Захоронение моряков. Правовой статус затонувших военных объектов


Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года был смертельно ранен и через несколько часов скончался адмирал Горацио Нельсон. Тело его было забальзамировано и доставлено в Англию на флагманском линейном корабле «Виктори». Знаменитый флото­водец со всеми почестями был похоронен в Лондоне. На 27 английских линейных кораб­лях, участвовавших в этом сражении, кроме Нельсона, погибли сотни офицеров и матро­сов, но все они в отличие от своего адмирала были похоронены в море.

Обычай погребения в море берет свое начало с самых первых дней возникновения мореплавания и сопровождается различными церемониями, связанными с умиротворе­нием богов. Например, у римлян и греков в рот умершего, опускаемого в море, клали монеты для уплаты Харону за провоз погребенного через подземную реку Стикс до врат Аида (Плутона) - бога подземного мира и царства мертвых.

У англичан существует обычай оплачивать работу служителя - парусника, зашиваю­щего парусиной тело умершего, - одной гинеей . Коммодор Беккет в своем труде «Customs and Supcrstitions» (Обычаи и предрассудки) пишет, что в силу этого обычая 23 гинеи были уплачены паруснику одного из английских линейных кораблей за зашива­ние 23 убитых в Ютландском морском сражении.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенно­му начальнику о всех случаях смерти, когда бы она ни наступила, будь то ночью или днем. Последний заносит этот факт в вахтенный журнал и докладывает командиру.

В Российском императорском флоте тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего покойника помещали на специальной чисто оструганной доске, выносили на шканцы, ставили на небольшое, специально соору­женное для этого случая деревянное возвышение и покрывали Андреевским флагом. Иногда судовыми средствами делали гроб. При наличии на корабле священника произво­дился обряд отпевания, а в его отсутствие отпевание совершалось под руководством командира корабля. С началом отпевания флаг приспускался до половины. По окон­чании этого церковного обряда, под пение «Со святыми упокой», тело вместе с дос­кой подносили к борту ногами вперед и конец доски клался на планшир. Два спе­циально назначенных матроса станови­лись у изголовья и брали края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напут­ственный сигнал умершему) доска при­поднималась, и тело соскальзывало за борт из-под флага; одновременно судовой кара­ул производил троекратный залп. Флаг поднимался до места. На церемонии обя­заны были присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой. Такие по­чести отдавали всем служащим на воен­ном корабле, погребаемым в море, без раз­личия в служебном положении и ранге. Эта особенность церемонии символизиро­вала признание того, что перед Богом и смертью все равны. Покрытие тела флагом указывало на то, что покойник служил го­сударству и что государство ответственно за него. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы ото­гнать дьявола, ибо сердце человека в этот момент открыто, и дьявол может легко проникнуть в него. Еще задолго до изоб­ретения огнестрельного оружия, которое стали затем использовать при погребаль­ных церемониях, число «три» у многих народов имело мистический смысл и упот­реблялось, например в Древнем Риме, при похоронных ритуалах. Так, до закапыва­ния покойника в могилу сначала бросали три горсти земли, и родственники умер­шего при этом произносили три раза имя погребаемого. Покидая кладбище, они три раза произносили слово vale, то есть « про­щай». Числа 3, 5 и 7 имели таинственный смысл еще до возникновения римской империи, и даже теперь мы имеем доста­точно много примеров употребления числа «три» именно в этом смысле. Например, три грации , три ведьмы в трагедии у. Шекспира «Макбет», «три» карты в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, частое употребление числа три в масонских ри­туалах, троекратное ура и, наконец, чисто военная традиция, существовавшая до ре­волюции, вызывать перед строем на вечер­ней поверке давно погибшего или умер­шего, но честно исполнившего свой долг перед Родиной солдата тоже три раза. Этот обычай неукоснительно соблюдался во многих полках русской армии и на кораб­лях. А впервые он был введен во француз­ской армии императором Наполеоном. Существовала эта традиция и в Советской армии, но вызов фамилии покойного про­изводился только единожды. Число «три» широко употребляется в христианстве: триединый Бог (Отец, Сын и Дух Святой), праздник Троицы, икона Андрея Рублева «Троица», троекратное осенение себя кре­стом, три дня, по прошествии которых душа отлетает на небо, и так далее.

Что же касается специального сигна­ла, исполняемого горнистом при погребе­нии, то он как бы означает последнее: «Прости-прощай», обращенное к покой­ному, символизирует собой трубные зву­ки, которые издает архангел Гавриил в момент Страшного суда и воскресения из мертвых.

Корабельный устав ВМФ (КУ-78) оп­ределяет, что тела умерших или погибших в бою на корабле должны быть погребены на берегу. Только при невозможности со­блюсти это правило тела предают морю. В этом случае тело покойного зашивают в парусину, а к ногам прикрепляют груз. Тело умершего или погибшего моряка прикрывается Военно-морским флагом, поверх которого кладется фуражка умер­шего, а на гроб офицера, кроме того, кор­тик, сложенный с ножнами крестообразно под острым углом. Ордена и медали умершего, прикрепленные к подушечка­ми, располагаются у гроба на подставке. К гробу наряжается почетный караул.

