Один из лидеров 2-го Интернационала.

Аксельрод Павел (Пинхус) Борисович (1850, Черниговская губерния - 16 апреля 1928, Берлин), российский политический деятель; один из основателей российской социал-демократии, видный деятель российского и международного рабочего движения; лидер меньшевиков.

У истоков рабочего движения в России

Еще мальчиком доказал, что воля и самоорганизация - путь к реализации самых смелых желаний. Сын местечкового корчмаря-еврея, получил прекрасное образование (окончил гимназию, юридический лицей, учился в Киевском университете). Много читал. Кумиром юноши стал Ф. Лассаль, именно в это время развернувший в Германии агитацию за единение рабочих, призывая их вступать во Всеобщий германский рабочий союз. Участник первых народнических кружков. В 1874 был арестован за так называемое «хождение в народ», попытку «просветить» крестьян деревни Богдановки в Могилевской губернии. К этому моменту за его плечами - организация одного из первых в России социал-демократических кружков. После побега из-под ареста эмигрировал. В Берлине, а затем в Женеве увлекся идеями, которые отстаивал М. А. Бакунин: верой в глубинную революционность российского крестьянства, его «прирожденную» приверженность социалистическим идеям. В 1879, нелегально вернувшись в Россию, вступил в народническую организацию «Черный передел», для которой разработал программу, стал также редактором одноименного печатного органа.

Летом 1880 вновь в эмиграции, где стал одним из основателей социал-демократической группы «Освобождение труда». Много печатался в австрийских, немецких, российских социал-демократических изданиях. В 1890-е гг. одним из первых подверг критике «экономизм». В 1901 оказал помощь приехавшим из России В. И. , Ю. О. Мартову и А. Н. Потресову в создании общероссийской политической газеты «Искра».

Один из первых отечественных марксистов

Аксельрод наряду с Г. В. Плехановым стал одним из первых российских теоретиков марксизма. Он являлся членом редколлегии « Искры», участником обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902. Он считал, что в России «промышленный пролетариат по своим составным элементам и условиям существования в высокой степени связан еще с деревней», что «задача приобретения русскими социал-демократами приверженцев, прямых или косвенных союзников среди непролетарских классов, решается прежде всего и главным образом характером пропагандистской деятельности в среде самого пролетариата». Ленин в своей работе «Что делать?» (1902) отмечал «замечательную прозорливость» Аксельрода, однако в дальнейшем их пути разошлись, особенно после того как Аксельрод вместе с Плехановым оспорил ленинские предложения по аграрному вопросу, а в дискуссии о членстве в партии поддержал Мартова. Именно Аксельрод в статьях, опубликованных в конце 1903 - начале 1904 в новой «Искре», первым указал на опасность превращения РСДРП в якобинскую, заговорщического типа организацию. В идеях Ленина видел «утопию теократического характера», порожденного отсталостью России, проявление «мелкобуржуазного радикализма», использующего для своих целей борьбу рабочего класса.

Лидер меньшевизма

С момента оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод стал его неформальным лидером. В 1905 выступил противником установления «диктатуры пролетариата и крестьянства» и бойкота выборов в Первую Государственную думу. На третьем Стокгольмском съезде партии (1905) осудил революционный максимализм большевиков, подчеркнув его пагубное воздействие на позицию как либералов, так и буржуазии в целом, приведя к их преждевременному поправению, еще до осуществления политических целей, провозглашенных накануне и на первых этапах русской революции всеми политическими силами, выступавшими против всевластия самодержавия. Позже Аксельрод обосновал ликвидаторство, выдвинув идею всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. На Венской конференции РСДРП в августе 1912 он был избран членом Заграничного секретариата Организационного Комитета РСДРП, которая в отличие от большевистской части партии стала называться РСДРП (объединенная).

С началом Первой мировой войны не скрывал проантантовских настроений, пытался найти объяснение позиции европейских социал-демократических партий, проголосовавших за поддержку собственных правительств, в «вековых традициях патриотизма». В дальнейшем предложил собственный план «интернациональной борьбы за мир»: давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты. Циммервальдская (1915) и Кинтальская (1916) международные социалистические конференции рассматривались им как «частные интернациональные совещания» для преодоления психологических трудностей сближения разобщенных войной социалистических партий и предупреждения проникновения «ленинской пропаганды раскола» в западноевропейскую социал-демократию, за что Ленин назвал его «лидером русских каутскианцев». В борьбе с ленинской идеей превращения войны империалистической в гражданскую добился вместе с Мартовым и другими ключевой для циммервальдского большинства формулировки о необходимости достижения «всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций».

Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путем (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин, Зиновьев и др. В одном из первых интервью подчеркнул, что «нынешняя революция не является чисто пролетарской, но также и буржуазной», а потому «вредно требовать свержения буржуазного правительства», Временное правительство нуждается в поддержке «при широком участии представителей пролетариата во всех отраслях общественной и государственной деятельности и повседневной органической работе над демократизацией всех областей национальной жизни». В пределах, «определяемых буржуазным характером революции», эта поддержка «явится взаимной поддержкой буржуазии и пролетариата и совместной чисткой авгиевых конюшен низвергнутого царизма». Вхождение социалистов в правительство считал «принципиально нежелательным».

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность Госдумы и Госсовета, высказался за контакт с министрами - делегатами партии, за их отчет перед ОК. Был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП(о) на третью Циммервальдскую конференцию. По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) съезд РСДРП(о) заочно избрал его председателем партии и главой ее зарубежного представительства.

Отношение к Октябрьскому перевороту

Приход к власти большевиков в октябре 1917 Аксельрод осудил резко и бескомпромиссно. Уже с лета 1918 открыто заявлял о вырождении «диктатуры пролетариата» в контрреволюцию и считал «большевистский переворот» «колоссальным преступлением и ничем иным». От этой своей оценки не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранном на Чрезвычайном съезде РСДРП(о) в декабре 1917.

По замечанию Аксельрода, вытекавшая из всех теоретических построений официальных меньшевистских лидеров, равно как и их западноевропейских единомышленников, оценка большевистской диктатуры служила «теоретической базой для санкционирования большевистского режима». Он категорически возражал против объявления происшедшего в России «шагом вперед в общественном развитии», отнесения «к историческому активу» большевиков завоеваний «в области эмансипации России от империалистической опеки, свержения господства имущих классов и радикального устранения пережитков крепостничества» и считал, что, насильственно прервав революционное развитие страны, они отбросили ее «назад - в экономическом отношении чуть не в середину прошлого века, а политическом - частью ко временам Петра Великого, а отчасти - Ивана Грозного».

