Пароход принц. Мифическое золото затонувшего в Крыму "Черного принца": почему так и не удалось найти несметные богатства

Крым - настоящий полуостров сокровищ. Частые миграции и многочисленные войны привели к тому, что здесь повсюду - в земле, в горах, в море можно наткнуться на клад. Один из них покоится на дне Балаклавской бухты, где 14 ноября 1854 года потерпел крушение английский парусно-винтовой фрегат «Принц». С тех пор уже более полутора столетий британское золото заставляет кладоискателей беспокоиться, спорить и надеяться.

Во время Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки людей и амуниции более двухсот торговых судов, принадлежавших частным европейским компаниям. Осенью 1854 года фрегат «Принц» в числе прочих отправился из Туманного Альбиона к далекому Южному берегу Крыма.

Корабли перевозили зимнюю одежду, оружие, провиант, медикаменты и прочий груз, который позволил бы союзникам продолжать военные действия в зимних условиях.

8 ноября суда бросили якоря на рейде в Балаклавской бухте. Погода и до того не радовала, а 14 ноября море разволновалось не на шутку. По небу поползли черные тучи, солнце скрылось, налетел ветер, и началась такая буря, какой давно никто не видел.

Корабли как щепки бросало из стороны в сторону. Мощный ливень, сопровождаемый градом величиной с яйцо, перешел в сильный снегопад. Якоря не держали. Очевидец, наблюдавший эту бурю вблизи Балаклавы, писал:

Воздух был буквально наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина, кружась в воздухе, неслись по долине по направлению к Севастополю. Крыша с дома Раглана была сорвана и распластана по земле. Амбары и комиссариатские сараи были полностью разрушены и сровнены с землей.

Пятипудовые кипы спрессованного сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Большие телеги, стоявшие невдалеке от нас, были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле.

Большое стадо баранов бросилось по дороге в Севастополь и целиком погибло под ударами смерча, который вырвал из земли и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших взлелеявшее их балаклавское ущелье.

Казалось, сама природа ополчилась против союзных войск, пытавшихся в неравной борьбе сломить сопротивление обороны Севастополя. На прибрежных скалах Балаклавы нашли свою погибель 34 корабля. Под Евпаторией погибли 100-пушечный французский линкор «Генрих IV», 90-пушечный турецкий «Пеики-Мессерет» и 3 паровых корвета.

До этого страны-участницы антирусской коалиции еще никогда не несли таких потерь. Урон, причиненный ураганом, можно было приравнять к разгрому в крупном морском сражении. Кстати, все русские суда уцелели благодаря удачному расположению севастопольской бухты.

Потрясенный император Франции Наполеон III приказал ведущему астроному У. Леверье создать эффективную службу прогноза погоды. Спустя три месяца после шторма в Балаклаве появилась первая прогнозная карта - прообраз тех, что мы видим сегодня в новостях, а через год во Франции заработали тринадцать метеостанций.

Пока войска коалиции подсчитывали убытки, газеты писали о страшной трагедии на Черном море. 16 декабря 1854 года «Иллюстрейтед Лондон Ньюз» сообщала:

Среди грузов, принятых «Принцем», находились вещи: 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2 500 постовых тулупов, 16 000 простынь, 3 750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 15 000 штук, шерстяных рубашек - 100 000, фланелевых кальсон - 90 000 пар, около 40 000 одеял и 40 000 непромокаемых шапок, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог.

Людские потери тоже были колоссальными - около 1 500 человек. Только на одном «Принце» недосчитались 500 солдат. Потери были столь огромны, что английское правительство предпочло утаить от своих подданных их подлинный масштаб.

О ценном грузе, что находился на «Принце», до поры до времени широкая общественность даже не догадывалась. Но, как говорится, слухами земля полнится. Еще не закончилась Крымская кампания, как в прессе стали появляться сообщения, будто вместе с «Принцем» пошел на дно некий ценный груз.

Оказывается, наряду с прозаическими солдатскими кальсонами и носками на борту корабля находились деньги, предназначенные для выплаты жалованья британским военнослужащим в Крыму, - десятки бочонков, доверху наполненных золотыми монетами.

Правда, по поводу стоимости драгоценного груза сведения расходились: 200 тысяч фунтов, миллион фунтов, 500 тысяч франков. К концу ХIХ века в журнальных и газетных публикациях чаще всего фигурировала цифра в 60 миллионов франков.

Кстати, к этому же времени любопытная метаморфоза произошла с названием затонувшего судна. Вездесущие журналисты в порядке личной инициативы прибавили к слову «принц» интригующий эпитет «черный». С тех пор знаменитый корабль стал носить имя, которое он никогда не носил.

Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву предприимчивых кладоискателей. Только во второй половине ХIХ века здесь побывали экспедиции из США, Германии и Норвегии.

Во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Однако кладоискатели терпели одну неудачу за другой. Никто не мог отыскать не только золото, но даже и сам затонувший корабль. Впрочем, водолазная техника того времени оставляла желать лучшего.

Только в начале XX века итальянцы совершили прорыв и создали специальный глубоководный скафандр - толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе.

С его помощью итальянские водолазы обнаружили разбитый корпус железного корабля. После тщательного обследования судна итальянцы обогатились подзорной трубой, винтовкой, ящиком с пулями и множеством разной мелочевки.

Якоря и цепи, поднятые с места крушения английских судов

Поиски золота возобновились в 1922 году, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных ныряльщиков нашел несколько золотых монет. А в начале 1923 года в Москве в Объединенном главном политическом управлении (ОГПУ) появился инженер В. Языков.

Пятнадцать лет он собирал по крупицам сведения о «Принце», оббил немало порогов с просьбой организовать экспедицию, но, как ни странно, поддержку нашел лишь у чекистов. Вскоре на Лубянке подписали приказ о создании экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР.

Чекисты с энтузиазмом стали готовиться к поиску сокровищ. За постройкой глубоководного аппарата лично следил Генрих Ягода. Конструкция на трех человек, снабженная телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата грузов была изготовлена за три месяца. Куда сложнее оказалось собрать информацию о «Черном принце» и его грузе: англичане и итальянцы упорно отмалчивались.

На свой страх и риск осенью 1923 года ЭПРОН приступил к работам в Балаклавской бухте. 2 и 9 сентября глубоководный аппарат спустили на дно, где было обнаружено множество корабельных обломков, но отыскать хоть что-то похожее на английский фрегат не удалось.

Перед погружением, 1923

И все же чекисты не сдавались. Наконец, в октябре 1924-го им улыбнулась удача - они отыскали паровой котел. После этого принялись за работу с удвоенной энергией, но кроме ручной гранаты, рукомойника и прочей ерунды ничего не нашли.

В декабре 1924 года работы пришлось свернуть. Средства - 100 тысяч рублей не окупились. Но нет худа без добра. Вскоре английским золотом заинтересовалась японская водолазная компания «Синкай когиоссио лимитед». Японцы пообещали ЭПРОНу 110 тысяч рублей за поиски на затонувшем корабле и 60 процентов золота, которое предполагалось поднять с «Черного Принца».

Помимо этого, они обещали обучить советских водолазов премудростям своего ремесла и передать эпроновцам образцы японского водолазного снаряжения. Чекисты сочли условия приемлемыми и подписали контракт. Летом 1927 года японцы прибыли в Балаклаву.

Ежедневно на дно спускались 12 водолазов и ныряльщиков. Наконец, они освободили корабль от завалов, но тут их ждало разочарование. Если остатки носовой и кормовой частей корпуса судна вырисовывались довольно отчетливо, то средняя часть (где могло быть золото) как сквозь землю провалилась.

Трофей японцев оказался более чем скромным: ржавый замок, галоша, две вилки, ложка, втулка от колеса, несколько подков. Наконец, их труды были вознаграждены - они подняли на поверхность английский соверен чеканки 1821 года. Затем нашлось еще четыре таких же монеты и больше ничего. С тех пор неунывающие оптимисты прочесывают дно Балаклавской бухты, но золото в руки никому не дается.

Использованы материалы статьи Любови Шаровой, журнал «Ступени», №1, 2015

К затяжной войне на Крымском полуострове англичане готовились основательно. Хотя высадка десанта состоялась только 14 сентября, еще в июле из Лондона к Черному морю вышел тяжело груженый транспорт «HMS Prince». Его просторные трюмы были набиты теплыми вещами. По сообщению «Illustrated London News» от 16 декабря 1854 года, среди грузов, принятых «Принцем», находились 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 150 000 спальных мешков, 100 000 нательных шерстяных рубашек, 90 000 фланелевых кальсон, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог. До Крыма парусно-винтовой транспорт добрался только к ноябрю. Британские солдаты ждали его с нетерпением, и не только потому, что мерзли без фланелевых кальсон и шерстяных носков. «HMS Prince» вёз денежное довольствие для всего английского экспедиционного корпуса.

Транспорт благополучно доплыл до Балаклавы, а вот дальше дела пошли неважно. При попытке встать на рейд были утеряны два кормовых якоря. С трудом зацепились за дно последним оставшимся. Как выяснилось, ненадолго и ненадежно. 14 ноября 1854 года страшный ураган, пронесшийся над Крымским полуостровом, выбросил на скалы и потопил три десятка кораблей, в том числе «Принца». Из его экипажа в 150 человек выбрались на берег всего шестеро матросов. Не спаслись командир Бэйнтон и все офицеры. После гибели транспорта заметно увеличились потери от обморожений в английской армии, так и не получившей теплых вещей.

Балаклавская бухта, конец XIX века. (krimoved-library.ru)

Сразу после гибели «Принца» последовал шквал публикаций в европейской прессе о его затонувшем грузе. Рубахи и одеяла журналистов не интересовали. Они писали только о «значительном количестве серебряной монеты и 200 000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму». Со временем суммы, в которые оценивался драгоценный груз росли — 200 тысяч, 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом. Но во всех публикациях утверждалось, что золото и серебро были надежно упакованы в бочки, и находятся на дне в полной сохранности. В 1860-х газетчики переименовали транспорт в «Черного Принца». Мрачный эпитет был добавлен явно для большей романтичности.

Почти сразу после заключения мира начались попытки найти затонувший корабль. Его искали на дне Балаклавской бухты немцы, американцы, итальянцы и норвежцы. Поиски были безуспешны. Тогдашнее примитивное оборудование не позволяло опускаться хоть сколько-нибудь глубоко. В 1875-м во Франции для поисков «Принца» создали солидное акционерное общество, которое закупило наисовременнейшие на тот момент скафандры. Но и они позволяли водолазам находиться на дне всего несколько минут. Тем не менее дно бухты было обследовано, и нашлись останки примерно десяти затонувших судов. Все они были деревянными. Металлического корпуса «Принца» среди них не было.


Крушение «Черного принца», картина Ивана Айвазовского. (wikipedia.org)

Русские поисковики подключились только в 1896 году, но изобретатель Пластунов тоже остался ни с чем. Удачливей оказались итальянцы. За несколько экспедиций в начале XX века они нашли остатки двух металлических кораблей, но не смогли опознать в них «Принца». Золота тоже не нашли. В конце концов, русское правительство, уставшее от прожектов по поиску сокровищ, запретило водолазные работы на Балаклавском рейде — они мешали маневрам военного флота.

О золоте «Принца» вспомнили большевики уже после Гражданской войны. В 1922 году ныряльщик-любитель случайно обнаружил на небольшой глубине несколько золотых монет. Сокровищем заинтересовалось ГПУ. Нашли и допросили очевидцев разразившегося 70 лет назад урагана. Дряхлые старики бурю вспоминали с трудом, а о каком-то «Принце» и не слыхивали. Тем не менее все они на допросах показали, где затонул английский транспорт, правда, все эти места оказались на значительном удалении друг от друга.

Тем временем морской инженер Владимир Языков заинтересовал поисками золота «Принца» самого главу ГПУ Генриха Ягоду. При органах безопасности была учреждена экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), во главе которой поставили Языкова. В сентябре 1923-го специально разработанный подводный аппарат стал обшаривать окрестности Балаклавской бухты. Годовые поиски ничего нового не дали. 17 октября 1924 года один из молодых ныряльщиков обнаружил на 17-метровой глубине остатки парового котла. Языков возликовал: по его концепции «Принц» был единственным кораблем на паровой тяге, затонувшим у берегов Крыма. Все силы ЭПРОНа бросили на место обнаружения котла, но ничего ценного не нашли.

Генрих Ягода. (yarwiki.ru)

К этому времени стоимость поисков превысила 100 тысяч рублей. Ягода нервничал. Через полпредство в Лондоне сделали запрос в английское Адмиралтейство с просьбой уточнить данные о гибели «Принца», но тамошние лорды отказались, сославшись на давность событий. Рискованную для Языкова ситуацию спасли японцы. Корпорация «Синкай Когиоссио лимитед» считалась одним из лидеров подводных работ. Она предложила советскому правительству крайне выгодные условия: все расходы японцы брали на себя, в ходе поисков обучали эпроновцев водолазным секретам, 60% найденных сокровищ обещали отдать СССР, а потом еще и подарить ЭПРОНу часть использовавшегося оборудования. С июня по ноябрь 1927 года японские водолазы перебирали останки найденного парохода. Улов оказался невелик. Среди найденных лошадиных костей, пуль и лопаток для пирожных оказались всего пять золотых монет. Скорее всего они выпали из карманов утонувших офицеров. Чтобы сохранить самурайскую честь, потерпевшие фиаско японцы заявили, что найденный ими пароход был «Принцем», но англичане, восемь месяцев после катастрофы остававшиеся в Балаклаве, наверняка сами подняли золото еще в 1855 году.

Кладоискатели всего мира приуныли, но тут кто-то пытливый залез в британские архивы и выяснил, что версия Языкова изначально строилась на ошибочном предположении. «Принц» был далеко не единственным металлическим транспортом, погибшим у крымского побережья. Всего их там затонуло около десятка, среди них «HMS Jason» — брат-близнец «Принца», построенный на той же верфи. Так как никаких фрагментов с названием корабля ни ЭПРОН, ни японцы не нашли, так и не известно, останки какого именно транспорта они тщательно перебирали.

В 1928 году поиски золота «Черного Принца» свернули. ЭПРОН переключили на более перспективные работы по подъему кораблей, затонувших во время Первой Мировой и Гражданской войн. Кстати, экономический эффект от этих работ намного превзошел предполагаемую стоимость затонувших британских сокровищ. Владимир Языков был расстрелян в 1937 году. Среди прочих стандартных для того времени обвинений в его деле фигурировали связь с разоблаченным врагом народа Ягодой, а также сотрудничество с английской и японской разведками.


Погружение ЭПРОНовцев. (neganews.ru)

В СССР появилась устраивающая всех и идеологически правильная версия: никакого золота на борту «Черного Принца» при его гибели 14 ноября 1854 года не было. Драгоценный груз сняли с транспорта еще в Константинополе, где находилась интендантская служба английского экспедиционного корпуса. Там коррумпированные военные чиновники золото и серебро списали на уже погибших под Севастополем британских солдат. А на самом деле разделили все 200 тысяч фунтов между собой. Единственным подтверждением этой версии был тот факт, что в поисках золота «Принца» у Балаклавы ныряли кто угодно, только не англичане. «Правильная» версия публиковалась на страницах научно-популярных журналов и даже вдалбливалась в головы юных слушателей радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов».

Вновь о «Черном Принце» вспомнили только в 2010 году, когда появились сообщения, что группа археологов из Национальной академии наук Украины под руководством Сергея Воронова обнаружила «Черного Принца». Среди поднятых ими с найденного у балаклавских скал металлического корабля вещей оказались предметы из капитанского столового сервиза. На них стояло слово «Prince». Про золото ничего не сообщалось, зато подчеркивалось, что Воронов и его коллеги ищут зарубежных спонсоров для обследования большого участка дна в районе найденного корабля. Новой «золотой лихорадки» эта информация не вызвала, а спустя четыре года ситуация в Крыму и вокруг него сильно изменилась.

Тайну «Черного Принца» по-прежнему хранят волны Черного моря. Впрочем, есть ли в их глубине эта самая тайна, так никто достоверно и не знает.

13 ноября (27-по старому стилю) 1854 года британский парусно-винтовой фрегат "Принц", который вошел в историю как "Черный принц", и десять других кораблей англо-французской эскадры погибли во время шторма у Балаклавы в Крыму. Число жертв превысило 500 человек.

Это была самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и предания, которые моряки передают из поколения в поколение. Самым удивительным из них стала история о сокровищах "Черного принца", которая до сих пор волнует воображение людей и не дает покоя многим.

Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов стали Англия и Франция. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалованье на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом.

Того далекого ноября британское адмиралтейство отправляет в Крым конвой судов с боеприпасами, амуницией и продуктами. Корабли пришвартовались у берегов Балаклавы. В конвое был и фрегат "Принц" - именно таким было название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блекуолле в 1853 году. Название "Черный принц" появилась уже после катастрофы благодаря журналистам.

До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата. Он мог идти как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его назначением было транспортировки грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но в этот раз кроме обычного груза на его борту находилась еще и жалованье всей английской армии, воевавшей тогда против России в Крыму.

