Спасение людей на море, плавание в условиях ограниченной видимости, влияние работы движетелей на управляемость судна, управление судном и безопасность мореплавания, организация. Действия судна терпящего бедствие Воздушное судно терпящее бедствие

Морской сайт Россия нет

Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные средства.

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей,которые должны там собраться.

Места сбора указываются при объявлении тревоги.

Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств,выхода из помещения и т. п.

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор.
Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

при численности экипажа до 15 человек - в течение 3 минут;

при численности от 15 до 50 человек - в течение 4 минут;

при численности более 50 человек - в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа,за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.

На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях,пресекать проявления паники и растерянности.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания.

Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Посадка в шлюпки и спуск их на воду

В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.

По команде:

отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;

освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;

действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;

закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;

выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава.
Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке:раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди.

Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

После посадки всех людей нужно:

изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;

открыть топливный кран и запустить двигатель.

Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Надувные спасательные плоты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренного борта перетаскиваются на подветренный.
Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде,нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается система газонаполнения.
После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.

Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы.
При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров - на арки плота после их наполнения.
Прыжки на плот допускаются, но не рекомендуются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку,который уже находится на плоту. Если "сухой" переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды.

Подплыв к плоту, спасающиеся удерживаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя посадочную площадку или посадочный трап.

Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два человека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.

Не исключено, что после раскрытия контейнера и надувания плот окажется на воде перевернутым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно развернуть его повышенным краем против ветра и взобраться на днище, став ногами на газовый баллон.

Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рывком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона,чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной стороны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.

Отход спасательных средств от борта судна

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.

Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха.
Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение. Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни. Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства.
Он назначает вахтенных,которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй.
Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.
Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное - оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие.
Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении.

Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег

Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.

Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

Спасание людей вертолетом

Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой "Н", выложенной белыми полотнищами.
В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки.
Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим частям судна или к воде.
В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т.п.

Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде - важное умение, которым необходимо обладать в жизни. Трагические случаи на водоемах происходят регулярно не только во время поездок на морях и океанах, но и во время отдыха на небольших водоемах. Навыки спасения человека, тонущего в воде, могут пригодиться каждому.

Печальная статистика

Отдых на воде привлекает многих людей. Но голубая гладь таит в себе множество опасностей. К этому нужно быть готовым. Оказание помощи терпящим бедствие на воде может вам помочь в самых неожиданных ситуациях.

В России существует статистика, согласно которой ежегодно тонут около 14 тысяч человек. Из них около трех с половиной тысяч несовершеннолетних.

Поэтому очень важно, находясь у воды, помнить о главных правилах безопасности самому, а также быть готовым оказать помощь окружающим. От этого часто зависит человеческая жизнь.

Помощь при утоплении

Спасатели выделяют два основных этапа, на которых необходимо грамотно и своевременно организовать оказание помощи терпящим бедствие на воде. ОБЖ - предмет, на котором еще в школе подростков обучают основам безопасной жизнедеятельности.

Первое - необходимо начать спасение на воде. В то время, когда утопающий находится еще в сознании. На этом этапе спасателю предстоит принять активные действия, не забывая при этом самому удержаться на поверхности. На этой стадии есть реальная перспектива избежать трагедии или серьезных последствий и отделаться, что называется, легким испугом.

В противном случае может наступить второй этап, когда паника преобладает. В этом случае и тонущему, и спасателю придется бороться за жизни.

Как спасти утопающего?

Оказание помощи терпящим бедствие на воде необходимо начинать с того, что спасатель должен четко для себя осознавать, где находится ближайшая точка, до которой он сможет транспортировать пострадавшего. Она может быть как на море, так и на суше. А также отслеживать скорость течения, направление ветра и глубину, на которой все происходит. Помните, что если вы не уверены в своих силах, то лучше не бросаться на помощь, а постараться найти кого-то, кто гарантированно сможет помочь. Ведь если вы, например, не знаете, как освободиться от захвата и безопасно транспортировать человека к берегу, то для вас эта экспедиция может закончиться чревато.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде советуют начинать тремя различными способами. Первый. Подплыть к тонущему человеку следует сзади и обхватить за плечи.