Перед опусканием тела в море или отходом катера (шлюпки) с гробом от борта личный состав корабля по сигналу «Большой сбор» выстраивается на верх­ней палубе. Проводится траурный ми­тинг. Оркестр исполняет траурный марш. Перед преданием тела земле (морю) флаг, ордена, медали, фуражка и кортик уби­раются, производится траурный салют тремя ружейными залпами холостыми патронами. С первым залпом салюта оркестр исполняет Государственный гимн, доска, на которой находится тело умер­шего (погибшего), переносится к план­ширю, наклоняется, и покойник предает­ся морю.

Корабль, на котором находится тело умершего, приспускает до половины кор­мовой флаг и поднимает его до места, ког­да тело будет предано морю или когда ка­тер (шлюпка), отвозящий тело на берег, отойдет от борта не менее чем на 2 кабель­това. О погребении в море, широте и дол­готе места погребения делается запись в вахтенном журнале и сообщается род­ственникам погребенного.

Предание воде – один из способов упокоения тела ушедшего из жизни. Наряду с захоронением в землю, сожжением и небесным погребением, данный обряд восходит из древних времён. Традиция водного погребения наиболее распространена была у народов, живущих вблизи водоёмов или по роду деятельности часто плавающих по морям.

На территории Европы обычай опускать мёртвое тело в пучину вод был характерен для викингов. Славные мужи, отличившиеся в битвах, снаряжались после смерти в полном боевом облачении. Их укладывали на мини-драккар или плот и отпускали на волю волн. Менее зажиточных людей обёртывали в саван, увозили подальше от берега и на глубине спускали в воду.

Захоронение в водах сегодня

Обстоятельства по которым раньше избавлялись от тела на корабле сейчас покажутся несущественными. Если в прошлом наличие мертвеца на борту неизменно приводило к заражению членов экипажа, то сейчас для сохранности тел используют морозильные камеры. Последними оборудован каждый современный лайнер.

Ныне предание воде не столь популярно и регламентируется нормативными актами отдельных стран.

Великобритания – «владычица морей» - разрешено

Жителям Туманного Альбина официально разрешено выбирать такой способ погребения, как предание воде. Ежегодно этим правом пользуются около сотни британцев. Чтобы упорядочить морские погребения, для них определены специальные места, например, остров Уйат.

Морское погребение накладывает ряд условностей на проводимую церемонию. Так, в деревянном гробу просверливаются отверстия для быстрейшего заполнения водой. К нижней части привязывается бетонный швеллер в качестве грузила. Не допускаются к такому виду захоронения ранее забальзамированные тела, поскольку яд в консервирующем растворе может нанести непоправимый ущерб экосистеме. Кроме того, требуются обязательные справки, что перед смертью усопший не болел ВИЧ, гепатитом и рядом других инфекционных заболеваний.

Нидерланды – воды много – хоронить нельзя

Хотя само государство фактически стоит «на воде», такого рода погребения запрещены на официальном уровне. Тем не менее желающих упокоиться подобным образом достаточно. В основном это люди морских специальностей.

Чтобы соблюсти все правила приличий, тела для погребения отправляют в Великобританию, где морское погребение разрешено. При чём совершают транспортировку на судне с британским флагом. Ведь на плавательных средствах Нидерландов должны неукоснительно соблюдаться законы страны.

Германия – экономично и романтично

Ежегодно около 20 тыс. немцев избирают воды Северного и Балтийского морей в качестве места своего последнего пристанища. Мэр города Штранде высказался против устройства мемориала на берегу, но зато способствовал обустройству площадки с видом на море для совершения поминовения.

Гавайи: гладь морская жаждет принять своих детей

Традиционным способом упокоения на Гавайских островах считается предание воде. Такой обычай тесно связан с образом жизни, промыслами и местоположением. В наши дни, к сожалению, всё меньше коренных гаитян желают быть захороненными на дне морском.

Австралия – нельзя, но можно со специальным разрешением

В общем случае погребения в пучине вод запрещены законами страны. Однако при изъявлении подобного желания родственники покойного могут получить необходимые разрешения и совершить обряд.

США – можно, но подальше от берега

Законодательными актами разрешено погребение в воде за пределами территориальных вод. Минимальное расстояние до берега должно составлять не менее 240 км. Данное ограничение связано отнюдь не с предвзятым отношением к мёртвым, а навеяно практическими соображениями. Ранее рыболовные судна нередко захватывали в свои сети свободно плавающие тела усопших. Кроме того, океанские течения прибивали к берегам полуразложившиеся останки, что никак не способствовало сохранению экологии побережья.

На сегодняшний день желающие быть захороненными в пучине вод всё чаще предпочитают кремацию и дальнейшее развеивание. Либо непосредственно урну с прахом опускают на океанское дно.