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921. В России до 1999 письмо было опубликовано лишь однажды - весной 1923 петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало первостепенным событием не только для российской, но и международной социал-демократии.

Старый, больной, но чрезвычайно мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался своеобразным нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить, как это иногда делают, к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП еще в 1917, поскольку он всегда оставался членом РСДРП (одним из основателей), не желая вносить свою лепту во внутрипартийный разлад. К сожалению, произведения Аксельрода в России за последние без малого 80 лет ни разу не публиковались. Нет на русском языке и ни одной посвященной ему работы.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Па́вел Бори́сович Аксельро́д ( или , Почеп , Мглинского уезда , Черниговской губернии - 16 апреля , Берлин) - российский социал-демократ .

Детство и юность

Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым ) родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ Почепа . По сословному положению - мещанин . Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.

Народнический период революционной деятельности (1872-1883)

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Павел Борисович Аксельрод

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев» , названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова , оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина .

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община» , в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский , Дейч , а также Клеменц . Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно изменялись, становясь из народнических социал-демократическими . Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвящённые в то время преимущественно «рабочему вопросу».

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Аксельрод принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность IV Государственной думы и Государственного совета , высказался за контакт с министрами - делегатами партии, за их отчёт перед ОК. Аксельрод был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП на третью Циммервальдскую конференцию . По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) он выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) объединительный съезд РСДРП заочно избрал его председателем ЦК и главой зарубежного представительства партии.

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921 года. В России до 1999 года письмо было опубликовано лишь однажды - весной 1923 года петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП ещё в 1917 году, поскольку он всегда оставался членом РСДРП и не желал вносить свою лепту во внутрипартийный разлад.

Сочинения

Воспоминания

  • Аксельрод П. Б. Пережитое и передуманное. - Берлин, 1923. - 236 с. (; )

Основные статьи и книги

Приводятся в хронологическом порядке.

  • Аксельрод П. Б. Итоги социал-демократической партии в Германии. // Община. 1878-1879. № 1-9.
  • Аксельрод П. Б. Переходный момент нашей партии. // Община. 1879. № 9.
  • Аксельрод П. Б. Trade Unions. // Слово. 1879. № 1-2.
  • Аксельрод П. Б. Письма о рабочем движении. (Письмо 1-15) // Вольное слово. 1881-1882.
  • Аксельрод П. Б. Хроники рабочего движения. (№ 1-12) // Вольное слово. 1881-1882.
  • Аксельрод П. Б. Все для народа и посредством народа. // Вольное слово. 1881. № 19 (19 октября/1 ноября). (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. - М ., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. О задачах еврейской социалистической интеллигенции. (См. в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. - М ., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Учение Джорджа. // Дело. 1883. № IX-X. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. - М ., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Социализм и мелкая буржуазия. // Вестник «Народной воли». 1883. № 1. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. - М ., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Рабочее движение и социал-демократия. - Женева, 1885.
  • Аксельрод П. Б. Рабочее движение в начале 60-х годов и теперь. // Социал-демократ. 1888.
  • Аксельрод П. Б. Политическая роль социальной демократии и последние выборы в германский рейхстаг. // Социал-демократ. Кн. 1-4. 1890-92.
  • Аксельрод П. Б. Письма к русским рабочим об освбодительном движении пролетариата (Письмо первое: Задачи рабочей интеллигенции в России). // Социалист. 1889. № 1. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. - М ., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Рабочий класс и революционное движение в России. - СПб. , 1907.

Сборники

  • Из архива П. Б. Аксельрода. 1881-1896 гг. - Берлин., 1924. ()
  • Письма П. Аксельрода к Ю. Мартову. - Берлин, 1924.
  • Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода. Т. 1-2. - М .-Пг. , 1925.
  • Die russische Revolution und sozialistische Internationale. Aus dem literaturishen Nachlass von P. B. Axelrod. - Jena, 1932.
  • Из архива П. Б. Аксельрода. Вып. 1: 1880-1892 гг. - М ., 2006.

Напишите отзыв о статье "Аксельрод, Павел Борисович"

Литература

Библиография

  • Группа «Освобождение труда». Библиография за 50 лет. - М ., 1934.
  • Бургина А. М. Социал-демократическая меньшевистская литература: Библ. ук. Стэнфорд, 1968.

Литература 1910-х - 1930-х годов

  • Бернштейн Э. Павел Аксельрод - интернационалист. // Социалистический вестник. 1925. № 15-16.
  • Каутский К. Что нам дал Аксельрод // Социалистический вестник. 1925. № 15/16.
  • Потресов А. Н. П. Б. Аксельрод (45 лет общественной деятельности). - СПб. , 1914.
  • Памяти П. Б. Аксельрода. // Социалистический Вестник, 1928, № 8/9.
  • Церетели И. Г. П. Б. Аксельрод. // Социалистический Вестник, 1928, № 8/9.

Современная литература

  • Asher A. Pavel Axelrod and the Development of Menshevism. - Cambridge-Mass., 1972.
  • Максимова Т. О. Аксельрод. // Политические деятели России, 1917: Биографический словарь. - М ., 1993.
  • Ненароков А. П. Последняя эмиграция Павла Аксельрода. - М ., 2001.
  • Розенталь И. С. Аксельрод. // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. - М ., 1996.
  • Райхцаум А. А. Аксельрод. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. - М ., 1994.
  • Савельев П. Ю. П. Б. Аксельрод. // Общественная мысль России XVIII - начала XX века. Энциклопедия. - М ., 2005.
  • Савельев П. Ю. П. Б. Аксельрод: человек и политик (1849? - 1928) // Новая и новейшая история. - 1998. № 2, 3.

Архивные фонды

  • Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонд 1770 (П. Б. Аксельрод), 1 оп., 13 ед. хр., 1891-1917 годы.
  • Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Фонд 361 (П. Б. Аксельрод), 1 оп, 36 ед. хр., 1876-1927 годы.
  • (Амстердам). Pavel Borisovič Aksel’rod Papers. (1858, 1870), 1879-1929.
  • Archives. Коллекция Б. И. Николаевского .

