Новые рисунки в пустыне наска. Гигантская карта распространения подземных вод

Гигантские рисунки пустыни Наска приобрели широкую популярность после удивительных иллюстраций в сопровождении пояснений от Эрика Фон Деникина. В одном из фильмов о пустыни Наска самолет пролетая над древними землями показал геометрические линии и контурные рисунки обезьяны и других животных.

Загадочные наземные рисунки специалисты распределяют на два вида: первый — это линии, зигзаги, геометрические фигуры; второй вид представлен фигурами животных, птиц, рыб, дерева, цветков.

Впервые рисунки заметили летчики, которые в шутку назвали их посадочными полосами. В 1939 году к изучению фигур был привлечён историк Поля Косока. Вместе с ним проводила исследование Мария Рейхе, продолжившая изучение наземных изображений последующие 40 лет.

рисунок птицы — Колибри

Общепринятое учение относит геоглифы к деятельности индейской культуры наска, обитавшей здесь 300-900 лет до н. э. Однако рисунки открывают лишь скромную часть огромного феномена, так как подобные изображения лежат в пустыне Анд вдоль всего побережья Тихого океана.

В 40-ых годах стало известно о схожих линиях и чертежах близ рек Римак, Чилпон, а в 70-ых годах рисунки обнаружились в провинции Перу Арекипа. То есть, наш феномен не может относится к одной культуре Наска.

По оценкам исследователей, занимавшихся изучением удивительного феномена, потребовалось бы участие около 100 000 человек, чтобы сделать эти рисунки. Причём «художникам» пришлось бы работать по 12 часов в сутки!

Вполне возможно, что так все и было, но тогда интересно, а кто же в таком случае занимался земледелием и прочими насущными делами, если такое большое количество человек занималось созданием рисунков? А куда исчезли следы ног? Ведь совершенно ничего не осталось от циклопических работ, хотя в этих обезвоженных местах отпечатки сохраняются веками!

Более того, у нас нет никаких свидетельств и упоминаний об этих рисунках в истории. Странное дело, но местное население тоже якобы ничего не знает о собственной истории, ну или не хочет об этом говорить. Может эти рисунки послали нам доброжелатели из далёких звёздных миров?

Инопланетяне были в Перу.

Среди построения фигур можно отметить своеобразную структуру, которая похожа в целом на какую-то декорацию или компьютерную графику прямо на поверхности земли. Интересная особенность присуща рисунку обезьяны — на левой руке пять пальцев, на правой четыре. Такое же замечено и на другом рисунке, что говорит о намеренной обрисовке изображений. Почему такие странности?

Существует одна впечатляющая легенда, рассказывающая, как на космическом корабле на Землю прилетела женщина по имени Орьяна, с миссией стать праматерью жизни на планете. Согласно древнему сказанию, Орьяна имела четыре пальца, связанных между собой перепонками, — согласитесь, это подозрительное совпадение с изображением человека-совы.

Если предположить вмешательство какого-то внеземного разума, то может рисунки несут какую-то информацию? Скорее всего да, поскольку в них присутствует определенная гармония, а на склоне горы лежит фигура человека (кстати, единственная фигура, представляющая образ человека).

Никто не знает точно, что означают линии пустыни Наска.

Единственным неоспоримым фактом является то, что они находятся в Южной Америке, на плато Наска в южной части Перу. Они были добавлены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г. Однако это та самая часть, где заканчиваются бесспорные факты, в результате чего ученые с сталкиваются с многочисленными неразгаданными тайнами.

Разбросанные по всему плато, гигантские геоглифы представляют геометрические и природные объекты. Они высечены на земле около 135 см в ширину и 40-50 см в глубину почвы.

Практически невозможно распознать реальное изображение от уровня земли, общую картину можно увидеть только с расстояния птичьего полета. Именно поэтому Линии Наска были обнаружены лишь в 1939 году, когда полеты на самолете стали возможными.

Несмотря на множество теорий, нам трудно понять рисунки пустыни Наска, да и вообще может быть пока не время, и ещё недостаточно развит наш разум. Но раз эти «письмена» существуют, то они должны дойти до своего “адресата”. К тому же, не меньший интерес представляют и другие легенды здешних земель.

Рептилии – боги пришедшие с неба.

В четвертом по величине городе Перу возвышается удивительная статуя человека рептилии. Произведение искусства предназначено показать божество Morrop, и было создано с учетом древних описаний рептильного бога.

Рептилии — боги древности с небес?

Около 2000 лет назад, площадь северной части Перу была заселена людьми Моче, цивилизации с богатой культурой и мифологией, которая продолжает сбивать нас с толку и по сей день. Дело в том, что статуя демонстрирует бога Morrop, человека — игуану.

В древних сказаниях, человек-игуана преподносится как персонаж, имеющий важное значение для . Выступая в качестве посредника между миром живых и мертвых, божество одинаково боялись и почитали.

Принимая во внимание все, что мы знаем о рептилии, вам не кажется странным, что люди решили связать его с подземным царством мертвых? Была ли эта ассоциация сделана случайно, по наитию, или это тонкий показатель реальной природы Бога?

Да, Южная Америка изобилует легендами и описаниями неоднозначных мифических персонажей, которые тем не менее удачно вписываются в современные теории об инопланетянах, гибридах и их отношениях с людьми Земли.

От Виракоче к Кетцалькоатлю, до Пернатого змея, этот континент, кажется, имел большую долю вековых внеземных взаимодействий. И лучше всего это отражено в местном отношении к .

Как многие из наших читателей согласятся, Южная Америка является открытым и очень восприимчивым местом к вопросу о чужеродных посетителях. Является ли это прямым следствием их образа жизни или в основе лежит то, что их предки были в контакте с пришельцами?

Сама скульптура игуаны является частью более крупного ансамбля, задуманного как дань уважения к богатой культуре древней цивилизации. Город Чиклайо также является «домом» для скульптуры антропоморфного краба, существа охранявшего вход в море и его обитателей (как Сфинкс, охраняющий пирамиды плато Гиза).

Известная на весь мир пустыня Наска с ее таинственными рисунками, линиями и геометрическими фигурами находится на юге Перу, в 400 км от Лимы и в 50 км от тихоокеанского побережья. Это одно из наиболее засушливых мест на нашей планете, там выпадает всего около 2,5 см осадков в год - меньше, чем в пустыне Гоби.

Открытие рисунков пустыни Наска

Загадочные линии и рисунки Наски были случайно открыты во время полета перуанским пилотом в 1927 году. Первым пытался раскрыть тайну пустыни Наска американский археолог Пол Козок, который прибыл в Наску в 1939 году. Им было установлено, что гигантские рисунки были выполнены при помощи удаления 20-ти сантиметрового слоя бурых, обожженных солнцем камней и почвы, под которыми был скрыт гораздо более светлый грунт.

Гигантский астрономический календарь?

Все рисунки возможно было разделить на три группы: в одной – геометрические фигуры, в другой – линии, зигзаги и спирали, в третьей - гигантские изображения птиц, насекомых и животных. Пол Козок выдвинул гипотезу о том, что рисунки Наски являлись гигантским астрономическим календарем. Эта идея пришла ему в голову, когда он увидал, что в день летнего солнцестояния солнце опустилось прямо за концом одной из прямых линий, входящих в огромный рисунок птицы.


Исследование Козока продолжила его помощница - немецкий математик Мария Райхе. Можно сказать, что эта неутомимая женщина посвятила всю жизнь пустыне Наска и подтверждению гипотезы своего учителя Пола Козока. Больше 40 лет Райхе составляла каталог линий и рисунков, производила замеры и даже проводила аэрофотосъемку при помощи перуанских ВВС. Скончалась исследовательница в 1992 году, до конца своей жизни она верила, что линии Наски это гигантский астрономический календарь.

1968 год – неожиданный удар по гипотезе Козока и Райхе был нанесен американским астрономом Джеральдом Хокинсом, который проанализировал линии Наски при помощи компьютера и сделал выводы, что 80% геометрических фигур не имеют никакого отношения к движению небесных тел - так как Дж. Хокинс стал широко известным после выхода в 1965 году его книги «Разгадка Стоунхенджа», в которой он доказывал, что знаменитое сооружение древних в Англии являлось своеобразной обсерваторией, его мнение для многих оказалось решающим.

Но, как справедливо считала Мария Райхе, при расчетах в своем исследовании Хокинс абсолютно не брал в расчет рельеф местности, это и привело его к ошибочному заключению. Сегодня многие из исследователей не исключают, что часть линий тем или иным образом связана с астрономическими наблюдениями древних обитателей Наски, хотя скептики говорят, что из почти 1000 прямых линий некоторые наверняка просто случайно могут указывать на небесные светила в те или иные дни.

Гигантская карта распространения подземных вод?

Сравнительно не так давно в зарубежной прессе появилось сообщение, что тайна рисунков Наски наконец раскрыта. Автором новой гипотезы стал Давид Джонсон, бывший преподаватель высшей школы из штата Нью-Йорк. Интересно, что Джонсон абсолютно не интересовался загадочными рисунками Наски, а искал в этой пустыне воду при помощи такого экзотического метода, как лозоискательство. В особенности Джонсона привлекали древние оросительные каналы, в некоторых из них еще текла вода.

Местные жители рассказали ему, что основными источниками воды для каналов были две небольшие речушки, но Джонсон сразу заметил: каналы идут параллельно рекам и брать из них воду не могли. В скором времени он пришел к выводу, что источниками воды были геологические разломы. Вода, стекающая с Анд, аккумулировалась в зонах трещин в коренной породе и по разломам под землей поступала вниз, в долины.

Вначале Джонсон никак не связывал эту свою идею с линиями Наски, но начал подмечать, что, как только он обнаруживает водоносные слои, рядом обязательно имеются следы древних обитателей пустыни и их геометрические рисунки. Однажды в июле 1996 года он взобрался на один из холмов, посмотрел на тянущиеся к горизонту две широкие линии, упирающиеся в темные расщелины ближайших гор, которые он считал образованными геологическими разломами, и тут его осенило. Как рассказывал Джонсон, он сел на вершине холма и сказал сам себе: «Мой Бог, я знаю, что обозначают линии Наски, они прослеживают на поверхности источники подземных вод!» Говоря по другому, линии и геометрические фигуры на поверхности пустыни являются гигантской картой распространения подземных вод.

Хотя некоторые из ученых давно предполагали, что рисунки Наски в той или иной степени связаны с водой, главной драгоценностью этих засушливых мест, многие из них отнеслись к идее Джонсона скептически. Но Хелайн Силверман, археолог из университета в Иллинойсе, в 1999 году на конференции, посвященной Наске, все же попросила своих коллег «держать глаза открытыми», пока идет проверка гипотезы Джонсона.

Гипотезу Джонсона уже несколько лет проверяет Стив Маби, гидрогеолог из университета в Массачусетсе. «Мы делаем карты наших водных потоков, может быть, люди Наски делали то же самое, только „чертили“ их на земной поверхности», - считает Маби. Он уже обнаружил доказательства того, что альтернативные водные источники в разломах, которые нашел Джонсон, в действительности существуют. И во всех случаях Маби установил «маркировку» этих разломов линиями на поверхности.

Линии Наски имеют отношение к священным ритуалам?

Йоханн Рейнхард, антрополог, первым выдвинул версию, что линии Наски связаны со священными ритуалами, которые посвящены вызыванию дождя. Он обнаружил ритуал, способный дать объяснение линиям Наски. Археологические находки у некоторых из широких линий («посадочных полос Дэникена») подтверждают их связь с водой. Были найдены морские раковины (символ воды в Андах) и питьевые керамические сосуды. Рейнхард также видит священные символы и в изображениях животных, так паука и обезьяну в этих местах считали связанными с плодородием, а значит, и с водой.

Еще один из исследователей, Энтош Авени, полагает, что уже открыл скрытую логику в мозаике линий Наски. Он убрал с карты изображения всех животных, спирали и геометрические фигуры и оставил на ней одни прямые линии. Выяснилось, что все линии сходились в солнцеподобные узоры, которые он назвал «лучевыми центрами». Вместе с коллегой он смог выделить 62 лучевых центра и около 800 прямых линий. Фактически каждый из «лучевых центров» приходился на вершину какого-то холма. По мнению Авени и некоторых экспертов, линии могли служить тропинками и вели людей к вершинам холмов («лучевым центрам»), где они проводили ритуалы, связанные с водой.

Загадку пустыни Наска пытаются раскрыть и другие исследователи. Установлено, что древние насканцы обезглавливали своих врагов, мумифицируя их головы, и имели весьма любопытные религиозные представления о природе и окружающем мире. На керамике Наски были обнаружены изображения животных почти идентичные гигантским рисункам в пустыне.

Маркус Райндель решил пойти по непроторенному пути и избрал другую точку отсчета: «Если мы хотим расшифровать геоглифы Наска, нам необходимо найти людей, которые их создали».

Археологические экспедиции

Райндель проводил поверхностное обследование горных склонов в окрестностях городка Пальпа, в 40 км от Наски, и на глубине 30 см нашел там верхнюю часть стены. Раскопки подтвердили, что это - стены древнего города, который был расположен в непосредственной близости от легендарных рисунков.

После первой экспедиции археолог начертил детальный план города и восстановил кое-что из его истории. 1900 лет назад на равнинной части долины, в междуречье рек Рио-Гранде, Рио-Пальпа и Рио-Вискас, существовало странное сооружение - поселенцы возвели стену 400 м в длину и 100 м в ширину. Метровые стены из кирпичных блоков поднимались на высоту 12 м символизируя власть и богатство. Основой богатства «народа Наска» было сельское хозяйство, процветавшее благодаря разветвленной оросительной системе.

