Трэйси эмин. Трэйси эмин Трейси эмин

Трэйси Эмин (англ. Tracey Emin , р. 1963) - английская художница, актриса и режиссер. Представительница группы «Молодые британские художники» . Номинировалась на премию Тернера в 1999 году.

Биография и творчество

Эмин родилась в Кройдоне (боро Лондона, Великобритания) в 1963 году. В 1980 году она поступает в Медвей-колледж в городе Мейдстоун, где обучается два года. После окончания она продолжает учиться и решает изучать издательское дело в школе искусств Джона Кассам. Впрочем, уже через год она меняет место учебы и поступает в университетский колледж искусств Мейдстоуна, где в 1986 году получает степень бакалавра искусств. В этот же период жизни она встречается со ставшим известным в 90-х годах музыкантом, фотографом и поэтом Билли Чайлдишем . Позже, уже в 1995 году, в интервью для Minky Manky, художница, отвечая на вопрос «кто оказал на Вас наибольшее влияние?», ответила, что «это не столько конкретный человек… Это скорее время, которое я провела за тем, что училась в колледже искусств Мейдстоуна, торчала рядом с Билли Чайлдишом и жила на берегу реки Медуэй».

В 1987 Трейси Эмин переезжает в Лондон и поступает в Королевский колледж искусств. Здесь она оканчивает уже университетский курс живописи и получает степень магистра и мантию. Параллельно с учебой в магистратуре Эмин изучает философию в Биркбеке. В творческом плане на этом раннем этапе своей карьеры она попадает под влияние экспрессионизма и в особенности двух ярких представителей этого течения - Эгона Шиле и Эдварда Мунка. Впрочем, этот период её жизни заканчивается трагически – не зная о том, что она беременна двойней, она делает аборт, который позже приводит к выкидышу. Подобный опыт становится для неё весьма травмирующим, она уничтожает почти все свои работы и позже описывает все случившееся как "эмоциональное самоубийство". Одна из немногих «выживших» картин того времени называется «Дружба» («Friendship») и хранится сейчас в коллекции Королевского колледжа искусств.

В начале 90-х годов она знакомится с рядом представителей группы, которая чуть позднее получила название «Молодые британские художники». В 1993 Эмин открывает арт-магазин вместе с другой художницей – Сарой Лукас и в этом же году организует свою первую выставку в White Cube Gallery в Лондоне.

В середине 90-х годов Эмин встречается с Карлом Фридманом, другом Дэмиена Херста . Вместе они путешествуют по США и живут некоторое время в хижине на пляже. Позднее, в 1999 году, эта хижина будет превращена художницей в арт-объект под названием «The Last Thing I Said to You is Don"t Leave Me Here» («Последнее, что я сказала тебе это не оставляй меня здесь»).

В 1995 году специально для шоу Minky Manky по совету Фридмана (он считал, что маленькие работы не будут смотреться и надо сделать нечто крупное по размеру) Трэйси Эмин создала один из своих известнейших арт-объектов – «Everyone I Have Ever Slept With 1963–1995» («Все с кем я спала 1963-1995»). Фактически это была палатка с именами всех людей, с которыми она когда-либо спала в указанный промежуток времени. Впрочем, несмотря на то, что зачастую данная работа воспринимается как нечто на тему сексуальной свободы, скорее здесь речь идет о близости и слово «спать» используется в прямом смысле. Среди прочих имен в список попали имена брата-близнеца художницы и двух её не рождённых детей. Позднее работа была куплена Чарльзом Саатчи и выставлялась им как часть личной коллекции на одной из знаковых для «Молодых британских художников» выставке «Sensation» в 1997 году.

