Начало вов для детей. Беседа о войне

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.

В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

Победа будет за нами!

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Ирина Дзагоева
Великая отечественная война: как рассказать о подвиге детям?

Сменяя друг друга, идут поколения,

Но память о прошлом не знает забвенья.

И грозные строки взывают с гранита :

"Никто не забыт, ничто не забыто"

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне . Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков , о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе .

Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне .

Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны . Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов , повестей и романов о Великой отечественной войне . И основная задача педагогов и родителей - формировать в детях чувство гордости и патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России.

Как рассказать детям о войне ?

Нужно ли рассказывать детям о войне ?

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям и педагогам следует полагаться на свой опыт, на возрастные особенности восприятия ребенком информации и рекомендации психологов.

ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты , правильно настроить чувства.

КОГДА? Как правило, первый раз в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

КАК? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

В беседе с маленькими детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Наша задача – мягко объяснить ребенку суть войны , не вдаваясь в подробности.

Например, рассказывая о блокаде Ленинграда – объяснить детям , что враги окружили город, и у людей закончилась еда, а доставить ее в город было сложно. Люди голодали, им выдавали по маленькому кусочку хлебушка, что наши бабушки и дедушки должны были защищать свою страну и своих детей.

Старайтесь донести до детей главную мысль : война это плохо , и страшно. Война тяжела для всех , и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается.

Говорите о том, что люди защищали страну не жалея себя. Для того, чтобы мы могли жить в мире. Искренне говорите о том, что вы очень благодарные нашим дедушкам и бабушкам за их подвиг .

Очень важно привить детям благодарность и уважение к ветеранам. Поэтому можно заранее сделать открытку для ветерана, внутри которой написать : «Спасибо Вам!» . В праздничный день, 9 мая, подарить ее участнику войны .

В этом возрасте дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры).

Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семей воспитанников, их ордена и письма, рассказать их истории . Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у детей гордость за свою страну : памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы.

Можно просмотреть вместе с детьми репродукции известных картин на военную тематику, посмотреть фильмы о войне . Стоит щадить детскую психику и избегать сцен с насилием и кровопролитиями. На детскую психику это может произвести неизгладимое впечатление, нанести травму.

Однако не стоит перебарщивать и с героической “составляющей” войны . Дошкольник должен понять, война – это плохо и страшно, что все нормальные люди боятся войны и хотят жить в мире . И о войнах нужно помнить в первую очередь для того, чтобы не допустить новых.

В этом возрасте детям не свойственно трагическое восприятие мира и событий, в силу несформированности эмоциональной сферы.

Детские психологи утверждают : чтобы донести ребенку информацию в этом возрасте, нужно обратиться к игре. Идеальный вариант – найти или разработать игру, в процессе которой дети будут узнавать о войне . Если детей много, то можно разделить их на команды, каждая из которых будет иметь свой флаг, форму (или хотя бы какой-то отличительный элемент) . В ходе объяснения правил игры у вас будет прекрасная возможность сказать детям многие вещи : к примеру, вспомнить памятные даты, названия городов-героев, фамилии героев военного времени и др. Кстати, такая игра будет интересна не только мальчикам, но и девочкам.

Хорошие фильмы – прекрасный помощник в разговорах о войне .

Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне – не торопиться отвечать на вопросы детей. «Вот почему его награждают, а он плачет?» , «Почему они победили, а музыка все равно грустная?» Спрашивайте : а как ты сам думаешь? как бы ты сам объяснил? Делайте паузу, давайте ребенку самому достроить цепочку смыслов.

Один из наиболее эффективных и информативных методов воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора – это ПРОЕКТНАЯ деятельность. Использовать его возможно с детьми самого младшего возраста. Это та самая живая среда, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

1. Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне , осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны .

2. Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

3. Воспитатели осуществляют инновационную деятельность, повышают профессиональный уровень.

Ожидаемые результаты :

1. Организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группах ДО.

2. Осуществление коммуникативно - диалоговых взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка.

3. Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей.

4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей с историей родной страны, героическим прошлым народа.

5. Осуществление связи дошкольного отделения с социальными организациями (музеи, библиотеки)

Публикации по теме:

Что рассказать дошкольникам о зиме? Зима – чудесное время года. Знакомя дошкольников с данным временем года, я обращаю внимание на то что, зима – самое холодное время года.

Никогда и никто не будет забыт с времен той страшной войны. Помните!Через года, через века,помните. Встали мы в третьем часу, чтобы.

Ах, отпуск! Как долго тебя ждешь и как неожиданно ты подкрадываешься. Ну и что теперь делать? Конечно, первым делом надо выспаться. Каждый.

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы? Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День.

Конкурсная работа «Великая Отечественная война в судьбе моего народа» Конкурсная работа воспитателя МКДОУ Михайловского детского сада «Колосок» Урюпинского муниципального района Волгоградской области в номинации.

Несмотря на течение времени, неумолимо отдаляющее нас от великого события 68-летней давности, День Победы , 9 Мая , продолжает оставаться святым праздником для всех поколений. Этот день дарит невероятное ощущение гордости за наших дедов и прадедов, за наш народ.

Победа в Великой Отечественной войне нам дорого обошлась - ценой здоровья, молодости и жизни наших предков. И в память об их огромном подвиге перед человечеством, на нас лежит ответственность воспитать уважение к великому празднику у наших детей.

В первую очередь, дети должны знать, что они родились в государстве, которое приняло на себя основной удар со стороны гитлеровской Германии и внесло самый весомый вклад в победу над фашизмом. Ведь гордиться подвигом своего народа - это великое счастье, а не гордиться - проявление невежества и малодушия.

Так что же рассказывать детям про День Победы?

День Защитников Отечества

Как рассказать ребенку о войне?

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех-пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом.

Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран. Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций - «плохая». Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте или работал в тылу.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача - не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Помимо известных детских книг, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф., ребенку постарше можно показывать вполне «взрослые» фильмы о войне - «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата». Список можно продолжать бесконечно, благо у нас существует множество замечательных книг и фильмов, рассказывающем об этом тяжелом периоде истории.

Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Дневник, хранящийся сейчас в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашизма. Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.

Главное - быть честным. Признайтесь ребенку, что война - это тяжёлая тема для разговора, что вы, как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность родителей и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы?

Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День Победы, предложим вашему вниманию стихи, посвященные Дню Победы.

День Победы

9 Мая

Праздник Победы — это праздник

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра.

ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ

Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.

9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.

Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление...» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.

Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру...

Дорогую цену заплатил украинский и русский народ за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.

Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.

Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.

Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.

Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.

Стихи ко Дню Победы для детей

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Ещё тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Помни

(Отрывок)

Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты

В сорок первом, сорок пятом —

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,

Мы за счастье и слёзы в ответе,

На планете наши дети —

Поколение юных живёт.

Солдаты

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

От жары, от злого зноя

Гимнастёрки на плечах повыгорали;

Своё знамя боевое

От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,

Защищая отчий край — страну родную;

Одолели, победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

Шли с войны домой советские солдаты.

Что должны знать наши дети о Великой Отечественной войне и Второй мировой

Когда началась Великая Отечественная война? Сколько лет длилась война? А когда началась Вторая мировая? Кто напал на нашу страну? Какой город выдержал 900 - дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Какая крепость первой приняла на себя удар врага? Какая битва стала переломным моментом Великой Отечественной и Второй мировой войны? Ответы на эти вопросы Обязаны знать мы и наши дети.




1. Официальная дата начала Второй мировой войны связана с нападением на Польшу немецко-фашистских войск Германии 1 сентября 1939 года.

Однако в Азии уже в декабре 1937 г. Япония напала на Китай - столицу Нанкин, в Европе война началась, когда фашистская Италия напала на Албанию уже в апреле 1939 г.



2. Во Вторую мировую войну было вовлечено 72 государства. В странах, участвовавших в войне, было мобилизовано до 110 млн. человек. В ходе войны погибло до 62 млн. человек (в том числе свыше 27 млн. граждан СССР.). В СССР входила Россия и еще 15 республик - теперь все они - суверенные государства.






3. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра вероломным нападением немецко-фашистских войск гитлеровской Германии на СССР, и продолжалась 3 года 10 месяцев и 18 дней или 1418 дней и ночей, завершившись восстановлением государственной границы СССР от Баренцева до Черного моря к 7 ноября 1944.





4. Первой крепостью, принявшей на себя удар врага, стала Брестская Крепость. Героическая оборона Брестской крепости длилась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. В обороне принимало участие около 4 тысяч человек. Среди защитников Брестской крепости были представители более чем 30 наций и народностей.






5. Битва под Москвой в октябре 1941 - апреле 1942 года - одно из ключевых событий Великой Отечественной и второй мировой войны, во многом определившее их последующий ход.






6. Самое трагическое и страшное событие Великой Отечественной - Блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.






7. Курская дуга - Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. закончившаяся разгромом двух основных немецких группировок(орловской и белгородской). По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.





8. Сталинградская битва (17.07.1942 г.- 02.02.1943 г.)



17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России — её величайшей победой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.






9. 6 июня 1944 года началась крупнейшая десантная операция союзных войск стран антигитлеровской коалиции (США, Франция, Англия, Канада и др.) во Второй мировой войне — высадка в Нормандии (на севере Франции). Она ознаменовала открытие второго фронта в Европе, на который СССР рассчитывал еще в 1942 году.





10. Советские войска освобождали все европейские страны и дошли до Берлина - столица фашистской Германии была взята в апреле 1945 года.




30 апреля 1945 года советские воины водрузили Красное Знамя (Знамя Победы) над рейхстагом в Берлине. Знамя было водружено разведчиками 150-й стрелковой дивизии М.А.Егоровым и М.В.Кантария.




В этот же день Адольф Гитлер покончил с собой. (С 2 августа 1934 г. Верховным главнокомандующим вермахта был рейхсканцлер Германии - Адольф Гитлер.)



Взятие Берлина и водружение Красного Знамени над рейхстагом было заключительным торжественным аккордом в победе над гитлеровской Германией.







11. 9 мая объявлен Днем Победы в связи с тем, что 8 мая 1945 года в предместье Берлина Карсхорсте в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому времени) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил.

Генераллисимус Советского Союза и Верховный Главнокомандующий Вооружённых сил СССР И.В.Сталин поручил принимать парад маршалу Жукову, командовать парадом - маршалу Рокоссовскому.








12. Парад Победы в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне состоялся 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади - это триумф народа победителя, военного искусства наших полководцев: маршалов Жукова, Рокоссовского, Василевского, Берзарина, Бирюзова, Конева, Мелецкого, Шапошникова, Толбухина, Катукова, Кулакова и др.



15. Деятельность партизан в годы Великой Отечественной войны получила высокую оценку. Среди руководителей партизанского движения на Украине, помимо С. А. Ковпака и С. В. Руднева, выделялись А.Ф. Федоров и П.П.Вершигора. Широкий размах борьба с гитлеровцами получила и на территории Белоруссии, где ею руководили В.3.Корж, T.П. Бумажков, Ф.И. Павловский и др. Более 127 тыс. партизан были награждены медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й и 2-й степени; свыше 184 тыс. удостоены других медалей и орденов, а 249 человек стали Героями Советского Союза, причем С.А. Ковпак и А.Ф.Федоров - дважды.



Всего в годы войны в тылу врага насчитывалось более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражалось свыше 1 млн человек. В ходе проведенных операций партизаны уничтожили, захватили в плен и ранили 1 млн фашистов, вывели из строя 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин, 1100 самолетов, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос 20 тыс. эшелонов (знаменитая «Рельсовая война»).



В странах Европы в годы второй мировой войны развернулось Антифашистское движение Cопротивления.





16. Нигде в мире нет, чтобы город носил почетное наименование «Город-Герой». В СССР их было двенадцать: Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Одесса, Севастополь, Керчь, Брестская крепость, Москва, Киев, Минск, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск.