Ступы древней индии. Буддийская ступа: названия, культовое значение

Сейчас Санчи - небольшая деревня, а в своё время это был процветающий центр торговли, он располагался на караванном пути, а благодаря денежным взносам богатейших людей Индии стал известным и примечательным местом в регионе. Богатство некогда процветающего города описано во многих летописных источниках. Во времена заката буддизма деревушка быстро пришла в запустение, а уже к XII веку полностью утонула в песках и кустарниках. Она была обнаружена совершенно случайна британским генералом Тейлором в 1818 году.

Деревня расположена в индийском штате Мадхья-Прадеш, в сорока шести километрах от Бхопала, и привлекает каждый год туристов благодаря отлично сохранившимся памятникам архитектуры раннего буддизма - храмы, монастыри и ступы.

История создания ступы в Санчи

Ступа - первая и древнейшая буддийская постройка, считавшаяся символом священной горы Меру. В III веке до нашей эры к власти пришёл царь Ашока, при его правлении буддизм стал главной религией. Именно отсюда его сын направился на Шри-Ланку, чтобы распространить учение Будды. Во время царствования Ашока было построено множество таких сооружений, более восьми тысяч. Первой из них считается Великая ступа, она является прообразом всех остальных святынь, на её фасаде изображены как индейцы, так и люди в греческих одеяниях. Задумана она была как иллюстрация к Колесу дхармы (индийскому учению об освобождении от перерождений).

Изначально главная ступа строилась в форме полусферы из кирпича и была окружена оградой из дерева. Во II веке до нашей эры её увеличили, к ней пристроили дарохранительнице со шпилем из камня и тремя небольшими хармиками - небесную ось и три священных неба. Хармики, или так называемые зонтики, символизируют восхождение человека к небесам.

Во время правления династии Сатаваханов деревянные ворота заменили каменными.


Как выглядит ступа в Санчи

Многочисленные изображения на ступе рассказывают о жизни основателя буддизма - Будде, его появление на земле, последующих перерождениях и прошлой жизни. Так же можно увидеть то, как выглядит мир людей, животных и растений. Будда изображён в облике человека лишь в джатаках, остальные рисунки представляют его символизирующие образы: лотос, следы, руки.

Форма постройки имеет символическое значение, круглый цоколь диаметром в тридцать один метр, не включая террасу. Платформа строилась из кирпича и камня. Внутренние помещения не предусмотрены, но в каменной кладки заложены останки Будды.

Вокруг сооружения установлена непримечательная ограда, сделанная из гладкого камня. А в направлении четырёх сторон света, установлены ворота. Они представляют собой две мощные и массивные квадратные колонны, перекрытием служат три балки, заканчивающиеся спиралями, что соответствует виду священных текстов. В основании колонн изображены фигуры слонов, а также львов и карликов-якш – это духи природы, защищающие Ступу, они как бы поддерживают нижнюю балку.

  • Самый удобный способ добраться до места - арендовать автомобиль или вызвать такси, данные услуги в Индии недорогие.
  • Поездом можно доехать из Бхопала, дорога займёт чуть меньше часа. Бронировать билет нет необходимости, нужно всего Санчилишь придти на станцию пораньше и приобрести общий билет, стоимость варьируется от 7 до 20 рупий. В день до едут шесть поездов, обратно четыре. Первый уходит от Бхопала в 8 часов, последний в 20:55. Если вы приехали на последнем поезде, обратно можно доехать только наавтобусе или такси, так как последний отходит в 19:10.
  • Ещё один местный поезд отправляется из Мумбаи. От станции ходят скорые поезда и экспрессы, но добраться до Санчи напрямую не получится, ближайшая остановка в небольшом городке Вишиша. Город находится всего в десяти километрах, поэтому до деревушки можно доехать на дневном автобусе или рикше.
  • Можно воспользоваться рейсовым автобусом, который ходит от Бхопала регулярно, цена билета составит 25 рупий, а дорога займёт примерно полтора часа.