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Аксельрод, Павел Борисович

Я не одобряла измену, но также, никак не могла уважать и женщин, которые не знали (да и не желали знать!) дальше того, что находилось за стенами их родной Венеции. Наверняка, это говорила во мне моя флорентийская кровь, но я абсолютно не выносила невежество! И люди, которые имели неограниченные возможности, чтобы ЗНАТЬ, но не хотели, у меня вызывали только лишь неприязнь.
Но вернёмся в мою любимую Венецию, которая, как мне было известно, должна была в этот вечер готовиться к своему обычному ежегодному празднеству...
Очень легко, без каких-либо особых усилий, я появилась на главной площади города.
Всё вроде бы было как прежде, но на этот раз, хоть и украшенная по-старому, Венеция почти пустовала. Я шла вдоль одиноких каналов не в силах поверить своим глазам!.. Было ещё не поздно, и обычно в такое время город ещё шумел, как встревоженный улей, предвкушая любимый праздник. Но в тот вечер красавица Венеция пустовала... Я не могла понять, куда же подевались все счастливые лица?.. Что произошло с моим прекрасным городом за те короткие несколько лет???
Медленно идя по пустынной набережной, я вдыхала такой знакомый, тёплый и мягкий, солоноватый воздух, не в силах удержать текущих по щекам одновременно счастливых и печальных слёз... Это был мой дом!.. Мой по-настоящему родной и любимый город. Венеция навсегда осталась МОИМ городом!.. Я любила её богатую красоту, её высокую культуру... Её мосты и гондолы... И даже просто её необычность, делая её единственным в своём роде городом, когда-то построенным на Земле.
Вечер был очень приятным и тихим. Ласковые волны, что-то тихо нашёптывая, лениво плескались о каменные порталы... И плавно раскачивая нарядные гондолы, убегали обратно в море, унося с собою осыпавшиеся лепестки роз, которые, уплывая дальше, становились похожими на алые капли крови, кем-то щедро разбрызганные по зеркальной воде.
Неожиданно, из моих печально-счастливых грёз меня вырвал очень знакомый голос:
– Не может такого быть!!! Изидора?! Неужели это и правда ты?!..
Наш добрый старый друг, Франческо Ринальди, стоял, остолбенело меня разглядывая, будто прямо перед ним неожиданно появился знакомый призрак... Видимо никак не решаясь поверить, что это по-настоящему была я.
– Бог мой, откуда же ты?! Мы думали, что ты давным-давно погибла! Как же тебе удалось спастись? Неужели тебя отпустили?!..
– Нет, меня не отпустили, мой дорогой Франческо, – грустно покачав головой, ответила я. – И мне, к сожалению, не удалось спастись... Я просто пришла проститься...
– Но, как же так? Ты ведь здесь? И совершенно свободна? А где же мой друг?! Где Джироламо? Я так давно его не видел и так по нему скучал!..
– Джироламо больше нет, дорогой Франческо... Так же как нет больше и отца...
Было ли причиной то, что Франческо являлся другом из нашего счастливого «прошлого», или просто я дико устала от бесконечного одиночества, но, говоря именно ему о том ужасе, который сотворил с нами Папа, мне стало вдруг нечеловечески больно... И тут меня наконец-то прорвало!.. Слёзы хлынули водопадом горечи, сметая стеснения и гордость, и оставляя только лишь жажду защиты и боль потерь... Спрятавшись на его тёплой груди, я рыдала, словно потерянное дитя, искавшее дружескую поддержку...
– Успокойся, мой милый друг... Ну что ты! Пожалуйста, успокойся...
Франческо гладил мою уставшую голову, как когда-то давно это делал отец, желая успокоить. Боль жгла, снова безжалостно швыряя в прошлое, которого нельзя было вернуть, и которое больше не существовало, так как не было больше на Земле людей, создававших это чудесное прошлое....
– Мой дом всегда был и твоим домом, Изидора. Тебя нужно куда-то спрятать! Пойдём к нам! Мы сделаем всё, что сможем. Пожалуйста, пойдём к нам!.. У нас ты будешь в безопасности!
Они были чудесными людьми – его семья... И я знала, что если только я соглашусь, они сделают всё, чтобы меня укрыть. Даже если за это им самим будет угрожать опасность. И на коротенькое мгновение мне так дико вдруг захотелось остаться!.. Но я прекрасно знала, что этого не случится, что я прямо сейчас уйду... И чтобы не давать себе напрасных надежд, тут же грустно сказала:
– Анна осталась в лапах «святейшего» Папы... Думаю, ты понимаешь, что это значит. А она теперь осталась у меня одна... Прости, Франческо.
И вспомнив уже о другом, спросила:
– Не скажешь ли, мой друг, что происходит в городе? Что стало с праздником? Или наша Венеция, как и всё остальное, тоже стала другой?..
– Инквизиция, Изидора... Будь она проклята! Это всё инквизиция...
– ?!..
– Да, милый друг, она подобралась даже сюда... И что самое страшное, многие люди на это попались. Видимо для злых и ничтожных нужно такое же «злобное и ничтожное», чтобы открылось всё то, что они скрывали множество лет. Инквизиция стала страшным инструментом человеческой мести, зависти, лжи, жадности и злобы!.. Ты даже не представляешь, мой друг, как низко могут пасть вроде бы самые нормальные люди!.. Братья клевещут на неугодных братьев... дети на постаревших отцов, желая поскорее от них избавиться... завистливые соседи на соседей... Это ужасно! Никто не защищён сегодня от прихода «святых отцов»... Это так страшно, Изидора! Стоит лишь сказать на кого-либо, что он еретик, и ты уже никогда не увидишь более этого человека. Истинное сумасшествие... которое открывает в людях самое низкое и плохое... Как же с этим жить, Изидора?