В 1999 году Трэйси Эмин выставила в Tate Gallery свою работу «My Bed» («Моя кровать» ). Работа представляла собой кровать художницы с желтыми пятнами на простынях, презервативами, пустыми пачками сигарет и трусами с менструальными пятнами. Возможно отчасти из-за уже сложившейся к тому моменту скандальной славы самой Трэйси Эмин, её работа приобрела широкую известность. В том же 1999 году она вошла в шорт-лист премии Тернера. Работа была воспринята публикой неоднозначно и вызывала у людей зачастую чувства отвращения или иронии, что, впрочем, не снижало градус интереса. Чарльз Саатчи приобрел «My Bed» за 150,000 фунтов, а бывший бойфренд Эмин Билли Чайлдиш с иронией заметил, что у него в сарае есть еще одна кровать Трэйси, которую он может продать любому желающему всего за 20000 фунтов. Позднее, уже в 2014 году на аукционе Кристи работа была продана за 2,5 миллиона фунтов.

В 2000-х годах Трэйси Эмин создала ряд рисунков, выполненных в жанре монопринт. Её работы отличает сравнительно большое количество текста. Обычно это изображения какой-либо надписи или рисунок-зарисовка. С нарративной точки зрения монопринты Трэйси Эмин выдержаны в скандальном духе всего её творчества.

В 2011 году состоялась еще одна выставка Трэйси Эмин под названием «Love is What you Want» («Любовь это то, что ты хочешь»). Здесь угадывается стилистика прежних работ художницы. В качестве экспонатов на выставке были представлены как монопринты, так и фотографии, инсталляции ит.п.

В 2015 году Трэйси Эмин объявила, что вышла замуж за камень. Свою свадьбу художница прокомментировала следующим образом: "я знаю, что где-то на холме с видом на море всегда будет красивый камень, который никуда не денется. Он всегда будет меня ждать".

В качестве актрисы Трэйси Эмин выступала в ряде английских сериалов в роли самой себя.

Надо сказать, что хотя имя Трэйси Эмин было известно в художественных кругах еще с начала 90-х годов, широкой общественности до 1997 года оно мало что говорило. Известна же она стала благодаря появлению в пьяном виде на национальном телевидении во время обсуждения премии Тернера того года в прямом эфире. Скандальная слава художницы зачастую порождает вокруг неё множество слухов, степень правдивости которых определить крайне сложно. Кроме того, достаточно часто можно встретить информацию о покровительстве художнице со стороны Чарльза Саатчи, который и правда купил ряд её работ (в частности «Моя кровать»), но тут надо иметь ввиду, что долгое время покупал он их не у неё, а у третьих лиц. Сама же Эмин отказывалась что-либо продавать ему, т.к. винила его в поддержке Маргарет Тэтчер. Интересен также тот факт, что в случае с Трэйси Эмин сама личность художницы зачастую обсуждается активней её работ. Встречаются даже слова, имеющие своим корнем её имя или фамилию (прим. «emined»). Обычно данные «термины» несут в себе негативное значение и характеризуют современное искусство как нечто пустое, основанное на китче и жажде денег. Впрочем, трудно отрицать и то влияние, которое оказала Трэйси Эмин на современное искусство. Так, например, стакизм , представители которого выступают против концептуализма и ратуют за возвращение к фигуративной живописи, получил свое название благодаря словам Эмин, брошенным в сторону её тогдашнего бойфренда Билли Чайлдиша: «Твоя живопись застряла, ты застрял! Застрял! Застрял! Застрял!» (Your paintings are stuck, you are stuck! Stuck! Stuck! Stuck!).

Художница Трейси Эмин о том, что делает и что не делает существо мужского пола настоящим мужчиной. 18+

Трейси Эмин. Из серии «Долина памятников». 1995–1997.
Тейт, Лондон. © 2013 Tate, London

30 ноября 2013 года в Мультимедиа Арт Музее начинает работу выставка , на которой среди прочих представлены работы британской художницы Трейси Эмин, скандализировавшей лицемерное британское общество 1990-х откровенными рассказами о себе и о том, что составляет жизнь современной молодой женщины в обществе, которое все еще остается во многом патриархальным и патерналистским. Мы публикуем фрагмент автобиографической книги Трейси Эмин Strangeland (Tracey Emin. London: Sceptre, 2006. 2005 Tracey Emin), в котором художница рассуждает о том, что делает мужчину Мужчиной с большой буквы. Внимание! Материал предназначен для читателей старше 18 лет.