Прах в основании рифа – новый похоронный тренд

Востребованность «водного погребения» привела к поиску новых решений для осуществления подобных захоронений. Одним из них стало увековечивание памяти в основании коралловых островов. С одной стороны поддерживается экосиситема океанского дна, с другой – укрепляется подножие острова.

Сам кремированный прах размещают в пустотах бетонной полусферы и запаивают. Второй вариант – использование пепла при замесе цементного раствора, из которого изготавливают кирпичи. На само бетонное изделие наносятся данные о покойном путём оттиска или закрепления таблички на шесте. Далее отвердевший прах устанавливают у основания рифа. В среднем глубина упокоения составляет около 100 метров. Расстояние от берега – порядка 20 км. Это означает, что родные почившего всегда смогут вооружиться аквалангом и наочно почтить память своего близкого.

Примечательно, что уже через несколько месяцев на искусственном основании рифа начинают расти коралловые полипы.

Россия – разрешено только военным морякам при чрезвычайных обстоятельствах

Согласно уставу ВМФ РФ погребение умерших на судне моряков следует проводить на суше. Для этого тело помещают в холодильную камеру и транспортируют на берег. Предание воде проводится только в исключительных случаях.

При совершении похоронного обряда тело обёртывают в парусиновую ткань, зашивают со всех сторон, а к ногам прикрепляют груз. На похоронах умершего накрывают флагом ВМФ, а сверху кладут фуражку. Если усопший был офицером, рядом с головным убором кладут в раскрытом виде перекрещенные ножны и кортик. При наличии медалей и орденов, их располагают на орденской подушке. Указанные атрибуты не отправляют в пучину вод, а после прощания передают семье почившего. Сама церемония проходит с отданием надлежащих воинских почестей.

Церемония прощания с телом на воде по Уставу ВМФ России

Начало мероприятия обозначается сигналом «Большого сбора». По его звучанию вся команда корабля размещается на верхней палубе. Исполняется траурный марш, по его окончанию производится троекратный залп холостыми патронами. Обряд совершается на самом корабле или с использованием катера/шлюпки, который отвозит тело на глубину. Под звуки гимна Российской Федерации плоскость (доску), на которой размещён обёрнутый в саван умерший, подносят к борту судна (катера/шлюпки). Постепенно её начинают наклонять увеличивая угол наклона. Тело соскальзывает в воду.

На время церемонии флаг приспускают на половину его высоты. Таким способом на «морском языке» сообщают остальным курсирующим кораблям, что на борту совершается обряд погребения. Словно сама Смерть водружает по верху свой незримый флаг.

В судовом журнале делается отметка о координатах места, где было совершено предание воде.

27 Февраля 2019

Предать тело воде – один из самых давних способов отпускать умершего в последний путь.

Практика водного погребения издавна существовала в различных культурах: преимущественно тех, чья жизнь проходила рядом с морем или океаном. Морские викинги спускали на воду и отправляли в путь свои знаменитые ладьи-драккары с покойным и необходимой для загробной жизни утварью на борту. Более распространённой у народов, населявших территорию современной Европы была практика обертывать тела почивших членов экипажа судна плотной тканью и предавать пучине.

Захоронение в море сегодня

Многие причины, толкавшие некогда людей на предание умерших воде, сегодня канули в прошлое. Раньше могилой умершего моряка или пассажира по определению становилась вода – тело нельзя было сохранить, что неизбежно влекло риск заражения всех на борту. В наши дни тело помещают в морозильную камеру, которая обязательно есть на всех кораблях.

Возможность же погребения тела в море по-разному регулируется законодательством разных стран.

Великобритания – "владычица морей" – можно

На территории бывшей "владычицы морей" погребение в море разрешено законом. Каждый год несколько десятков британцев выбирают подобный путь отойти в мир иной. Для морского погребения предусмотрены специальные места, наиболее популярны из которых Нью-Хейвен и остров Уайт.

Гроб предварительно просверливают, чтобы обеспечить доступ циркуляции воды. В качестве дополнительного груза стальными верёвками снизу прицепляют бетонный швеллер. Но не всё просто: нельзя, например, пропитывать тело бальзамирующим составом, поскольку это может отравить морские организмы (особенно уязвимы мидии).

Требуются медицинские документы, подтверждающие, что покойный не был болен ВИЧ, гепатитом и другими инфекционными заболеваниями.

Нидерланды – воды много, хоронить нельзя

В Нидерландах, несмотря на морское прошлое этого государства, захоронение в море запрещено. Впрочем, желающих упокоиться именно таким образом, довольно много – чаще всего это те, кто провёл на воде большую часть жизни.

В итоге, тела транспортируют в Великобританию – причём только на корабле под британским флагом, поскольку все плавательные средства Нидерландов находятся под юрисдикцией этой страны и подпадают под действия её законов.

