Тест по русскому языку на тему "Сложные предложения" (9 класс). Тест по русскому языку на тему "Сложные предложения" (9 класс) Тест русский язык сложные предложения

ПРОВЕРОЧНЫЙ ОПРОСНИК

(Синтаксис Словосочетание Простое и сложное предложения Пунктуация)

    Укажите словосочетание с типом связи управление:

а) гулять вдвоем; б) написать другу; в) соломенная крыша; г) читать по-русски.

2.Главное слово в словосочетании «идти по лесу» является

а) существительным; б) предлогом; в) наречием; г) глаголом.

    Укажите словосочетание со связью примыкание:

а) посеять рожь; б) волшебная палочка; в) повернуть налево; г) стакан молока.

    Какое слово нужно выбрать, чтобы в словосочетании была связь управление?

Писать___________

а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.

5. Укажите двусоставное предложение.

а) Любите и берегите свой родной язык!

б) С далеких гор потянуло свежестью.

в) Нас утро встречает прохладой.

г)Их многому научили в спортивном лагере.

6. Укажите безличное предложение.

а) Не догнать тебе бешеной тройки!

б) Никто не будет забыт на великом празднике Победы.

в)Дом построили в весне.

г) Люблю эти бескрайние равнины с их таинственной тишиной.

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) День был пасмурный, невеселый.

б) Снегом замело все дороги.

в) Постепенно и мы начали тревожиться.

г) Будем верить в его порядочность.

8. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) С деревьев падали листья и устилали пестрым ковром землю.

б) Пыль вихрем неслась по дороге и серое облако закрыло весь горизонт.

в) Неудачи огорчали сына но не могли отнять у него веру в успех.

г) Люди вскакивали со своих мест и восторженно аплодировали.

9. Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Ее радовало все и успехи сына в школе и ласковое тепло майского солнца и песни звучащие за окном.

б) Дома никого не было и тревожное чувство шевельнулось в моем сердце.

в) Он сразу понял в каком тяжелом положении оказалась группа.

г) Мама обвела комнату взглядом сына и тут не было.

10. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены ).

а) Когда дождь прекратился мы решили снова развести костер.

б) Отец отрицательно покачал головой и без сил опустился на стул.

в) Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

г) Ночью все разошлись и сразу же воцарилась грозная тишина.

11. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) Мы любили отдыхать в лесу но выбраться на природу удавалось не часто.

б) То целыми днями шел нудный дождь то сыпал мелкий колючий снег.

в) Если все время идти прямо то увидите озеро.

г) Я спасался от вынужденного безделья как только мог читал старые журналы бродил по лесу.

    Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Где согласие там победа.

б) Дверь открывалась тяжело с противным скрипом как бы нехотя впуская в комнату посетителя.

в) Никто не хочет войны все хотят спокойно жить.

г) Все отнято и счастье и любовь.

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным .

а) Ранняя пташка червячка клюнет, а поздняя и зерна не найдет.

б) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

в) В те дни, когда стояла невыносимая жара, я начал писать свой первый рассказ.

г) И комар лошадь свалит, если волк поможет.

14. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.

а) Когда дорога обогнула холм, показалась деревушка, в которой жила наша бабушка.

б) Мы видели, как много сил он тратит на бесцельные поиски, как постепенно им завладевает навязчивая идея.

в) Плохо, если у человека нет чего - то такого, за что он готов умереть.

г) Трудно перечислить все то, чему я научился и что узнал в университете.

15. Укажите предложение с однородным соподчинением придаточных.

а) Удивительно, что пламенная вера наиболее ярко вспыхнула в тех его стихах, которые были написаны в дни тяжелой болезни.

б) Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею.

в) Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

г) Он встретил своего друга, когда тот вернулся из города, куда он ездил к больному отцу.

16. Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых предложений (знаки препинания не расставлены).

а)Тот кто поймает что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге уже перестанет быть обывателем.

б) Вечером буря разыгралась так что нельзя было расслышать гудит ли ветер или гремит гром.

в) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все возможное для ее процветания как прекрасна была бы наша земля.

г) Атлас был очень велик и не влезал в ранец а носить его под мышкой было неудобно.

17. Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

а) Поэт, чтобы тронуть сердца читателей, должен быть искренним.

б) Теперь мне было ясно, что нужно сделать в такой ситуации.

в) Когда поднялось солнце, золотистый свет залил всю комнату.

г) Мы вынуждены были остановиться, потому что дальше пути не было.

18. Какое предложение соответствует данной характеристике:

«Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено однородными сказуемыми»?

а) На станции я забежал в буфет выпить пива и не слыхал третьего звонка.

б) Несмотря на поздний час, в деревне не тушили огня и не спали.

в) Луна стояла над крышей, но ее свет не затмевал звезд.

г) Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, которая утопала в зелени.

г)

19. Какое суждение о предложении является ошибочным?

Я перестал волноваться, потому что температура у больной девочки немного снизилась.

а) Сложное, состоит из двух простых.

б) Сложноподчиненное, с придаточным цели.

в) Грамматическая основа главной части – «я перестал волноваться».

г) Слово «немного» - обстоятельство меры, выражено наречием.