M (Masculinity)

Маскулинность, мужественность. Что делает мужчину Мужчиной с большой буквы? Я как женщина, стоящая на пороге среднего возраста, могу сказать, что в моей правой ноге больше тестостерона, чем во всем мужском теле. Не обязательно рождаться с яйцами, чтобы их иметь. Есть просто мужество и мужество мысленное. Именно последнее помогает мне вставать по утрам с постели, меняет мою жизнь, двигает миром вокруг.

В детстве меня подвергали сексуальному насилию. Когда мне было четырнадцать-пятнадцать, я взяла дурную привычку заводить половые связи с мужчинами много старше себя. Правда в том, что все эти мужчины не являлись таковыми. Они были жалкими созданиями, пытавшимися сублимировать отсутствие мужества, трахая тринадцатилетнюю девчонку. Мужик не должен думать членом, и чем старше он становится, тем лучше он должен контролировать направление, куда бьет его струя. И мысленная, и физическая. Нет ничего более непривлекательного, чем сексуально слабый мужчина.

A (Anal Sex)

Анальный секс, старая добрая викторианская контрацепция. По-моему, в Британии анальный секс между мужчиной и женщиной до сих пор находится под запретом. С другой стороны, не то чтобы повсюду шныряла анальная полиция и стучала во все двери.

Как-то давно у меня были отношения, когда меня три года не целовали и не обнимали, а только регулярно подвергали психологическому давлению и еще и почти каждый день заставляли заниматься анальным сексом. Я тогда максимально приблизилась к понятию «физическая привязанность». Я была разодрана, покорежена изнутри, мучилась постоянной диареей, геморроем и бесконечными инфекциями. Так называемый мужчина, с которым я находилась в отношениях, строил свою жизнь на фильмах Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы, книгах Эрнеста Хемингуэя и Чарльза Буковски. Он мог стоять перед зеркалом и изображать из себя Де Ниро: «Ты это со мной разговариваешь?».

Со мной он никогда не разговаривал. Зато регулярно утомлял меня потоками мачизма, подкрепленного рок-н-ролльной лирикой. А еще у него была нездоровая тяга к молодым девушкам. Мне было девятнадцать, я была нигилистичной анорексичкой. Однако в первую очередь я была слабой и глупой, а потому мирилась с его замашками. Воспользоваться человеком, который уже является жертвой (не важно, мужчина он или женщина), — хуже не придумаешь.

S (Size)

Размер — он все же имеет значение. Сиськи, жопа, анал, рот, член: нужно, чтобы все подходило по размеру. Особенно если ты свернулся на кровати и спишь. В противном случае это просто не работает. О мужике, щеголяющем внушительным достоинством в штанах, можно много чего сказать. Но зачем?

Женщина достигает своего сексуального пика непосредственно на пороге менопаузы. Это известный факт. Куда менее известен факт, что женская дырка в этот период меняет форму: она становится ýже, меньше, и женщину труднее возбудить. Включается защитный механизм. Однако мужчина, с которым ты прожила в браке 25 лет, мужик с красивым здоровенным членом, подаривший тебе одного или, может, двух-трех детей, сконфужен и разозлен, потому что привычные ему методы не работают. Хватит ли ему уверенности остаться? Или он сбежит к ведру с песком? Быть мужиком с большим членом порой нелегко. Но именно это больше всего привлекает.

C (Charisma)

Харизма. То, что есть у настоящего мужчины, — история, эффектность, уважение. Кто-то у кого есть то, чего нет у других. Ты не можешь это потрогать, но можешь это почувствовать.

Когда я училась в школе, мы с девчонками много болтали о том, какими женщинами хотели бы стать. Не помню, что я тогда сказала, но моя подруга Ники Калверт хотела, чтобы, когда она входила в комнату, все взгляды немедленно обращались на нее, головы медленно поворачивались в ее сторону, а потом чтобы все шепотом спрашивали: «Что это за женщина? Кто она?». Такое может произойти только с очень молодой и очень красивой женщиной. Но с мужчиной это может произойти, даже если ему пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят, он уже седой и весьма жирный. И когда шепот утихнет, кто-то скажет: «Я так и думала, что это кто-то важный!». Перспектива быть с мужчиной, который в восемьдесят так же интересен, как в двадцать восемь (неважно, стоит у него или нет), — весьма и весьма притягательна.

Неверность. У мужиков есть одна проблема. Они постоянно врут. Есть обобщение: большинство мужчин будут изменять, пока не окажутся под угрозой. «Боже, у нас будет ребенок, и я перестану быть для нее самым важным в жизни!». Или: «Моя жена наводит на меня тоску, поэтому я решил немного разнообразить свою сексуальную жизнь». Или: «Я полнейшее ничтожество, но только не в глазах вон той сексуальной двадцатишестилетней девахи. Она здорово тешит мое эго!».

За каким чертом ты будешь изменять, кроме как если разлюбил человека? Двадцать минут или одна ночь — не имеет значения. У меня есть подруга, которая постоянно изменяет. Я ей и говорю: «Почему ты думаешь, что получаешь опыт от секса на стороне, если ты даже своему мужику не даешь возможность расти?». Быть мужчиной — значит брать на себя ответственность за свои действия, неважно, просчитаны они заранее или просто не повезло. Не отказывайте тем, кого любите.

Любовь. Тяжелая штука. Я всегда говорила: «Надо просто заменить слово “любовь” словом “бог”, и жить сразу станет лучше».

Половой акт. Когда у меня мозги встали на место (а было это, когда мне стукнуло тридцать), я вбила себе в голову странную романтическую идею, что не буду трахаться с теми, кого не люблю. Возможно, все дело было в обилии негативного опыта и двух абортах. Я себе торжественно пообещала, что заниматься сексом буду, только если человек (в частности, мужик) будет по-настоящему хорошим. Примерно в то же время я для себя решила больше не спать с женщинами. Я знакомилась только с женщинами, которых впоследствии хотела бы видеть в качестве хороших подруг, в противном случае мне начинало казаться, что я этих женщин использую в корыстных целях или просто издеваюсь над ними, как это мог бы сделать мужчина. Я уж лучше помастурбирую, чем разобью кому-нибудь сердце.

Нет. Нет значит нет. А «пожалуйста» вовсе не значит «пожалуйста, вы**и меня». Это может означать «пожалуйста, прекрати» — просто не хватает воздуха, чтобы завершить предложение. Я помню, как плакала, лежа на каком-то диване. Мне было четырнадцать, и меня оттрахал какой-то незнакомый мне человек. Ну как, я знала его фамилию. И он не был плохим парнем. Но он спросил меня «Почему ты не остановила меня, если не хотела?».

Случаи, когда я занималась сексом — или любовью — лежа на спине, я могу пересчитать по пальцам. Я всегда предпочитаю зарыться лицом в подушку. Иногда я открываю глаза и оборачиваюсь. Вся разница в том, что сейчас я при этом улыбаюсь.

«Я» значит я. Поверить не могу, сколько неудач в любви я перенесла. Физических как минимум. Моральных вроде не было. По какой-то необъяснимой причине все мои страхи обретали жизненное воплощение. Я не умерла. Более того, жизнь скорее даже наладилась. С годами и опытом ко мне пришло осознание, что эта жизнь стоит того, чтобы ее прожить.

T (Telephone/Tracey)

«Т» значит телефон. Всегда есть какое-то средство связи. Ну или «Т» значит Трейси. Долгие годы я стеснялась, стыдилась своего имени. Трейси было синонимом слова «тупая». Но я не такая — мне удалось это изменить.