Избыток сельскохозяйственных продуктов создал условия для такого социального расслоения общества, при котором некоторые слои населения не принимали участия напрямую в производстве продуктов питания. Райндель полагает, что у них было своего рода дворянство - высший общественный слой. Косвенным подтверждением этого предположения может служить сложная система оросительных каналов, для строительства которой было необходимо грамотное планирование и руководство работами.

И для создания рисунков в пустыне также нужны были приказы, планы и руководство со стороны облеченных властью правителей, как бы они ни назывались - королями, вождями, верховными жрецами или как-то еще. Окрестности Пальпы на планах Райнделя покрыты линиями, треугольниками и спиралями, доходящими почти до самого поселения.

Немецкий археолог ищет исконный смысл загадочных рисунков Наска в долине реки Рио-Гранде. Прежние обитатели этих мест «населили» окрестные скалы тысячами изображений различных животных и человекоподобных существ. Небольшие выбитые на скалах изображения (петроглифы) датируются IV веком до н. э. Поздней их повторяли в увеличенном виде на плоских поверхностях горных склонов. Рисунки величиной от 10 до 20 м было хорошо видно издали.

«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, - предположил Райндель. - По мере увеличения они становились все более размашистыми и абстрактными и занимали уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустынного плоскогорья».

Рассуждения ученого весьма логичны, но возникает вопрос: почему эти гигантские схематичные рисунки находятся в таких местах, где никто не может их рассмотреть? В добавление к прежним «космическим» толкованиям рисунков Наска можно привести еще одну гипотезу После многолетних наблюдений в бассейнах ближайших рек американец Дэвид Джонсон сделал неожиданный вывод: «Линии Наска - это ясный текст, высеченный на местности, чтобы указать жителям региона, где находятся доступные источники воды».

Маркус Райндель пока не имеет оснований опровергнуть или подтвердить эту и другие гипотезы. Он возлагает все надежды на последующие сезоны раскопок и намеревается добраться до отдельных строений, лежащих вдали от поселения - прямо на продолжениях линий Каска или непосредственно под ними. Археологи пока не обнаружили таких построек. Раскопки внутри огороженной стенами территории также будут продолжены: Райндель хочет найти храм «народа Наска». Следующим этапом будут поиски создателей линий Наска, а конечная цель - разгадка таинственных знаков.

На наш взгляд, следовало бы рассматривать все эти гипотезы в комплексе. Ведь наверняка правыми могут оказаться многие из ученых. Одни линии Наски могут служить астрономическим календарем, отмечающим периоды наибольшей засухи или дождей, другие - служить церемониальными тропами для ритуалов, связанных с вызовом дождя, третьи - проектировать на поверхность подземные водоносные слои. Все вместе линии и создали самую настоящую головоломку для ученых…

Объяснение гигантских изображений животных, птиц и насекомых, на наш взгляд, может быть еще проще. Вы сможете увидеть паука или колибри с высокого холма? Навряд ли. Это понимали и древние обитатели Наски, только интересовали их дождевые тучи, которые проносились над ними на огромной высоте. Для небесных божеств, управляющих дождями, и предназначались эти гигантские изображения, чтобы они увидели их и сжалились над зверюшками, напоив их, а заодно и людей, живительной влагой. Не в этом ли разгадка таинственных знаков Наски?

Похожие тайны ждут ученых и в других местах планеты. Фигура загорающего человека вычерчена в пустыне рядом с городом Блайт в Калифорнии. Большая змея – в штате Огайо, США. Знаки-стрелы изображены у западного побережья Аральского моря. Особенно много загадок хранит пустыня Наска в Перу. Она тоже знаменита гигантскими рисунками.

Изображение рыбыТут есть фигуры обезьяны, цапли, крокодила, паука, рыбы. Есть изображение человека в одежде, похожей на скафандр. Таинственная пара рук тянется вдоль серого и мелкого, как пыль, песка и как бы зависает над пространством. Застыла настороженно собака, простирает ветви дерево, кондор парит, только не в небе, а на земле. Несколько раз встречаются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, трапеции. И все они –Рисунок дерева гигантских размеров. Алькатрас – цапля со змеиной шеей – 270 метров. Обезьяна и кондор – по 120 метров, ящерица – 180 метров, колибри – 50, паук – 46 метров. За горизонт уходят линии, пересекающиеся полосы, всевозможные спирали. Всего насчитано 788 фигур, 3000 линий, около 100 спиралей. И все это на огромном пространстве расположено так, что представляет собой некую загадочную композицию.