Франческо стоял, ссутулившись, будто самая тяжёлая ноша давила на него горой, не позволяя распрямиться. Я знала его очень давно, и знала, как непросто было сломить этого честного, отважного человека. Но тогдашняя жизнь горбила его, превращая в растерянного, не понимавшего такой людской подлости и низости человека, в разочарованного, стареющего Франческо... И вот теперь, глядя на своего доброго старого друга, я поняла, что была права, решив забыть свою личную жизнь, отдавая её за гибель «святого» чудовища, топтавшего жизни других, хороших и чистых людей. Было лишь несказанно горько, что находились низкие и подлые «человеки», радовавшиеся (!!!) приходу Инквизиции. И чужая боль не задевала их чёрствые сердца, скорее наоборот – они сами, без зазрения совести, пользовались лапами Инквизиции, чтобы уничтожать ничем не повинных, добрых людей! Как же далека ещё была наша Земля от того счастливого дня, когда Человек будет чистым и гордым!.. Когда его сердце не поддастся подлости и злу... Когда на Земле будет жить Свет, Искренность и Любовь. Да, прав был Север – Земля была ещё слишком злой, глупой и несовершенной. Но я верила всей душой, что когда-нибудь она станет мудрой и очень доброй... только пройдёт для этого ещё очень много лет. А пока тем, кто её любил, предстояло за неё бороться. Забывая себя, своих родных... И не жалея свою единственную и очень дорогую для каждого земную Жизнь. Забывшись, я даже не заметила, что Франческо очень внимательно наблюдал за мной, будто желал понять, удастся ли ему уговорить меня остаться. Но глубокая грусть в его печальных серых глазах говорила мне – он понял... И крепко обняв его в последний раз, я начала прощаться...
– Мы всегда будем тебя помнить, милая. И нам всегда будет тебя не хватать. И Джироламо... И твоего доброго отца. Они были чудесными, чистыми людьми. И надеюсь, другая жизнь окажется для них более безопасной и доброй. Береги себя, Изидора... Как бы смешно это не звучало. Постарайтесь уйти от него, если сможете. Вместе с Анной...
Кивнув ему напоследок, я быстро пошла по набережной, чтобы не показать, как больно ранило меня это прощание, и как зверски болела моя израненная душа...
Сев на парапет, я погрузилась в печальные думы... Окружающий меня мир был совершенно другим – в нём не было того радостного, открытого счастья, которое освещало всю нашу прошедшую жизнь. Неужели же люди не понимали, что они сами своими руками уничтожали нашу чудесную планету, заполняя её ядом зависти, ненависти и злости?.. Что предавая других, они погружали в «чёрное» свою бессмертную душу, не оставляя ей пути в спасение!.. Правы были Волхвы, говоря, что Земля не готова... Но это не означало, что за неё не надо было бороться! Что надо было просто сидеть, сложа руки и ждать, пока она сама когда-нибудь «повзрослеет»!.. Мы ведь не оставляем дитя, чтобы оно само искало пути в свою зрелость?.. Как же можно было оставить нашу большую Землю, не указав пути, и надеясь, что ей самой почему-то посчастливится выжить?!..
Совершенно не заметив, сколько времени прошло в раздумьях, я очень удивилась, видя, что на улице вечерело. Пора было возвращаться. Моя давняя мечта увидеть Венецию и свой родной дом, сейчас не казалась такой уж правильной... Это больше не доставляло счастья, скорее даже наоборот – видя свой родной город таким «другим», я чувствовала в душе только горечь разочарования, и ничего более. Ещё раз взглянув на такой знакомый и когда-то любимый пейзаж, я закрыла глаза и «ушла», прекрасно понимая, что не увижу всё это уже никогда...
Караффа сидел у окна в «моей» комнате, полностью углубившись в какие-то свои невесёлые мысли, ничего не слыша и не замечая вокруг... Я так неожиданно появилась прямо перед его «священным» взором, что Папа резко вздрогнул, но тут же собрался и на удивление спокойно спросил:
– Ну и где же вы гуляли, мадонна?
Его голос и взгляд выражали странное безразличие, будто Папу более не волновало, чем я занимаюсь и куда хожу. Меня это тут же насторожило. Я довольно неплохо знала Караффу (полностью его не знал, думаю, никто) и такое странное его спокойствие, по моему понятию, ничего хорошего не предвещало.
– Я ходила в Венецию, ваше святейшество, чтобы проститься... – так же спокойно ответила я.
– И это доставило вам удовольствие?
– Нет, ваше святейшество. Она уже не такая, какой была... какую я помню.
– Вот видите, Изидора, даже города меняются за такое короткое время, не только люди... Да и государства, наверное, если присмотреться. А разве же могу не меняться я?..
Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
– Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.
– О, это была всего лишь надежда, дорогая моя Изидора!.. Глупая, пустая надежда, которая развеялась так же легко, как дым...
Я терпеливо ждала, что он продолжит, но Караффа молчал, снова погрузившись в какие-то свом невесёлые думы.
– Простите, Ваше святейшество, знаете ли вы, что стало с Анной? Почему она покинула монастырь? – почти не надеясь на ответ, всё же спросила я.
Караффа кивнул.
– Она идёт сюда.
– Но почему?!. – моя душа застыла, чувствуя нехорошее.
– Она идёт, чтобы спасти вас, – спокойно произнёс Караффа.
– ?!!..
– Она нужна мне здесь, Изидора. Но для того, чтобы её отпустили из Мэтэоры, нужно было её желание. Вот я и помог ей «решить».
– Зачем Анна понадобилась вам, ваше святейшество?! Вы ведь хотели, чтобы она училась там, не так ли? Зачем же было тогда вообще увозить её в Мэтэору?..
– Жизнь уходит, мадонна... Ничто не стоит на месте. Особенно Жизнь... Анна не поможет мне в том, в чём я так сильно нуждаюсь... даже если она проучится там сотню лет. Мне нужны вы, мадонна. Именно ваша помощь... И я знаю, что мне не удастся вас просто так уговорить.
Вот оно и пришло... Самое страшное. Мне не хватило времени, чтобы убить Караффу!.. И следующей в его страшном «списке» стала моя бедная дочь... Моя смелая, милая Анна... Всего на коротенькое мгновение мне вдруг приоткрылась наша страдальческая судьба... и она казалась ужасной...