Ты знаешь и я знаю, что делает и что не делает человека человеком. Мне всегда очень нравилась книжка «Путешествия Гулливера». Огромный человек в маленьком мире, маленький человек в огромном мире… Там была строчка — возможно, я сама ее придумала: «Я словно маленький человек с большим запасом мужества внутри». Вот я тоже маленький человек, и во мне оно тоже есть. И я могу это доказать.

Они раздражали и восхищали, вдохновенно творили и впадали в отчаяние, их биографии волнуют, а их работы — обязательны к ознакомлению.

1. Артемизия Джентилески

Первая женщина, которую приняли в престижную Академию изящных искусств во Флоренции, Артемизия Джентилески еще в 17 веке доказывала способность и право женщины быть художником.

В юности девушка пережила тяжелую ситуацию насилия, а после — унизительное судебное разбирательство, продлившееся семь месяцев. С возникшей травмой Артемизия боролась в том числе с помощью творчества. Самое знаменитое полотно художницы — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». На картине изображена целомудренная вдова Юдифь, расправляющаяся с врагом, полководцем армии Навуходоносора Олоферном.

Жизнь Артемизии Джентилески увековечена в нескольких биографиях и романах, а в 1997 году на экраны вышел фильм режиссера Аньеса Мерле «Артемизия», роль художницы в котором исполнила актриса Валентина Черви.

2. Берта Моризо

Импрессионист Берта Моризо была внучатой племянницей художника в стиле рококо Жана Оноре Фрагонара, и женой Эжена Мане, брата Эдуарда Мане. Моризо была очень дружна со знаменитым импрессионистом, и Мане часто писал ее портреты. Девушка из богатой семьи, Берта с детства хотела учиться живописи, и семья не препятствовала ее выбору.

Признание пришло к Моризо довольно рано — уже в 1864 году она впервые приняла участие в престижном Парижском салоне. В последующие годы работы Берты также отбирали для участия в выставке, однако в 1874 году художница решила примкнуть к «опальным» импрессионистам и вместе с Сезанном, Моне, Писсаро, Сислеем и Ренуаром представила свои картины в студии фотографа Надара.

Жизнерадостные светлые работы Моризо пользовались большой популярностью у современников, а сама Берта стала вдохновением для других девушек-художниц по всему миру.

3. Фрида Кало

Фрида Кало — одна из самых популярных женщин-художниц, чье имя сегодня знают и не увлеченные живописью люди. На творчество Фриды в большей степени повлияли два события, которые она сама называла «главными катастрофами» своей жизни. В подростковом возрасте Кало попала в автомобильную аварию, приковавшую ее к постели на долгие месяцы. После аварии девушке пришлось пережить множество операций, повлиявших на всю ее жизнь и творчество.

Вторая из двух катастроф мексиканской художницы — брак с живописцем и политическим деятелем Диего Риверой. Отношения с супругом были полны расстройств и переживаний, также отразившихся в картинах художницы. Большую часть наследия темпераментной мексиканки составляют автопортреты, в которых можно увидеть не только меняющуюся с годами Кало, но и ее эмоции, вызванные плохим здоровьем и непростыми отношениями с мужем.

4. Наталья Гончарова

Наталья Гончарова — ученица известного педагога и художника Константина Коровина, правнучатая племянница супруги Александра Пушкина. Вместе с мужем Михаилом Ларионовым она стояла у истоков русского авангарда, с ним же организовала объединение «Ослиный хвост».

В 1915 году Гончарова начала работать над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, с аншлагом прошедшими в Париже. Сегодня Гончарова — не только один из самых узнаваемых на западе российских художников, но и самая дорогая художница мира. В 2008 году ее картина «Цветы» поставила рекорд в $ 10 миллионов на аукционе Christie’s, что вывело Гончарову в лидеры «женского зачета». Другое произведение — «Испанка» — спустя два года ушло с молотка за $ 1,26 миллионов.

Наталья Гончарова оставила после себя обширное наследие — около 400 ее картин сегодня хранятся в Третьяковской галерее.

5. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова взяла в руки кисть и краски еще в детстве, что неудивительно: девочка родилась и выросла в творческой семье. Прадед и дед Зинаиды были архитекторами, отец — художником и скульптором, а знаменитый художник Александр Бенуа приходился ей дядей.

Еще в молодости художнице-реалисту Серебряковой пришлось покинуть Родину: ее брак с двоюродным братом не одобрила родня. Вместе с супругом Зинаида переехала в Париж, оставив детей в России. Вернуться на Родину Серебряковой было не суждено: Вторая мировая война закрыла для нее путь в Россию. Во Франции художница зарабатывала портретами, однако зачастую из-за нехватки денег ей приходилось самостоятельно делать краски.

Сегодня картины художницы продаются по внушительным ценам, а одна из самых знаменитых работ — автопортрет «За туалетом» (1909) — хранится в Третьяковской галерее.

6. Луиза Буржуа

В творчестве Луизы Буржуа можно найти отражение практически всех главных направлений в искусстве XX века — поэтому наследие этой художницы и скульптора часто называют энциклопедией современного искусства.

Детство Луизы было наполнено переживаниями: она наблюдала постоянные измены отца и страдания матери, а душевные раны, подобно многим людям искусства, пыталась залечить с помощью творчества. В юности Буржуа изучала искусствоведение в Париже, а после вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, переехала в Нью-Йорк и увлеклась скульптурой.

В разное время Буржуа была увлечена политически левыми идеями, феминистским движением, психологией, что отражалось в работах художницы. В последние годы жизни главной темой ее творчества стал образ огромной паучихи — именно с этими работами массовый зритель ассоциирует имя художницы и сегодня. С помощью фигуры паука Буржуа обращалась к собственным детским страхам и образу матери, которая была для Луизы лучшим другом.

7. Трейси Эмин

Трейси Эмин — одна из участниц знаменитого объединения современных художников Young British Artists, сколь популярного, столь и скандального. Несмотря на то, что наиболее коммерчески успешным художником группы стал Дэмьен Херст, Эмин может по праву считаться главной бунтаркой объединения. Художница не раз вызывала возмущение консервативной прессы не только своими работами, но и эпатажными выходками и выступлениями в пьяном виде.

За время своей карьеры она работала в разных жанрах — от живописи и скульптуры до фото и инсталляции. Самое знаменитое произведение Эмин — инсталляция «Моя кровать», за которую художница в 1999 году получила премию Тернера. Инсталляция представляет собой неубранную кровать художницы с разбросанными вокруг предметами ее быта, включая и неприглядные для неискушенного в современном искусстве глаза детали.

Сначала работу за 150 тысяч фунтов приобрел коллекционер Чарльз Саатчи, а спустя 15 лет «Моя кровать» ушла с молотка за 2,5 миллиона фунтов. Несмотря на непрекращающиеся дискуссии вокруг творчества Эмин, она и сегодня считается одним из главных современных художников Британии.

8. Марина Абрамович

Художница сербского происхождения Марина Абрамович — пожалуй, главная современная звезда перформанса, неоднократно входившая в списки самых влиятельных людей в мире искусства.

В своем творчестве Абрамович зачастую ходит по краю, испытывая на прочность собственное тело и психику. Смелость и искренность, присущая перформансам художницы, привлекают к ее творчеству миллионы поклонников по всему миру. Почитатели Абрамович готовы весь день стоять в очереди лишь ради того, чтобы несколько минут молча посмотреть в глаза художницы.

Сегодня «бабушке перформанса» посвящают книги и фильмы, последний из которых — документальная картина режиссера Марко Дель Фьоля «На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия».