27 ноября (13 ноября по новому стилю) 1854 года над Крымом разразилась сильная буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Командующий союзным флотом приказал всем кораблям сняться с якорей и выйти в море.

Однако это не помогло. Судна, потеряли якорь, начало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.



Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты англичане, турки и французы потеряли одиннадцать кораблей. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию.


"Черный Принц" после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут.

Мичман и семеро матросов бросились в бушующее море и чудом остаются живыми. Только им с 150 человек, что были на "Принце" удалось спастись.


После гибели "Принца" молниеносно распространяются слухи, что на его борту находилось золото.

По некоторым подсчетам его стоимость равнялась сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Кроме того это судно по одним данным привезло несколько миллионов фунтов стерлингов, по другим несколько десятков миллионов. Предполагалось, что огромное количество слитков и монет в бочках находилось в отдельных помещениях фрегата.

Народ бросился на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедиций, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ "Черного принца" занимались искатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. И англичане могут хранить секреты.

Мало помалу все затихло. Понемногу правительство царской России стало отказывать и своим и иностранным золотодобытчикам, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты ограничивают деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре Первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг "Черного принца". Однако, не надолго.

1922 год. В начале июня ныряльщик из Балаклавы находит на дне у входа в бухту несколько золотых монет. О эту новость из крымских газет узнает Владимир Языков (инженер, искатель сокровищ), который на то время уже исследовал большое количество материалов по истории кораблекрушений. Один из таких об’объектов, который заинтересовал его, был как раз "Черный принц". Многим ведомствам Языков предлагал поднять это судно, но Российская империя тогда была ослаблена русско-турецкой войной, и Столыпин запретил работы в этой области.

В январе 1923 Языков записывается на прием к заместителю председателя Реввоенсовета СССР Склянського и до военно-морского комиссара В’вячеслава Зофа. Инженер рассказывает им о гибели корабля под Балаклавой с названием "Принц", трюмы которого набиты золотом. По данным Языкова корабль должен лежать на дне перед самым входом в бухту. Чиновники считают рассказ инженера буйной фантазией.

Тогда Языков отправляется на прием к Дзержинскому, который в то время возглавлял не только Чрезвычайную комиссию, но и ряд ведомств, зв’связанных с народным хозяйством.

Дзержинский немедленно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения, которая в дальнейшем получила название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.

Что же было необычного в папке Языкова, что заставило Дзержинского отнестись к ее содержимого более чем серьезно? Возможно это какие-то оригинальные документы и хронология событий, с учетом которых и была построена аргументация Языкова. Как не странно, и идея инженера Языкова найти затонувший английский фрегат и поднять золото показалась чекистам очень интересной.

Поиски "Черного принца" начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа "Біліндер" с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.

Товарищ Языкова - инженер Даниленко, создал уникальный глубоководный аппарат. Он был обеспечен манипуляторного прожектором, телефоном и аварийной системой подъема. Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. В те годы все технологические возможности подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров. Устройство Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов. При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а затем и 123 метра. Сами не зная, советские подводники установили тогда мировой рекорд погружения.



Участникам исследования казалось, что найти "Черный принц" будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане. Однако поиски продолжались больше года. После смерти Дзержинского исследования продолжались полтора года.

Известно, что только в 1926 году удалось достать из глубин часть обшивки корабля, на котором была надпись «... ck Prince».

Но ЭПРОН, все же "не зря ел свой хлеб" - со дна бухты были подняты сокровища, которые находились на других затонувших британских кораблях, но золота с "Черного принца" не нашли.

Над сотрудниками ЭПРОН нависла реальная угроза уничтожения, поскольку ОГПУ считало, что за пять лет поиска были безвозвратно потрачены народные деньги.

Но помощь пришла неожиданно. В 1928 году японская фирма «Shinkai Kogioesio Limited» изъявила желание искать "Черный принц". За огромные деньги (70000 руб.) Японская фирма купила лицензию на поиски британского судна. Эта оплата с лихвой покрыла пятилетние расходы ЭПРОН.

Японские кладоискатели владели лучшим в те времена оборудованием и технологиями суднопидйому. Советским специалистам было очень интересно наблюдать за работой судоподъемного и водолазной техники.

Через несколько месяцев после начала работ, японская компания находит металлический корабль, а рядом с ним английский золотой соверен чеканки 1821 года. Считалось, что именно такие деньги были на борту "Черного принца". Вдохновленные успехом, японские специалисты удвоили свои усилия, но удалось найти только еще семь монет. Так что, японский подводный экспедицию по поиску легендарного британского корабля можно считать неудачной.



В то же время, вполне вероятно, что до 1927 года ЭПРОН и ОГПУ уже имели настоящее местонахождение "Принца" и, скорее всего, подводная разведка подтвердила наличие там золота. Но поднять его по техническим причинам не могли, не было необходимого оборудования. Возможно, что японцам чекисты подсунули обломки другого парохода, а когда уникальная техника для водолазных работ осталась в Балаклаве, ЭПРОН воспользовался ею по прямому назначению и в обстановке строжайшей секретности подняли золото.

Что же стало с людьми, искали золото для диктатуры пролетариата?
Владимир Языков, Лев Захаров-Мейер, Евгений Даниленко были сначала награждены, а затем устранены как ненужные и опасные свидетели. В октябре 41-года из московской квартиры Льва Мейера таинственным образом исчез последний довод - рукопись книги "Темно-голубая бездна", в которой, если верить очевидцам, автор подробно описал всю историю епропивських будней.

Также интересно, что Англия чем-то даже не делала попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота его величества. Есть предположение, что бочки с золотом были перегружены в Истамбульскому порта на какой-то другой корабль, и после этого "Принц" ушел в Балаклаву.

Какие же выводы этой истории: рукописи нет, живых свидетелей нет, архивных документов нету. Тайну "Принца" и его несметных сокровищ, скрытых в трюмах, можно считать неразгаданной.

