Скачать презентацию на тему боги восточных славян. Презентация на тему: Славянские божества

Древние русские летописи знакомят нас с богами, культ которых учредил князь Владимир еще в 980 году. Это Перун, Даждьбог, Велес, Сварог, Род, богиня Макошь. В более поздних летописях добавились Лада и Лель. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян (к которым относятся русские, украинцы, белорусы). Самые ранние упоминания о них мы находим в «Повести временных лет» (XII век). Древние русские летописи знакомят нас с богами, культ которых учредил князь Владимир еще в 980 году. Это Перун, Даждьбог, Велес, Сварог, Род, богиня Макошь. В более поздних летописях добавились Лада и Лель. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян (к которым относятся русские, украинцы, белорусы). Самые ранние упоминания о них мы находим в «Повести временных лет» (XII век).


С принятием христианства на Руси язычество и его обряды были под запретом. Однако верования наших предков продолжают жить в обычаях, обрядах, праздниках, а также в песнях, сказках, приметах, заговорах. Славяне почитали богов жизни и смерти, плодородия и живой природы, небесных светил и огня, мира и войны. С принятием христианства на Руси язычество и его обряды были под запретом. Однако верования наших предков продолжают жить в обычаях, обрядах, праздниках, а также в песнях, сказках, приметах, заговорах. Славяне почитали богов жизни и смерти, плодородия и живой природы, небесных светил и огня, мира и войны. На вершине древнего славянского пантеона стояли боги-родоначальники: Род и Сварог. Сварог создал Землю и населил ее жизнью, а Род положил начало существования человека на земле. Остальные славянские боги ведут свою родословную от них и именуются Родичи и Сварожичи. На вершине древнего славянского пантеона стояли боги-родоначальники: Род и Сварог. Сварог создал Землю и населил ее жизнью, а Род положил начало существования человека на земле. Остальные славянские боги ведут свою родословную от них и именуются Родичи и Сварожичи.














Бог Велес – один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием было то, что он привел сотворенный Сварогом и Родом мир в движение, вдохнул в него жизнь. День стал менять ночь; за зимой непременно всегда наступали весна, лето и осень; за выдохом – вдох, за печалью – радость. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Этот Закон правильности и бесконечности вращения жизни дал людям Велес.


Велес – «скотий бог», Хозяин дикой природы. Господин путей, покровитель путешественников. Властитель непознанного, Черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель. Могучий волшебник, повелитель магов. Покровитель в торговле, посредник в договорах, толкователь Законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель в искусствах. Бог удачи.




Даждьбог – Бог плодородия и солнечного света, живительной силы природы. Первопредок славян. Священным животным Сварога считали льва, потому часто изображали либо самого бога с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. Даждьбог – Бог плодородия и солнечного света, живительной силы природы. Первопредок славян. Священным животным Сварога считали льва, потому часто изображали либо самого бога с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.




Имя его вошло в историю благодаря тому, что он дал людям третий Закон жизни. Первый Закон дал людям бог Род. Суть его заключалась в том, что жизнь бесконечна и вездесуща. Второй закон жизни дал людям Велес. Суть его в том, чтобы люди шли от Тьмы к Свету, двигались за Солнцем. И третий Закон жизни дал людям Коляда. Он вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и чего от него ждать. Коляда дал людям первый календарь.






ЛЕЛЬ Лель в славянской мифологии бог любовной страсти. О Леле – веселом и беззаботном боге любви, до сих пор напоминает слово «лелеять» - любить, нежить, баловать. Он сын богини любви и материнства Лады. Веселый, как мать, златокудрый, он изображался в виде крылатого младенца (др.греч. – Купидон, др.римс. – Амур).


ЯРИЛО Ежегодно в апреле у древних славян начинался праздник, посвященный богу Яриле, богу возрождения солнца, весны. В селениях славян появлялся рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, а голову его венчал венок весенних полевых цветов. Это Ярило.


ЛАДА Лада – славянская богиня красоты и любви. Мать бога Леля и богини Лели. Люди должны уметь любить, ладить друг с другом, потому и возлюбленные на Руси называли друг друга Ладо. Мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны, любви, покоя и мира в семье.


Богиня-мать, богиня плодородия, связана со всем урожаем, почитается 12 – 13 раз в году (празднуется каждое полнолуние). Богиня магии и волшебства, жена Велеса, хозяйка перекрестков мироздания между мирами. Она была защитницей и покровительницей всех хозяек. Почиталась как Хозяйка живой природы.


МАКОШЬ Богиня Макошь – богиня всей судьбы, старшая из богинь, прях судьбы, покровительница женских рукоделий. Она покровительствует женскому плодородию, хозяйственности и достатку в доме. Прясть нить судьбы ей помогают две другие богини – Доля и Недоля.




БАБА ЯГА Баба – Яга – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая провожала души умерших в подземное царство мертвых. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет важнейшую роль: к ней прибегают как к последней надежде на помощь. Ее образ напоминает ведьму.