Трэйси Эмин Tracey Emin Дата рождения: 3 июля 1963 Место рождения: Великобритания Трэйси Эмин (англ. Tracey Emin) (родилась 3 июля 1963 г … Википедия

Эмин - (арм. էմին) имя арабского происхождения, используемое многими восточными народами в качестве имени, но распространенное среди армян в качестве фамилии: Фамилия Эмин, Геворг (1919 1998) армянский поэт Эмин, Иосиф (1726 1809) деятель… … Википедия

Трейси Эмин - … Википедия

London Calling - Студийный альбом Th … Википедия

Молодые британские художники - Для улучшения этой статьи желательно?: Перевести текст с иностранного языка на русский … Википедия

YBA

«Молодые британские художники» - Дэмиен Херст Молодые британские художники или YBA (также Brit artists и Britart) название, которое дали группе современных художников из Великобритании, большинство из которых учились в Голдсмитском колледже в Лондоне. Название «Молодые… … Википедия

Концептуальное искусство - Это статья об искусстве XX века. См. также Концептуализм в философии Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus мысль, представление) литературно художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60… … Википедия

Стакизм - (Stuckism) международное художественное движение, основанное в 1999 году в Великобритании художниками Билли Чайлдишем (Billy Childish) и Чарли Томсоном (Charles Thomson) для продвижения фигуративной живописи в противовес … Википедия

Лукас, Сара - Сара Лукас Дата рождения: 1962 год(1962) Место рождения: Лондон, Англия Жанр: фотографии, коллаж, скульптура … Википедия

Книги

  • Высокое искусство, версия облегченная. Взлет и падение брит-арта 90-х , Сталлабрасс Джулиан, Жолудева Ксения. В настоящей книге британский искусствовед, арт-критик и художник Джулиан Сталлабрасс дает оценку феномену "молодого брит-арта" 1990-х годов (другое название, которое он дает этому движению… Купить за 1044 руб
  • Высокое искусство версия облегченная Взлет и падение брит-арта 90-х , Сталлабрасс Д.. В настоящей книге британский искусствовед, арт-критик и художник Джулиан Сталлабрэсс дает оценку феномену «молодого брит-арта» 1990-х годов (другое название, котороеон дает этому движению -…

Скандалистка и провокаторша, она дает интервью в пьяном виде и называет грязное белье и использованные презервативы искусством. Гордость современной британской культуры, член Королевской Академии Художеств и одна из первых профессоров-женщин в истории Академии. Представьте себе, это все об одном человеке! Сегодня мы расскажем о самой яркой и неоднозначной художнице Британии – Трейси Эмин.

Несносное дитя английского искусства

История Трейси Эмин начинается вполне заурядно – девочка из бедной лондонской семьи решила стать художницей. Эмин окончила Королевский колледж искусств, закрутила роман с местным чудаком, музыкантом и художником Билли Чайлдишем и целыми днями рисовала картины в стиле Шиле.

«Ужасно неправильно», 1997.

Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды Эмин обнаружила, что беременна. Художница не собиралась оставлять ребенка и решила сделать аборт. Дальнейшее, по словам художницы, оказалось настоящим адом: выяснилось, что девушка ждет двойню, операция прошла крайне неудачно и пошатнула здоровье Эмин. Она впала в глубокую депрессию, уничтожила все свои ранние живописные работы и начала заниматься концептуальным искусством.

Дальнейшее ее творчество было связано с легендарной арт-группой «Молодые британские художники». В основном это были выпускники колледжа Goldsmiths, где основной упор делался не на умении рисовать, а на концептуальной новизне искусства. Молодые британские художники называли своей главной задачей вернуть искусство к реальности. Эмин пошла еще дальше: в ее творчестве грань между реальностью и искусством исчезает вовсе. Все пережитые художницей события, будь то расставание с бойфрендом, потеря ребенка или смерть отца, становились сюжетами для ее творчества. Трейси Эмин не стеснялась откровенничать на публике – она не скрывала свою любовь к выпивке и сигаретам и щедро делилась подробностями своей сексуальной жизни.