Еще один вариант. Спасатель приближается лицом к лицу к человеку, которому требуется помощь. За два-три метра до него ныряет под воду, обхватывает тонущего за туловище и резким толчком вверх поворачивает его спиной к себе. Так удается оперативно транспортировать его до берега, а пострадавший в панике не сможет вам помешать спасти его.

Третий способ. Часто его отработкой заканчивается для спасателей стандартный урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде в данном случае требуется человеку, который уже пошел на дно. Тогда спасателю требуется подплыть к нему как можно ближе, удобно обхватить его и, оттолкнувшись двумя ногами от дна, резко выплыть вместе с утопающим. Конечно, этот способ применим только в том случае, если бедствие происходит на небольшой глубине.

Освобождение от захватов

Нередко сам пострадавший может помешать своему спасению. Нередко из-за элементарной паники чрезвычайно затрудняется оказание помощи терпящим бедствие на воде. Сообщение, которое подает тонущий о своем бедственном положении, как правило, отличается экспрессивностью. Поэтому, когда к нему приближается спаситель, он может в панике, не контролируя себя, утянуть второго человека вслед за собой.

Поэтому важно знать, как быстро освободить и выбраться на берег. Если вас схватили за обе руки, нужно сжать кулаки, gjckt сделать резкий рывок вверх, а затем обхватить надежнее потерпевшего.

Если захват произошел снизу, то отведите руки резко вниз и сразу в стороны. Если потерпевший обхватил вас за туловище и мешает двигаться к берегу, положите свою ладонь на подбородок или нос пострадавшего и резко оттолкните от себя.

При захвате сзади за шею схватите правой рукой левую кисть пострадавшего, а своей левой рукой перехватите его за локоть. После этого быстро перебросьте руку, выворачивая при этом утопающего лицом от себя.

Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде

После того как пострадавший доставлен на берег, необходимо оказать ему первую доврачебную помощь. Еще до приезда профессиональных медиков. Если долго ждать врачей, а трагедии на воде часто происходят вдалеке от цивилизации, все ваши старания могут оказаться напрасными и человек все равно погибнет, нахлебавшись воды.

Первым делом освободите пострадавшего от одежды, которая может мешать его дыханию. Затем тщательно очистите ротовую полость от ила и песка, если они имеются. Сделать это лучше всего пальцем, обернутым в носовой платок или другую ткань, оказавшуюся под рукой.

Правила оказания помощи терпящим бедствие на воде гласят, что если спасенный вами человек не приходит в себя, а его зубы крепко сжаты, то необходимо разжать их. Например, деревянной палочкой.

Для того чтобы освободить желудок и легкие пострадавшего от воды, положите его нижним краем грудины себе на бедро, согнутое в колене. Одной рукой придерживайте подбородок, а другой наносите методичные удары между лопаток. После того как удалите основную массу воды, приступайте к искусственной вентиляции легких. Параллельно нужно не забывать проводить массаж сердца.

При этом обратите внимание на состояние пострадавшего. Если он бледен, а во рту и на лице нет пены или воды, то удалять воду не следует. В этом случае запрокиньте его голову и начинайте сразу дыхание способом "изо рта в рот", сопровождая его искусственным массажем сердца.

Для этого положите человека на спину, подложив под лопатки валик из одежды или подручных приспособлений. Его высота должна быть минимум 15 сантиметров. Сами встаньте на колени, максимально запрокиньте голову пострадавшего, а его нос зажмите рукой. Наберите в легкие побольше воздуха и через платок или марлю вдувайте его в легкие человека, которого вы только что спасли. Если его грудная клетка при этом заметно расширяется, значит, вы все делаете правильно.