Видимо, поэтому в любой сезон в прибрежных водах, если смотреть на море с горы Кастрон, можно насчитать с десяток лодок и катеров, из которых ныряют водолазы и погружаются в темно-синюю глубину.


Тень легендарного «Черного Принца» уже не раз вставала со страниц отечественной литературы. О «Черном Принце» писали А.И. Куприн, С.Н. Сергеев;Ценский, М. Зощенко, Е.В. Тарле, Т. Бобрицкий и многие другие писатели.

…К началу Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым более двухсот торговых судов, принадлежавших частным компаниям. Среди них был парусно‑винтовой фрегат «Принц». 8 ноября 1854 года вместе с другими английскими кораблями он прибыл на внешний балаклавский рейд. Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся юго‑восточный ураган невиданной силы. На прибрежных скалах Балаклавской бухты погибло тридцать четыре корабля. Эта участь постигла и «Принца».

Что же было на его борту? «Иллюстрейтед Лондон ньюз» писали 16 декабря 1854 года: «Среди грузов, принятых „Принцем“, находились вещи: 36700 пар шерстяных носков, 53000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16000 простынь, 3750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков - 150000 штук, шерстяных рубашек - 100000, фланелевых кальсон - 90000 пар, около 40000 одеял и 40000 непромокаемых шапок, 40000 меховых пальто и 120000 пар сапог».

Еще не закончилась война, а по всему миру уже расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский паровой фрегат «Черный Принц» с грузом золота, предназначавшегося для выплаты жалованья войскам. Корабль, о котором идет речь, никогда не назывался «Черным Принцем». Название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блэкуолле в 1853 году, было «Принц». Почему корабль стали называть «Черным Принцем», сказать трудно. Может быть, в романтическом эпитете «черный» повинны неутомимые охотники за его золотом или английские солдаты, не получившие очередного денежного довольствия?

Почти сразу же после заключения мира начались поиски останков «Черного Принца». Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко.

В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, во Франции учредили крупное акционерное общество с большим капиталом. Французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней. Нашли более десяти затонувших кораблей, но «Черного Принца» среди них не оказалось. Работы велись на огромной для конца прошлого века глубине - почти 40 саженей. Но даже самые сильные и выносливые водолазы могли находиться под водой лишь несколько минут…

Постепенно о «Черном Принце» начали распространяться легенды. Стоимость затонувшего с кораблем золота возросла до шестидесяти миллионов франков.

«Наше судоходство» писало в 1897 году: «Принц‑регент», громадный корабль английского флота, вез из Англии значительное количество серебряной монеты и 200000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму… Деньги, отправленные на этом корабле, были упакованы в бочки, почему и должны сохраниться в неприкосновенности…"

В 1896 году поисками занялся русский изобретатель Пластунов. Но и ему не повезло.
Самыми терпеливыми оказались итальянцы. Изобретатель глубоководного скафандра Джузеппе Растуччи возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля. Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но… ни одной монеты. Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. На этот раз, уже совсем в другом месте, они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный Принц» или какой‑либо другой корабль. Золота опять не нашли.

Однако мысль о сказочном кладе не давала покоя многим изобретателям, водолазам, инженерам. Министра торговли и промышленности России завалили письмами с предложениями поднять золото «Черного Принца». И снова ныряли итальянские водолазы на балаклавском рейде, и снова безрезультатно. В конце концов правительство царской России стало отказывать и своим, и иностранным золотоискателям, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты стесняют деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре Первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг «Черного Принца».
В 1922 году один ныряльщик‑любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным Принцем». Посыпались предложения одно другого фантастичнее. Один изобретатель из Феодосии утверждал, что «Черный Принц» наверняка лежит на дне в самой бухте. А раз так, надо всего лишь вход в бухту перекрыть плотиной, воду откачать и взять золото с корабля.

В 1923 году флотский инженер В.С. Языков пришел в ОГПУ и сообщил, что с 1908 года он подробно изучал обстоятельства гибели английской эскадры в шторм 14 ноября 1854 года, и что он готов тотчас же начать работы по поднятию драгоценностей. Свой энтузиазм он подкреплял толстой папкой документов по «Черному Принцу». В марте того же года было решено организовать экспедицию. Она получила название ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения. Через несколько недель ЭПРОН приступил к подготовительным работам. Советский инженер Е.Г. Даниленко создал глубоководный аппарат, который позволял осматривать морское дно на глубине 80 саженей. Аппарат имел «механическую руку» и был оборудован прожектором, телефоном и системой аварийного подъема в случае обрыва троса. Экипаж аппарата состоял из трех человек, воздух подавался по резиновому гибкому шлангу.

Пока строился глубоководный аппарат Е.Г. Даниленко, специалисты ЭПРОНа разыскали и тщательно опросили старожилов Балаклавы - очевидцев шторма 14 ноября 1854 года. Но никто из них не мог указать точного места гибели «Принца». Как обычно, их показания оказывались крайне противоречивыми.

Наконец тральщики произвели промеры глубин, и весь предполагаемый район гибели «Принца» был разбит вехами на квадраты. В первых числах сентября 1923 года начали осмотр западных от входа в бухту подводных скал. Каждый день небольшой катерок типа «болиндер» спускал аппарат Даниленко для обследования очередного квадрата. Было обнаружено множество обломков деревянных кораблей: мачты, реи, куски шпангоутов, бимсов и бортов, сильно источенные морским червем, обросшие ракушками. Думали, что разыскать «Принца» среди этих обломков не особенно трудно: в исследовании инженера Языкова значилось, что «Принц» - единственный железный корабль из числа погибших.

Прошли весна, лето и осень 1924 года. Но «Принц» так и не был найден.