Линии рисунков кажутся узкими тропинками с грудой камней на обочине. Они, словно глубокие царапины на поверхности земли, получившиеся, когда отгребли в сторону тысячи тонн вулканической гальки, и обнажилось светлое основание пустыни – желтоватый песок и глина. Рисунки сохраняются с незапамятных времен, дата их появления колеблется между 350 годом до нашей эры и 600 годом нашей эры. Их не размыло дождями, не занесло песком, потому что Наска относится к самым сухим местам на Земле, дожди тут идут исключительно редко. Кроме того, почва в тех местах богата гипсом. Смешавшись с утренней росой, она как бы цементирует мелкие камни, не позволяя изображениям искажаться.

Паук

Выяснилось, что рисунки Наска традиционны для местной культуры. В перуанском музее есть сосуд в виде рыбы, очень похожей на изображение в пустыне. Но не все так просто. Почему у обезьяны, к примеру, нарисован невероятно длинный, закрученный спиралью хвост? Или что хочет сказать «человек-сова», рука которого как бы указывает на восход и на траекторию ярчайшей звезды Северного полушария – Арктура в определенное время суток? Или о чем предупреждает рисунок безголовой птицы, шея которой похожа на длинный изогнутый шланг?Колибри

Загадочность рисунков и то, что полностью каждый из них виден с высоты, породило «воздухоплавательную» гипотезу. Она предполагает несколько версий. В том числе и фантастических. Таких, как подъем древних людей в воздух на прирученных ящерах или прилет космических аппаратов с других планет. Но наиболее вероятной считается версия о полете на воздушном шаре. Его изображение было найдено в Наске в гробницах, возраст которых более 2000 лет.

На днях было обнаружено явление, пока еще не получившее объяснения. Спутник Google Maps зафиксировал странные рисунки в пустыне Гоби в Китае. Причудливые узоры занимают немалую площадь и совершенно не похожи на другие известные рисунки на земле, например, на изображения в Перу на плато Наска. На данный момент трудно даже сказать, чем нанесены эти узоры, не то что утверждать об их предназначении. Свои версии предлагают как исследователи, так и любопытные граждане.

Необъяснимые рисунки находятся на северо-западе Китая, в пустыне Гоби, на границе с районом Синьцзян и провинцией Ганьсу. Размер объектов весьма различается. Некоторые достигают всего 2 км в длину и 1,5 км в ширину, другие же могут быть на 1 - 2 км длиннее или шире.

Структура изображений тоже варьируется, что еще больше ставит в тупик исследователей. Были обнаружены квадратный и прямоугольный рисунки, чем-то напоминающие план улиц. Внутри границ фигуры были проложены прямые линии, словно проспекты, и криво изогнутые - будто сетка переулков между ними. Не понятно назначение изображения круга с линиями, расходящимися из центра. Другим объектом, вызвавшим еще больше вопросов, были линии небольших темных квадратов.

Не ясно, как эти изображения были нанесены на почву. Представленные фотографии со спутника даже при большом увеличении не дают ясной картины. Какие-то объекты кажутся нарисованными, в то время как другие - скорее выкопанными, как неглубокие траншеи.

Что же касается теорий, то тут мнения ученых разделились. Одни упорно утверждают, что изображения не могут быть человеческого происхождения. Сравнительный анализ с аналогичными явлениями, однако, пока не дал никакого результата. Если на плато Наска линии складывались в определенные рисунки - птиц, зверей или причудливые узоры с четкой структурой, то в Гоби линии образуют достаточно примитивные изображения простейших геометрических фигур. Тем не менее уфологи все же убеждены, что это следы пребывания пришельцев на Земле.

Больше последователей собрала конспирологическая теория. Тот факт, что рисунки располагаются в достаточной близости к району Синьцзян, где находятся военные и космические базы, уже наводит на размышления. Многие принялись накладывать изображения, напоминающие улицы, на карты американских городов. Предполагается, что Китай готовит удар с воздуха по США и для этого проводит учения в Гоби.

При многократном увеличении фотографий можно заметить расположенные на объектах самолеты и сожженные автомобили. Это только больше пугает интернет-публику, активно включившуюся в обсуждение, порождая массу панических сообщений о скорой атаке Китая.

Поддержку иной версии находят в том, что в нескольких километрах от рисунков находится космодром Цзюцюань. Выходит, это могут быть схемы "земля - воздух" для ориентира космической станции. Несмотря на всю хлипкость, эта версия находит немало приверженцев.

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.