Непрямой массаж сердца

Непрямой массаж сердца - крайне эффективный способ, часто благодаря именно ему приносит успех оказание помощи терпящим бедствие на воде. Кратко его можно описать следующим образом.

Спасатель интенсивно вдувает воздух в дыхательные пути пострадавшего, а когда производит пассивный вдох, производит 3-5 резких нажимов на его грудную клетку. При этом его ладонь левой руки должна располагаться на нижней части грудины, а правую руку следует положить сверху.

Нажимы необходимо совершать резко, надавливая на грудину со всей силы. Ваша конечная цель - сместить ее на несколько сантиметров по направлению к позвоночнику. Только в этом случае вы добьетесь успеха.

Если вы начали тонуть

Постарайтесь начать двигаться в сторону берега или ближайшего судна, если происшествие произошло в открытом море. Не забывайте, что силы нужно расходовать экономно, не тратить их на лишние резкие движения, которые только утомят вас. Время от времени ложитесь на спину и отдыхайте, так вы дольше сможете продержаться на поверхности. Если вы при этом осознаете, что до берега самостоятельно добраться не удастся, отдыхая, подымайте вверх руки и привлекайте к себе внимание.

Судорога во время купания

Судорога может одолеть любого, даже опытного пловца. Поэтому необходимо быть к ней готовым и знать, как поступать в данной ситуации. Даже если ничего подобного с вами никогда не происходило.

Как только вы почувствовали судорогу, сразу переворачивайтесь на спину и ложитесь на воду. В таком положении есть шансы, что мышцы придут в себя, да и вы не будете тратить лишние силы, пытаясь выбраться, в то время как судорога скрутила одну из частей тела.

Если судорога одолела переднюю мышцу бедра, максимально выпрямите ногу и вытяните носок вперед настолько, насколько сможете.

Если судорога в икроножной мышце, то выпрямите ногу и потяните носок на себя. Этот же совет подойдет в том случае, если пораженной оказалась задняя поверхность бедра. В том случае, когда судороги настолько сильные, что самостоятельно нога не распрямляется, помогите ей с помощью рук. Как только судороги пройдут, не пытайтесь сразу плыть до берега. Сначала отдохните, наберитесь сил и только потом возвращайтесь на сушу.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде зимой

Провалиться зимой в воду - одна из самых опасных ситуаций, которая может с вами случиться на водоеме. Чтобы ее избежать, помните, что перед тем как выходить на лед, тщательно продумайте свои действия на тот случай, если вы окажетесь под водой. Груз, который вы несете с собой, например рюкзак, должен легко сниматься и выбрасываться.

Если вы все-таки провалились под воду, оперативно найдите точку опоры. Ею может быть льдина, камень или ветки кустарника. Переждите пару минут, пока самые неприятные ощущения от ледяной воды пройдут. Подавите в себе панику, наладьте дыхание, когда перестанете чувствовать холод, начинайте выбираться. Осторожно можно выползти на льдину или зацепиться за какую-нибудь растительность и выбраться на берег.

Конечно, самым безопасным будет отправляться на лед как минимум вдвоем.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступления имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи по общему правилу исключает состав данного преступления.

Состав формальный и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющим прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая к серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров (оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет).

По объективной стороне преступления на квалификацию влияет место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства. Обстановка -- терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна сознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

Субъект преступления специальный -- капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК РФ. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части [текст]: Учебник / под ред Н.Г. Кадникова. - М.,2006.С.731

Оказание помощи судам

Действия судна, терпящего бедствие. Судно в аварийной ситуации передает сигнал или сообщение о бедствии Бедствия судов делятся на две категории: прибрежные и океанские. Радиопередачи о бедствии следует начинать как можно скорее, а пиротехнические, визуальные средства и УКВ следует использовать тогда, когда будет уверенность, что они привлекут внимание самолетов и судов, находящихся поблизости.