Утром 17 октября один из учеников Павловского обнаружил на морском дне недалеко от берега торчавший из грунта железный ящик странной формы. Он попробовал подвести под него строп, но безуспешно. Заинтересовавшись находкой, Павловский пригласил опытных водолазов. Вскоре подняли ящик на поверхность: это был весь изъеденный ржавчиной допотопный паровой котел кубической формы с чугунными дверцами и горловинами. Необычная находка заставила эпроновцев тщательно обследовать этот район. Под обломками скал, обрушившихся с береговых утесов, водолазы нашли разбросанные по всему дну останки большого железного корабля, наполовину занесенного песком.

За два месяца работ водолазы подняли со дна десятки кусков железа различной формы и величины, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, ручную гранату, медицинскую ступку из белого фарфора, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек, железный рукомойник, части паровой машины, почти сгнившую пачку госпитальных туфель, свинцовые пули. И опять - ни намека на золото…

Перед Новым годом в районе Балаклавы начались жестокие штормы, работы пришлось прекратить.
К этому времени поиски «неуловимого корабля» обошлись ЭПРОНу почти в 100 тысяч рублей. Как быть дальше: стоит ли продолжать работы? Мнения специалистов разделились. ЭПРОН не мог найти достоверных документов, подтверждавших наличие золота на «Принце». Запросили советское полпредство в Лондоне. Однако Британское адмиралтейство, ссылаясь на давность события, а также на законы, ограничивающие допуск иностранцев к архивам, ничего конкретного сообщить не смогло. ЭПРОН признал проведение дальнейших работ нецелесообразным.

Именно в это время советское правительство получило предложение японской водолазной фирмы «Синкай Когиоссио лимитед» поднять золото с «Принца». В те годы эта фирма считалась одной из самых известных и удачливых. Последним в ее «послужном списке» значился один английский корабль, затонувший в Средиземном море. Тогда японским водолазам удалось с сорокаметровой глубины достать сокровища на два миллиона рублей.

«Синкай Когиоссио лимитед» предлагала ЭПРОНу 110000 рублей за предварительные работы по розыску и обследованию «Принца», а также принимала на себя все дальнейшие расходы. Заключили договор. Поднятое золото должно было делиться между ЭПРОНом и фирмой в соотношении 60 и 40 процентов. Кроме того, японцы должны были ознакомить советских водолазов со своей глубоководной техникой и после окончания работ передать ЭПРОНу по одному экземпляру технического оборудования.

Летом 1927 года японцы (они рассчитывали без особого труда получить 800000 рублей золотом!) приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов. Тысячепудовые куски скал оттаскивались в сторону с помощью паровых лебедок, установленных на баржах. Каждый день, сменяясь, работали 7 водолазов и 5 ныряльщиков.

5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету - английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве. Результаты ее подводных работ на «Принце» оказались такие: две вилки и ложка белого металла, кусок саперной лопаты, втулка от колеса, подковы, лошадиные кости, офицерская сабля, лопаточка для пирожных, замок, галоша с датой 1848, несколько кожаных подметок, огромное количество свинцовых пуль и т.д.

Перед отъездом из Балаклавы представители фирмы заявили, что корабль, на котором они проводили работы, по их мнению, был «Принцем». Однако, несмотря на самые тщательные поиски, им не удалось найти среднюю часть корабля. Оставшиеся части корпуса были сильно разрушены, причем разрушения носили явно искусственный характер. Это обстоятельство привело их к убеждению, что англичане, которые оставались в Балаклаве в течение восьми месяцев после кораблекрушения, подняли бочонки с золотом еще до окончания Крымской войны.

В заключение потерпевшие фиаско кладоискатели повторяли версию В.С. Языкова, согласно которой «Принц» - единственное железное судно из всех кораблей, ставших жертвой урагана 1854 года.
Но так ли это? Обратимся к первоисточникам.

Вот что сообщает английский историк Вудз в своей книге «Последняя кампания» (Лондон, 1860 год):
«"Принц", паровой корабль, прибыл в Балаклаву утром 8 ноября. Он отдал один якорь, который вместе с канатом весь ушел в воду. Когда отдали другой якорь, то этот также ушел; оба якоря с канатами были потеряны на глубине 35 саженей в воде, очевидно, что ни один из канатов не был соответственно закреплен… После этого „Принц“ стал в море на значительной дистанции и, возвратившись, удерживался за кормой корабля „Язон“ на швартове, пока другой якорь с канатом не были приготовлены».

Что это за корабль «Язон»? В английском журнале «Прэктикл мэкеникс джорнал» за 1854 год находим то, что не было известно ни Языкову, ни эпроновцам, ни японцам:
«…в Блэкуолле… были выстроены три однотипных корабля, соответственно названные „Голден Флис“, „Язон“ и „Принц“».

Далее приведены самые подробные размеры и характеристики каждого корабля.
Отсюда можно сделать следующие выводы. Во‑первых, перед штормом на балаклавском рейде стояло два однотипных парохода - «Принц» и «Язон». Во‑вторых, если бы «Прэктикл мэкеникс джорнал» попался бы на глаза эпроновцам или японцам в момент подъема частей корпуса, то по точной спецификации, приводимой журналом, без особого труда можно было бы установить, является ли обследуемое судно «Принцем» или нет. К сожалению, никто этого не сделал.

Любопытно мнение на сей счет И.С. Исакова, адмирала флота Советского Союза: «"Принц", „Принц‑Регент“, „Черный Принц“, 200 тысяч, 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом… Разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели…»

Да, действительно, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.

А было ли вообще золото на борту «Принца», когда он пришел на балаклавский рейд?
Историки и горе‑историки вроде В.С. Языкова из числа сотрудников ЭПРОНа и представители японской фирмы «Синкай Когиоссио», пытавшиеся восстановить подлинную картину катастрофы «Принца», забыли или не сочли достойным внимания один примечательный факт.