Гавайи: in the abundance of water, the dead is thirsty

Коренные жители Гавайских островов по-прежнему предают своих умерших воде в силу древних традиций, связывающих их промысел и быт с океаном. Но в наши дни эта традиция понемногу начинает разрушаться.

Австралия – нельзя, но если хочется, то можно

В Австралии погребение в море запрещено, но не жёстким образом: обряд можно провести, если получить специальное разрешение.

США – можно и на дне моря

В США закон допускает погребение тела прямо на дне моря, но за пределами территориальных вод государства – минимальная дистанция от побережья 240 км. Зачастую, однако, останки подхватывало придонными течениями и выбрасывало на сушу, или их случайно захватывали сетями рыболовные суда. Это привело к тому, что всё больше связанных с водной стихией людей завещают развеять их прах над морем, либо предать захоронению в воде урну с пеплом.

Новый тренд похорон – прах в основание рифа

Ещё одни способ предания морю, ориентированный на экологию, становится популярен в последние годы: речь идёт захоронение праха в основании искусственного рифа.

Прах помещается в искусственную полусферу с пустотами, которая опускается к основанию рифа (на глубину около ста метров и расстоянии 20 км от побережья) и закрепляется. Ставится табличка с именем, датой рождения/смерти покойного и эпитафией.

Заказ на “рифовые похороны” принимает ритуальное агентство, которое поручает операцию подводного захоронения экологам. Через три месяца на подводных могильных сооружениях начинают расти коралловые полипы.

Россия – только военные моряки в чрезвычайных обстоятельствах

Устав ВМФ РФ предписывает хоронить погибших и умерших военных моряков на суше. Предание морю разрешено лишь тогда, когда доставить тело на берег невозможно.

Умершего заворачивают в парусиновую ткан и зашивают края, к ногам крепят груз, покрывают флагом ВМФ, на который кладут фуражку.

В случае смерти офицера на флаг рядом с фуражкой кладут крест-накрест кортик и ножны. Ордена и медали размещают подле гроба на специальных подушечках, но в пучину не отправляют. Погребение проходит при участи почетного караула.

Церемония прощания с телом на воде по уставу ВМФ России

Перед тем, как тело будет опущено в воду или отдалится от судна на катере/шлюпке, передаётся сигнал "Большого сбора", когда все члены корабля размещаются на палубе сверху. Звучит траурный марш, потом - тройной залп из ружей (холостыми). После 1-го залпа экипаж поёт гимн Российской Федерации. Плоскость, на которой был размещён усопший, подносят к борту, начинают поднимать под углом, тело соскальзывает в воду и погружается.

Кормовой флаг приспускают на половину высоты. Вновь приподнимут его тогда, когда тело предано воде, а катер или шлюпка, осуществлявшие погребение на расстоянии менее 350 метров от судна.

В судовой журнал заносятся координаты места погребения, которые впоследствии передают семье умершего.

Возможно, вам будет интересно:

381. Воинские почести отдаются при погребении: погибших при защите Отечества; военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), погибших в период прохождения военной службы (военных сборов) или умерших в этот период в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы; участников войны; ветеранов боевых действий; ветеранов военной службы; лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством.

382. Организация похорон военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении военной службы, возлагается на их прямых начальников, а остальных лиц, при погребении которых назначается почетный эскорт, - на начальника гарнизона (городского или районного военного комиссара).

383. Подразделения, назначаемые для отдания воинских почестей при погребении, составляют почетный эскорт.

Почетный эскорт назначается в следующем составе:

при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) - отделение, взвод или соответствующее ему подразделение;

при погребении офицеров, а также военнослужащих и граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, лиц, занимавших государственные должности Российской Федерации, а также граждан, имевших особые заслуги перед государством, - взвод, рота или соответствующее ему подразделение.

При погребении умерших участников войны (боевых действий) в воинских званиях рядового (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) и младших офицеров исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и в зависимости от их удаления от места захоронения почетный эскорт назначается в составе отделения.

Почетный эскорт должен быть с Государственным флагом Российской Федерации с траурной лентой, а при назначении от взвода и больше, кроме того, - с Боевым знаменем без знаменного чехла и с траурной лентой.

384. Кроме почетного эскорта, на погребение назначаются:

почетный караул к гробу;

военный оркестр;

наряд на погребение (8 - 10 человек) без оружия под командой сержанта (старшины).

При невозможности использования военного оркестра для отдания воинских почестей назначается сигналист-барабанщик.

Для перевозки гроба с телом покойного выделяется автомобиль, а в особых случаях по решению начальника гарнизона - лафет орудия.

Для несения орденов и медалей назначается по одному человеку, несущему каждую подушечку с орденом или с медалями, причем при погребении офицеров для этого назначаются офицеры, а при погребении прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) - прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) или солдаты (матросы).

Каждый орден прикрепляется на отдельной подушечке. Медали могут прикрепляться по нескольку на одной подушечке.