Цена билета

Цена входного билета в комплекс для индейцев 10, иностранных граждан 250 рупий. Билет представляет собой открытку, на ней изображены самые интересные места, которые стоит обязательно посмотреть. Посещение музея обойдётся в 5 рупий, аренда автомобиля в Санчи - 10. Кассы находятся прямо у железнодорожной или автобусной станциях, поэтому купить билет не составит труда, если вы хотите приехать рано утром, заказать билет стоит накануне. К ступе ведёт тропинка и каменные ступеньки в конце улицы Моньюментс-роуд, улица начинается прямо у касс.

  • Комплекс открывается в 8 утра и работает до 17 вечера.
  • Отправляясь на экскурсии возьмите немного наличности, пункта обмена валют в Санчи нет, а ближайший банкомат находится в Видише.

Наилучшее время для посещения

  • Если вы выбираете лучше время для экскурсии в Санчи, то самый подходящий период с сентября по март. В данное время погода стоит достаточно приятная для данного региона, не слишком жарко, что идеально для туриста.
  • Летом, а это с апреля по июнь температура достигает 45 градусов, и людям не привыкшим к такой жаре будет очень трудно.

Ступа в Санчи - это великое достояние Индии, сооружение восхищающее своей архитектурой. Если вы приехали в эту страну и хотите познакомиться и прикоснуться к её истории, небольшая деревушка на северо-востоке гостеприимно откроет перед вами свои двери.

Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил культ ступы и Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии.

Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятников

Ступы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный - из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.

В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены. Из таких ступ особенно примечательны три: в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой , поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась. Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.

Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.

Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.

В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид .

Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.

Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.

Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть. Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света. Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.

Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление. Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы. Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.

Первые ступы появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам) и свое начало взяли от простых надгробных холмов.

Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра), Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подношений (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа, кроме всего прочего, символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает: «основа для подарков»).

Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде, через два столетия реликвии из этих ступ были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265-239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.

Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды археологам и индологам точно идентифицировать пока не удалось. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существования ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые эдикты Ашоки, которые наносили во всем королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.

Центральная Индия

Самые древние из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи - диаметром 36 м и высотой 15 м.

Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.


Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
.одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhi-);
.большой полушар (anda);
.маленькая квадратная надстройка на нем (harmika-), окруженная забором;
.в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
.верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
.ступа часто окружена своего рода забором (vedika-), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
.ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.

Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.

Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всем мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.

Ступы пещерных храмов на Западе Индии

Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II-I веках до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsa-, Bha-hja-). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья - большим залом со ступой в центре, которая датируется II веком до н.э.


Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII века н.э. В Аджанте в пещере можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.

Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.

Ступы региона Гандхары

Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары - территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).

Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет подниматься вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием стиля эллинистических элементов. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах: Гандхаре и Матхуре (Уттар Прадеш).

Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.

В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).

Ступы на Востоке Индии

Ступы на Востоке Индии также строились по старому образцу.


Известным примером являются ступы Амаравати (III в. до н. э.) и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ - колесо Дхармы.

Индийские ступы V-VII вв.

Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321-550 гг. н.э.).

В конце III века ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV века попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как, например Бодхгайя (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.

Сарнатх возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Ступа Дхамекх, которая обозначает это место, датируется археологами VI веком.

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. В качестве примера можно привести университетский город Наланда возле Раджгира (штат Бихар).


Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в центре всего комплекса Наланды является монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла небольшая ступа, которая в определенный период была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры - одного из двух ближайших учеников Будды.

Будизм - одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.

Обновлено 27.08.2019

Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни . Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

Что такое буддийская ступа? Значение символа

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия . Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в .

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений : «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.


После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии . Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно . Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала . Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.


Разновидности буддийских ступ

По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд , получили широкое распространение ступы в виде . Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.