Посидев молча ещё какое-то время в «моих» покоях, Караффа поднялся, и, уже собравшись уходить, совершенно спокойно произнёс:
– Я сообщу Вам, когда Ваша дочь появится здесь, мадонна. Думаю, это будет очень скоро. – И светски поклонившись, удалился.
А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
– Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
– Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
– Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...

1850-1928), политический деятель, публицист. С начала 1870-х гг. народник, член кружка "чайковцев" в Киеве. В начале 1880 глава "Черного передела". С 1883 член группы "Освобождение труда". С 1903 один из лидеров меньшевиков. После октября 1917 выступал против большевиков. Мемуары "Пережитое и передуманное" (1923).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКСЕЛЬРОД Павел Борисович

(1850-1928) Полит. деятель. Участник народнического движения. С 1879 входил в группу «Черный передел», возглавил группу после отъезда за границу Г.В.Плеханова. В 1883 один из основателей марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 член редколлегии с.-д. газ. "Искра" (также В.Ленин, В.Засулич, Ю.Мартов, Г.Плеханов, А.Потресов), издававшейся в Лейпциге. С 1903 один из лидеров меньшевизма. В 1908-11 ред. газ. «Голос социал-демократа», с 1911 сотрудничал в ж. «Наша заря», с 1913 – в газ. «Живая жизнь». С дореволюционных времен подолгу жил в эмиграции. В 1917 вернулся в Россию, избран пред. ЦК РСДРП (меньшевиков). Осудил Октябрьский переворот, жил в эмиграции, с 1920 идеолог правого течения в зарубежном меньшевизме. Автор работ по актуальным проблемам и истории рев. движения, в т.ч. кн. «Рабочий класс и рев. движение в России» (1907). Кн. воспоминаний «Пережитое и передуманное» (1923).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аксельрод, Павел Борисович, один из старейших деятелей русского революционного движения. В 1870-х годах принимал деятельное участие в народническом движении, а после распадения в 1879 году общества ""Земля и Воля"" на ""Народную Волю"" и ""Черный Передел"" примкнул к ""чернопередельцам"". Еще раньше А. бывал за границей, приобрел большие познания по истории социалистического движения на западе и принимал участие в журнале ""Община"". В начале 1880-х годов А. поселился за границей и помещал статьи в журнале ""Вольное Слово"". В 1883 году он вместе с Плехановым и другими лицами образовал первую социал-демократическую группу ""Освобождение труда"" и с тех пор работал непрерывно в рядах русской социал-демократии. А. принадлежит к так называемым ""меньшевикам"" и является сторонником блока революционных и оппозиционных сил для достижения в России ближайших политических целей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1850-1928). Участник российского революционного движения. С начала 70-х гг.- народник, участник кружка "чайковцев". Осенью 1874 г. эмигрировал за границу. Вернувшись нелегально в Россию, в 1878 - 1879 г.г. принимает энергичное участие в восстановлении деятельности "Южнорусского рабочего Союза". После раскола партии "Земля и Воля" на "Народную Волю" и "Черный передел" Аксельрод примыкает к чернопередельцам. В 1883 г. вместе с Плехановым, Засулич, Дейчем и Игнатовым основывает первую русскую социал-демократическую организацию, группу "Освобождение труда". С 1900 г. - один из редакторов первых русских социал-демократических газет "Искра" и "Заря". Принимает активное участие в подготовительных работах по созыву II съезда РСДРП. На II съезде партии в 1903 г. Аксельрод примыкает к меньшевикам и в ряде статей в новой "Искре" дает принципиальное обоснование меньшевизма. В годы революции 1905-1907 Аксельрод выдвигает оппортунистическую идею созыва "рабочего съезда" и организации широкой рабочей партии. С наступлением реакции он возглавляет "ликвидаторское течение" в социал-демократической партии. Во время мировой войны Аксельрод занял оборонческую позицию, хотя и принимал участие в Циммервальдской конференции. После Февральской революции 1917 г.- член Исполкома Петроградского Совета, активно поддерживал Временное правительство. Октябрьскую революцию встретил с нескрываемой враждебностью. Вновь эмигрировав заграницу, поднимает кампанию против Советской России и диктатуры пролетариата.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аксельрод, Павел (Пинхус) Борисович

Род. 1850, ум. 1928. Политический деятель, стоял у истоков российской социал-демократии и рабочего движения в России, лидер партии меньшевиков. Участник первых кружков "народников", организатор одного из первых в России социал-демократического кружка. В 1874 был арестован, бежал из-под ареста в Германию, затем в Швейцарию, где примкнул к бакунинцам. В 1879 г. нелегально вернулся в Россию. Участник народнической организации "Черный передел", автор ее политической программы, редактор газеты "Черный передел". С лета 1880 снова в эмиграции, один из основателей социал-демократической группы "Освобождение труда". Один из первых российских теоретиков марксизма, член редакционной коллегии ленинской "Искры", участник обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902 г., соратник Ленина. После 1902 г. пути А. и Ленина расходятся (в результате критики А. ленинских предложений по аграрному вопросу и его позиции по вопросу о членстве в партии). После оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод становится его неформальным лидером. С 1905 г. выступает как противник установления "диктатуры пролетариата и крестьянства" и бойкота выборов в Первую Государственную думу. Автор идеи всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. В августе 1912, на Венской конференции РСДРП, был избран членом Заграничного секретариата Организационного Комитета РСДРП (объединенной). В Первую мировую войну занял проантантовскую позицию, выдвинул т. наз. план "интернациональной борьбы за мир" (давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты). Противник (вместе с Мартовым и др.) ленинской идеи превращения империалистической войны в гражданскую. Добился формулировки о необходимости "всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций". Февральскую революцию встретил в эмиграции в Швейцарии, в мае вернулся в Россию и был избран майской Всероссийской конференцией РСДРП(о) членом Организационного комитета (ОК). На первом же заседании ОК А. избрали председателем. Был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП(о) на третью Циммервальдскую конференцию. В начале августа выехал за границу для подготовки к созыву конференции и больше в Россию не вернулся. В 1917 г. был заочно избран августовским съездом РСДРП(о) председателем партии и главой ее зарубежного представительства. Резко осудил приход к власти большевиков в октябре 1917 г., считая его "колоссальным преступлением и ничем иным".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аксельрод, Павел Борисович