Художница старательно поддерживала этот образ «плохой девочки». Например однажды она явилась вдрызг пьяная на телепередачу, где обсуждали премию Тернера. Для любого другого художника такая выходка бы означала конец карьеры, но для Эмин она стала началом триумфального взлета. О ней узнали все, и спустя два года уже сама художница стала обладателем премии Тернера, самой престижной награды в области современного искусства.

В постели с художницей

Славу художнице принесла инсталляция 1995 года с провокационным названием «Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». В музейном зале Эмин установила тканевую палатку, на которой были вышиты 102 имени. Учитывая скандальную славу художницы и ее любовь к провокациям, этот список так и хочется прочитать как перепись ее любовников. Но все не так просто. В списке неожиданно появляются имена ее бабушки и брата Поля, а также упоминания о ее нерожденных детях. Оказывается, Трейси Эсмин действительно перечисляет всех тех, с кем она просто спала в одной кровати на протяжении жизни. Эмин рассказывает вовсе не о сексуальных, а о душевных связях, о тех людях, которые были дороги. На полу палатки появляется пронзительная надпись – «с собой, всегда с собой, никогда не забывая».


«Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». Фото Stephen White

Спустя три года Эмин вновь приглашает зрителей посетить свою спальню. Но на этот раз вместо пронзительных воспоминаний о близких она показывает свое грязное белье, причем в прямом смысле этого слова. Инсталляция «Моя кровать» представляла собой настоящую кровать, в которой, как утверждает художница, она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с бойфрендом. На кровати лежит смятое и несвежее постельное белье в отвратительных желтых пятнах. Вокруг в хаосе раскиданы самые разные предметы. Здесь валяются тапочки, пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Эмин позволила застать себя врасплох и представить широкой публике все то, что обычно прячут от посторонних взглядов. Так она поставила под сомнение привычные границы личного и общественного, искусства и жизни.


«Моя кровать», 1998

«Моя кровать» наделала много шума в прессе, консервативное английское общество в штыки восприняло откровенность Эмин. Впрочем, это только подогрело интерес к ее персоне. «Кровать» Эмин купил крупнейший коллекционер современного искусства Чарльз Саатчи. Он отдал за нее 150 тысяч фунтов и спустя несколько лет продал на аукционе уже за два с половиной миллиона. Узнав об этом, бывший бойфренд художницы Билли Чайлдиш заявил, что в его гараже тоже стоит кровать, на которой спала Эмин, и он готов уступить ее коллекционерам гораздо дешевле. Впрочем, предложением Билли никто не заинтересовался – не всякая кровать могла стать произведением искусства.

Трейси и Фрида

В 2008 году Трейси Эмин и фотограф Мэри Маккартни устроили стилизованную фотосъемку, во время которой художница переоделась во Фриду Кало. Эмин ярко накрасилась, надела характерный для мексиканской художницы национальный костюм и нарисовала на лбу знаменитую монобровь Фриды. Но для чего ей понадобился весь этот странный атракцион?


Фото Мэри Маккартни

Трейси Эмин по-настоящему ассоциировала себя со своей предшественницей. В их творчестве и правда много общего: Фрида первая икона феминизма в искусстве ХХ века, а Трейси – главная арт-феминистка современности. Но важнее всего то, что обе художницы строили свое искусство основываясь на личной биографии. Влюбленности, беременности, дети, выкидыши, аборты, предательства – самые потаенные и закрытые от любопытных глаз стороны жизни женщины в творчестве Эмин и Фриды превратились в искусство.

Эмин практически стирает границы между своей личной историей и творчеством. Искусство Эмин – это крайняя степень интимности, порой доходящая до настоящего душевного эксгибиционизма. Важнейшая составляющая ее творчества – это собственно рассказы Эмин о жизни: автобиография, статьи и многочисленные интервью где художница с предельной откровенностью говорит о себе. Как сказал современный скульптор Аниш Капур, «художники не создают объекты, художники создают мифы». И эта фраза лучше всего описывает то, чем занимается Эмин.

Мы часто пишем о британских художниках. Подпишитесь на наш телеграм-канал , чтобы не пропустить самое интересное.