Запрет снимать на камеру сотрудников полиции. Можно ли снимать сотрудника ДПС? Расставляем все на свои места в вопросе съемки инспектора на дороге во время исполнения служебных обязанностей

Сегодня, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ №664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Инспектор может остановить водителя для проверки документов вне стационарного поста, но обосновать необходимость должен в любом случае

Пост закончен

- В чем причина остановки? - любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов. Теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов все равно должна быть обоснованной.

Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, - объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию - и церемониальная часть будет закончена.

К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело. Но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора - в том числе и Указом Президента РФ №711, законом «О полиции» и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, - комментирует Юрий Панченко. - С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать «автоматические» штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Временные знаки имеют желтый фон, и прежний регламент запрещал фото- и видеофиксацию нарушений в зоне их действия

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, - считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Еще одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен - сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Если градус разговора повысился, водитель может записать его содержание на смартфон – новый регламент не разрешает этого в явном виде, но, что важно, и не запрещает

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

СМИ трубят о том, что за съемку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 («Неподчинение законным требованиям инспектора»), которая грозит наказанием вплоть до ареста - чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съемку определяется другими законами, в частности, законом «Об информации...». Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съемку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонитрованным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съемку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съемке.

О «коммерческих» камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

В центре обработки данных с камер фотофиксации нарушений

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Лучший способ для развода

- Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, - говорит Юрий Панченко. - В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно. Цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются.

А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос «полюбовно».

В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен. Подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.

Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, - подытоживает Юрий Панченко. - Если такое произойдет – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа. И если права все-таки изымут, и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.

По большому счету, новый регламент - это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет

Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это - чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

По большому счету, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т. п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента все же есть:

Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов да еще и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, - подытоживает он.

Можно ли снимать инспектора на видео: изучаем новый регламент ГИБДД 20 октября вступил в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Пост закончен – В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор. Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты. Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента. В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной. Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента. Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий. Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена. К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но нет такой судебной практики, когда суд бы принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента. Суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора – в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута. Тайные знаки А вот довольно любопытный аспект: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез. С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, с другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями. Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора. При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично. Как снять инспектора Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись". Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной. Разрешение снимать инспектора никуда не делось: СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации...". Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно. Новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций: – Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивительно, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке. О "коммерческих" камерах Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве. В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям. Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года. Лучший способ для развода Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения. В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии...". На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно". Подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11. Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения. Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией. Медосвидетельствование с доставкой Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения. Надо ли зубрить регламент Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Его значимость преувеличена: по большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей. Польза от знания регламента всё же есть: он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы.

Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.

Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.

Видеосъемка инспектора ДПС

Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором. В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.

В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции). Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.

Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.

Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.

Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.

Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).

Передача документов без удерживающих устройств

Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).

Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы. По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены. В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.

Проверка документов вне стационарного поста

В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.

Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.

Засады ГИБДД

Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.

По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.

Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • при использовании средств фото- видео фиксации.

Остановка на неосвещенном участке дороги

В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.

Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков

В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).

В новом Регламенте такого запрета нет.

Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков. По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий. Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.

Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.

Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора

Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.

Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.

Досмотр автомобиля

Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».

Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.

Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.

А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.

Видеофиксация момента общения с сотрудниками ГИБДД, для многих водителей стала обычной процедурой. Ведь в случае нарушения закона сотрудником, видеозапись станет единственным и неоспоримым доказательством. И все бы хорошо, но в августе 2017 года, вышел Приказ №664 и пересмотренный Административный регламент, на фоне которых, ясности в вопросе - "Можно ли снимать инспектора ГИБДД на видео?", существенно поубавилось.Поэтому, в этой статье попробуем разобраться в данном вопросе, и разберемся в тонкостях законодательной базы связанной с ним.

И так, Административный регламент в 2017 году претерпел кардинальные изменения, а вопросы видеосъемки в нем прописали таким образом, что стало понятно лишь одно, препятствовать видеосъемке водителя инспектором ГИБДД запрещено! Что же касается аналогичного процесса, но со стороны водителя, то формулировка стала крайне размытой и совершенно непонятной, а данная норма перенесена в новый пункт. На этом фоне, даже появились слухи о том, что снимать на видео инспекторов ДПС запретили. Однако это не так, для этого достаточно взглянуть на таблицу ниже и вдуматься в изменения прописанные в новом регламенте.