Судно, терпящее бедствие, должно передать соответствующий сигнал тревоги, за которым следует сигнал бедствия. Передачи ведутся на международных частотах 500 кГц (радиотелеграфия) и 2182 кГц (радиотелефония), в некоторых случаях на 16 канале УКВ (156,8 МГц). В случае неисправности судовой радиостанции сообщение можно пере-

Давать при помощи переносной аварийной радиоаппаратуры, присоединенной к главной судовой антенне. Для указания места положения используются аварийные радиобуи.

Важными компонентами сообщения о бедствии являются: название судна; местонахождение; характер бедствия и вид требующейся помощи; любая информация, которая облегчит спасение; гидрометеорологическая обстановка в районе бедствия; время оставления судна; число членов команды, остающихся на борту судна; число членов команды серьезно раненых; количество и тип спасательных средств, спущенных на воду.

После передачи сообщения о бедствии следует передать два длинных тире (10-15 с); за каждым из которых следуют позывные судна, чтобы дать возможность судовым и береговым радиостанциям определить пеленг.

Действия судна, принявшего сигнал бедствия. Такое судно должно немедленно принять следующие меры: подтвердить прием и, если целесообразно, ретранслировать сообщение о бедствии, попытаться немедленно взять пеленги радиопеленгатором на частоте 500 кГц или 2182 кГц. Передать судну, терпящему бедствие: свое название и местонахождение; скорость и приблизительное время прибытия; истинный пеленг судна, терпящего бедствие. Вести непрерывное прослушивание на частоте сигналов бедствия и использовать РЛС.

При подходе к месту бедствия увеличить число наблюдателей.

Суда, следующие в район бедствия, должны нанести на карту местонахождение, курсы, скорости и рассчитать приблизительное время прибытия других судов, оказывающих помощь.

Обеспечить постоянное радиопеленгование и радиолокационное наблюдение.

Судно, следующее для оказания помощи, проводит подготовительные работы. Заводит по бортам прикрепленные шкентелями леера, идущие от носа до кормы; готовит к работе грузовое устройство (краны, стрелы и т. д.) с грузовыми поддонами или сетками для обеспечения быстрого подъема из воды обессилевших или раненых людей; спасательные шлюпки к спуску; прожекторы и другие средства освещения в ночное время.

Оповещение при бедствии

Командиры воздушных и морских судов не должны медлить с оповещением системы поиска и спасания, если ситуация развивается и может привести к необходимости привлечения помощи. Это позволит системе поиска и спасания выполнить предварительное планирование на случай непредвиденных обстоятельств и вовремя оказать практическую помощь, если ситуация ухудшится.

Воздушными и морскими судами используются три произносимых сигнала о чрезвычайных ситуациях.

Сигнал бедствия «MAYDAY» (произносится - «МЭДЭ») используется для указания на то, что подвижное средство находится в состоянии угрозы непосредственной опасности и требует немедленной помощи, например, если с судна за борт упал человек и капитан считает, что необходима посторонняя помощь. Этот сигнал имеет преимущество перед всеми другими сообщениями.

Сигнал срочности «PAN-PAN» (произносится - «ПАН-ПАН») используется, когда безопасность подвижного средства находится под угрозой.

Сигнал срочности PAN-PAN должен использоваться, когда существует опасная ситуация, которая, в конечном счете, может вызвать необходимость привлечения помощи.

Этот сигнал имеет преимущество перед всеми видами сообщений, кроме сигнала бедствия.

Сигнал безопасности «SECURITE» (произносится - «СЕКЮРИТЭ») используется для сообщений, касающихся безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.

Любые сообщения, переданные после этих сигналов, имеют право первоочередности перед обычными сообщениями.

Обычно все эти сигналы повторяются три раза в начале сообщения.

Капитан бедствующего судна должен объявить о состоянии бедствия, используя сигнал «MAYDAY».

Более подробный перечень процедурных слов, используемых при поиске и спасании, представлен в Международном своде сигналов.

Способы оповещения

Передачу оповещения о бедствии производят на одной из частот, приведенной в табл. 8.1.

Любую передачу о бедствии желательно предварять соответствующим сигналом тревоги. В отдаленных океанских районах вызов бедствия должен передаваться в KB сети «судно - берег» на береговую радиостанцию, в особенности, когда на вызов бедствия на частоте 2182 кГц или на канале 16 не отвечают другие станции.

Если есть сомнение, что сообщение о бедствии принято, его следует передать также на любой имеющейся частоте, которая может использоваться в местных районах, на которой можно привлечь внимание, такой как частота межсудовой связи.

Таблица 8.1. Частоты радиосвязи, кГц, при бедствии

В любом случае до перехода на другую частоту необходимо выждать, чтобы дать возможность запрашиваемой стороне ответить.

В случае отказа судовой радиостанции можно осуществить передачу сообщения переносным оборудованием, имеющимся в спасательных средствах.

Морские аварийные радиобуи-указатели местонахождения . Аварийные указатели местонахождения являются альтернативными средствами оповещения. Их предполагается использовать, когда другие до­ступные средства оповещения оказались недостаточными.

Морской аварийный радиобуй приводится в действие автоматически после попадания в море, или вручную, и передает сигнал, который оповещает поисково-спасательные службы. Кроме того, АРБ служит приводом для спасательных средств.

Типы морских спутниковых буев:

406 МГц спутниковый буй, сигналы которого ретранслируются через спутники системы КОСПАС-САРСАТ;

Радиобуи системы ИНМАРСАТ-Е, их сигналы ретранслируются через спутники системы ИНМАРСАТ;

Не спутниковый УКВ радиобуй, работающий на канале 70, используемый вблизи берега вместо спутниковых радиобуев там, где имеются приемные станции.

Большинство радиобуев обеспечивают приводные сигналы на 121,5 МГц, а некоторые морские радиобуи могут совмещать в своей конструкции и радиолокационный ответчик (SART).

Большинство морских радиобуев сконструировано так, что они приводятся в действие автоматически, когда судно тонет. Морской радиобуй сообщает, каким образом он приведен в действие: автоматически или вручную. Некоторые модели аварийных радиобуев могут иметь также встроенные средства обработки сигналов GPS.

Рекомендуется, чтобы включенный морской радиобуй, даже включенный по ошибке, оставался включенным до тех пор, пока спасательно-координационный центр не будет информирован о ложной передаче оповещения о бедствии. Это даст возможность спасательно-координационному центру оперировать более точным определением координат и идентификацией, что позволит разрешить проблему ложного оповещения без ненужной отправки поисково-спасательных средств. Капитан должен немедленно попытаться известить спасательно-координационный центр другими средствами о том, что тревога ложная.

Требования Конвенции СОЛАС к судам включают следующее:

Двухсторонняя УКВ радиотелефонная аппаратура и радиолокационные ответчики для спасательных средств должны быть размещены на каждом борту в положении готовности к перемещению на борт спасательных средств;

Радиолокационный ответчик для поиска и спасания (SART), после включения вручную, действует автоматически, принимая импульсы радиолокатора. Он автоматически посылает серии импульсов, которые отображаются на экране радиолокатора как группы удлиненных точек, подобно сигналам радиолокационных маяков-ответчиков (RACON).

Судовое сообщение о бедствии . В первоначальное сообщение о бедствии следует включить столько нижеуказанной информации, сколько это практически целесообразно:

Идентификация судна;

Координаты;

Характер бедствия и вид требуемой помощи;

Погода в непосредственной близости, направление ветра, волны и зыби, видимость;

Время оставления судна;

Число оставшихся на борту членов экипажа;

Количество и тип спущенных спасательных средств;

Находятся ли аварийные средства определения местонахождения на спасательном средстве или в море;

Количество серьезно раненных.

Алгоритм действий судов, находящихся в бедственном положении,

приведен на рис. 8.3.