Ни одна шинель, телогрейка, пара сапог, ни один соверен не могли попасть в Балаклаву без санкции суперинтенданта британских экспедиционных сил, действовавших в Крыму. Суперинтендант был подчинен непосредственно финансовым органам Вестминстера в Лондоне, а его контора во время Крымской войны находилась в Константинополе.

Доставленные «Принцем» в Истамбульский порт обмундирование, амуниция, продовольственные запасы и золото должны были быть направлены в Балаклаву по списочному составу, предоставлявшемуся из Крыма главнокомандующим. Списки людей, погибших в боях, от болезней и эпидемий, с дьявольской последовательностью, каждый день, расходились с фактическими потерями, а «разница» оставалась в руках разбитных клерков (конечно, не без ведома их прямого начальника - суперинтенданта).

То, что манипуляции с золотом и снаряжением приносили прибыль подчиненным британского суперинтенданта в Константинополе, очевидно. Вот почему наиболее достоверной версией надо считать ту, которая утверждает, что бочонки с золотом были перегружены в Истамбульском порту на какой‑то другой корабль, и после этого «Принц» ушел в Балаклаву.

А вот другое веское свидетельство того, что на «Принце» не было золота. В эпопее «Принца» жестоко пострадали многие страны, кроме Англии. Так, Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия - двести тысяч, Япония - почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предприняла попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота «Его Величества».

Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото. О бочонках с золотыми монетами говорят источники более позднего времени, когда широкая молва сделала «Принца» «Черным».

Тень легендарного «Черного принца» затонувшего у берегов Балаклавской бухты уже не раз вставала со страниц отечественной литературы. О «Черном принце» писали А. И. Куприн, С. Н. Сергеев -Ценский, М. Зощенко, Е. В. Тарле, Т. Бобрицкий и многие другие писатели. До сих пор в зарубежной приключенческой литературе частенько мелькают статьи либо заметки о «загадочном исчезновении» бочонков с золотыми монетами.

Легенда о сокровищах таившихся на дне Балаклавской бухты родилась еще в XIX столетии. До 1923 года это были лишь туманные рассказы старожилов, пока инженер B.C. Языков не нашел ряд существенных доказательств, которые собирал с 1908 года о существования клада, что покоится на дне Черного моря со времен Крымской войны.

Балаклава - небольшой крымский городишка в Украине возле Севастополя, в свое время был воспет в своих произведениях Гомером, Еврипидом и Овидием. А местные жители считают Балаклавскую бухту – восьмым чудом света и красивейшей бухтой планеты. Это действительно один из самых живописных уголков Земли. Чудо, с которым многие даже выросшие на берегу моря люди встречаются в Балаклаве впервые, - это постоянное спокойствие воды в бухте, как бы ни бушевала стихия в открытом море. Это связано с уникальной природной формой Балаклавской бухты - в виде английской буквы S. При этом бухта достаточно глубока, чтобы здесь, вплотную к берегу, размещались большие военные корабли. Проблема лишь в том, что войти в бухту во время шторма нелегко. Вот почему во времена парусного флота многие из судов, пытавшихся спрятаться здесь в непогоду, терпели крушение у ближайших к входу скал.

Во времена Крымской войны в Балаклаве располагалась главная штаб-квартира англичан. К началу войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым свыше 200 торговых судов, принадлежащих частным компаниям. 14 ноября 1854 года в этом месте флот понес наибольшие потери за все годы Крымской войны. Сильнейшим штормом было уничтожено 34 английских судна, собиравшихся доставить для солдат королевы Виктории всевозможную провизию. Среди этих кораблей оказался фрегат "Принц"- большой современный парусно-винтовой железный корабль с паровым двигателем, металлическим корпусом, вместительными трюмами, считавшийся одним из лучших в британском флоте. «Принц» оказался на дне - вместе с грузом медикаментов, снаряжением на сотни тысяч долларов, первым полевым электрическим телеграфом и подводным аппаратом, предназначенным для расчистки входа в Балаклавскую бухту, а также, что документально подтверждено: «4 водолазных прибора, 4 гальванических батареи, 8 миль электрического провода, запас подводных мин». Газеты также писали что груз "Принца" в основном состоял из одежды - рубах, тулупов, шапок, нижнего белья, а также из простыней, одеял, спальных мешков и тому подобных вещей.

Может, это событие, по истечению лет осталось бы и незаметным, если бы некоторые источники не утверждали, что существует одна немаловажная деталь: в трюме фрегата находились десятки бочонков, доверху наполненными более 500 тысячью золотыми монетами, предназначенными для выплаты жалованья 30-тысячному английскому экспедиционному корпусу. В исторических источниках приведены разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели. Так, например его называют «Принц»», «Принц-регент», «Черный принц», а суммы, находившиеся на нем обозначают в 200 тысяч... 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом... Чем дальше отдалялась дата гибели «Принца», тем ярче разгоралась легенда о золоте, хранившемся в его трюмах.

Вместе с "Принцем" под воду ушла тайна самого знаменитого и загадочного клада, поиски которого когда-либо велись на территории Украины.

Уже в первые годы после заключения мирного договора начались поиски останков «Принца». Согласно одной из опубликованных версий, останки потерпевшего крушение судна ураган отнес в открытое море. Другие корабли, затонувшие одновременно с «Принцем», удалось обнаружить. Парусник City of London, например, до сих пор покоится на глубине 8 метров. Современные путеводители охотно рекомендуют его любителям дайвинга в качестве достопримечательности. Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву предприимчивых кладоискателей. В течение второй половины ХIХ века здесь побывало множество експедиций. Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Но примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко.

Итак, после ноябрьского урагана 1854 года английский экспедиционный корпус находился в Балаклаве еще 8 месяцев. За это время были предприняты поиски золотых монет. Как уже сказано, эти поиски не увенчались успехом, во всяком случае, известно, что служивые встречали Новый год без зарплаты.