По сути изменения коснулись только видеосъемки проводимой самими сотрудниками ГИБДД, и если раньше водителю запрещалось препятствовать видеосъемке, то сейчас речь только о съёмке административных процедур самими сотрудниками (таких как досмотр автомобиля, освидетельствование на состояние опьянения и другие).

Что же касается водителей, то в вопросе видеофиксации сотрудников ДПС, необходимо руководствоваться другими нормативно-правовыми актами. Таких документов два!

Первый - Федеральный закон "О полиции", которым предусмотрена открытость деятельности полиции при осуществлении правозащитных функций:

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Фактически, принцип открытости, дает полное право снимать сотрудника ГИБДД на видео, поэтому все действия инспектора, когда тот остановил Вас, составляет в отношении Вас протокол или выписывает постановление, можно.

Второй документ, которым можно руководствоваться снимая на камеру действия сотрудника ДПС, ФЗ "Об информации", в частности статья третья, которая также предусматривает открытость деятельности госорганов:

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
....
Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

Оба рассмотренных закона, в данном случае, являются федеральными, т.е. их авторитет и значимость выше остальных правовых актов, и тот же Приказ №664 имеет гораздо более низкий приоритет, даже если бы там был прописан прямой запрет снимать на камеру сотрудника ГИБДД.

Подводя итог, можно сказать следующее, снимать на видео инспектора ГИБДД в 2018 году можно!

Еще 20 октября 2017 года в силу вступил новый регламент, из которого исчезло прямое указание на запрет ограничения видеосъемки инспектора ДПС при исполнении служебных обязанностей. Возникло огромное количество спорных ситуаций. Вплоть до привлечения граждан к административной ответственности в виде ареста за неподчинение законному требованию сотрудника полиции (статье 19.3 КоАП). Рассказываем как нужно действовать, чтобы у сотрудника ДПС не было ни одной возможности запретить вам съемку.

В старом регламенте ГИБДД было прямое указание на запрет ограничения видеосъемки

Это действительно так. В новом регламенте этот запрет убрали, поэтому особенно хитрые сотрудники ГИБДД начали сильно стесняться камеры, запрещать себя снимать и угрожать привлечением к ответственности лиц, которые снимают их при исполнении на камеру.

Снимать сотрудника ДПС можно!

Во-первых, регламент создан для сотрудников МВД. Он является их внутриведомственной документацией, поэтому они обязаны ему следовать, а простой гражданин может даже не знать о его существовании. Зато простой гражданин знает о Законе “О полиции”, в котором написано, что деятельность полиции является публичной и гласной.

Во-вторых, согласно закону о персональных данных, вы имеете право снимать публичную деятельность сотрудников полиции в сфере регулирования ими дорожного движения и осуществления контроля за исполнением требований правил дорожного движения.

В-третьих, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все эти доводы подкрепляются решением Норильского городского суда по делу 5-168/2014.

Ну и самое главное: инспектор ДПС не может запретить водителю видеосъемку. Об этом сказано в официальном письме за подписью начальника Госавтоинспекции Михаила Черникова, которое являлось ответом на обращение председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослава Нилова к руководству ГИБДД страны.

То есть сотрудника ДПС снимать на видео можно всегда и везде?

Почти. За исключением нескольких случаев:

  1. Когда он участвует в охранных либо оперативно-розыскных мероприятиях;
  2. В целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
  3. На режимных объектах или на территориях, где введен режим контртеррористической операции.

Во всех случаях сотрудник обязан вас вежливо уведомить о том, что на данный момент съемка запрещается и объяснить причину своего запрета. Снимать запрещено ТОЛЬКО в вышеперечисленных случаях!

Кстати, запрет на съемку в данном случае касается и самого сотрудника ГИБДД. В случае, если вам съемка была запрещена в связи с наличием условий, о которых мы говорили выше, то и сотрудник ГИБДД не имеет права использовать личный видеорегистратор.