(род. 1850) - с.-д. меньшевик; сын еврея-корчмаря. С раннего возраста А. зарабатывал средства к существованию. Первой литературной работой А. была статья о положении еврейской бедноты в " Могилевских Губ. Ведомостях". 16 лет А. познакомился с сочинениями Лассаля, оказавшими на него сильное влияние. Поступив в Киевский ун-тет, А. начал пропаганду в рабочей среде, но в 1874 созданный им кружок был разгромлен полицией, сам А., работавший уже среди крестьян Могилевский губ., задержан, привлечен к дознанию, но бежал за границу. В Женеве А. примкнул к кружку "бакунистов", по поручению кружка ездил в Россию для того, чтобы завязать связи (1875). После возвращения в Швейцарию, А. сотрудничает в органе бакунистов "Работник" (1876) и редактирует основанный им журнал "Община", где пишет о германской соц.-демократии. В 1879 А. приехал в Россию и после раскола "Земли и Воли" примкнул к "Черному Переделу"; полицейские преследования заставили его в 1880 опять уехать в Женеву. Здесь он сотрудничал в "Вольном Слове", выступал на Международном конгрессе в Хуре (под именем Александровича). Эволюционируя от анархизма бакунистов к марксизму, А. вместе с Плехановым, Л. Дейчем, И. Игнатовым и В. Засулич основывает первую группу русских с.-д. (группа "Освобождение труда "). Первые с.-д. литературные выступления А. направлены против народничества ("Рабочее движение и социал-демократия", 1885; "Письма к русским рабочим об освободительном движении пролетариата", 1889; статьи в сб. "Социал-Демократ", в газете "Рабочий", в американской рабочей газете "Знамя" и др.). С 1890 А. сотрудничает в журн. "Социал-Демократ"; в 1895-96 входит в "Союз русских социал-демократов". С появлением в 90-х гг. "экономизма ", А. выступает его противником. При переиздании известной брошюры Кремера "Об агитации" (1896) А. пишет к ней предисловие, сотрудничает в журн. "Работник", а в брошюрах "Историческое положение и взаимное отношение либеральной и соц. демократии" и "По вопросу о современных задачах и тактике русских социал-демократов" наиболее полно формулирует свою позицию в борьбе с "экономизмом". В этих брошюрах, наряду с верными, с точки зрения революционного марксизма, положениями, замечается некоторое приукрашивание и преувеличение роли либералов. По мнению А., "значительная часть" "высших классов" в России "заражена разрушительными (т. е. революционными) стремлениями"; их легальные организации, якобы, "заключают в себе огромную революционную силу"; в то же время российский пролетариат, будто бы, "не в состоянии возвыситься до роли сознательной революционной силы без прямой или косвенной поддержки буржуазии" и т. п. С 1900 А., вместе с Лениным, Плехановым, Мартовым, Потресовым и В. Засулич, входит в состав редакции "Искры". На 2 съезде РСДРП (Лондон, 1903) А. выступает сторонником оппортунистической (Мартовской) редакции § 1 "Устава", отвергая ленинскую редакцию этого §, как закрывающую двери в партию для "людей, хотя бы и не могущих быть принятыми непосредственно в организацию, но являющихся, тем не менее, членами партии". Как пример таких людей А. приводит "профессора, который считает себя соц.-дем. и заявляет об этом". Невыбранный съездом в число редакторов "Искры", А., однако, вскоре (после разрыва с Лениным) был кооптирован Плехановым, вместе с другими членами редакции старого состава. В новой "Искре" А. первый выступил с наиболее принципиальным обоснованием раскола ("Объединение российской социал-демократии и ее задачи" и "Общереволюционные и пролетарские тенденции в нашем движении" в №№ 55, 57, и др. фельетоны). По мнению автора, РСДРП является "партией революционной интеллигенции, опирающейся на пролетариат". Организация революционеров-профессионалов имеет тенденцию к превращению в "якобинский клуб, т. е. организацию революционно-демократических элементов буржуазии, ведущую за собою... наиболее активные слои пролетариата". Партия до сих пор воспитывала пролетариат только "в общереволюционном, а не социально-пролетарском духе". "Классовую борьбу" "со всем буржуазным строем" с.-д. практика почти что игнорирует и фактически исчерпывается одной только "борьбой с самодержавием", "связанной с пролетарским учением лишь общедемократической фразеологией". "Политической работы в социалистическом смысле не видать и не слыхать", "Необходимо реформировать нашу практику в принципиально-пролетарском смысле". Это нелепое противопоставление "общереволюционной"и "специально-пролетарской" практики, выдвинутое в момент, когда в порядке дня стояла революция против царизма, послужило меньшевизму ширмой для принижения революционных задач пролетариата в буржуазно-демократической революции. Осенью 1904 А. выдвигает (от имени редакции новой "Искры") "план" участия соц.-демократов в земской кампании, начавшейся в период министерства Святополк-Мирского. Критикуя демонстрации, направленные прямо против царизма, как "низший тип" классовой борьбы, "план" А. рекомендует "высший тип" демонстраций - перед земскими собраниями. Цель этих демонстраций - заставить буржуазных либералов "выступать от имени народа" (другими словами, передать гегемонию в революции либералам). При этом демонстранты должны остерегаться привести либералов в состояние "панического страха", ведя себя мирно и прилично. Логическим выводом из этих положений было отрицание меньшевиками необходимости для с.-д., в случае победы революции, участвовать во временном революционном правительстве; буржуазной революцией должна руководить буржуазия, а не пролетариат. В дальнейшем А. становится главным выразителем тактики меньшевизма. На 4-м (объединительном) Съезде РСДРП (Стокгольм, 1906) А. выступил с программным докладом о тактике по отношению к Гос. думе (издан отдельной брошюрой "Две тактики", СПб, 1906), защищая идею "политического сотрудничества пролетариата и буржуазии в абсолютистской России". "Главная тактическая задача" состоит в сочетании "дела развития классового самосознания и политического объединения рабочих масс" с этим требованием сотрудничества с буржуазией. С.-д. должны заключать "договоры и соглашения" с либералами. Условия соглашений должны обсуждаться на рабочих собраниях. Пролетариат должен отвоевать себе место на легальной арене рядом с буржуазией. У А. нет даже и следа понимания того, что крестьянство представляет собою особый слой буржуазной демократии, что с ним, а не с буржуазией пролетариату по пути в буржуазно-демократической революции. Проведение восстания против царизма, по мнению А., не дело с.-д. партии. Еще осенью 1905 А. выдвинул идею созыва "рабочего съезда" (в письмах к "Организационному Комитету меньшевиков", напечатанных в газете "Начало"). Этот "широкий" рабочий съезд, по его роли, должен был заменить собою с.-д. партию. В 1905, на подъеме революции, идея "рабочего съезда" почти не имела успеха. На склоне революции, в 1907, эта идея ожила в меньшевистских кругах (литературные выступления Эль, Щегло, Ларина и др.). Ларин договорил ее до конца, предложив создать единую партию из с.-д., с.-р. и др. течений, представленных в рабочем классе. 5-й Съезд РСДРП (Лондон, 1907) принял резолюцию с осуждением идеи "рабочего съезда". От "рабочего съезда" лежал прямой путь к "ликвидаторству ", появившемуся в рядах с.-д. с 1908. Являясь идейным вождем "ликвидаторства", работая в редакции ликвидаторского "Голоса Социал-Демократа", с самого его возникновения, А. ставил перед ликвидаторством задачу "фракционного оформления" и "сплочения" с целью "партийной революции", которая должна "европеизировать, т. е. коренным образом изменить характер русской соц.-демократии, как он сложился в дореволюционную и революционную эпоху, и организовать ее на тех же началах, на каких зиждется партийный строй европейской соц.-демократии" ("Наша Заря", № 6, 1912), т. е. подпольная революционная партия должна быть заменена легальной и реформистской. С началом империалист, войны А. оказывается в рядах циммервальдской правой, участвует как представитель меньшевистского Организационного Комитета на Циммервальдской конференции (1915) и подписывает, в числе других, ее манифест. В 1916 участвует в Бернском междунар. совещании и во второй интернациональной Кинтальской конференции. Под интернационалистической маской Циммервальда А. высказывает социал-шовинистические взгляды: "упрекать бельгийских социалистов за оборону своей страны" есть "цинизм, а не марксизм"; поведение немецких с.-д. тоже не было изменой социализму - "пока существуют отечества", "вопрос о патриотизме и самообороне будет существовать" и т. д. Ленин характеризует позицию А. в этот период, как "двойной поклон: один в сторону немецких социал-шовинистов, другой - в сторону французских", а "заявление А., что “поражение России, не могущее затронуть органического развития страны, помогло бы ликвидировать старый режим”... взятое в связи с оправданием немецких шовинистов, представляет из себя не что иное, как попытку подслужиться к Зюдекумам" (Ленин, т. XIII, ст. "Русские Зюдекумы"). Непосредственного участия в революции 1917 А. не принимал, находясь за границей. После Октябрьской Революции держится на правом крыле меньшевизма. В сентябре 1920 А. выступил с резкой критикой ЦК меньшевиков за его признание исторической необходимости Октябрьской Революции, в которой большевики играют роль "якобинцев конца 18 в.". По Аксельроду, "якобинцы достигли власти в результате стихийного хода революции, большевики же узурпировали диктатуру". Историческим материализмом в этой концепции даже и не пахнет.