Ключи

1 – б 5- в 9 – а 13 – в 17 - б

2 - г 6 – а 10 – г 14 – а 18 – а

3 – в 7 - в 11 – в 15 - б 19 - б

4- г 8 – б 12 – в 16 - а

Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Укажите сложное предложение.

1) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
2) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.

А2.

1) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
2) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непро­ходимые болота.
4) Парень стоял и стоял, словно в стороне от суматохи.

А3.

1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4) Ямщик свистнул, и лошади поскакали.

А4.

1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
4) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен.

A5.

Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.

1) 1, 2, 5
2) 3, 4
3) 2, 3, 5
4) 1, 4

В1.

Пойми, что рядом с тобой человек развивается.

В2.

Земля, казалось, во много раз увеличивала силу своего притяжения.

С1.

Вариант 2

А1. Укажите сложное предложение.

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
2) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
3) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
4) Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

А2. Укажите сложное союзное предложение.

1) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, тумани­лись в нежной дымке.

А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.

1) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и прон­зительный.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно сади­лось за горизонт.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Было так тихо, что издалека слышался треск ломающей­ся от мороза земли.

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.

1) Не знаю, что стало со мною, душа моя грустью полна.
2) Если за день не узнал ничего нового, день прошёл на­прасно.
3) Я надеялся, что эта история скоро забудется.
4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух.

A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ему нездоровилось (1) однако (2) он всё-таки приехал (3) чтобы проститься (4) с друзьями.

1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 1, 4

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.

Солнечный свет, падавший на листву рядом с кустами шиповника, казался холодным и бледным.

С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках пре­пинания.

Ответы на тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-4
А4-1
А5-2
В1. пойми, человек развивается
В2. выделительные
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-4
А5-1
В1. скажи, что сбудется
В2. выделительные

Тест на тему «Сложные предложения в 9 классе»

Вопрос № 1


предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений.
предложение с прямой речью.

Вопрос № 2



Зацвели ландыши. напоённые сбегающими с горы ручьями .

Вопрос № 3



Вопрос № 4


Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8

разделительный
противительный
соединительный

Вопрос № 9


Вопрос № 10

главного и придаточного

Вопрос № 11 и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены ).

Вопрос № 12 В каком предложении части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом?

Мой брат решил, что ему делать.
Мой брат решил, что поедет учиться.

Вопрос № 13
Я зашёл в тот лес, что издалека казался тёмной стеной.

Определительное
Обстоятельственное
Изъяснительное

Вопрос № 14 Определите тип придаточного в предложении.

Чтобы жить честно, нужно быть сильным человеком.

Обстоятельственное причины
Обстоятельственное образа действия
Обстоятельственное цели

Вопрос № 15 Определите вид подчинительной связи в предложении:
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Однородное подчинение
Последовательное подчинение

Однородное подчинение
Последовательное подчинение

Вопрос № 17
Спокоен я () со мной мои друзья.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 18 Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Настанет ночь () отправимся в дорогу.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 19 Какой знак необходим между простыми предложениями в составе сложного:
Поезд ушёл () огни его исчезли.

Запятая
Двоеточие

Тире

Вопрос № 20 Какой вид связи отсутствует в данном предложении:
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что за­боры и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

Союзная сочинительная
Союзная подчинительная

Бессоюзная

Ответы на Тест «Сложные предложения в 9 классе»

Вопрос № 1 Сложное предложение - это...

предложение, осложнённое однородными членами.
предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений .
предложение с прямой речью.

Вопрос № 2 Какое из записанных предложений является сложным?

Сбежали ручьи, зацвели ландыши.
Ручьи, сбегающие с горы, звенели.
Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями .

Вопрос № 3 Какое предложение называется сложносочинённым?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 4 Какое предложение называется сложноподчинённым?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5 Какое предложение называется бессоюзным?

Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.
Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?
После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7 Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении на месте скобок?
Вера сказала, что()если он не расскажет всё подробно, она не сможет уснуть.

Да, запятая нужна.
Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8 Какой союз связывает части сложносочинённого предложения?
Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.

разделительный
противительный
соединительный

Вопрос № 9 Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?
Все уже были дома к моему возвращению.
Все уже были дома, когда я вернулся.
Все уже были дома, и я вернулся.

Вопрос № 10 Сложноподчинённое предложение состоит из:

главного и придаточного
двух равноправных между собой предложений

Вопрос № 11 Укажите, в каких примерах союз и не соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам. Бездонны любви материнской глубины и ею не зря дорожат.

1 вариант.

I. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

Б) или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3 . Определите вид предложения . Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А . простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте

общий второстепенный член и запишите полученное предложение. (ОСЕНЬЮ)

7. Прочитайте предложение Выпал снег и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое;
  2. простое предложение.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания

не расставлены):

[Безличное], [двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.++

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело, и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Г. Деревья, сбросившие свой наряд , тучи, низко плывущие над землей, дождь, моросящий, холодный - обычные картины глубокой осени, и они милы моему сердцу.

10. Дополните предложение указывая на следствие.

Итоговый тест по теме «Сложное предложение»

2 вариант.

1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза

Г. интонации

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении.

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

6. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение .

7 . Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое;
  2. простое предложение.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[Безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

10. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие . …

Тест по теме «Сложные предложения»

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены )

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме «Сложные предложения»

Вариант 2

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.] ?

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

2) сложносочиненное предложение

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

ТЕСТ "СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.

2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.

4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.

2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.

2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!

4) Это произошло в то время, когда никого не было.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.

2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.

3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.

4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.

2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.

4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Скажи ему, что дома никого нет.

2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.

3) Каков привет, таков и ответ.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.

3) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.

3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.

2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

16. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

1)4 2) 3 3) 5 4) 6

18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.

3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.

4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.

2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.

3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.

4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

Тест по теме «Сложные предложения»

1. Найдите сложноподчиненное предложение .

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: (),,()?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания .

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

А. Узнайте, пожалуйста,…

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

I I вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какое предложение соответствует схеме: (), , () ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

9.Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А. , (), (). Б. , (), (). В. , , (), ().

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

Б. Лишь только появилась первая трава,…

В. Я так долго не получал писем от своего друга,…

Г. Я расскажу о книге,…

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю, (1)и конница кочевников увязала в леса. Царь Пётр,(2) замысливший обзавестись флотом, (3) искал подходящее место начать строительство. Много лесов было осмотрено, (4) но только тут,(5) под Воронежем, (6)царь нашёл то,(7) что искал.

15.Выпишите грамматические основы предложения

1 )Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов, за собою всюду, и не раз они выручали меня из еще большей беды, чем пожар.

2)Зазвенели пилы, застучали топоры под Воронежем, в сотнях кузниц ковали гвозди и якоря, и корабли пошли вниз по Воронежу.

3)Леса вставали на пути половцев, ногайских и крымских татар.


Упражнение 1.

Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения; определите место пауз; вспомните, что является сигналом конца предложения).
Как доказать, что перед нами одно сложное предложение? Запишите его.

В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)

Упражнение 2.

Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.

О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к содержанию простых, вошедших в его состав? А из второго? Опираясь на проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.

I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.

Упражнение 3.

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.

1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Упражнение 4.

Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.

1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы - потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов - автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Упражнение 5.

Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких слов и словосочетаний: плохая погода - несостоявшаяся прогулка; словарь - правописание слов; весна - цветы; жаркая погода - пляж; билет на поезд - командировка

Упражнение 6.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.

1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)

Упражнение 7.

Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.

1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)

Упражнение 8.

Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.

1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Упражнение 9.

Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Составьте схемы сложных предложений. Выполните синтаксический разбор простых предложений.

1) Эпитет «простоватый» ознчал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие... накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный... сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею... выработкой золотонос(?)-ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от... рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)

Упражнение 10 .

Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.

Все м_лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н_чал сдавать. Ветер опять утих и бл_годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п_рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что(бы) насл_ди(тся, ться) этой к_ртиной я вышел в поле. Чудное зрел_ще открылось глазам моим: всё безгр_ничное пр_странство (во)круг меня предст_вляло вид снежного потока. Мне к_залось буд(то) небеса разверзлись ра(с, сс)ьшались снежным пухом н_полняя весь воздух дв_жением и пор_зительной тиш_ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум_рки и пад_ющий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком од_вал землю. (По С. Аксакову)

Упражнение 11.

Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, - она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверх¬ностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел - и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)

Упражнение 12.

Расставьте знаки препинания. Определите, двусоставной или односоставной является каждая часть сложного предложения, определите тип односоставной предикативной конструкции (безличная, неопределенно-личная и т.п.)

1) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов.) 2) Сделалось так темно что в каюте и салонах зажгли электричество. (В. Катаев.) 3) Когда я читаю или слышу об ухе с дымком меня непременно посещает одно и то же но очень радостное воспоминание как одноглазый мой дед Павел лупил меня палкой за уху пахнущую дымом потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства. (В. Астафьев.)

Упражнение 13.

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях. Найдите предикативные конструкции в сложных предложениях. Найдите слова, которые не позволяют употребить предикативные конструкции как простые предложения.

1) Он вскочил со скамейки и проворно удалился прежде чем Литвинов успел промолвить слово. (И. Тургенев.) 2) ...Как только черт спрятал в кармане свой месяц вдруг по всему миру сделалось так темно что не всякий бы нашел дорогу в шинок. (Н. Гоголь.) 3) Я раскаиваться начал что поехал в Сушково но дрогнуло затрепыхалось сердце когда возле одиноко и плоско стоявшего на берегу барака увидел я косматенького уже седого человека. (В. Астафьев.) 4) Когда ночная роса и горный ветер освеж.ли мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассуАно. (М. Лермонтов.)

Тест по теме «Сложное предложение»

1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное

2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?

Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)

3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.

5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, - я тогда работал в Сибири - было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.

6. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда - уж этого никак не мог он понять.

7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)

8. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны - высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов - красного, малинового, желтого и зеленого - раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.

9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений.
(Знаки препинания не расставлены.)

1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)

10. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)

12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?

1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем - на этот крик лиса прибежит.

13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.