Крышка гроба укрывается полотнищем Государственного флага Российской Федерации. На крышке гроба прикрепляется головной убор, а при погребении офицеров (мичманов) Военно-Морского Флота, кроме того, - скрещенные кортик и ножны. Перед закрытием крышки гроба кортик и ножны с крышки гроба снимаются, полотнище Государственного флага Российской Федерации сворачивается и передается родным (близким) покойного.

385. Почетный эскорт и наряд на погребение военнослужащего, умершего в своей воинской части, назначаются командиром этой части. О времени и месте выноса и погребения тела покойного сообщается помощнику начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военному коменданту гарнизона).

В случае смерти военнослужащего вне места его постоянной службы почетный эскорт и наряд на погребение назначаются начальником гарнизона по месту смерти военнослужащего.

386. Если погребение умершего военнослужащего будет происходить в другом населенном пункте, гроб с телом покойного сопровождается почетным эскортом до городской черты (вокзала, аэродрома, порта, пристани).

Для сопровождения гроба с телом покойного в пути следования до места похорон приказом командира воинской части или начальника гарнизона (военного комиссара) назначаются двое - четверо военнослужащих, которые должны быть проинструктированы и при себе иметь: извещение о смерти; свидетельство и справку о смерти; письмо семье покойного, подписанное командиром воинской части, с изложением обстоятельств смерти; личные вещи, ценности и награды умершего, упакованные и опечатанные гербовой сургучной печатью.

По прибытии к месту назначения сопровождающие должны передать по акту военному комиссару документы и вещи умершего и принять личное участие в похоронах.

Корешок извещения о смерти с отметкой в нем о дате и месте захоронения, заверенный гербовой печатью военного комиссариата, сдается сопровождающими по возвращении в штаб своей воинской части.

О времени прибытия гроба с телом покойного в пункт, где назначены похороны, или в пункты перегрузки с одного вида транспорта на другой начальник соответствующего гарнизона (военный комиссар) должен быть уведомлен командиром воинской части (помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военным комендантом гарнизона, военным комиссаром), где умер военнослужащий, не позднее чем за сутки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для встречи и сопровождения гроба с телом покойного к месту погребения назначаются почетный эскорт и наряд на погребение согласно и настоящего Устава.

387. О смерти военнослужащего командир воинской части (помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военный комендант гарнизона) обязан в тот же день известить ближайших родственников умершего и военный комиссариат района (города) по месту жительства семьи или призыва умершего.

(см. текст в предыдущей редакции)

388. Помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военный комендант гарнизона) заблаговременно извещает командира воинской части, от которой назначаются почетный эскорт и наряд на погребение, о времени, месте их прибытия и форме одежды.

Прапорщики (мичманы), офицеры на похоронах должны быть в повседневной форме одежды и по указанию помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военного коменданта гарнизона) - с траурной повязкой на левом рукаве.

(см. текст в предыдущей редакции)

389. Прощание с покойным происходит в траурном зале или помещении, определенном начальником гарнизона (командиром воинской части). Время выставления почетного караула к гробу с телом покойного определяется начальником гарнизона (командиром воинской части).

Караул из своего состава выставляет две пары часовых. Одна пара часовых становится по обе стороны гроба с телом покойного, в двух шагах от него у изголовья, другая пара - в ногах. Каждая пара часовых становится лицом к другой паре, имея автоматы в положении "на грудь" (карабины - в положении "к ноге"), и принимает строевую стойку.

Часовые должны иметь траурную повязку на левом рукаве.

Во время следования процессии и при опускании гроба в могилу смена часовых не производится.

390. Для отдания почестей покойному могут выставляться почетные часовые из числа представителей от воинской части и общественных организаций. Они становятся без оружия и головных уборов, с траурными повязками, рядом с часовыми почетного караула (на расстоянии одного-двух шагов с внешней стороны) и сменяются через каждые три - пять минут.

391. По прибытии к месту выноса гроба почетный эскорт выстраивается в развернутом строю фронтом к выходу, откуда должен быть вынесен гроб. Военный оркестр выстраивается в трех шагах правее почетного эскорта.

Почетный эскорт во время похорон воинское приветствие не выполняет.

392. При выносе гроба из здания впереди идет военнослужащий с портретом покойного, за ним на дистанции двух-трех шагов один за другим идут военнослужащие с венками, за ними на той же дистанции - военнослужащие с орденами и медалями покойного в порядке старшинства орденов, затем следуют военнослужащие с гробом, лица, сопровождающие покойного, и почетный караул.

В момент выноса гроба с телом покойного начальник почетного эскорта, не оставляя своего места в строю, командует: "СМИРНО" (если эскорт вооружен карабинами - "СМИРНО, на кра-УЛ") - и прикладывает руку к головному убору. Все находящиеся в строю военнослужащие поворачивают голову в сторону гроба. Военный оркестр (сигналист-барабанщик) исполняет "Коль славен".

Военнослужащие, находящиеся вне строя, при выносе гроба принимают строевую стойку и прикладывают руку к головному убору.

393. Процессия движется в порядке, указанном в статье 392 настоящего Устава. Почетный караул следует за лицами, сопровождающими покойного, затем следуют военный оркестр и почетный эскорт. При следовании траурной процессии крышка гроба находится на гробе, а перед прощанием с телом покойного снимается.

При движении процессии пешим порядком военный оркестр (сигналист-барабанщик) с перерывами исполняет траурную музыку (траурный марш).

Часовые почетного караула следуют по обеим сторонам гроба с автоматами в положении "на грудь", с карабинами - в положении "на плечо"; при сопровождении гроба на автомобиле часовые в положении сидя держат карабины между колен.

394. В отдельных случаях по особому указанию начальника гарнизона у места выноса гроба и на подходе к месту погребения по обе стороны пути, где должна проходить процессия, могут быть выстроены воинские части (подразделения) в пешем одношереножном или двухшереножном строю.

Сброс радиоактивных отходов в море с целью захоронения (дампинг).


Сброс (dumping) - это термин, имеющий особое значение; его нельзя смешивать с засорением (загрязнением) мусором или выбросам по трубам. Сброс - это доставка отходов в открытое море и выбрасывание их в специально отведенных для этого местах. С барж, вывозящих твердые отходы, последние сбрасывают через донные люки. Жидкие отходы обычно выкачивают через погруженную в воду трубу в турбулентную кильватерную струю судна. Кроме того, некоторые отходы захороняют с барж в закрытых стальных или иных контейнерах.

Захоронение радиоактивных отходов на дне морей и океанов практикуется с момента появления атомных реакторов на судах. Первыми это сделали США в 1946г., затем Великобритания - в 1949г., Япония - в 1955г., Нидерланды - в 1965г. Первым морской могильник жидких радиоактивных отходов появился в СССР не позднее 1964г., официальных данных об этом, естественно, нет.
Радиоактивные отходы замуровывались в специальные контейнеры, которые теоретически не разрушаются морской водой и глубинным давлением.

По выработанным МАГАТЭ рекомендациям хоронить их полагается на глубине не менее 4000м, на достаточном удалении от континентов и островов, в стороне от основных морских путей и в районах с минимальной продуктивностью моря, то есть там, где не ведется промышленный лов рыбы и других морских животных.
На Западе информация о местах захоронения с указанием точных координат, глубины, массы, числа контейнеров и т.п. доступна не только специалистам, но и независимым исследователям. Расчеты официальных экспертов достаточно оптимистичны:в течение 500 лет даже при существующих уровнях сбросов на одной площадке индивидуальные дозы облучения не должны достигнуть значительных величин. Однако это мнение разделяют далеко не все специалисты, и на IX консультативном совещании членов Лондонской конвенции в 1985г. единый подход к проблеме захоронения на дне морей и океанов выработать не удалось.
К этой конвенции СССР присоединился 15 лет назад. Ответственным за выдачу специальных и общих разрешений на сброс радиоактивных отходов был определен (по согласованию с Минрыбхозом) Госкомгидромет СССР.

Характерна сама техника захоронения. Считается, что контейнеры не подвержены разрушению водой и давлением, полностью герметичны, и контакт их содержимого с окружающей средой исключен, хотя бы на определенный период. На практике контейнеры просто сбрасывали в воду, а если они не тонули... их расстреливали.
Существует и такая техника захоронения. Радиоактивные отходы складируются на списанных судах ВМФ и Минморфлота, и когда ставить контейнеры с отходами уже некуда, суда буксируются в океан и - с благословения Минздрава СССР - топятся.
Именно так в 1979г. буксировали баржу, загруженную твердыми радиоактивными отходами. Капитан доложил о чрезвычайном происшествии:баржа исчезла, за кормой буксира болтался пустой трос. Созданная комиссия так и не смогла добиться от капитана, когда и а какой точке он потерял баржу с секретным грузом. Однако споры в комиссии велись главным образом относительно того, кто вместе с капитаном будет отвечать за случившееся:ВМФ или Министерство судостроительной промышленности. Существовавшие в то время инструкции носили противоречивый характер, так что спорили и впрок: кому отвечать за такие происшествия в будущем. Вопрос о том, чтобы найти баржу и предупредить радиационное заражение рагиона, членов комиссии волновал куда меньше.
Не соблюдаются и норма МАГАТЭ по содержимому затапливаемых контейнеров. Как утверждают очевидцы, в одном из контейнеров находится не менее ста отработавших тепловыделяющих сборок с ядерной установки ледокола "Ленин". В 1984г. в заливе Абросимова близ архипелага Новая Земля, был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160Р/ч. После "доработки" его здесь же и затопили.
Несерьезно сравнивать с рекомендациями МАГАТЭ и глубины затопления радиоактивных отходов в районе Новой Земли. Вместо положенного минимума в 4000м, они колеблются от 18 до 370м. Между тем этот район соседствует с населенным архипелагом, близок к континенту, здесь проходят активно используемые морские пути, ведется промысел рыбы и морского зверя.
Совсем просто поступали с жидкими радиоактивными отходами: их сливали в западном секторе Баренцева моря, иногда в квадратах, где тральщики ловили рыбу. Какое уж тут согласование с Минрыбхозом! До самого последнего времени мы считали Арктический регион своим внутренним морем и хозяйничали там, как хотели или умели. Жители Новой Земли весьма обеспокоены ядерными могильниками у берегов архипелага. Пятая внеочередная сессия Мурманского областного совета в августе 1991г. потребовала открыть архипелаг и прилегающие акватории для научных исследований, в которых могут участвовать и международные эксперты, например из "Гринпис".
В 1992г. аппарат Президента России рассекретил данные о загрязнении северных и дальневосточных морей:"В 1959-1992гг. наша страна сбросила в северные моря жидких радиоактивных отходов суммарной активностью около 20,6 тысяч кюри и твердых - суммарная активность около 2,3 миллиона кюри. В морях Дальнего Востока эти величины составили соответственно:12,3 и 6,2 тысячи кюри. По мнению экспертов, потенциальную опасность представляют реакторы атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин". Всего затоплено 12 реакторов и их частей без ядерного топлива (в том числе три на Дальнем Востоке) и семь аварийном состоянии с невыгруженным ядерным топливом (все на Севере)".
Эти данные представлены Россией в секретариат Лондонской конвенции и в Международное агентство по атомной энергии.
Несомненно, что нам или нашим потомкам предстоит огромная работа по дезактивации морей и океанов, в том числе подъем затонувших или затопленных атомоходов, а также покоящихся на незначительных глубинах контейнеров с радиоактивными отходами.