Регулярная статья
Павел Борисович Аксельрод
Имя при рождении:

Борух-Пинхус Иоселевич Аксельрод

Дата рождения:

1849 или 1850

Место рождения:

Почеп, Черниговской губернии

Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Партия:

«Земля и воля» 1870-х, «Черный передел», «Освобождение труда», РСДРП, Меньшевики

Па́вел Бори́сович (Бо́рух-Пи́нхус Ио́селевич) Аксельро́д (1850, Мглинский уезд, Черниговская губерния, – 1928, Берлин), русский революционер, один из основателей российской социал-демократической партии.

Биография

Родился в семье корчмаря, часто переезжавшего из деревни в деревню, поэтому Аксельрод не знал точного места своего рождения.

Революционную деятельность начал в 1872 г. среди еврейских студентов в Киеве , а затем, увлеченный идеями народничества, решил работать среди русских крестьян. В 1874 г. после краткого пребывания в Берлине Аксельрод поселился в Женеве. Был в тесном контакте с движением «Земля и воля», редактируя его печатный орган, но отошел от него вследствие своего отрицательного отношения к тактике террора.

Вместе с Г. Плехановым основал группу «Черный передел», которая требовала передачи дворянских земель крестьянам. В 1881 г. во время погромов на юге России Аксельрод был увлечен идеями Ховевей Цион и подготовил памфлет, описывающий разочарование молодых еврейских радикалов отношением революционного движения к специфическим проблемам русского еврейства. Однако его идеи не вызвали отклика среди ближайших друзей. Впоследствии Аксельрод стал марксистом и противником Бунда и сионизма .

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев», названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова, оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина.

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилевской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилевской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

За границей П. Б. Аксельрод сначала жил в Берлине, а зимой 1874/75 годов перебрался в Женеву. Здесь он примкнул к группе социал-демократов, издававших газету "Работник" (З. К. Арборе-Ралли, Н. И. Жуковский, Н. А. Морозов, С. М. Степняк-Кравчинский и др.). Зиму 1875/76 и весну 1876 года Аксельрод по заданию редакции нелегально провел в России, сначала на юге страны, а затем в Петербурге. Здесь состоялось знакомство с лидерами образовывавшеся тогда организации "Земля и воля" М. А. Натансоном , С. Л. Перовской и Г. А. Лопатиным. Тогда же Аксельрод познакомился со студентом Горного института Г. В. Плехановым.

Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община», в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский С. М., Л. Г. Дейч, а также Д. А. Клеменц. Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно изменялись, становясь из народнических социал-демократическими. Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвященные в то время преимущественно «рабочему вопросу».

В 1879 году в Воронеже прошёл съезд «Земли и воли», разделившей её на «Народную волю» и «Черный передел». После некоторых колебаний Аксельрод присоединился к «Черному переделу» и вновь переехал в Петербург, став после вынужденного отъезда за границу руководства организации во главе с Г. В. Плехановым одним из лидеров «Черного передела» в России. Пытался создать «широкую социалистическую организацию», которая объединила бы революционеров разных направлений, но этот замысел оказался нежизнеспособным.

В 1880 году «чернопередельческие» кружки потряс ряд арестов. Аксельрод уехал в Румынию, а впоследствии, когда румынские власти выслали из страны русских эмигрантов, бежал и вновь оказался в Женеве (1881). Здесь, поскольку тяжелое материальное положение вынуждало его к поиску различных заработков, он (по рекомендации П. Л. Лаврова) стал сотрудничать в газете «Вольное слово», печатая в ней регулярные «Письма о рабочем движении» и «Хроники рабочего движения».

Для того чтобы быть ближе к описываемым событиям и лицам, Аксельрод переехал в Цюрих - центр германской социал-демократической эмиграции. Здесь он близко сошёлся с лидерами немецкой социал-демократии Э. Бернштейном и К. Каутским. Идеи Аксельрода быстро эволюционируют в сторону набирающего силу марксизма. Происходит окончательный разрыв с народничеством и направлением «Народной воли».

Участие в группе «Освобождение труда» (1883-1903)

В сентябре 1883 года вместе с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими П. Б. Аксельрод основал группу «Освобождение труда», лидером которой стал Плеханов. Это была первая собственно марксистская и социал-демократическая организация, сложившаяся в Швейцарии в среде революционеров-эмигрантов из России.

Осенью 1884 года группа «Освобождение труда» приступила к изданию серии книг под общим названием «Рабочая библиотека». Первой книгой в новой серии была объёмисая брошюра Аксельрода «Рабочее движение и социальная демократия», представлялвшая собой изложение основных положений марксизма вне связи с российскими условиями.

Аксельрод полагал, что завоевание рабочим классом политической власти невозможно «без кровавой борьбы», но ей должна предшествовать длительная подготовительная работа, включающая в себя в том числе и опыт парламентаризма для рабочей партии.

В августе 1888 года группой опубликован сборник «Социал-демократ», в котором Аксельрод выступил как редактор и один из авторов. Впоследствии группа «Освобождение труда» вернулась к идее этого сборника и по мере нахождения средств было опубликовано ещё четыре выпуска «Литературно-политического обозрения „Социал-демократ“» (в 1890-1892 годах).

В связи с активизацией общественного движения в России в 1891-92 годах, которое было вызвано в том числе голодом и эпидемией холеры, у Аксельрода родился план объединения усилий либерального и социал-демократического движений в борьбе с самодержавием, связанный с созданием «Общества борьбы с голодом». Для реализации этого проекта Аксельрод попытался привлеч русскую эмиграцию в Париже (во главе с П. Л. Лавровым), Лондоне («Фонд вольной русской прессы» - С. М. Степняк-Кравчинский, Н. В. Чайковский и др.), Женеве (редакция «Свободной России» - В. Л. Бурцев и др.) и другие организации. В Цюрихе для организации «Общества» был создан межпартийный кружок из учащейся молодежи во главе с шурином Аксельрода Я. М. Кальмансоном. В целом затея не удалась, но она способствовала преодолению изначальной изоляции группы «Освобождение труда».

С рубежа 1880-х - 1890-х годов начинается новый период в деятельности «Освобождения труда». С 1889 года она была постоянно представлена на конгрессах «Международного объедиения рабочих партий» (II Интернационал), затем восстановились связи с набиравшими силу в России социал-демократическими кружками

Материальные проблемы Аксельроду удалось решить, заведя в середине 80-х годов собственную небольшую фирму по производству кефира. К концу 90-х годов она начала приносить стабильный доход, позволявший Аксельроду и его семье не только обеспечить собственную жизнь, но и оказывать материальную поддержку другим революционерам. В 1908 году фирма «Аксельрод-кефир», имевшая три отделения - в Цюрихе, Женеве и Базеле, была продана в обмен на пенсию её создателю со стороны нового владельца.

1903-1917

С 1900 Аксельрод - один из редакторов газет «Искра» и «Заря». Впоследствии - один из лидеров партии меньшевиков, идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм.

1917-1928

В 1917 член исполкома Петроградского совета, активно поддерживал Временное правительство.

После Октябрьской революции - в эмиграции. Один из лидеров II Интернационала, сторонник реформизма, противник Советской власти, вплоть до призыва к вооружённой интервенции.

Личная жизнь, семья

В 1875 году в Женеве П. Б. Аксельрод женился на приехавшей к нему его бывшей ученице Надежде Ивановне Каминер (студент Аксельрод занимался с ней и её сестрой в качестве репетитора). Несмотря на жестокую нужду, которую первые годы исптывала молодая семья, брак оказался удачным. Один за другим родились трое детей: Вера (1876), Александр (1879) и Софья (1881). Н. И. Аксельрод-Каминер скончалась в 1905 году.

Сочинения

Воспоминания

  • Аксельрод П. Б. Пережитое и передуманное. - Берлин, 1923. - 236 с. (Полнотекстовой архив-1 (zip) ; Полнотекстовой архив-2 (zip))

Основные статьи и книги

Приводятся в хронологическом порядке.

  • Аксельрод П. Б. Итоги социал-демократической партии в Германии. // Община. 1878-1879. № 1-9.
  • Аксельрод П. Б. Переходный момент нашей партии. // Община. 1879. № 9.
  • Аксельрод П. Б. Trade Unions. // Слово. 1879. № 1-2.
  • Аксельрод П. Б. Письма о рабочем движении. (Письмо 1-15) // Вольное слово. 1881-1882.
  • Аксельрод П. Б. Хроники рабочего движения. (№ 1-12) // Вольное слово. 1881-1882.
  • Аксельрод П. Б. Все для народа и посредством народа. // Вольное слово. 1881. № 19 (19 октября/1 ноября). (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. М., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. О задачах еврейской социалистической интеллигенции. (См. в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. М., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Учение Джорджа. // Дело. 1883. № IX-X. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. М., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Социализм и мелкая буржуазия. // Вестник «Народной воли». 1883. № 1. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. М., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Рабочее движение и социал-демократия. Женева, 1885.
  • Аксельрод П. Б. Рабочее движение в начале 60-х годов и теперь. // Социал-демократ. 1888.
  • Аксельрод П. Б. Политическая роль социальной демократии и последние выборы в германский рейхстаг. // Социал-демократ. Кн. 1-4. 1890-92.
  • Аксельрод П. Б. Письма к русским рабочим об освбодительном движении пролетариата (Письмо первое: Задачи рабочей интеллигенции в России). // Социалист. 1889. № 1. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880-1892 гг. М., 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Рабочий класс и революционное движение в России. СПб., 1907.

Сборники

  • Из архива П. Б. Аксельрода. 1881-1896 гг. Берлин., 1924. (Полнотекстовой архив /rar/)
  • Письма П. Аксельрода к Ю. Мартову. Берлин, 1924;
  • Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода. Т. 1-2. М-Пг., 1925.
  • Die russische Revolution und sozialistische Internationale. Aus dem literaturishen Nachlass von P. B. Axelrod. Jena, 1932.
  • Из архива П. Б. Аксельрода. Вып. 1: 1880-1892 гг. М., 2006.

Литература

Библиография

  • Группа «Освобождение труда». Библиография за 50 лет. М., 1934.
  • Бургина А.М. Социал-демократическая меньшевистская литература: Библ. ук. Стэнфорд, 1968.

Литература 1910-х - 1930-х годов

  • Бернштейн Э. Павел Аксельрод - интернационалист. // Социалистический вестник. 1925. № 15-16.
  • Каутский К. Что нам дал Аксельрод // Социалистический вестник. 1925. № 15/16.
  • Потресов А. Н. П. Б. Аксельрод (45 лет общественной деятельности). СПб., 1914.
  • Памяти П. Б. Аксельрода. // Социалистичский Вестник, 1928, № 8/9.
  • Церетели И. Г. П. Б. Аксельрод. // Социалистичский Вестник, 1928, № 8/9.

Современная литература

  • Asher A. Pavel Axelrod and the Development of Menshevism. Cambridge-Mass., 1972.
  • Максимова Т. О. Аксельрод. // Политические деятели России, 1917: Биографический словарь. М., 1993.
  • Ненароков А. П. Последняя эмиграция Павла Аксельрода. М., 2001.
  • Розенталь И. С. Аксельрод. // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.
  • Райхцаум А. А. Аксельрод. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
  • Савельев П. Ю. П. Б. Аксельрод. // Общественная мысль России XVIII - начала XX века. Энциклопедия. М., 2005.
  • Савельев П. Ю. П. Б. Аксельрод: человек и политик (1849? - 1928) // Новая и новейшая история. 1998. № 2, 3.Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья