Подготовка к огэ по биологии. Биология как наука

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах ОГЭ по биологии

Демонстрационные варианты ОГЭ по биологии 2009-2014 состояли из 3-х частей: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2013 году в в часть 2 (В) было добавлено практико ориентированное задание на соотнесение по заданному алгоритму морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями.

В 2014 году в демонстрационный вариант ОГЭ по биологии были внесены следующие изменения :

  • в части 1(А) на 2 было сокращено количество заданий,
  • в часть 2 (В) было добавлено новое задание с выбором трех верных ответов из шести ;
  • в часть 3(С) было включено новое задание на применение биологических знаний в практической ситуации;
  • общее количество заданий не изменилось , но максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы повысился с 43 до 46.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по биологии изменилась структура варианта :

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационных вариантах ОГЭ 2016 - 2019 годов по биологии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по биологии по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года произошли следующие изменения:

  • Было сокращено количество заданий с 32 до 30 .
  • Был уменьшен максимальный первичный балл с 46 до 45 .
  • В часть 1 были включены новые модели заданий 1 и 20 .
  • В части 2 было добавлено новое задание 27 , а задания 31 и 32 переработаны в новое задание 30 .

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ботаника - наука о растениях,

Зоология - наука о животных,

Микология - о грибах,

Вирусология - о вирусах,

Микробиология - о бактериях.

Анатомия - наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных - строение животных.

Морфология - наука, изучающая внешнее строение организмов

Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Цитология - наука о клетке.

Гистология - наука о тканях.

Систематика - наука, о классификации живых организмов. Классификация - разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

Палеонтология - наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

Эмбриология - наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Этология - наука о поведении животных.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Селекция - наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

Эволюционное учение - изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

Антропология - наука о возникновении и развитии человека.

Клеточная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

Генная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

Бионика - направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Метод - это способ познания действительности.

1. Наблюдение и описание.

2. Измерение

3. Сравнение

4. Эксперимент или опыт

5. Моделирование

6. Исторический.

ЭТАПЫ научного исследования

Проводится наблюдение над объектом или явлением

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом

СВОЙСТВА ЖИВОГО

Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии - важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на-личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ-ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

Раздражимость - способность организма реагировать на внеш-ние или внутренние воздействия.

Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность - свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

Рост и развитие.

Рост - количественные изменения (например, увеличение массы).

Развитие - качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

Саморегуляция - способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности - гомеостаз.

Приспособленность (адаптация)

Ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм - реакция организма на длину светового дня).

Уровни организации жизни

Номер
уровня

Название

Чем представлен

Биосферный

Совокупность всех экосистем
планеты

Экосистемный

(биогеоценотический)

Система популяций разных
видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой

Саванна, тундра

Популяционно-
видовой

Совокупность популяций,
образующих виды

Медведи белые,
киты синие

Организменный

Организм как целостная система

Бактерия, обезьяна

Клеточный

Клетка и её структурные компоненты

Эритроциты, митохондрии, хлоропласты

Молекулярный

Органические и неорганические

вещества

Белки, углеводы;

Вода, ионы солей

Тестовые задания в формате ОГЭ

Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон

3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу

3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии

4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение

8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.

1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0

9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

14. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

Число бактерий в колбе 1

Число бактерий в колбе 2

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

Литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.

«Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] - URL:http:// oge.sdamgia.ru

Государственная итоговая аттестация 2019 года по биологии для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются знания следующих разделов биологии:

  1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
  2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
  3. Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы.
  4. Царство Растения.
  5. Царство Животные.
  6. Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека.
  7. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
  8. Опора и движение.
  9. Внутренняя среда.
  10. Транспорт веществ.
  11. Питание. Дыхание.
  12. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.
  13. Органы чувств.
  14. Психология и поведение человека.
  15. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
  16. Влияние экологических факторов на организмы.
  17. Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира.
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по биологии. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант .

Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи

Преподаватель биологии в «Фоксфорде»

Как устроен экзамен

Задания. В ОГЭ по биологии две части и 32 задания.

Часть 1 → 28 заданий с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, верно записать последовательность или соответствие.

В заданиях 1–22 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа, в заданиях 23–24 - три из шести вариантов.

Задание 25: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго столбца.

Задание 26: установить правильную последовательность элементов.

Задание 27: подставить верные термины в текст.

Задание 28: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и составить его описание по заданному алгоритму.

Часть 2 → 4 задания с развёрнутым ответом. В них требуется подробно расписать ход решения.

Задание 29: ответить на несколько вопросов по тексту.

Задание 30: поработать с данными статистики и подробно пояснить сделанные выводы.

В задании 31 от вас потребуется, исходя из условия задачи, подобрать рацион питания и объяснить свой выбор. В задании 32 - опираясь на результаты, полученные в задании 31, ответить на теоретический вопрос, связанный с темой питания человека.

Разделы курса. Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:

1. Биология как наука

2. Признаки живых организмов

3. Система, многообразие и эволюция живой природы

4. Человек и его здоровье

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Требования. Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:

  • Об основных методах биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент.
  • О строении, признаках, функциях клеток, тканей, органов и живых организмов.
  • О принятой в биологии классификации растений и животных и основных признаках царств, типов и классов.
  • О строении и функциях органов и систем человеческого организма.
  • Об экологии и взаимодействии разных видов в природе.

Время. ОГЭ по биологии длится 3 часа (180 минут).

Материалы и оборудование. Разрешается брать с собой на экзамен линейку и непрограммируемый калькулятор.

Как оценивается работа

Всего на экзамене можно получить 46 первичных баллов.

1 балл → задания 1–22

2 балла → задания 23–27, 32

3 балла → задания 28–31

Вы получите 1 балл за задания 23 и 24, если укажете только два из трёх правильных вариантов ответа. Если выбран только один верный ответ или ни одного, баллы не начисляются вовсе. Если вы укажете в ответе больше вариантов, чем три, за каждую лишнюю цифру в ответе снимут 1 балл.

Вы получите 1 балл за задания 25 и 27, если совершите не более одной ошибки. 1 балл за задание 26 выставляется, если перепутана последовательность не более двух элементов.

В задании 28 за каждую ошибку снимается 1 балл. За три и более ошибок вы получите 0 баллов.

В заданиях 29–32 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.

Разбор заданий 23–32

Задания 23 и 24

Пример задания

Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Могут быть древесными

2. Пятичленный цветок

3. Прилистники отсутствуют

4. Плод - ягода

5. Параллельное жилкование

6. Большое число тычинок в цветке

Решение

Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае - семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.

👉 Умейте выделять общие и различные признаки разных групп и классов животных.

👉 Помните об исключениях.

Ответ : 1, 2, 6.

Пример задания

Какие признаки являются общими для птиц и крокодилов? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Имеются атлант и эпистрофей

2. Теплокровность

3. Имеется четырёхкамерное сердце

4. Откладка яиц

5. Конечный продукт азотного обмена - мочевина

6. Имеются зубы

Решение

Крокодил - исключение из всех рептилий, у него четырёхкамерное сердце, как у теплокровных, в том числе птиц, поэтому пункт 3 является верным. Кроме того, у крокодилов и птиц имеется атлант и эпистрофей, и они откладывают яйца.

👉 Ориентируйтесь на ключевые слова в задании.

Ответ : 1,3,4.

Пример задания

Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к позвоночным животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сердце красноухой черепахи состоит из 2-х предсердий и 1-го желудочка

2. Череп краноухой черепахи имеет анапсидное строение, так как в нём отсутствуют височные окна

3. Центральная нервная система красноухой черепахи представлена головным и спинным мозгом

4. У эмбриона красноухой черепахи имеется хорда

5. Верхний щит панциря красноухой черепахи срастается с рёбрами и отростками позвонков

6. Красноухая черепаха откладывает яйца во влажный песок

Решение

Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к позвоночным: череп, головной и спинной мозг, позвонки (всё это есть только у позвоночных.)

Ответ : 2,3,5.

Задание 25

В этом задании часто предлагается установить соответствие между организмами и стадиями (или типом) их развития, родственными растениями и их признаками.

👉 При решении ориентируйтесь на количество признаков.

Чаще всего 3 признака относятся к одной категории, 3 - к другой, но бывает иначе. Однако, если вам кажется, что к одной категории относятся 5 или все 6 признаков, скорее всего, в ваших рассуждениях есть ошибка.

👉 Правильно заполняйте таблицу с ответом, будьте внимательны при совмещёнии букв и цифр.

Пример задания

Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Насекомое

А. Стрекоза коромысло

Б. Бабочка капустница

В. Рыжий муравей

Г. Постельный клоп

Д. Виноградная тля

Е. Майский жук

Тип развития

1. Полное превращение

2. Неполное превращение

Ответ:

А Б В Г Д Е
2 1 1 2 2 1

Задание 26

В этих заданиях часто требуется установить верную последовательность таксономических групп - царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Также встречаются задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения эксперимента.

👉 Обратите внимание, с чего начинать.

В заданиях обычно есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы это пропустите и напишете верную последовательность, но «наоборот», вы получите 0 баллов.

Пример задания

Установите последовательность таксономических единиц в классификации вороны, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

2. Врановые

3. Ворона серая

4. Позвоночные

6. Воробьинообразные

Решение

Наибольшая таксономическая единица в данном случае подтип -позвоночные. За ним следуют класс (птицы), отряд (воробьинообразные), семейство (врановые), род (ворона) и вид (ворона серая).

Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.

👉 Если такого уточнения нет, ориентируйтесь на условие задачи и здравый смысл.

Пример задания

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего использование растениями атмосферного углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Посадите в кадку предварительно взвешенный саженец ивы

2. Взвесьте выросший саженец и высушенную почву

3. Регулярно поливайте саженец

4. Взвесьте сухую почву и насыпьте её в кадку

5. Через 5 лет извлеките саженец из кадки

6. Установите кадку с саженцем в освещённое место

Решение

Очевидно, что в данном случае эксперимент начинается с подготовки почвы. Далее следует посадка саженца, установка кадки в освещённое место, полив, извлечение из кадки и взвешивание саженца и почвы.

Ответ: 4, 1, 6, 3, 5, 2.

Задание 27

В этом задании необходимо вставить в текст верные термины.

👉 Используйте в качестве подсказки падежные и временные формы, в которых должны стоять термины в предложении - в них же они стоят и в вариантах ответов. Таким образом, в каждом пункте (А, Б, В, Г) вам придется делать выбор не из шести, а из двух подходящих вариантов.

Пример задания

Решение

Для пункта А подходят перикард и миокард, для пунктов Б и В - диастолы и систолы, для пункта Г нужно выбрать между словами «правом» или «левом».

Текст с верно вставленными терминами выглядит так:

«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокард . Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы . Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».

Ответ:

А Б В Г
5 6 1 2

Задание 28

В этом задании нужно не столько знание, сколько внимательность. Вам дано изображение биологического объекта, животного или растения, и изображения тех или иных морфологических признаков подобных объектов. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня морфологические признаки, относящиеся к указанному в задаче объекту.

Пример задания

Решение

Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивания тип крыльев с представленным перечнем.

Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.

По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форма антенн, тип ротового аппарата, форма передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.

Задание 29

Для этого задания вам даётся текст и несколько вопросов к нему.

Пример задания

1. Где строит своё гнездо пухляк?

2. Сколько яиц может произвести пара пухляков за жизнь?

3. К какому отряду относится пухляк, и насколько сформированными рождаются его птенцы?

Алгоритм выполнения задания

1. Прочтите текст.

2. Найдите в нём информацию для ответа на вопрос.

Ответ на первый вопрос содержится во фразе «Дупло пара выдалбливает и выщипывает себе сама, обычно в подгнившем стволе осины, березы, ольхи».

Типичная ошибка: упоминание ещё и лиственницы. В задании спрашивают, где пухляк строит гнездо, а в лиственнице птица использует уже существующие дупла.

3. Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.

Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте: пухляк становится половозрелым на втором году жизни и живёт до 9-ти лет. В кладке обычно 6–8 яиц, 2-х выводков в сезоне не бывает.

4. Сделайте необходимые подсчёты.

Получается, что в течение 8-ми лет пара пухляков каждый год приносит 6–8 яиц. 6×8=48, 8×8=64.

Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае, возраст, с которого птицы могут приносить потомство. Количество яиц в кладке умножается не на 8, а на 9 лет, и результат выходит неверный.

5. Ищите в тексте подсказки, которые позволяют дать ответ на вопрос, применив знания из курса биологии.

Подсказки для ответа на третий вопрос:

Упоминание в тексте, что пухляк - это синица. Синицы относятся к отряду воробьинообразных.

Сведения о том, что пухляки выводят птенцов в дуплах. Все дуплогнездные птицы относятся к птенцовым, а у птенцовых детёныши рождаются голыми, слепыми и беспомощными. Значит, и у пухляка тоже.

6. Аккуратно распишите решение по пунктам: номер вопроса, ответ на вопрос, обоснование.

Задание 30

В этом задании вам даётся таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.

Пример задания

Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1. В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?

2. Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?

3. Какая часть вегетативной нервной системы активируется при физической нагрузке: симпатическая или парасимпатическая?

Объём кровотока:

Решение

1. Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить на вопрос «почему», используем знания биологии. В данном случае причина - необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.

2. Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.

3. При физической нагрузке активизируется симпатическая нервная система.

Задание 31

В этом задании даётся перечень условий и статистические данные, на основании которых вам необходимо подобрать меню, а именно: таблица энергозатрат при совершении определённых действий в килокалориях и перечень продуктов, их калорийность и содержание в них белков, жиров и углеводов.

Пример задания

Маша и Миша решили посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, они надели ролики и за полчаса быстрого катания добрались до скалодрома, где провели 2 часа на скалолазных трассах, после чего вернулись домой на роликах длинным путём, потратив 40 минут.

Дома Маша и Миша решили пообедать. У Маши аллергия на глютен, содержащийся в большинстве злаковых культур, а Миша не любит рыбу, но хочет, чтобы в его рационе было много белка.

Укажите энергозатраты Маши и Миши и составьте для каждого рекомендованный обед с учётом индивидуальных потребностей.

Таблица 1
Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Геркулес 303 12,8 6 65,4
Гречневая каша 153 5,8 1,7 29,1
Манная каша 119 3 5,2 15,4
Овсяная каша 115 4,5 5 13,6
Макаронные изделия 356 10,9 0,6 74
Пшённая каша 131 4,6 1,3 25,9
Варёный рис 123 2,5 0,7 36,1
Картофель варёный 74 1,7 0,2 15,8
Суп из пакета 333 10,7 3,3 51,6
Лапша быстрого приготовления 326 10 1,1 69
Говядина тушёная (вес нетто одной банки обычно 350 г) 220 16,8 17 0
Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 350 г) 362 17,5 32,3 0
Колбаса сырокопчёная 473 24,8 41,5 0
Сыр 370 26,8 27,4 0
Сухари сладкие 377 9 4,6 72,8
Печенье крекер 352 11 13,3 67,1
Сладкое печенье 445 7,5 16 68
Хлеб 235 8 0,9 50
Апельсиновый сок 60 0,7 0,1 13,2
Чай без сахара 0 0 0 0
Таблица 2

Алгоритм выполнения задания

1. Пользуясь таблицей, подсчитываем энергозатраты.

Скалодром - 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.

Катание на роликах - 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.

(5,5×120)+(7,5×70)= 660+525=1185 ккал.

2. Ориентируясь на условие, подбираем продукты, которые можно использовать.

Если сказано, что Маше нельзя глютен, надо вычеркнуть все продукты, которые его содержат. Глютен содержится в злаках, за исключением гречки и риса, поэтому нужно вычеркнуть все остальные крупы, хлебобулочные изделия, макароны и колбасу.

Если указано, что Миша не любит рыбу, но хочет получать больше белка, нужно вычеркнуть рыбу и выбрать продукты с наибольшим содержанием белка.

Подобным же образом необходимо рассуждать, если в условии упомянуты какие-то другие обстоятельства или ограничения.

3. Составляем меню таким образом, чтобы перекрыть получившееся количество затраченных калорий. Превышение допустимо не более чем на 20 килокалорий.

Меню для Маши: суп из пакета, картофель, шпроты в масле, сыр, апельсиновый сок - 1199 ккал.

Меню для Миши: колбаса сырокопчёная, сыр, печенье крекер, апельсиновый сок - 1206 ккал.

Задание 32

Оно всегда связано с заданием 31 и выполняется на основе тех данных, которые вы получили.

Пример задания

Кто из юных скалолазов после обеда в покое дольше будет чувствовать сытость? Объясните свой выбор.

Решение

Мы знаем, что углеводы усваиваются быстрее жиров. Оцените меню Маши и Миши с точки зрения количества жиров. У Маши в меню 63,3 г жиров, у Миши - 82,3 г, значит, Миша будет чувствовать сытость дольше.