Захоронение РАО в морях с объектов Северного флота и Мурманского морского пароходства
Начиная с 1959 года, Северный флот регулярно производил захоронения радиоактивных отходов в Баренцевом и Карском морях. Затапливались твердые и жидкие радиоактивные отходы, атомные реакторы, в том числе с невыгруженным топливом. Кроме того, в Баренцевом и Карском морях захоранивались РАО атомного ледокольного флота Мурманского Морского пароходства (ММП). Согласно последним оценкам, суммарная активность всех радиоактивных материалов, захороненных в Баренцевом и Карском морях, составила 38450 ТБк. ВМФ затапливали РАО также в Японском море, Тихом океане, Белом и Балтийском морях.

Жидкие радиоактивные отходы
Контурные воды реакторов и другие ЖРО сливались в моря с 1959 года. Последнее захоронение, ЖРО в море было осуществлено 1 ноября 1991 года. Эта практика может быть возобновлена, если не будет найдено приемлемого решения. Согласно требованиям к сбросу ЖРО, установленным ВМФ СССР в 1962 году, удельная активность для долгоживущих радиоизотопов не должна превышать 370 Бк/л, для короткоживущих – 1850 кБк/л. Соблюдались ли эти требования - неизвестно.

Анализ практики захоронения ЖРО в морях показывает, что наиболее высокоактивные отходы захоранивались в трех районах северной части Баренцева моря. ЖРО с меньшей концентрацией радионуклидов затапливались недалеко от побережья Кольского полуострова. На карте 1 представлены районы захоронения ЖРО в Баренцевом море.

С 1959 по 1991 гг. в Белом море были захоронены ЖРО удельной активностью 3,7 ТБк, в Баренцевом море – 451 ТБк, в Карском море – 315 ТБк. ЖРО активностью 430 ТБк были слиты в море в результате аварий в хранилищах отработавшего ядерного топлива, на подводных лодках и атомном ледоколе «Ленин». Суммарная активность жидких радиоактивных отходов, захороненных в Белом, Баренцевом и Карском морях – 880 ТБк (23771 Ки).

С 1987 года ЖРО с атомных подводных лодок Северного флота перерабатывались на танкере «Амур», оборудованном очистной установкой. После очистки вода сливалась за борт. С начала эксплуатации «Амур» переработал и слил в моря 975 тонн ЖРО.

ЖРО также захоранивались с плавтехбазах с проектным номером 1783А (класса «Вала») и со спецтанкера ММП «Серебрянка».

Твердые радиоактивные отходы
Северный флот затопил в Карском и Баренцевом морях 17 судов и лихтеров, имеющих на борту твердые радиоактивные отходы, включая части реакторных установок и другое загрязненное оборудование разных уровней активности. В основном, ТРО упакованы в металлические контейнеры. Эти ТРО являются средне- и низко-активными и состоят из загрязненных металлических частей реакторных отсеков атомных подводных лодок, одежды и оборудования, использованного для работ с ядерными установками. Кроме того, были затоплены 155 крупных объектов, включая циркуляционные насосы, генераторы и другие части ядерных установок. Часть ТРО помещали на суда и лихтеры и затапливали вместе с ними.

В период с 1965 по 1991 гг. твердые радиоактивные отходы были затоплены в 8 разных районах вдоль восточного побережья Новой Земли и в Карском море. Районы затопления в Карском море представлены на карте 2. В этих районах затопление ТРО производили Северный флот и суда технического обслуживания ММП.