Во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Но никому не удавалось обнаружить даже сам затонувший корабль. И неудивительно: ведь 60-метровые глубины Балаклавской бухты были практически недосягаемы.

В 1901 году Балаклаву посетила экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи. Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции. С его помощью итальянские водолазы вскоре обнаружили разбитый корпус какого – то железного корабля. Исследовав судно было найдено ряд предметов: подзорная труба, винтовка, ящик с пулями и множество проржавевших до неузнаваемости металлических деталей. Однако ни малейших следов золота найти не удалось.

Вновь о "Черном принце" вспомнили в 1922-м, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных ныряльщиков нашел несколько золотых монет.

В начале 1920 годов уже при советской власти инженер В. Языков по данным отчетов, рассказам очевидцев, сообщениям прессы ориентиовочно определил предполагаемый район поиска сокровищ. 13 марта 1923 года на свет появился приказ о создании Экспедиции подводных работ специального назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР. Экспедиция впоследствии стала всемирно известной организацией по подъему затонувших судов. Начиная с апреля 1923 года подготовка к экспедиции за британским золотом развернулась вовсю.

Свои усилия искатели объединили с талантом корабельного инженера Е. Даниленко, который изобрел специальный «водолазный колокол», позволяющий обследовать глубины до 80 саженей – и это притом, что предполагалось, что «Принц» лежит на 30-саженной глубине!

Аппарат конструкции инженера Е. Даниленко был рассчитан на трех человек, снабжен телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. 10-тонный стальной корпус аппарата был изготовлен на одном из московских заводов в самые сжатые сроки - за три месяца. Одновременно предпринимались шаги по сбору как можно более точной информации о месте гибели "Принца".

2 и 9 сентября были предприняты два успешных пробных спуска глубоководного аппарата конструкции Даниленко, а с 11 сентября эпроновцы занялись систематическим осмотром морского дна. Под водой было обнаружено немалое количество всевозможных корабельных обломков, но отыскать среди этого разнокалиберного хлама что-нибудь, отдаленно напоминающее остатки "Принца", не удавалось. Безуспешные поиски британского фрегата продолжались более года.

В октябре 1924-го во время тренировки молодых эпроновцев у развалин генуэзской башни к востоку от входа в бухту этой экспедицией был найден разбитый корпус большого железного корабля, почти целиком погребенный под песчаными заносами и обломками рухнувших скал. Участники экспедиции были уверены, что перед ними желанный "Черный принц" но, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». Опять же, как их предшественники они вытащили ряд интересных предметов, не было найдено ни одной монеты. Загадка Балаклавской бухты, ради которой и была создана экспедиция особого назначения, продолжала оставаться неразгаданной.

Последней его искала японская фирма «Синкай когиоёсио лимитед». Ее представители обратились с ходатайством к советскому правительству о разрешении работ по поиску сокровищ «Принца» и предлагали не только погасить затраты, произведенные ЭПРОНом в 110 тысяч рублей, но и поделить ожидаемую прибыль (миллион рублей золотом) пополам. Летом 1927 года японцы приступили к работе. Каждые сутки японские водолазы поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов. 5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету - английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.

Но самое таинственное заключалось в том, что средняя часть «Принца» – именно та, где по идее, находились золотые монеты, – непостижимым образом исчезла. Была вероятность того, что кто-то побывал на дне моря и сумел вывезти бочонки с монетами.

Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве.

В этой истории обращает на себя внимание один характерный момент: сокровища «Принца» искали все, кому не лень: русские, французы, итальянцы, японцы, даже, говорят, немцы и норвежцы. Кроме... кроме тех, кому, собственно говоря, это золото принадлежит по закону: англичан. По этому напрашивается следующий вопрос: « Где же все-таки подевалось золото "Черного принца"? И на этот счет существует несколько версий. По одной их них, оно найдено до этого самими англичанами еще в конце Крымской войны. По – другой, англичанам, в отличие от всех других, был отлично известен истинный характер груза, отправившегося на дно Балаклавской бухты вместе со злосчастным «Принцем». Кстати, список товаров, находившийся на борту «Принца», вовсе не является секретным: он был опубликован еще 16 декабря 1854 года на страницах лондонской газеты «Иллюстрейтед Лондон Ньюз», где золота не значилось. А это означало что на "Принце" его некогда не было.

Еще одна неимоверная версия гласила что, в 1924 году доблестные сотрудники ЭПРОН все-таки подняли с "Принца" золото, а информацию об успешном завершении кладоискательской эпопеи засекретили, а добытые ценности были истрачены на восстановление народного хозяйства страны. Ну а доверчивых японцев советское правительство просто водило за нос. И последняя версия говорила о том, что именно команда водолазов, находившихся в роковой день 14 ноября 1854 года на борту фрегата «Принц» впоследствии подняла золото. Их было четверо. Именно им принадлежал упомянутый выше груз: «4 водолазных прибора, 4 гальванических батареи, 8 миль электрического провода, запас подводных мин». Водолазы-подрывники направлялись в Балаклаву с особым заданием: проделать проход в Севастопольскую бухту, заблокированную специально затопленными русскими кораблями. Однако имевшийся у них запас мин, как оказалось, пригодился не для русских кораблей, а для самого «Принца». По версии кто-то из этих водолазов (а возможно, и вся четверка!) вскоре после катастрофы вернулся к месту гибели фрегата. С помощью имевшихся на его борту мин затонувший «Принц» был взорван (иначе до содержимого трюма было не добраться), а монеты надежно перепрятаны в другое место. Трудно сказать, какая из вышеперечисленных версий правдоподобнее.

Хочется верить, что в истории «Черного принца» поставлены не все точки над «I». Кто знает, не откроет ли со временем Балаклавская бухта одну из своих самых романтических тайн... По всей видимости, еще в течение многих десятилетий тайна останется неразгаданной и будет рождать все новые и новые предположения…

Будет ли клад когда-нибудь найден? Время покажет .