Но все же Баба-Яга – более опасное существо, обладающее большей силой, чем простая ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который вселяет в людей страх. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов. Баба-Яга питается человечиной и зовется «костяная нога». Эта старая колдунья не ходит пешком. Она разъезжает на железной ступе, которую погоняет пестом, а след заметает помелом.


ВОДЯНОЙ В славянской мифологии – злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего выступал в облике мужчины или старика с чертами животного: лапами вместо рук, с длинной зеленой бородой, телом, опутанным тиной. В своей родной стихии, воде, Водяной неодолим, а на земле сила его слабеет.


ЛЕШИЙ Леший – дух леса в славянской мифологии. Обитает в каждом лесу, особенно любит еловые леса. Одет, как человек: красный кушак, кафтан. Вот только обувь на ногах перепутана: левый лапоть одет на правую ногу, а правый на левую. Глаза у Лешего зеленые и горят, как угольки. В лесу Леший полноправный хозяин, ему подчиняются беспрекословно все звери и растения.


ВИЙ Вий, в восточнославянской мифологии, персонаж, чей смертельный взгляд был скрыт за длинными веками и ресницами. Вия приводили черти к обидчику и вилами поднимали его веки (столь тяжелыми и опасными они были). Тот, на кого упал смертоносный взгляд Вия, умирал на месте.


КИКИМОРА Кикимора – злобный дух. Кикиморой, как верят в народе, становился ребенок, проклятый родителями, дочь, загубленная матерью. Кикимору обычно представляли в виде маленькой, скрюченной, сморщенной старушки, грязно одетой, нечесаной. Она так мала и легка, что никогда не выходит из дома, боясь, что ее унесет ветром.




РУСАЛКА Русалки – мифические существа древних славян. Ими становились девушки – утопленницы. Были русалки древесные (лесные), а были водные (речные). Были еще и русалки-мавки – это утонувшие дети. Они были очень маленькими и почти прозрачными. Внешне русалки сверху очень походили на человека, но внизу, там, где у людей начинаются ноги, у русалок начинался длинный рыбий хвост. Русалки – мифические существа древних славян. Ими становились девушки – утопленницы. Были русалки древесные (лесные), а были водные (речные). Были еще и русалки-мавки – это утонувшие дети. Они были очень маленькими и почти прозрачными. Внешне русалки сверху очень походили на человека, но внизу, там, где у людей начинаются ноги, у русалок начинался длинный рыбий хвост.




Велес и Даждьбог Велес - брат Сварога,"скотий бог«, хозяиндикой природы, могучийволшебник и оборотень,толкователь законов,учитель искусствам,покровительпутешественников итоговцев, бог удачи Даждьбог - бог Солнца, теплаи света, бог плодородия иживительной силы. Его имяслышится в дожившей донаших дней молитве: «Дай,Боже!» ДаждьбогДаждьбог - бог Солнца, теплаи света, бог плодородия иживительной силы. Его имяслышится в дожившей донаших дней молитве: «Дай,Боже!» Даждьбог




Китоврас и Коляда Китоврас - бог-кентавр, бог-строитель, ученый иизобретатель КитоврасКитоврас - бог-кентавр, бог-строитель, ученый иизобретатель Китоврас Коляда - богвеселых застолий.Он учредилпервый календарь КолядаКоляда - богвеселых застолий.Он учредилпервый календарь Коляда




Род и Перун Перун - бог грозовыхтуч, грома и молнии,покровителькняжеской дружины,бог-управитель, богкарающий занеисполнение законов Перун Род - создатель мира. Все, рожденное Родом, Род до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники




Святобор и Семаргл СвятоборСвятобор - бог лесов Святобор и лесных угодий. Он обеспечивает гармонию и согласие в природе СемарглСемаргл - бог огня и луны, жертвоприношений, дома и очага, хранитель посевов. Мог оборачиваться священным Семаргл крылатым псом


Триглав и Хорс Триглав - единение трехсущностей-ипостасей богов:Сварога (творение), Перуна(закон) и Святовита (свет). Уарийцев идея триединогобожества воплощалась вТримурти (Брахма, Вишну иШива) ТриглавТриглав - единение трехсущностей-ипостасей богов:Сварога (творение), Перуна(закон) и Святовита (свет). Уарийцев идея триединогобожества воплощалась вТримурти (Брахма, Вишну иШива) Триглав Хорс - бог Солнца ХорсХорс - бог Солнца Хорс











19






















1 из 13

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Род Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания..

№ слайда 3

Описание слайда:

Сварог Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание - камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына - Сварожича-Огня.

№ слайда 4

Описание слайда:

Велес Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных

№ слайда 5

Описание слайда:

Даждьбог Среди даров Сварога людям были и его сыновья - Сварожичи. Первый из них Даждьбог - бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.Идол его стоял на холме в Киеве. Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).

№ слайда 6

Описание слайда:

Перун Перун - самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии, покровитель воинов и княжеской дружины. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов. У Перуна мысли быстры,Что захочет - так сейчас.Сыплет искры, мечет искрыИз зрачков сверкнувших глаз Родителями Перуна были Сварог и Лада Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.

№ слайда 7

Описание слайда:

Лада Лада - славянская богиня любви и красоты. (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни - лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее - ладушкой.

№ слайда 8

Описание слайда:

Крышень В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он - один из главных. Напомним о его деяниях.Крышень доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя и был значительно младше его. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

Описание слайда:

Святобор Святобор - у западных и восточных славян- бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе нельзя наносить - по глупости или жадности - невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор.

№ слайда 11

Описание слайда:

Коляда Высказываются разные предположения, что, мол, Коляда - древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки проходят благодаря ему и возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в этом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. Коляда появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.

Мать Сыра Земля Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен.Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода.

Cлайд 1

Cлайд 2

Сварог Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам - Сварожичам...

Cлайд 3

Перун Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.

Cлайд 4

Перуна называли "княжьим богом", послольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников. Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.

Cлайд 5

Велес Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

Cлайд 6

Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых. ВЕЛес - бог ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий) для всех, кто следует путями магии. "Скотий бог" Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает доверие). Это он благославляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса - совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином, наконец, дельцом.

Cлайд 7

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги","имущество" и так же было показателем богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись его именем. Хозяин иного мира - божество прародитель - в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества. Волос - древнее хтоническое (имеющее вид зверя) божество, которое сохранило имя, происходящее от "волосы", "шерсть", "шерстистый"; бог сохраняет черты зверя, представляется мохнатым (в южнославянских языках название шерсти - "вълна" - восходит к тому же корню; другая форма имени бога - Волос). Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова "волхв" - это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, он - могущественный маг, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим). Культ Велеса - великого подземного бога, покровителя богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелителя мертвых - был очень широко распостранен на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово. В народном фольклоре Велес часто употребляется в значении "пастух", Велес - "водчий бог". Он же - страж Нави, переносящий души умерших в Навь (небытие); владелец Перехода и Водчий из мира в мир.

Cлайд 8

Чернобог Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

Cлайд 9

Черный бог руководит чернотой во всех пространствах. До сих пор большинство проклятий связано с пожеланием смерти или отправиться в то место, откуда вышел. Черный день, черная душа, черный ворон... Черный цвет у большинства народов - это цвет земли, символ принадлежности к подземному или смертному миру. Ворон - питается падалью, всегда связан со смертью у любых народов, долгожительством, старостью, мудростью. Муравей - однокоренное слово со словами сумрак, мор, мерзость, морока, марать, мара, мерешиться, умереть, мерковать (ночевать), сумереки, смердеть. Мурава - трава растет из-под земли, куда отправляются те, кто не попал в Ирий. Черный бог - он же Навий бог, он же Кощей, своими КОЧергами мертвую материю подготавливает к новой жизни. Кощей - управитель вероятности возрождения в новой жизни. А врагом Кощея сделали христианские сказочники.

Cлайд 10

Дажьбог Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова "дождь", оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском "дай" было "дажь"). У всех славян он выступает как "дающий бог" (deus dator).

Cлайд 11

Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро. Культ Дажьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв.Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге - Солнце-царе - говорили как о первом правителе, учередителе календарного счета дней, законодателе. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника; солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила

Cлайд 12

Ярила Ярила - сын Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия и любви. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

Cлайд 13

Хорс Имя "хорс" означает "солнце", "круг". Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо, не обладающее антропоморфным обликом и представлявшееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о Хорсе показывает, что в большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и молнией, и с Дажьбогом. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так же симвользирующие светило.

Cлайд 14

Марена Во многом схожа с Велесом Марена - богиня Зимы, мира мертвых и... плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплость до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).

Cлайд 15

Стрибог По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. По другой версии, Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.. Согласно восточно-славянской традиции, СТРИба является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со СТРЕлами. Ветер играет СТРУями - СТРУнами дождя и лучами - СТРЕлами света, тот же ветер колышет СТРуны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог. Несомненна фонетическая связь со словами "стрела", "струна", "СТРЕмя", "СТРЕмительный" (один из главных эпитетов Ветра в сказках). С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним мирами...

Cлайд 16

Макошь К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов.

Cлайд 17

Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча - туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею

Cлайд 18

Лада Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Cлайд 19

Леля Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ проростающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения. .

Cлайд 20

"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен. Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Леший, Водяной

Cлайд 21

Дворовый Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию недобро настроенных по отношению к человеку сил.

Cлайд 22

Банник. О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!"

Cлайд 23

Леший. За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком.

Cлайд 24

Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга. Но Леший умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

Cлайд 25

Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

Cлайд 26

Домовой Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Срубая деревья, язычник-славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов.

Cлайд 27

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.