Согласно Белой книге в Карском море затоплено 6508 контейнеров с ТРО, из них 4641 были затоплены Северным флотом. По документам ММП в море было затоплено 11090 контейнеров. Пароходство захоронило 1867 контейнеров отдельно и 9223 контейнера были помещены на суда и лихтеры и затоплены вместе с ними.

Во время первых операций по захоронению РАО в 60-х годах многие контейнеры не тонули, оставались на поверхности. Команда, выполнявшая операцию по захоронению, в качестве решения проблемы, с корабля расстреливала контейнеры для облегчения процесса затопления. Это происходило в заливе Абросимова на юго-восточном побережье Новой Земли. Более того, поступали сообщения о контейнерах, плавающих в Карском море. Один из них был найден на побережье Новой Земли. Позднее, проблема была решена тем, что контейнерам с РАО изначально придавали отрицательную плавучесть (нагружали камнями).

Помимо ТРО, затопленных в заливах вдоль восточного побережья Новой Земли, в Баренцевом море, у острова Колгуев, было захоронено судно «Никель». Судно было загружено 18 объектами объемом 1100 м3 с удельной активностью 1,5 ТВк.

Всего затоплено 31534 м3 ТРО с суммарной активностью около 590 ТБк: 6508 контейнеров, 17 судов и лихтеров и 155 крупногабаритных объектов.

Захоронение атомных реакторов
В Карском море было захоронено 13 реакторов с атомных подводных лодок. Шесть реакторов были захоронены с невыгруженным отработавшим ядерным топливом. Все реакторы были сняты с АПЛ, потерпевших серьезные аварии. Реакторы были настолько повреждены, а уровень радиоактивности высок, что выгрузить ядерное топливо не представлялось возможным. Реакторы были затоплены с невыгруженным топливом. Кроме того, три реактора с атомного ледокола «Ленин» были также захоронены в море.

Реакторы хранились от года до 15 лет со момента аварии, после чего их захоранивали в Карском море. 5 из реакторов, вырезанных из АПЛ, были заполнены твердеющей смесью на основе фурфурола, чтобы предотвратить выход радиоактивности в морскую среду. По оценкам российских проектантов ЯЭУ, такое заполнение предотвратит контакт ОЯТ с морской водой на сроки в несколько сотен (до 500) лет. Поскольку информации о техническом состоянии захороненных реакторов очень мало, большая неясность существовала с оценкой их суммарной активности. Весьма приблизительные расчеты были сделаны российскими экспертами на основе данных, приведенных в Белой книге, где суммарная активность реакторов с АПЛ с невыгруженным топливом оценивалась в 85 ПБк. Более поздние расчеты показывают, что активность - 37 ПБк.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды . Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов.

Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40 % органических веществ; 0,56 % азота; 0,44 % фосфора; 0,155 % цинка; 0,085 % свинца; 0,001 % ртути; 0,001 % кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышаеся мутность воды. Наличие органических веществ чпсто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода.

Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод , содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса . У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества.

При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

В некоторых районах городские отходы не затопляются с барж, а сбрасываются в океан по специальным трубам; в других районах их сливают в накопители на суше или используют в качестве удобрений, хотя содержащиеся в стоках тяжелые металлы могут вызвать в отдаленном будущем неблагоприятные последствия. Широкая гамма промышленных отходов (растворители, используемые в фармацевтическом производстве, отработанные кислоты титановых красителей, щелочные растворы предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, металлический кальций, слоистые фильтры, соли и хлористые углеводороды) сбрасываются время от времени в разных местах.

Какой ущерб наносит морским организмам сброс подобных материалов? Мутность, появляющаяся при сбрасывании отходов, как правило, исчезает в течение суток. Сбрасываемый во взвешенном состоянии грунт покрывает грязью обитателей дна в виде тонкого слоя, из-под которого многие животные выбираются на поверхность, а некоторые замещаются через год новыми колониями таких же организмов. Илы бытовых отходов с высоким содержанием тяжелых металлов могут быть токсичными, особенно когда при соединении с органическими веществами образуется среда с пониженным содержанием кислорода; в ней могут существовать только немногие живые организмы. Кроме того, ил может иметь высокий бактериологический показатель. Очевидно, что промышленные отходы в больших объемах опасны для жизнедеятельности океана и поэтому не должны сбрасываться в него.

Сбрасывание отходов в океан как таковое еще нуждается в тщательном исследовании. Располагая надежными данными, можно по прежнему разрешать сбрасывать в море такие материалы, как грунты, но следует запретить сброс других веществ - например, химикатов. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса. Глубоководные участки дна моря можно выделить для этой цели на основании таких же критериев, как и при выборе мест для городских свалок - удобства их использования и малой биологической ценности.

Интересные факты


Самые радиоактивные места. Топ 10.

10. Хэнфорд, США